Бесплатная юридическая консультация

8 (800) 511-38-09 — вся Россия

Бесплатная юридическая консультация

8 (800) 511-38-09 — Вся Россия

Правопреемство при реорганизации юридического лица при реорганизации и ликвидации

Содержание

Вопросы правоприеемства при ликвидации юридического лица

Правопреемство при реорганизации юридического лицаОдной из самых используемых форм ликвидации юридического лица является его реорганизация, осуществляемая путем передачи имущества и обязательств его правопреемнику. Данный процесс в юридической практике получил название правопреемства при ликвидации юридического лица.

При ликвидации юридического лица правопреемство – это передача прав, имущества и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому.

Основные правила правопреемства регламентируются статьей 58 Гражданского Кодекса Российской Федерации:

  • при слиянии двух или более юридических лиц все права, обязательства и имущество передаются новому образованному юридическому лицу согласно положениям передаточного акта;
  • при присоединении одного общества ко второму, все права, обязательства и имущество передаются последнему в соответствии с положениями передаточного акта;
  • при разделении компании все права, обязательства и имущество передаются новым юридическим лицам в соответствии с положениями разделительного баланса. При этом, если из состава юридического лица осуществляется выход один или несколько лиц, то согласно этому же разделительному балансу активы вышедших членов разделяются между оставшимися участниками.

При ликвидации юридического лица правопреемник не облагается налогом, что регламентируется российским законодательством. Но правопреемство при ликвидации юридического лица не исключает ответственности за нарушения в сфере налогообложения.

И, если при передаче прав обнаружены нарушения законов участниками первого юридического лица, то вновь образовавшемуся предприятию придется отвечать за нарушения перед судом.

Реорганизация

Реорганизация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная реорганизация проводится согласно решению учредителей субъекта правоотношений, либо органа юридического лица, который уполномочен на данное действие учредительными документами.

Предприятия, которые участвуют в слиянии, должны заключать договор о слиянии, согласно которому устанавливаются порядок и условия проведения процесса слияния, порядок конвертации ценных бумаг каждого общества в ценных бумагах нового общества.

Составление устава и утверждение совета директоров нового общества проводится на совместном собрании всех акционеров предприятий, которые участвовали в слиянии. Фирма регистрирует изменения в учредительных документах.

Принудительная реорганизация может проводиться в следующих пяти формах:

  1. Присоединение одного субъекта к другому. Все права, обязанности и имущество передаются последнему лицу согласно положениям передаточного акта.
  2. Разделение. Права, обязанности и имущество передается новым образовавшимся юридическим лицам согласно положениям разделительного баланса.
  3. Слияние. Права, обязанности и имущество всех юридических лиц, участвующих в слиянии, передаются вновь образованному обществу согласно положениям передаточного акта.
  4. Выделение. Права, имущества и обязанности реорганизованного общества передаются каждому их юридических лиц, вышедших из общества. Разделение прав осуществляется согласно положениям передаточного акта.
  5. Преобразование. При преобразовании организационно-правовой формы все права, обязанности и имущество получает новая компания согласно положениям передаточного акта.

При слиянии, преобразовании или присоединении юридического лица необходимо получение обязательного согласия со стороны соответствующих государственных органов.

Передаточный акт и распределительный баланс содержат основные положения и условия о правопреемстве по всем правам и обязательствам, а также передаче имущества реорганизованного юридического лица по отношению всех кредиторов и должников.

Данные документы утверждаются либо учредителями общества, либо соответствующими органами, по решению которых проводится закрытие компании.

Передаточный акт, либо разделительный баланс необходимо предоставить для государственной регистрации нового общества, либо для внесения соответствующих изменений в учредительные документы уже существующего общества.

Положения о правопреемстве юридического лица в передаточном акте могут излагаться несколькими способами:

  • при помощи указания в тексте о непосредственных условиях о правопреемстве;
  • при помощи перечисления всех финансовых показателей, которые отражены в балансе, с указанием условий о правопреемстве.

Порядок проведения ликвидации

Главными факторами, влияющими на порядок проведения ликвидации юридического лица, являются основание, согласно которому проводится процедура, и организационно-правовая форма субъекта. Общие правовые нормы устанавливаются в Гражданском Кодексе РФ, а более конкретные правила – в законах о организационно-правовых формах.

Причины реорганизации и ликвидации общества могут быть разнообразными, но все они связаны с нестабильной рыночной экономикой, ее особенностями, конкуренцией.

Процесс реорганизации фирмы считается завершенным при получении государственной регистрации вновь образованных юридических лиц, за исключением проведения процесса в форме присоединения.

Особое внимание государством уделяется кредиторам ликвидируемой компании, соблюдению всех обязательств перед ними. При реорганизации юридического лица, участники общества, либо государственные органы, которые вынесли решение о ликвидации, обязаны уведомить кредиторов о процессе в письменном виде.

Кредиторы не могут повлиять на процесс реорганизации компании, лишь вправе подавать требование о досрочном расторжении договора и исполнения всех обязательств с возмещением всех понесенных убытков.

Основные этапы ликвидации с правопреемством

Основные этапы ликвидации юридического лица с правопреемством:

  • подготовка к ликвидации, заключающаяся в обсуждении учредителями о проведении процесса ликвидации, разработке организационно-правовой форме новой организации и модели управления ей;
  • регистрация, которая подразумевает подачу всего пакета документов в соответствующий регистрационный орган;
  • пострегистрационные формальности, т.е. завершение ликвидации юр. лица, оформление прав и обязательств правопреемнику, оптимизация системы управления нового общества или группы компаний.
  • При проведении ликвидации с правопреемством важным является создание двух специализированных изданий с указанием предстоящей реорганизации фирмы. Это необходимо для:
  • уведомления кредиторов и должников о предстоящем процессе для досрочного урегулирования сторонами всех обязательств и возмещения убытков;
  • уведомления работников компании о предстоящей реорганизации. В некоторых случаях возникает необходимость расторжения трудовых договоров с сотрудниками общества. Трудовой договор расторгается в том случае, если сотрудник отказывается работать в реорганизованной компании. Также допускается увольнение работника фирмы в связи с сокращением штата в новой компании. При этом соблюдаются все установленные нормы по Трудовому кодексу.

Правопреемство

Правопреемство может быть универсальным и сингулярным. В первом случае правопреемник получает полностью все права, обязательства и имущество. То есть при ликвидации юридического лица все полномочия передаются новому образованному обществу, либо обществу, с которым произошло слияние.

Правопреемство является сингулярным, если права, обязательства и имущество передаются юридическому лицу не полностью. Такой вид практикуется при выделении и разделении реорганизованного общества.

Также не допустимо правопреемство по отношению объектов гражданских прав, оборот которых является ограниченным или запрещенным. Например, право на наркотические средства, оружие и т.п.

Источник: http://1likvidaciya.ru/juridicheskogo-lica/pravoprieemstvo-pri-likvidacii.html

Правопреемство при реорганизации юридических лиц: какой документ подтверждает, нюансы и образцы

Главный смысл реорганизации состоит в переходе всех действующих обязательств и правомочий прекращающей свою деятельность компании к вновь создаваемому юрлицу. Способы и направления перехода прав могут разниться в зависимости от выбранной формы реорганизации. Однако общий принцип един: ни одно обязательство не должно быть утеряно в этой сложной и длительной процедуре.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Виды правопреемства при реорганизации компаний

Любая реорганизация — это перераспределение активов и пассивов между несколькими компаниями

Наука гражданского права выделяет две разновидности преемства прав и обязанностей в гражданском обороте:

  • универсальное — переход правомочий и обязательств целым комплексом от одного лица другому;
  • сингулярное — переход единичных прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 129 ГК, переход прав в процедуре реорганизации компаний квалифицируется как универсальное правопреемство. Ведь активы и обязательства переходят от компании к компании если не в полном объëме, то как минимум целым направлением или структурным подразделением.

Как происходит правопреемство при разных формах реорганизации

Правила правопреемства для различных форм реорганизации в разрезе направлений перехода активов устанавливает ст. 58 ГК:

  1. В результате слияния правомочия и обязательства каждого из объединяющихся юрлиц в полном объëме переводятся на образуемое юрлицо.
  2. По итогам поглощения правомочия и обязательства поглощаемой компании передаются в полном объëме поглощающей компании.
  3. В процессе разделения правомочия и обязательства делимой компании распределяются между создаваемыми юрлицами в соответствии с передаточной документацией.
  4. Если происходит выделение, из массива обязательств и прав «материнской» компании отделяется часть (или несколько частей) для вновь создаваемой компании.
  5. Если в качестве способа трансформации заявлено преобразование, права и обязательства компании не изменяют своего субъекта.

Допускает закон и смешение форм реорганизации. При этом одновременно действуют сразу несколько из вышеперечисленных правил.

Гражданское законодательство предусматривает 5 видов реорганизации, каждый из которых, в свою очередь, подразумевает свои направления перехода прав и обязанностей

Правопреемство и ликвидация

Говоря о правопреемстве при реорганизации фирмы, нельзя не упомянуть о ликвидации, как об этапе этого процесса. Ликвидация во всех формах реорганизации, кроме выделения — неизбежное последствие процедуры для всех участников или некоторых из них.

При этом правило правопреемства в рассматриваемом ракурсе следующее: каждая ликвидируемая компания передаëт весь комплекс своих прав и обязательств в соответствии со ст. 58 ГК. Если же компания остаëтся действовать, еë права и обязательства переходят к правопреемникам лишь частично, а при поглощении — не переходят и вовсе.

Проблемы правопреемства

Практическое применение любых норм закона, особенно если они регулируют такой глобальный и объëмный процесс, как реорганизация, на практике вызывает множество вопросов. Нередко некоторые моменты оказываются спорными и противоречивыми, а иные и вовсе — неурегулированными законом (так называемые пробелы в законодательстве).

Немало проблем обнаруживает и практика применения института правопреемства при реорганизации юрлиц. Среди самых актуальных и рапространëнных из них:

  1. Растянутость во времени самого момента передачи прав и обязанностей. Так, зачастую с даты проведения инвентаризации, составления передаточной документации до даты непосредственно реорганизации (госрегистрации изменений) проходит немало времени. За это время у компаний может очень существенно измениться состав активов и пассивов, ведь хозяйственная деятельность предполагает ежедневное их движение. В то же время законом не предусмотрено возможности свободно корректировать передаточную документацию, имеется лишь требование об установлении в ней порядка определения правопреемника для любых возможных вновь возникших обязанностей и прав.
  2. Отсутствие чëтких требований к форме передаточной документации. Так, ни один законодательный акт, содержащий нормы о реорганизации, не утверждает форму передаточного акта и даже не даëт общего представления об этом важнейшем юридическом документе.
  3. Несколько размытая роль передаточной документации в процедуре. В большинстве форм реорганизации комплекс прав и обязательств компании целиком переходит к другому юрлицу, при этом определение правопреемства не вызывает абсолютно никаких вопросов. Очевидно, что роль передаточного акта, который на момент реорганизации может стать неактуальным (см. п.1) попросту формальная.
  4. Выделение — особая форма реорганизации, при которой ни одна компания, вступившая в процесс, хозяйственную деятельность не прекращает. С этим связаны некоторые проблемы при определении правопреемства тех обязательств, что по перечисленным выше причинам не вошли в передаточную документацию. Вопреки общему правилу, которое устанавливает солидарную ответственность для обязательств, правопреемника по которым в соответствии с передаточным актом определить невозможно, здесь всë происходит несколько иначе. Буквальное толкование ст. 58 ГК позволяет сделать вывод о том, что все неучтенные в акте обязательства принадлежат лишь «материнской» компании.
  5. Законодательное регулирование процедуры реорганизации несколько несогласованно и разобщено. Так, соответствующие нормы содержит не только ГК, но и ряд федеральных законов, среди которых и узкоспециализированные (например, касающиеся только АО или ООО). Тем временем некоторые правила из последних на практике применяются в отношении всего круга субъектов реорганизации вне зависимости от организационной формы.
  6. Относительная защищëнность интересов кредиторов. Несмотря на наличие прав требования к реорганизуемой компании, кредиторы не имеют полномочий по воспрепятствованию ходу процедуры — их несогласие, по сути, значимой роли не играет. В то же время независимо от формы трансформации, кредитор может оказаться в невыгодном положении — распределение обязательств между компаниями может значительно ослабить финансовые возможности должника-правопреемника.

Прежде, чем произойдёт госрегистрация реорганизации, пройдёт достаточно много времени, а значит, сведения, отражённые в передаточном акте, могут устареть

Документы, подтверждающие правопреемство

Последние редакции гражданского законодательства в качестве единственного документа, подтверждающего переход прав от одного юрлица к другому в процессе реорганизации, называют передаточный акт. Именно этот документ подаëтся в ИФНС в составе пакета документов на госрегистрацию вне зависимости от выбранной формы реорганизации.

Несмотря на то что положения о правопреемстве могут содержаться (и зачастую, безусловно, содержатся) и в договоре о реорганизации, и в разделительном балансе, и в решениях уполномоченных органов компаний о реорганизации и установлении порядка управления вновь созданными юрлицами, закон в качестве подтверждающего правопреемство документа признаëт лишь передаточный акт.

Передаточный акт: форма и содержание

Исходя из отсутствия законодательных требований к форме передаточного акта, практика применения соответствующих норм выработала два варианта его исполнения:

  1. Бухгалтерский баланс с приложением расшифровки по каждой строке (для этих целей вполне подойдут инвентаризационные описи, они прикладываются к акту).Передаточный акт может выглядеть, как обычный бухгалтерский баланс (с приложением расшифровок)
  2. Перечень активов и пассивов с расшифровкой их текущего состояния и стоимости.Передаточный акт может быть составлен в виде перечня

Несмотря на довольно расплывчатые требования по форме, относительно содержания рассматриваемого документа закон даëт совершенно чëткие установки. Так, ст. 59 ГК требует, чтобы передаточный акт содержал:

  • правила преемства относительно каждого существующего правомочия и обязательства;
  • правила правопреемства в разрезе должников и кредиторов, по всем сделкам, в том числе и оспариваемым;
  • правила определения правопреемства на случай, если правомочие или обязательство возникнет уже после составления акта.

Важный момент в оформлении передаточного акта — необходимость утверждения документа органом, принявшим решение о трансформации компании. Как правило, в этой роли выступает коллегиальный орган, состоящий из учредителей (собственников) компании.

Документы, не подтверждающие правопреемство

Как отмечалось выше, положения о правопреемстве могут содержаться не только в передаточном акте. Как правило, основополагающие принципы, условия перехода самых важных активов содержат:

  • протокол собрания учредителей, содержащий решение о реорганизации;
  • договор о реорганизации (при присоединении или слиянии);
  • разделительный баланс (при выделении или разделении).

Протокол собрания учредителей реорганизуемых компаний — первый и основополагающий документ в процедуре реорганизации.

Именно на первом собрании собственники компании (каждой в отдельности) определяются с формой трансформации, разрешают организационные вопросы, утверждают заключëнные с другими фирмами соглашения.

Поэтому уже в протоколе могут быть очерчены направления перехода имущества и других активов, процентное соотношение, доли участия в новых организациях.

Протокол собрания учредителей отражает весь ход заседания

Соглашение (договор) о реорганизации — письменная договорëнность между вступающими в процесс компаниями об основных процедурных и управленческих моментах. Договор может заключаться лишь в тех процедурах, где используются формы присоединения или слияния.

Договор не является обязательным документом в процедуре (его заключения не требует законодательство, он не входит в состав пакета документации, подаваемой для госрегистрации).

Тем не менее соглашение призвано зафиксировать намерения вступающих в процесс компаний (в том числе и относительно правопреемства) во избежание споров в дальнейшем.

Фотогалерея: пример договора о реорганизации

Как и любой договор, соглашение о реорганизации начинается с перечисления его участниковРаздел о правах и обязанностях сторон — обязательный элемент любого договораВ договоре обязательно расписывается план реорганизацииКаждый участник договора получает собственные обязанностиОсновные этапы процедуры также могут быть описаны в договореВ договоре разрешаются и финансовые вопросы — например, об уставном фондеОтдельный раздел договора может быть посвящён правопреемствуОдин из завершающих разделов — данные о действии договораЗаключительные положения — условия об ответственности сторон за нарушение договораДоговор должен быть подписан уполномоченными представителями каждой из договаривающихся компаний

Разделительный баланс — вспомогательный документ в процедурах разделения и выделения. Его составлять не обязательно — с недавнего времени законодательство требует составления и представления в ИФНС вместо разделительного баланса лишь передаточного акта. Однако на практике, для собственного удобства организации составляют и разделительный баланс. Этот документ определяет процентное соотношение передаваемых частей имущества, а также определяет состояние и стоимость по каждой позиции.

Разделительный баланс — вспомогательный документ в процедуре реорганизации

Переход прав и обязательств от компании к компании целым комплексом — именно тот важнейший момент, что отличает реорганизацию от ликвидации.

Процесс перехода активов и пассивов несколько растянут во времени, не слишком чëтко отрегулирован законом. В связи с этим правопреемство на практике связано с рядом проблем.

Юридически единственным документом, подтверждающим переход прав при любой форме реорганизации, является передаточный акт.

 

Источник: http://xn-----7kcbekeiftdh9amwkb4d2o.xn--p1ai/pravopreemstvo-pri-reorganizatsii-yuridicheskih-lits.html

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Гражданский кодекс предусматривает два варианта прекращения деятельности юридического лица – ликвидация организации и реорганизация в форме слияния, разделения или присоединения, когда прекращают деятельность присоединяемое юридическое лицо или реорганизуемые лица при слиянии и разделении. В этих случаях организация прекращает свое существование, то есть не может вести хозяйственную деятельность, осуществлять права и обязанности. О прекращении деятельности вносится запись в реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Существует несколько форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • слияние, когда участвующие в реорганизации лица прекращают своё существование и создается новая организация;
  • присоединение, то есть к существующей организации присоединяется одно или несколько юридических лиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность;
  • разделение, когда вместо одной организации образуется несколько юридических лиц, а разделяемая организация прекращает существование;
  • выделение, где из существующей организации выделяются одна или несколько организаций;
  • преобразование – организация остается, меняется, как правило, организационно-правовая форма.

Особенности регулируются специальными нормами. Так, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества указана в ст. ст. 15 — 24 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Например, в п. 6.1 ст.

Вставьте сюда свой текст

И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.

Реорганизация завершается, когда вносится запись в ЕГРЮЛ. Если происходили слияние, присоединение, выделение юридических лиц, то реорганизация юридического лица – это прекращение деятельности реорганизуемых организаций.

Именно этим — признанием организации прекратившей деятельность и схожи реорганизация и ликвидация, так как согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация – это прекращение юридического лица. И в процессе реорганизации может быть прекращена деятельность организаций, что фиксируется в ЕГРЮЛ.

При этом и в случае ликвидации, и при реорганизации обязательное требование – публикация в специализированном издании – «Вестнике государственной регистрации».

Чем ликвидация юридического лица отличается от реорганизации

Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие – правопреемство.

Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, которая прекратила деятельность, будут правопреемники (ст. 58 ГК РФ). Кто именно будет правопреемником, зависит от формы реорганизации, от условий образования и прекращения деятельности юридического лица.

При слиянии образуется новое юридическое лицо, именно оно будет правопреемником.

Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.

При разделении образуются новые юридические лица, и к ним переходят права и обязанности.

Обязательства правопреемников определяются на основании разделительных или передаточных актов.

Завершается реорганизация после регистрации новых организаций. Особенность присоединения — реорганизация завершается в тот момент, когда будет внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации, а если их несколько, то последней из присоединяемых.

Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.

Например, при ликвидации составляется ликвидационный баланс, и он обязателен для представления в налоговый орган. При реорганизации – передаточный акт, если планируется разделение или выделение. Если присоединение или слияние, то договор, соответственно, о присоединении или слиянии.

Принципиальное отличие состоит в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа осуществляет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что директор уже не руководит предприятием, все полномочия передаются ликвидационной комиссии.

Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц.

При реорганизации, наоборот, работникам предоставлены гарантии, прямо указано, что реорганизация предприятия не дает работодателю право уволить сотрудников (ч. 5 ст. 75 ТК РФ).

При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации, так же как и при ликвидации, организация прекращает свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

Источник: http://Glaniga.ru/situations/s504820

Основания и порядок реорганизации юридических лиц

Ст.57-60 Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме.

Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав(обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу.

В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества.

Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация осуществляется в пяти формах:

1. слияние;

2. присоединение

3. разделение;

4. выделение;

5.преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц.

Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Основания и порядок ликвидации

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Добровольная ликвидация

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

26. Основания и правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Институт несостоятельности призван обеспечить стабильность и эффективность гражданского оборота:

он позволяет устранить из оборота субъектов, оказавшихся неспособными к надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, но при этом должен обеспечивать защиту его участников, испытывающих временные затруднения, от недобросовестных действий лиц, желающих избавиться от конкурента или претендующих на его активы.

Несостоятельность (банкротство) определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Критерием несостоятельности юридического лица российское законодательство считает его неплатежеспособность, о которой свидетельствует неисполнение денежного обязательства или обязанности по уплате налогов или иных обязательных платежей в течение определенного периода времени после наступления срока исполнения.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве этот срок составляет 3 месяца.

Инициатива в признании юридического лица банкротом может исходить от самого юридического лица — должника, предвидящего свое банкротство, от его кредиторов либо от уполномоченных органов, т.е. органов, уполномоченных представлять интересы Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по требованиям, вытекающим из гражданско-правовых денежных обязательств или из обязанностей по уплате обязательных платежей Кредитор или уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом лишь после того, как будут исчерпаны иные возможности к получению долга, в том числе — предъявлен исполнительный лист, выданный на основании судебного акта о взыскании долга.

Дело о признании должника банкротом возбуждается судом лишь при условии, что требования к должнику — юридическому лицу, не исполненные им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. Эти правила призваны сократить число необоснованных обращений с заявлениями о признании должников банкротами и исключить необходимость возбуждения судами дел о банкротстве организаций, имеющих небольшие долги.

При рассмотрении судом дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица 1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).

Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. 2. Утратил силу.

3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

Источник: https://infopedia.su/2x7569.html

Реорганизация юридических лиц (8)

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Сложившаяся в стране экономическая ситуация заставляет руководителей как крупных, так и мелких предприятий все чаще задумываться над тем, в какой форме стоит продолжать дальнейшую хозяйственную деятельность. Поэтому не исключено, что для того, чтобы вдохнуть жизнь в российские предприятия, последним придется провести реорганизацию.

Понятие «реорганизация» означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам.

В соответствии со статьей 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации юридического лица установлены в статье 58 ГК РФ.

Следует отметить, что существует также два вида реорганизации — добровольная и принудительная.

Добровольная реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В акционерных обществах в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» — далее Закон об АО — совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в реорганизации, следующие вопросы:

  1. о реорганизации общества
  2. об утверждении договора о реорганизации
  3. об утверждении передаточного акта
  4. о порядке конвертации или обмене акций (в зависимости от вида реорганизации)

В обществах с ограниченной ответственностью вопросы добровольной реорганизации решаются общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации (Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Принудительная реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Прежде всего, здесь имеется в виду антимонопольное законодательство.

Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», с последующими изменениями и дополнениями, предусматривает право федерального антимонопольного органа давать хозяйствующим субъектам (коммерческим и некоммерческим юридическим лицам) обязательные для исполнения предписания, в частности об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава (ст. 12).

В случае, когда коммерческие организации занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

Сложившаяся в последнее время в России кризисная обстановка на рынке вынуждает хозяйствующих субъектов объединяться в более крупные организации. В некоторых случаях это обусловлено изменениями в действующем законодательстве.

В настоящее время в России не существует единого нормативного акта, который бы регулировал вопрос реорганизации. Тем не менее в последнее время вопрос реорганизации достаточно актуален.

Реорганизацией юридического лица признается прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. Ст.

57 ГК РФ выделяет пять видов реорганизации (слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение).

Очень важно обстоятельно предусмотреть в Уставе процедуру реорганизации.

Присоединение — прекращение деятельности присоединяемого к уже существующему без создания новых юридических лиц.

Слияние — создание одного или нескольких юридических лиц с прекращением деятельности всех ранее существовавших

Преобразование — изменение организационно-правовой формы.

Разделение — прекращение деятельности юридического лица с созданием одного или нескольких новых.

Выделение — создание одного или нескольких юридических лиц без прекращения деятельности реорганизуемого юридического лица.

ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

В соответствии с действующим законодательством, а именно согласно статье 58 ГК РФ, правопреемство осуществляется следующим образом.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно — правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

ВНИМАНИЕ: В соответствии с пунктом 1 статьи 68 ГК РФ хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не исключается возможность преобразований обществ, относящихся к одной организационно — правовой форме юридического лица (акционерных обществ), — закрытых в открытые и открытых в закрытые.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 4, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 2 апреля 1997 года «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» установлено, что при рассмотрении вопросов, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно — правовая форма не изменяется), поэтому требования, предусмотренные пунктом 5 статьи 58 ГК РФ, пунктом 5 статьи 15 и статьей 20 Закона, — о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества — в таких случаях предъявляться не должны.

Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они али против преобразования или не участвовали в ании (ст. 75 Закона).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 1, ст. 57 — 65) при реорганизации юридического лица (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) права и обязанности одного юридического лица переходят к другому юридическому лицу (лицам).

Таким образом, в указанном случае происходит переход имущества от реорганизуемого юридического лица к его правопреемнику (правопреемникам), а не реализация имущества реорганизованного юридического лица (возмездная или безвозмездная).

В связи с изложенным при реорганизации юридического лица, когда права и обязанности одного юридического лица переходят к другому юридическому лицу (лицам) в соответствии с учредительными документами и на основании данных разделительного баланса, не возникает объект обложения налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль, налогом на пользователей автомобильных дорог, налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально — культурной сферы.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Присоединение — прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. К последнему при этом переходят права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.

Можно рассматривать присоединение, как один из способов ликвидации, при котором одна (или несколько) организация (й) присоединяется к другой, при этом нового юридического лица не образуется, а та организация, которая присоединяется прекращает свою деятельность с правопреемством, т.к. передает все свои права и обязанности по передаточному акту организации, к которой она присоединяется.

Отличие ликвидации от реорганизации путем присоединения лишь в том, что при ликвидации организация прекращает свою деятельность без перехода правопреемства, а при реорганизации путем присоединения присоединяемое общество прекращает свою деятельность с правопреемством к другому, уже действующему юридическому лицу, в обоих случаях новые юридические лица не образуются.

Передаточный акт — это документ, подтверждающий правопреемство реорганизованного Общества по его обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников. Приказ Министерства Финансов «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса» № 81 от 28.07.1995г.

При присоединении происходит изменение прав и обязанностей Общества, к которому присоединяется другое. Осуществляется государственная регистрация изменений к учредительным документам и утверждается договор о присоединении.

Моментом реорганизации будет считаться момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединяемого Общества.

С этого момента присоединяемое общество считается прекратившим свою деятельность.

В некоторых случаях при реорганизации необходимо предварительное согласование или последующее уведомление Антимонопольного комитета.

Необходимо отметить, что во всех способах размещения ценных бумаг при реорганизации путем присоединения конвертация акций присоединенного акционерного общества или обмен долей участников Общества с ограниченной ответственностью, паев членов производственного кооператива может осуществляться в акции приобретенные и (или) выкупленные, и (или) поступившие в распоряжение и (или) в дополнительные акции акционерного общества, к которому происходит присоединение.

В случаях, установленных законом, реорганизация в форме присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3, ст. 57 ГК РФ).

Стоимость услуг составляет 50000 рублей и включает в себя:

  1. Консультация по вопросам реорганизации и ее последствия
  2. Подготовку всех необходимых документов
  3. Подготовку протоколов участников реорганизации
  4. Подготовку совместного протокола
  5. Подготовку передаточного акта
  6. Опубликование в «Регистрационном вестнике»
  7. Государственные пошлины
  8. Регистрацию соответствующих изменений
  9. Постановку на учет в налоговом органе
  10. Регистрацию соответствующих изменений во всех внебюджетных фондах

В стоимость услуг не включена стоимость юридического адреса, согласования или уведомления антимонопольного органа и регистрация выпуска ценных бумаг.

СЛИЯНИЕ

Слияние — возникновение общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ, участвующих в слиянии, и прекращение деятельности последних. При слиянии права и обязанности каждого из обществ, участвующих в слиянии переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. (п. 1, ст. 58 ГК РФ)

Передаточный акт — это документ, подтверждающий правопреемство реорганизованного Общества по его обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников. Приказ Министерства Финансов «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса» № 81 от 28.07.1995г.

Непредставление вместе с учредительными документами соответвенно передаточного акта, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п.2, ст.59 ГК РФ) В случае превышения активов каждого Общества по их последним балансам на 100 000 МРОТ (10 млн. рублей) требуется предварительное согласие антимонопольного органа. Если же активы превышают на 50 000 МРОТ (50 млн. рублей) необходимо уведомить антимонопольный орган о внесении изменений в ЕГРЮЛ в 15-ти дневный срок с момента внесения этих изменений.

[/attention]

 

Источник: http://works.doklad.ru/view/7B4c-MnWMGY.html

Поделиться:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.