Бесплатная юридическая консультация

8 (800) 511-38-09 — вся Россия

Бесплатная юридическая консультация

8 (800) 511-38-09 — Вся Россия

Арбитражные управляющие: кто это, статус, обязанности, ответственность, отчет, порядок утверждения

Содержание

Арбитражные управляющие — кто это?

Арбитражные управляющие кто это, статус, обязанности,

Понятие арбитражного управляющего установлено в ФЗ от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон).

Документ определяет статус лица, его права и обязанности. Арбитражный управляющий является ключевой фигурой при проведении процедуры банкротства.

Основная часть действий лица, проводимая в рамках процедуры, основана на личных качествах и уровне подготовки.

Основные позиции и характеристики арбитражного управляющего даны в ст. 20 Закона.

Условия для получения статуса управляющего

У управляющего должны присутствовать:

  1. Наличие образования, профессиональных навыков.
  2. Умение проводить анализ.
  3. Возможность оперировать финансовыми терминами. Управляющий должен уметь составлять и читать отчетность, проводки и сложные экономические показатели.
  4. Наличие знаний, позволяющих обеспечить четкое исполнение требований законодательства.
  5. Склонность к руководящей деятельности для обеспечения четкой работы коллектива или помощников.
  6. Стрессоустойчивость. Реализация функций связана с повышенной конфликтностью процедуры банкротства.

Для получения статуса арбитражного управляющего и права занятия деятельностью лицо должно:

  • Соответствовать требованиям, выдвинутым Законом к профессиональному уровню подготовки.
  • Пройти курсы подготовки управляющих и успешно сдать экзамен на право получения свидетельства.
  • Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
  • Вступить в члены саморегулируемой организации, ведущей деятельность на некоммерческой основе.
  • Иметь регистрацию в реестре управляющих при Арбитражном суде.

Действия лиц контролируются гражданским законодательством, организацией СРО, Арбитражным судом.

Цель ввода управления – максимально удовлетворить требования кредиторов, включенных в реестр при возбуждении процедуры банкротства. При выборе кандидатуры предприятие или физическое лицо не имеет права участвовать или отклонять управляющего. Назначение производится Арбитражным судом без учета мнения потенциального банкрота или его кредиторов.

Деятельность управляющих осуществляется только в рамках процедуры банкротства.

Лица участвуют в этапах, сроки проведения которых определяются судебным органом.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:

  • для регистрации ИП
  • регистрации ООО

Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.

  • Ведение бухгалтерии для ИП
  • Ведение бухгалтерии для ООО

Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН, ЕНВД, ПСН, ТС, ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!

В рамках этапа временного управления проводится оценка состояния предприятия или лица, изучение возможности оздоровления. На основании экономических показателей составляется отчет для выработки дальнейших действий.

В периоде наблюдения составляется реестр кредиторов, проводятся сверки расчетов с поставщиками и покупателями. Определяется конкурсная масса – имущество, которое можно задействовать для санации или реализации.

Внешнее управление

Вводится только при условии проведения оздоровления предприятия. На внешнем управлении этапе процедуры банкротства производится отстранение руководства от несения функциональных обязанностей.

Контроль переходит к арбитражному управляющему. Судебный орган утверждает план мероприятий периода на основании предложений лица.

Период характеризуется мораторием на погашение обязательств перед кредиторами. Замораживаются требования исполнительных листов, прекращаются начисления пени и штрафных санкций.

В периоде предприятие часто осваивает новый вид деятельности, продукцию или меняет схему менеджмента.

Конкурсное управление

Процедура приходит на смену внешнему управлению в случае, если санацию не удалось провести и экономические показатели не улучшились.

В процессе управления производится продажа активов банкрота – недвижимости, транспортных средств, товарных остатков на складах. Взыскиваются долги по дебиторской задолженности, определяется порядок очередности погашения долгов перед кредиторами. Реализация имущества производится путем проведения аукционов и открытых торгов.

Каждый из периодов контролируется судебным органом и собранием кредиторов. Управляющий имеет свободу действий только в рамках утвержденного мероприятия.

Ответственность управляющих

Предприниматель, ведущий деятельность в качестве арбитражного управляющего, получает вознаграждение, размер которого устанавливается судебным органом. Выплаты производятся из активов банкрота – предприятия или физического лица.

Управляющие, входящие в состав членов саморегулируемых организаций, несут ответственность за действия:

  1. В рамках страхования гражданской ответственности. Договор заключается на стадии вступления в членство СРО.
  2. В размере компенсационного фонда, созданного в СРО. Средства фонда тратятся в исключительных случаях, если доказана вина члена по бездействию или совершению действий, усугубивших положение банкрота.

Если управляющий не соблюдает законодательства, правила ведения процедуры банкротства, его могут исключить из членства СРО и лишить права заниматься деятельностью.

Требования к данным лицам

К кандидатуре арбитражного управляющего предъявляются требования, установленные в ст. 20 Закона.

Лицо должно иметь:

  • Высшее образование по профилю.
  • Стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего.
  • Аттестацию в виде теоретического экзамена, сдаваемого по окончании специального курса подготовки специалистов данного профиля. Программа подготовки управляющих утверждается государством.
  • Стаж работы на руководящих должностях не менее 2-х лет.
  • Отсутствие судимости по преступлениям различной тяжести, в том числе по экономическим и административным делам.
  • Регистрацию статуса ИП.
  • Членство в СРО арбитражных управляющих.

Возможность назначения лица управляющим возникает только при совокупности всех условий.

Некоммерческие саморегулируемые организации (далее – СРО) организуются из предпринимателей, имеющих право на занятие специальным видом деятельности по сопровождению процедуры банкротства. Назначение некоммерческого партнерства – увеличение ответственности управляющих, контроль и помощь в ведении деятельности.

Вступление в членство СРО производится при совокупности соблюдения условий:

  • Соответствие требованиям, предъявляемым к арбитражным управляющим.
  • Представления в руководящий орган СРО документов, подтверждающих регистрацию в качестве ИП, профессиональный уровень, отсутствие судимости, стаж работы.
  • Отсутствия факта исключения ИП из аналогичной организации СРО в течение срока менее 3 лет.
  • Наличие страхования лица на предмет гражданской ответственности, возникающей в процессе ведения деятельности.
  • Взноса сумм, оговоренных внутренними документами НП СРО – вступительного начального взноса, первого членского взноса, вклада в компенсационный фонд.

Сумма, вносимая в фонд, имеет значимый уровень. Ряд СРО предоставляет рассрочку платежа, не влияющую на право воспользоваться взносом. Размер взносов определяется партнерством самостоятельно, но не может быть ниже установленного законодательством уровня.

Порядок приема в СРО устанавливается внутренними документами организации. Решение о приеме принимает руководящий орган партнерства.

Организация осуществляет функции:

  1. Контроль соответствия управляющего требования на протяжении времени членства. Представители СРО не вникают в деятельность по наблюдению, санации или ликвидации банкротов.
  2. Оказание помощи в виде предоставления информационного материала по изменениям в законодательстве.
  3. Обеспечение юридической профильной помощью.
  4. Участие в сложных спорных вопросах при отстаивании прав арбитражного управляющего.
  5. Обеспечение официальной публикации реестра арбитражных управляющих, оперативное включение и исключение членов. На основании данных реестра Арбитражный суд назначает управляющих для банкротов.

На реализацию действий органа управления и контроля НП СРО используются членские взносы участников.

Об арбитражных управляющих и их объединении в некоммерческие организации смотрите в следующем видеоматериале:

Порядок назначения арбитражных управляющих

Кандидатура арбитражного управляющего представляется организацией СРО, членом которой является лицо. Список подходящих лиц представляется СРО в ответ на запрос суда. Назначение производится Арбитражным судом в рамках процедуры банкротства.

При рассмотрении кандидатуры учитывается:

  • Соответствие требованиям, выдвигаемым для кандидатуры управляющего.
  • Отсутствие на момент назначения управляющего неоконченных дел конкурсного управления. При рассмотрении нескольких кандидатов выбор производится в сторону лица с меньшим числом предприятий или лиц-банкротов.
  • Отсутствие личных взаимозависимых связей или пересечения по курируемым процедурам банкротства, иной формы заинтересованности.
  • Наличие базового образования, схожего с деятельностью предприятия-должника. Предпочтения отдаются экономическому, юридическому видам образования.

Кандидатура арбитражного управляющего может меняться на различных этапах проведения банкротства. Смена кандидата производится по личным обстоятельствам управляющего, самоотвода, дисквалификации, назначения более опытного лица. Собрание кредиторов имеет право выдвинуть свою кандидатуру из реестра управляющих, но право на утверждение лица имеет только судебный орган.

Назначение и отстранение арбитражных управляющих производится по определению суда, вступающего в силу немедленно. При наличии возражений по кандидатуре, назначении или снятии лица оспорить решение Арбитражного суда можно в вышестоящей инстанции.

Процедура банкротства является сложным мероприятием, требующих участия профессионалов в финансовой, производственной, коммерческой сферах и четкого соблюдения документооборота на всех этапах.

Источник: http://www.DelaSuper.ru/view_post.php?id=3253

Административная ответственность арбитражных управляющих — взгляд изнутри

Административная ответственность арбитражных управляющих - взгляд изнутри

ЧАСТЬ 1. КТО ВПРАВЕ ПОДАВАТЬ ЖАЛОБЫ НА ДЕЙСТВИЯ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНА ПО КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ).

Административное производство по ст. 14.13 в отношении Арбитражного управляющего возбуждается по правилам ст. 28.1 Кодекса об Административных нарушениях.

Как показывает практика основных поводов для возбуждения административного дела в отношении Арбитражного управляющего два:

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  2. заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Однако, нередки случаи проверки деятельности арбитражного управляющего по заявлению лица, немеющего никакого отношения к делу о банкротстве, в котором назначен данный арбитражный управляющий.

При таких обстоятельства контролирующий орган обращается к Закону «Об обращениях граждан» и приводит доводы о том, что он, как орган Правительства Российской Федерации, не вправе не реагировать на обращения граждан, при этом оправданием возбуждения административного дела без надлежащего обращения лица, участвующего в деле о банкротстве по правилам пункта 1.1 ст. 28.1 является отсылка в п. 1 указанной статьи, а именно — непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. (Постановление Верховного Суда РФ от 17.08.2015 N 305-АД15-6786 по делу N А40-117929/2014)

В силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 настоящего Кодекса. (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 N 17АП-13047/2016-АКу по делу N А71-6759/2016)

Выходит так, что любой зашедший на сайт http://bankrot.fedresurs.ru/ может, получив информацию о назначенном арбитражном управляющем, может написать на него жалобу, и эта жалоба в силу п. 3 ч. 1 ст. 28 КоАП РФ будет рассмотрена и по этой жалобе будет возбуждено Административное производство.

В большинстве случаев, при проведении проверки деятельности Арбитражного управляющего в рамках возбужденного Административного производства по жалобе, контролирующий орган запрашивает документы, совершенно не относящиеся к фактам, указанным в жалобе и таким образом получает возможность привлечения арбитражного управляющего к ответственности по факту обнаружения.

Здесь возникает вопрос, правомерны ли действия контролирующего органа выходить за рамки жалобы и затребовать документы, не относящиеся к фактам, указанным в жалобе. Административный кодекс не дает ответа на данный вопрос.

По аналогии с процедурами проверки по другим административным составам, контролирующие органы проверяют предприятия и индивидуальных предпринимателей по фактам жалобы, иных документов по всей деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя не запрашивается, и только если при выезде на место совершения административного  правонарушения (место нахождения юридического лица и индивидуального предпринимателя) будет выявлено иное нарушение правил определенной деятельности, не указанное в жалобе может последовать административное расследование по факту обнаружения.

А вот в случае с Арбитражным управляющим контролирующий орган запрашивает всю документацию по деятельности Арбитражного управляющего в отношении определенного должника. Получается, что Арбитражный управляющий, совершенно не защищен от дополнительных проверок, не связанных с «законными» жалобами лиц, участвующих деле о банкротстве.

Интересно рассмотреть историю развития законодательства в части развития ст. 28.1 КоАП РФ. До июля 2007г. ст. 28 КоАП содержала только пункты 1,2,3,4,5.

Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» часть 1 ст. 28 КоАП РФ была дополнена пунктом 1.1 следующего содержания:

Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.

Выходило так, что с июля 2007г. поводами для возбуждения административного дела по указанным статьям являлись:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.

Т.е. контролирующим органом принималось к рассмотрению заявление о нарушении арбитражным управляющим норм законодательства о банкротстве только подписанное особым лицом – сотрудником государственного органа или представителем собрания (комитета) кредиторов.

Просто конкурсные кредиторы были не вправе жаловаться на действия арбитражного управляющего. Но это совершенно не означало, что конкурсные кредиторы не имели защиты при нарушении их прав и законных интересов.

Они могли подать свою жалобу (претензию) на рассмотрение собрания (комитета) кредиторов или в правоохранительные и иные уполномоченные органы, которые по результатам рассмотрения жалобы (претензии) могли реагировать направлением соответствующего сообщения в контролирующий орган. Сам же контролирующий орган не имел права возбуждать административное дело по жалобе конкурсного кредитора, но при этом он имел возможность, самостоятельно выявив нарушение в деятельности арбитражного управляющего, возбуждать административные дела и составлять протоколы об административных правонарушениях.

Переломным моментом в данной практике стало Определение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. N 15652/12. Высшая инстанция суда указала, что «Из анализа положений статьи 28.1 КоАП РФ следует, что перечень поводов для возбуждения в отношении арбитражного управляющего дела об административном правонарушении является исчерпывающим, заявление конкурсного кредитора не может быть отнесено к числу таких поводов.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/3/28/administrativnaya_otvetstvennost_arbitrazhnyh_upravlyayuschih_-_vzglyad_iznutri

Права и обязанности арбитражного управляющего в процедуре несостоятельности

Права и обязанности арбитражного управляющего в процедуре несостоятельности

Арбитражный управляющий (АУ) — это лицо, которое проводит мероприятия по банкротству. Его кандидатура утверждается в арбитражном суде. К выбору арбитражного управляющего следует относиться ответственно, осведомленным о его профессиональных обязанностях и знать что требовать.

АУ как представитель суда полностью контролирует проведение процедуры несостоятельности. По итогам этапа банкротства он составляет заключение, от которого зависит решение суда по делу. Если управляющий не найдет достаточных оснований, чтобы объявить организацию банкротом, то решение суда также будет отрицательное.

Под присмотром назначенного специалиста по ведению дел о несостоятельности осуществляется анализ финансовой картины организации-должника, проводится оценка имущества, которое можно будет реализовать через торги. В то же время стоимость имущества оценивается специальными экспертами, а антикризисный руководитель принимает решение о том, что из имущества подлежит изъятию, а что остается у заемщика в собственности.

Законодательно предусмотрена ответственность АУ.

Это регламентируется специальным Законом о несостоятельности, согласно которому при условии ненадлежащего исполнения или вовсе не исполнения управляющим его обязанностей, а также нарушения правил, регламентирующих профессиональную деятельность, АУ может быть отстранен согласно решению арбитражного суда. Чтобы такое решение судом было принято, какая-либо из принимающих участие в деле о банкротстве сторон должна выдвинуть соответствующее требование.

Установленный факт невыполнения или ненадлежащего выполнения АУ правил, регламентирующих профессиональную деятельность, которые были утверждены его СРО, скорее всего, повлечет за собой отстранение данного специалиста из состава саморегулируемой организации. В таком случае арбитражный управляющий также будет отстранен по постановлению арбитражного суда от дел, которые на него возложены. Такое отстранение производится по заявлению от саморегулируемой организации.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение АУ своих обязанностей, установленных законодательством о банкротстве (несостоятельности), может послужить причиной административной ответственности, наложенной на арбитражного управляющего.

Если в результате ненадлежащего выполнения или невыполнения специалистом по ведению дел о банкротстве его обязанностей были причинены убытки сторонам процесса о несостоятельности, то АУ понесет предусмотренную законодательством ответственность.

Виды арбитражных управляющих

Права

В ходе ведения дела о несостоятельности арбитражный управляющий обладает следующими правами:

  • По организации собрания кредиторов.
  • По сбору комитета кредиторов.
  • По обращению с ходатайствами или заявлениями в арбитражные суды в ситуациях, о которых говорится в законе.
  • На получение вознаграждения в сумме, установленной законодательно.
  • Находить для реализации необходимых процессов по делу о банкротстве других лиц, деятельность которых оплачивается должником.
  • Отправлять запросы в соответствующие органы для получения необходимой информации о должнике и тех, кто состоит в его органах управления также о лицах, контролирующих его деятельность. АУ может запрашивать сведения об имуществе, которым владеют эти лица, контрагентах, с которыми должник взаимодействует, а также об обязательствах, имеющихся у организации перед физическими, юридическими лицами и государственными органами.
  • Попросить арбитражный суд об отстранении его от обязанностей АУ по делу о несостоятельности организации, подав соответствующее заявление.

Все те лица и органы, от которых были запрошены арбитражным управляющим, ведущим дело о несостоятельности, какие-либо сведения, должны предоставить их в течение недели.

Обязанности

По мере проведения процедуры признания несостоятельности организации арбитражному управляющему присваиваются обязанности:

  • Обеспечивать защиту имущества организации-должника.
  • Производить анализ состояния финансов должника, а также результатов инвестиционной и хозяйственной деятельности при банкротстве.
  • Фиксировать требования кредиторов в специально предназначенном для этого реестре.
  • По запросу лиц, которые потребуют организовать общее собрание кредиторов, арбитражный управляющий обязан предоставить им реестр требований не позднее 3 дней.
  • Если в процессе делопроизводства о банкротстве выявляются административные правонарушения или вовсе преступления, оповещать об этом соответствующие органы.
  • Извещать собрание кредиторов о действиях или сделках, за которые третьи лица несостоятельности должны быть привлечены к гражданско-правовой ответственности.
  • Расходы по осуществлению процедуры банкротства должны быть обоснованы и разумны.
  • В случае выявления признаков управляющим фиктивного преднамеренного банкротства оповещать об этом факте все стороны, которые участвуют в процессе признания несостоятельности в регламентированном законодательством порядке. А также эти сведения должны поступить в СРО, где состоит этот специалист, быть переданы собранию кредиторов и органов, которое уполномочены возбуждать дела о соответствующих нарушениях.
  • В ситуациях, когда действующее законодательство предписывает арбитражному управляющему обязательное привлечение других лиц в целях реализации его полномочий, они должны быть привлечены на условиях договора с профессионалом по делу о несостоятельности, который аккредитован в саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Их деятельность должна оплачиваться в полном соответствии со всеми нормами законодательства.
  • По мере выявления фактов, которые свидетельствуют о нарушении должником обязанности подавать заявление о несостоятельности в арбитражный суд тогда и за те сроки, о которых говорится в соответствующей статье Федерального закона. Когда выявление подобных фактов имело место быть, привлекать виновное лицо к ответственности по правилам, изложенным в законодательных актах, и сообщать о нарушении в уполномоченные органы.
  • Вести иную деятельность по процедуре банкротства, которая регламентируется законодательно.

АУ должен хранить конфиденциальность полученных в процессе ведения дела о несостоятельности организации и в связи с ведением им деятельности арбитражного управляющего сведений, если законодательно не предусмотрен иной порядок действий. К этим сведениям относятся также служебная тайна и коммерческая тайна.

В ходе проведения процедуры специалист по процессу о банкротстве должен обеспечивать интересы кредиторов, должников и общественности, избирая разумные и добросовестные действия.

Будучи утвержденными через арбитражный суд, АУ перенимают права по процессу банкротства у специалистов, которые занимались этим делом до них.

Помощник арбитражного управляющего

Помощниками арбитражных управляющих становятся те, кто в дальнейшем собирается делать карьеру по соответствующей профессии, и к ним предъявляются те же самые требования, что и к АУ.

Перед тем как стать полноценным специалистом по ведению дел о банкротстве, помощник должен побыть стажером в качестве заключительного этапа подготовки.

Стажировка в суде гарантирует получение будущим профессионалом необходимых знаний и умение использовать их на практике.

Прохождение практикума становится для помощника своеобразной проверкой их профпригодности для успешного и эффективного выполнения данной работы в будущем.

Если по результатам стажировки АУ получает положительные отзывы о своей работе, то время его практикума будет засчитано и его примут в ряды саморегулируемой организации.

Поэтапное освоение профессии помогает стажерам получить все необходимые знания по теории и практике деятельности арбитражным управляющим.

На протяжении подготовки создаются все условия, содержащие максимум практической информации о несостоятельности, что способствует должному по качеству осуществлению будущими профессионалами их обязанностей.

Требования к АУ

Согласно законодательству стать арбитражным управляющим может только человек, имеющий гражданство РФ и состоять в СРО (саморегулируемой организации).

Саморегулируемые организации предъявляют строгие требования для вступления в свои ряды к арбитражным управляющим. Стандартные требования большинства СРО соответствуют пунктам закона, в котором регламентируется правовой статус профессионала по ведению дела о несостоятельности организаций.

Особенности правового статуса

В Федеральных законах о банкротстве прописаны следующие пункты о правовом статусе арбитражного управляющего:

  • им может быть исключительно гражданин РФ;
  • арбитражному управляющему следует иметь диплом о высшем профобразовании;
  • он должен обладать опытом работы на руководящей должности сроком не менее 2-х лет;
  • для работы арбитражным управляющим необходимо пройти экзаменовку по программе теоретической базы знаний;
  • требуется также пройти стажировку на протяжении 2-3 месяцев как помощник управляющего в делах о банкротстве;
  • для работы нужно иметь незапятнанную биографию с отсутствием судимости за экономические и другие преступления;
  • арбитражный управляющий должен состоять в саморегулируемой организации.
  • оконченное высшее юридическое или высшее экономическое образование. Также могут затребовать наличие диплома в соответствии специальности со сферой деятельности организации-должника;
  • стаж трудовой деятельности на руководящей должности в организации, сфера деятельности которой соответствует отрасли банкротящегося;
  • необходимое количество доведенных до финала дел о несостоятельности в качестве АУ.

Карточка арбитражного управляющего

Каждый специалист данного профиля, как и руководитель саморегулируемой организации, имеет заведенные на имя арбитражного управляющего карточки.

Эти карточки содержатся у сотрудника структурного отделения по защите гостайны Росрегистрации, уполномоченного заниматься подобной деятельностью.

Документ хранится там столько времени, сколько арбитражный управляющий числится в какой-либо СРО.

Отчет

Отчет арбитражный управляющий ведет на протяжении всей процедуры банкротства. Делится она на этапы, включающие наблюдение и внешнее управление, а также конкурсное производство, финансовое оздоровление. На протяжении этих стадий АУ должен составить соответствующие выводы и занести их в отчет.

Типовые формы, по которым управляющий процедурой банкротства составляет отчетность, утверждаются Минюстом РФ. После составления АУ ставит на них свою подпись. Отчеты представляются в виде брошюр с документами, которые прилагаются к ним.

Как найти арбитражного управляющего?

Кандидата, подходящего на роль профессионала, который будет вести ваше дело о несостоятельности, можно найти, воспользовавшись поиском в интернете, базами данных, а также рекомендациями друзей и знакомых.

Многие арбитражные управляющие имеют свои сайты, где можно почерпнуть информацию о нем. Обычно указывается количество успешно завершенных дел о несостоятельности, образование кандидата, его стаж работы.

Еще один вариант — найти саморегулируемую организацию в вашем регионе и попросить посоветовать арбитражного управляющего для дела о банкротстве.

Проверить, есть ли запись о найденном специалисте в специализированном реестре, можно на сайте, принадлежащем Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Дополнительно полезно навести справки о том, не привлекался ли к административной ответственности арбитражный управляющий в ходе выполнения своих обязанностей.

Источник: https://bankrotstvoved.ru/arbitrazhnyj-upravlyayusshij

Права и обязанности конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий — это кто?

В момент, когда юридическое или физическое лицо оценено как банкрот арбитражным судом, может быть начата определенная процедура, необходимая для возврата долгов кредиторам. Данный процесс именуется конкурсным.

Это производство, которое требует определенного порядка и выполнения различных действий специально назначенными лицами, что прописано законодателем в нормативно-правовых актах.

А одним из основных участников дела о банкротстве является конкурсный управляющий, наделенный специфическими правами и обязанностями.

Конкурсное производство

Для того чтобы понять, кто такой конкурсный управляющий (КУ), необходимо знать, что такое конкурсное производство и некоторые особенности его открытия.

В общем, при рассмотрении дела о несостоятельности юридического лица применяются такие действия, как наблюдение, внешнее управление, оздоровление, конкурсное производство или мировое соглашение. В случае же банкротства физического лица используются только два последних указанных этапа.

В период производства по делу о несостоятельности устанавливаются исполнительные лица, называемые арбитражными управляющими.

Это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

В зависимости от этапа дела о несостоятельности они могут быть внешними, временными, административными и т. д.

Так, на момент конкурсного производства назначается арбитражный конкурсный управляющий, понятие, функции, права и обязанности которого закреплены соответствующим ФЗ и описаны далее в статье.

Само конкурсное производство — это процесс, наступающий после объявления должника банкротом арбитражным судом. В момент такого рода процедуры совершаются действия по поиску и сбору всего имущества должника, происходят соответствующие выплаты всем кредиторам и ликвидируется само предприятие.

Согласно законодательству РФ срок конкурсного производства составляет до полугода, но он может быть и большим (до одного года), если лицом, участвующим в деле, подано ходатайство.

В РФ рассмотрение дел о банкротстве, вся их специфика в общем закреплены в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», так же как и в частности конкурсное производство.

Конкурсный управляющий в данном процессе играет немаловажную роль, так как является главным распорядителем всего имущества должника.

Поэтому регулирование его деятельности, определение и закрепление обязанностей и прав чрезвычайно важно.

Понятие конкурсный управляющий

Это лицо, назначенное арбитражным судом в момент признания лица несостоятельным (банкротом) и установления конкурсного производства. Он является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие КУ заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Полномочия и права

Полномочия и обязанности КУ закреплены в статье 129 ФЗ «О несостоятельности «. В соответствии с данной статьей права конкурсного управляющего включают в себя:

  1. Распоряжение имуществом лица-должника в порядке, установленном ФЗ.
  2. Возможность увольнения работников, руководителей должника в соответствии с условиями ФЗ.
  3. Подачу заявления об отказе от выполнения договоров или других сделок, так как определено статьей 102 данного ФЗ. Кроме тех случаев, когда существуютобстоятельства, мешающие восстановлению платежеспособности обанкротившегося лица.
  4. Подачу заявления от имени должника в арбитражный суд о признании недействительными договоров и сделок, ничтожными — последствия, наступившие в результате данных решений, о взыскании убытков, понесенных вследствие действий (бездействий) руководителя (совета директоров, коллегиального исполнительного органа или любого другого управляющего органа) несостоятельного объекта.

Ведение процесса

Обязанности конкурсного управляющего подлежат исполнению с момента его назначения до остановки процесса по делу о банкротстве или до даты принятия мирового соглашения или дня отстранения КУ. Они включают в себя:

  1. Принятие в ведение имущества должника, проведение инвентаризации в связи с этим.
  2. Внесение данных в Единый Федеральный Реестр сведений о банкротстве, а также информации, полученной в ходе описи имущества должника, в течение 3 рабочих дней с момента ее завершения.
  3. Принятие мер по обеспечению сохранности материальных ценностей объекта, признанного банкротом.
  4. Привлечение оценщика имущества должника, если этого требует закон.
  5. Совершение действий, направленных на поиск и возврат собственности обанкротившегося лица, которая находится у третьих лиц.
  6. Предупреждение работников об увольнении не позже чем через месяц после установления конкурсного производства.
  7. Ведение реестра требований кредиторов.
  8. Предъявление исков о взыскании долга к лицам, которые имеют обязательства перед обанкротившимся объектом.
  9. Сохранность документации должника и передача ее в соответствующие органы при необходимости.
  10. Заявление возражений в отношении выдвинутых требований кредиторов в определенном законом порядке.
  11. Заключение сделок, которые будут выгодны должнику (только с разрешения собрания или комитета кредиторов).

Если собрание кредиторов выносит решение прекратить деятельность предприятия-должника, то конкурсный управляющий это выполняет в течение трех месяцев с момента данного постановления. То есть он обязан прекратить выпуск товаров, оказание услуг или выполнение работ данной организацией.

Вердикт об окончании работы фирмы не может быть вынесен в тех случаях, когда это повлечет техногенную или экологическую катастрофы, парализует работу дошкольных, лечебных, образовательных учреждений, коммунальных структур или любых других объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности людей.

Отчет конкурного управляющего

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено по причинам, прописанным в статье 57 ФЗ, КУ должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:

  • продажу собственности должника;
  • погашение кредитных обязательств;
  • предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица, а также сведений, которые необходимо фиксировать в данном органе согласно пункту второму статьи 11-й ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о местах и периодах работы и т. д.).

К отчету, помимо вышеперечисленных документов, должны прилагать конкурсные управляющие реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.

После того как КУ составил и подал в компетентный орган свой доклад, он обязан уведомить о данном факте кредиторов.

Контроль деятельности КУ

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ «О банкротстве». Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе КУ должна содержаться информация:

  • об инвентаризации имущества должника, ее оценке, если таковая требовалась;
  • о количестве денежных средств, которые были зачислены на расчетный счет должника, и источниках такого финансирования;
  • о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;
  • о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;
  • о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;
  • о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;
  • о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;
  • о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;
  • о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;
  • о проведенной работе КУ по закрытию счетов должника;
  • о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;
  • вся другая информация, содержание которой устанавливается КУ, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.

Освобождение КУ

Конкурсный управляющий может быть освобожден или отстранен от выполнения своих обязанностей в соответствии со статьями 144 и 145 ФЗ.

Так, КУ освобождается от реализации своих функций арбитражным судом в случае:

  • собственного желания, по личному заявлению;
  • направленного саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (членом которой является КУ) соответствующего прошения в арбитражный суд.

Во втором случае ходатайство подается тогда, когда выявляются факты нарушения в деятельности конкурсного управляющего, его несоответствия занимаемой должности, некомпетентности, недобросовестной работы.

При этом изначально решение принимается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а потом в течение 14 рабочих дней со дня его принятия прошение подается с арбитражный суд.

Отстранение КУ

Отстранение же управляющего может быть осуществлено, если:

  • подано ходатайство от собрания или комитета кредиторов в ситуации, когда КУ не выполняет своих обязанностей или выполняет их ненадлежащим образом;
  • какое-либо лицо, участвующее в деле о банкротстве и чьи интересы нарушены в результате деятельности конкурсного управляющего, а также в связи с этим должник или кредиторы понесли или могли понести убытки, обращается с жалобой в арбитражный суд, и данная претензия удовлетворяется;
  • выявлены обстоятельства, не позволяющие КУ быть назначенным на данную должность;
  • конкурсный управляющий нарушил условия членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих и был за это исключен из нее или же принудительно покинул данное общество за нарушение закона;
  • к КУ применяется административное наказание в виде лишения его права заниматься данной деятельностью.

При отстранении или освобождении назначается новый конкурсный управляющий. Это происходит согласно порядку, установленному федеральным законом. Если такое решение принято, то оно должно быть выполнено незамедлительно, хотя может быть обжаловано.

Подводя итоги, следует отметить, что конкурсное производство открывается судом только в тех случаях, когда другие операции по делу о банкротстве не принесли никакого результата или платежеспособность объекта восстановить нет возможности.

На данных этапах, как правило, у объекта банкрота есть множество невыполненных долговых обязательств и в связи с этим — множество неудовлетворенных кредиторов.

Именно в такие моменты наступает конкурсное производство.

Что свидетельствует о том, что конкурсный управляющий — это человек, выполняющий специфическую роль в данном процессе, о его значимости и необходимости в деле о несостоятельности.

Источник: http://.ru/article/170609/prava-i-obyazannosti-konkursnogo-upravlyayuschego-konkursnyiy-upravlyayuschiy---eto-kto

Поделиться:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.