Что делать с исполнительными листами – внесение изменений

Содержание
  1. Что нужно знать бухгалтеру при удержании из доходов работника по исполнительным листам?
  2. Алгоритм действий бухгалтера при получении исполнительного листа
  3. 1 этап.
  4. 2 этап.
  5. 3 этап.
  6. 5 этап.
  7. 6 этап.
  8. 7 этап.
  9. Предельный размер удержаний из заработной платы
  10. Однако данное правило не действует на удержания из заработной платы (п.3 ст.138 ТК РФ):
  11. ПРИМЕР №1
  12. На какие выплаты не может быть обращено взыскание по исполнительному листу?
  13. Например
  14. Административная ответственность
  15. ������������ � �������������� ������������
  16. Вправе ли банк списать средства из кредитного лимита карты по исполнительному листу, когда собственных средств на ней нет? Мнение эксперта
  17. Без приставов с должников можно будет взыскать до 100 тыс. руб
  18. Вносятся изменения в постановление о бланках исполнительных листов
  19. Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 101-ФЗ

Что нужно знать бухгалтеру при удержании из доходов работника по исполнительным листам?

Что делать с исполнительными листами - внесение изменений

Что нужно знать бухгалтеру при осуществлении операций по удержанию из доходов работника по исполнительному листу? На какие выплаты работнику нельзя обращать взыскание по исполнительному листу? Какой предельный размер удержаний и очередность при его нехватке?

Порядок удержания по исполнительным листам установлен Федеральным законом от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон №229-ФЗ).

По общему правилу, размер удержаний из заработной платы работника исчисляется из суммы, оставшейся после вычета налогов (п.1 ст.99 Закона №229-ФЗ).

Например, работнику начислена заработная плата в размере 30 000 рублей, предоставлен «детский» вычет в размере 1 400 рублей (cт.216 НК РФ, пп.4 п.1 ст.218 НК РФ). Удержания производятся из «чистой» заработной платы работника:

30 000 рублей – ((30 000 рублей – 1 400 рублей) x 13%) = 26 282 рубля.

Рассмотрим последовательность действий бухгалтера при поступлении в компанию исполнительного листа. Отметим, что исполнительный лист может поступить непосредственно от взыскателя либо от службы судебных приставов (чаще всего встречается на практике).

ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

Важно!

С учетом поправок, внесенных в ст.98 Закона №229-ФЗ, судебный пристав для взыскания алиментов должен прислать компании копию исполнительного листа (оригинал должен быть только от взыскателя, то есть от получателя взыскиваемой задолженности). Такие поправки действуют с 9 июня 2017 г. А оригинал исполнительного листа по-прежнему может быть направлен только взыскателем задолженности.

Алгоритм действий бухгалтера при получении исполнительного листа

Порядок исполнения требований исполнительных документов приведен в Приложении №1 к Методическим рекомендациям  по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП РФ от  19.06.2012 г. №01-16).

1 этап.

Поступившие в компанию постановления судебного пристава-исполнителя и копии исполнительного документа регистрируются в специальном журнале и передаются бухгалтеру по начислению заработной платы под роспись. Форма журнала не регламентирована.

2 этап.

В день получения постановления бухгалтер должен отправить судебному приставу-исполнителю обратное уведомление о получении документов.

В уведомлении делается отметка о получении исполнительного документа (входящий номер и дата), указывается контактный телефон компании, а также ставятся подпись бухгалтера и печать компании (при ее наличии), получившей исполнительный документ.

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

3 этап.

При принятии исполнительного листа, бухгалтеру необходимо помнить, что удержание по нему возможно только в том случае, если исполнительный лист содержит все необходимые реквизиты:

  • наименование суда, выдавшего лист; 
  • номер судебного дела;
  • дата принятия и вступления в силу судебного решения; 
  • дата выдачи исполнительного листа; 
  • печать и подпись судьи;
  • наименование должника и лица, в пользу которого необходимо будет произвести удержание.

Бухгалтер должен известить в письменной форме работника о размерах и об основаниях произведенных удержаний из его заработной платы (п.3 ст.136 ТК РФ). Работнику выдается расчетный листок.

5 этап.

Постановления судебного пристава рекомендуется хранить как документы строгой отчетности.

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

6 этап.

Бухгалтером производится расчет удержаний из заработной платы и иных доходов с учетом особенностей, изложенных ниже.

7 этап.

При перемене работником места работы, работодатель обязан сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный лист с отметкой о произведенных взысканиях (если с заработной платы работника были произведены удержания). 

При увольнении работника, из заработной платы которого производятся удержания, на исполнительном листе делаются отметки о всех удержанных суммах с указанием номеров и дат платежных поручений, а также оставшуюся задолженность работника, если на текущий момент таковая имеется (Письмо ФССП РФ от 25.06.2012 г. №12/01-15257). Исполнительный лист передается судебным приставам в течение трех дней после увольнения работника.

Предельный размер удержаний из заработной платы

При удержании необходимо учитывать положения ст.138 ТК РФ. Так, в частности, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы работнику не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50 % заработной платы, причитающейся работнику.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 % заработной платы.

ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Однако данное правило не действует на удержания из заработной платы (п.3 ст.138 ТК РФ):

  • при отбывании исправительных работ;
  • при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;
  • при возмещении вреда, причиненного работником здоровью другого лица;
  • при возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
  • при возмещении ущерба, причиненного преступлением.

В этих ситуациях размер удержаний из заработной платы работника не может превышать 70 %.

ПРИМЕР №1

У работника имеется задолженность по трем непогашенным кредитам (предъявлено три исполнительных листа). Первый исполнительный лист на сумму – 20 000 рублей, второй – 40 000 рублей, третий – 50 000 рублей.

Работнику начислена заработная плата в размере 30 000 рублей, предоставлен «детский» вычет в размере 1 400 рублей.

Удержания производятся из «чистой» заработной платы работника:

30 000 рублей – ((30 000 рублей – 1 400 рублей) x 13%) = 26 282 рубля.

Как отмечено выше, предельный размер удержаний не может превышать 50% от начисленной заработной платы:

26 282 рубля х 50% = 13 141 рубль.

Совокупный размер долга по трем исполнительным листам составляет 110 000 рублей (20 000 рублей + 40 000 рублей + 50 000 рублей).

Таким образом, предельного размера удержаний за месяц недостаточно для взыскания долгов по всем исполнительным листам (13 141 рублей < 110 000 рублей).

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ В МОСКВЕ

Поэтому сумму долга нужно пропорционально распределить по трем исполнительным листам (п.3 ст.111 Закона №229-ФЗ):

  • удержания с работника по первому исполнительному листу составит:

13 141 рубль х (20 000 рублей/110 000 рублей) = 2 389,27 рублей;

  • удержания с работника по второму исполнительному листу составит:

13 141 рубль х (40 000 рублей/110 000 рублей) = 4 778,55 рублей;

  • удержания с работника по третьему исполнительному листу составит:

13 141 рубль х (50 000 рублей/110 000 рублей) = 5 973,18 рублей. 

Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. Удержания будут производиться в следующих месяцах начисления заработной платы и иных доходов работнику.

На какие выплаты не может быть обращено взыскание по исполнительному листу?

При удержании по исполнительному листу работодателю следует учитывать перечень «неприкосновенных» выплат (т.е. выплат, на которые нельзя обратить взыскание по исполнительному листу).

Перечень таких выплат приведен в ст.101 Закона №229-ФЗ. 

Например

Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца;
  • денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
  • ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
  • денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (например, в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность);
  • пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ.

А Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 г. №841 (далее по тексту – Перечень).

Так, в одном из недавно рассматриваемых дел гражданин обратился к высшим судьям о признании не действующим пп.«а» п.2 Перечня, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей с дохода в виде социальной пенсии, назначенной в связи с инвалидностью, и равной величине прожиточного минимума получателя пенсии.

Гражданин указал, что после производимых им выплат алиментных обязательств на двоих несовершеннолетних детей, размер его личного дохода как лица, получающего социальную пенсию по II группе инвалидности, составляет менее величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Московской области.

Истец полагал, что Перечень нарушает право на жизнь, здоровье, жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благополучия, включая оплату коммунальных услуг, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

Однако, как отметили высшие судьи, Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ», на который ссылался истец в апелляционной жалобе, устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан РФ и не регулирует вопросы, связанные с определением видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей.

Важно!

Высшие судьи признали законным пп.«а» п.2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (Апелляционное определение ВС РФ от 12.10.2017 г. №АПЛ17-312).

Порядок бухгалтерского учета операций по удержанию по исполнительным листам

Отражение удержания из заработной платы работника на основании исполнительного листа осуществляется на основании Плана счетов и отражается бухгалтерской записью:

хозяйственной операцииДебетКредит
Отражена удержанная из заработной платы работника сумма по исполнительному листу7076 субсчет «Расчеты по исполнительным листам»
Удержаны из заработной платы иные расходы, связанные с удержаниями по исполнительным документам (например, почтовый сбор, плата за перевод средств)7076 субсчет «Расходы, связанные с удержаниями по исполнительным документам»
Выплачена удержанная сумма взыскателю76 субсчет «Расчеты по исполнительным листам»51,50
Удержанные денежные средства из заработной платы работников на основании исполнительных документов могут выдаваться взыскателю лично из кассы организации, переводиться ему по почте или на его счет в учреждении банка

Административная ответственность

Ответственность за нарушение законодательства «Об исполнительном производстве» установлена п.3 ст.17.14 КоАП РФ. Например, если компания не направит в трехдневный срок после увольнения работника исполнительный лист судебным приставам, то ее могут оштрафовать. Размеры штрафов составляют:

-на должностных лиц – от 15 тысяч до 20 тысяч рублей;

-на юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Источник: https://rosco.su/press/chto-nuzhno-znat-bukhgalteru-pri-uderzhanii-iz-dokhodov-rabotnika-po-i/

������������ � �������������� ������������

Что делать с исполнительными листами - внесение изменений

��������� � ��������� ��������������� ���������� �������

��������� ������������ ������� �������� ��������������� ������������

1. ����� �������� ����� ������������ �������������� ���������� � ���������� �������� ��. 12 ������ � 1404. ������ ��� ����������:

����� ���� � � ������� ���� ���;

���� ������������ � ���������� ������������� �������� �� �������� ������, �������������� ����������, �� ������� ����������� �������� ����������� ��� ��������������� �����, � � ������� 3 �������.

������������� ��������, ��� � ����� ������ � 1404, � ������� �� ������ � 606, ����������� ����� ��������� ��� ���������� ����� �������� ������������ ��������������� ��������� � ����������, ��� ��������� ���������� ������� ���������.

2. ��� ������ ��������������� ���������� ������� ������������ ����� ������ ���������� ������ (��. 26 ������ � 1404). ��������������, � ��������� � �������������� ���������� ������� ���������� ������ ��������� ��������� �� ������ ���������� ������ � �������:

�� �������� �������������� ��������� � 2 % �����, ���������� ���������, �� �� ����� 10 ����������� �������� ���������� �����;

�� �������� ���������������� ��������� � � ������� 1 ������������ ������� ���������� ����� � �������� � ����������� ���� � 2 ����������� �������� ���������� ����� � �������� � ������������ ����.

� ���� �������, ���������������� ������������� ������ ���������� ������ �������� ���������� ��� �������� ��������������� ��������� ���������� ��� ��������. ������� � 1404 ����� ��������� ���� ���, ������� ������������� �� ������ ���������� ������.

3. �������� ���� ��� ��������� ������������� �� �������� ��������������� ������������ � 3 ������� ���� �� “���������� �������� ���” �� ��� ����������� ��������������� ��������� � ������������ �� ��. 26 ������ � 1404.

����� ������������� ����� ����������� ��� ��������, ��������� � ���������� ������ �������������, � ����������� ���������� � ������� � ���������, � ��� ����������� ��������� � ������������� � ������������� �������� �� ��������������� �� ���������������� ����� ���������� ��� �������� � ��� �������� ����������� ��������.

4. ���� ������ ��� ������������ ���� ��� ���������������� ���������� ������� � �� 7 ���� � ������� ��������� �������������, �� ����� � 1404 ������ ������� �� ���������������.

���� ������ ��������, ��� �� ������� ���������������� ��������� ����������� � ������������� �� �������� ��������������� ������������ ��������� � ������������� ���������� ��������� ������� � ������� 10 ������� ���� (����� �������, ���������� ����������������� ����������) � ������������ �� ��. 26 ������ � 1404.

5. ��������� ����������� ����� ������� ������������� ���������� ������� � ��������� ������������� �������� (��. 7 ������ � 1404).

� ������������ � ���� �������� �������������� �������� � ��������� ������������� �������� ����� ���� �������������� ��������� ����������� ��������������� �����������, ����������, �����������, ����������� ���� � ���������������, ����������� ����, ������� ����������� �������� �������������� ���������� �����, ������, ��������� � ������ ������.

6.

����������� ����������� �������������� ����������� ��������������� ������������ � �������� ������������������ ������� ��������������� ������������ (����� � �������) �� ������ ������� ���������������� ������� �������������� �����������, ��� ������� ��������� ������ � ���������� ��������������� ������������, ��������� � ����� ������� ������������� ����������� �������������� ����������, ���������� ��������������� ������������, ������������ �������������� �������� (��. 8 ������ � 1404).

������ ������������ ��������� � ����������� ������ � ������� � ���� �������� �� ����� ����������� ���-�����, ��� ����������� � �������������.

7. ������������������ �������� ��������������� ������������ ����� �������������� � ������������ ������� ������� ��������� � ������������ �� ��. 9 ������ � 1404.

������ ������ ��������� � ��� ������������������� ���� ������ � ���������, ������� ������� � ����� ������������� � ������ ��������� ������� ���������� � ������������� ������������� �������������� ��������� � �������������� ���������� ���������� ���������.

�������� � ���������, ���������� � ������ ������ ���������, ����� �������� ��������� � ����������� �� ����������� ���-����� �������.

�������� � �������� �������� � ������ ������ ��������� ������������ � ���������� ������������� �� �������� ��������������� ����������������������� ������������ � ���������� ������������� �� ��������� ��������������� ������������ / �������� ��������������� ��������� ���������� / �������� ��������������� ��������� � ��� ��� � ���� ������������ ������������ ����� ���������� ������������� �� �������������� ���������� � ��������� ������������� ��������.

�������� ���������� � �������� � ������ ������ ��������� ����� ��������� �����������:

� ������������ ������ ���� �� ���������� ��������� � �� �����������, � ������� � ����� ���������� ������ ������������ ���������� ��������� ��������� �������, ��������� �� ���� ��������� � ������ ������ ���������, � ������ ���������� � ��� ���������� � ��������� ������ ������������ �� �������� ��� ��������� �������� ������� �������� � ���������� ��������������� �������� � � ���� ��������� �������� ��������� ����������� �� ���������, ������������ ���������� �������� ��������� �������.� ����������� �� ������� ���������� �������� ��� �� ��� ��������� ������ ����������� ������ ������� ������� � ��������� ������ �� ��������� � ��������� ��������������� ������������� ��������� �����;

� ���� � ������, ������������ ����, ����� ������ ����� ���������, ��� �������, ��� ��� ������� � ������������� ������������� ���������� ���������� �� ���� ������ ���������, ��� �������� ���������� ��� ��������� ������ ����������������.

��������� ������������ ������������� �������������� ��������

1. ���������� ���� ��� ����������� ��� ��������� � �������� ���������� ��������������� ������������ � �� ������� ���������� �������� ��� �� ��� �� ��������� (��. 28 ������ � 1404).

2. �������� �������� �������������, �� ������� ������������������ �������������� ������������.

������ ������� � 606 ���� ������������� ��������������, ��������������� ������������ ��������������� ��������������� ������������, � ��������������, ��� ������� �������� ����� ���������������.

������ 34 ������ � 1404 �������� ������ �������������� �������� �������������, ��� ������� ����������� ���������������� ���������� �������������� ��������.

� ����� �������������� �� �������� ��������������, ������� ����� ���� ���������� ��� ��������� ��� ��������������� (��������, � ������ ���������� �������� �� ������� � ������������ �������� ���������, ���� ������� ���������� ��������� ��� ��� �������, � �. �.).

3. ��������� ����� ���������, ��� ������� �� �������������� ��������� ��������� �� ������������ ����� �������� � ��������� �������, �� ������� ����������� ����� �����, � � 10 �� 20 �������� ����������� ���������� ����� (��. 48 ������ � 1404).

4. �������� ��. 51 ������ � 1404 ��������� ��������� ��� �������������� ���������� �����������, �� ���������� �����������������, ��� ����� � �������� ����������� �������� ���������������.

5. �������� ��������� �������� ��������� ��� ������ ������������ ������ �� ����� ��������� (�������) �������� ��� ��� ����� (�. 4 ��. 59 ������ � 1404).

6.

����� ��������� ������� ���������� ���������, �� ������� �������� ���������, � ��� ����� ������������ ���� �� ��������� � ������� ����������� ������; ��������� ����� ��� �������� � ���������� ��� �������� ������ ��������� (��. 57 ������ � 1404).

7. ���������� 2 ����� ��������� ��� �������� ��������������� ��������� ���������� (��. 37 ������ � 1404):

� ����������� �������� ���������� �� ��������� �������� ����������� � �������, ��������������� ������� � 1403;

� �������� ��������� ������������� �����-��������, ����� ������� ���������������� ���������.

8. �������� �������� ��������� ��� ��������� ��������������� ������������ 2 ������ (��. 39 ������ � 1404):

� ���� ���������� � �������� � ������ ������ �������� �� ����������� ����������� � ������� ���� � � ����� � ���� ����������� � ���������;

� ���� �������, ����������� �� ���������� ����������� ��������� (�� ��������������� ��������� �� ��������� ��������� �� ���������� ���������), ������������ ��� �������������� ���������� ����������-���������������, � ����� ���� ���������, ���������� ��������� �������, �������� ���������������� ��� ����������� �� � ������������ � ������������ ������ ������� “�� �������” �� ��������������� ��������� �� ��������� ��������� �� ���������, ���������� ��������� �������. ������, �� ������ � 606 ��� ���� ���������� ��� �������� ��������������� ��������� ����������, ��� �� ������ ���������� ����� �������� ���������� �������������� �������� � ����������.

9. ��������� �������� ��������� �� �������� �������� �� ������ ������ ���.

��� ������� �������� ����� ��. 1213, ����������������� ����� �������������� ���� ������������ ���������� �������� ��������� �� ������������� �������� �� ������ ��� �������� ��������, ������� ��������� �� ������ ����� ��� � ����������� ������ � ������ ���������� �����������.

��������� ������������ ��������������� � �������������� ������������

����������� �������� ������ ��������������� �� ������������ �������, ���������� �������� ��������� ������������ ��������, � ������� � �������������� �� ������.

� ������, �������� ������ ������:

������������ �������� � ����������� ���� � �� 100 (���� �� 10 �� 20) ����,

������������ ����������� ��� � �� 200 (���� �� 20 �� 40) ����,

������������ �������� � ������������ ���� � �� 300 (���� �� 40 �� 60) ����.

��������� ���� ������� � � ��. 18813 ����� ������������ ���������� ������� ������ �� ������������ �������� ���������� ���������������� �����������, �������� ����������� � �� 50 �� 100 ���� (���� �� 20 �� 70).

������������ ���������� � ���� ������ ������ �� �������������� ������������

Источник: http://bz.ligazakon.ua/magazine_article/BZ009625

Вправе ли банк списать средства из кредитного лимита карты по исполнительному листу, когда собственных средств на ней нет? Мнение эксперта

Что делать с исполнительными листами - внесение изменений

Никто не застрахован от ситуации, когда кредиторы, обратившись в суд, взыскивают долги по обязательствам и передают исполнительные листы судебным приставам-исполнителям либо непосредственно в банк, где открыты счета должника, которые вправе принудительно исполнить решение суда. В силу положений ч.

3 ст. 69 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

№ 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон № 229-ФЗ) взыскание долга с имущества заемщика по исполнительным документам производится со всех его денежных средств, в том числе находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и других кредитных организациях.

Исключение составляют лишь финансовые средства и драгоценные металлы должника, находящиеся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. В ст. 101 Закона № 229-ФЗ перечислены все виды доходов, с которых нельзя взыскать долг, – кредитных счетов в этом списке нет.

Таким образом, все должники по исполнительному производству должны понимать, что даже их кредитные карты (счета) могут находиться под прицелом судебных приставов.

В этом случае возникнет неприятная ситуация – закрытие старых долгов новым кредитом лишь несколько отсрочит исполнение обязательств, но гарантированно увеличит сумму общей задолженности, что в итоге приведет заемщика к “долговой яме”, то есть к той точке невозврата, после которой решить вопрос с долгами практически станет невозможным.

Денежные средства, находящиеся на кредитной карте обычно, согласно положениям кредитного договора и правилам кредитования конкретного банка, принадлежат клиенту, так как по договору деньги были переведены со счета банка на счет клиента, и он может ими распоряжаться по своему усмотрению.

В этом случае судебные приставы и сам банк, если обратились к нему напрямую, на основании буквального толкования закона уполномочены взыскать задолженность заемщика с указанной кредитной карты. В то же время должникам по исполнительному производству можно порекомендовать воспользоваться положениями ст.

421 Гражданского кодекса и предложить банку внести изменения в кредитный договор или заключить дополнительное соглашение, в котором будут предусмотрены новые кредитные условия о том, что на счете отражается лишь возможный кредитный лимит.

Некоторые банки уже применяют на практике данный способ взаимоотношений со своими заемщиками, что позволяет последним пользоваться кредитными счетами даже при наличии задолженности по исполнительным листам.

В таком случае заемщик, решившийся воспользоваться этими деньгами, каждый раз будет отправлять заявку на кредит определенной суммы. Таким образом, у судебных приставов не будет возможности обратить взыскание на кредитные средства заемщика.

Также в договоре можно предусмотреть условие о необходимости заемщика и банка уведомлять друг друга о финансовых притязаниях третьих лиц на денежные средства, при котором банк по поручению клиента переводит деньги с кредитного счета на свой ссудный счет.

Но если заемщик этим правом не воспользуется, то все негативные последствия лягут на должника. Кроме того, стоит отметить, что защитить свой счет от притязаний заемщика можно только в том случае, если банк будет готов пойти навстречу должнику по исполнительному производству.

Напомним, что для банка установлена административная ответственность за неисполнение содержавшихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств с должника в виде штрафа в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию, но не более 1 млн руб. (ч. 2 ст. 17.14 КоАП, ст. 114 Закона № 229-ФЗ).

Поэтому договариваться о внесении изменений в договор нужно до появления исполнительного листа в банке – иначе сделать это, скорее всего, не получится.

В случае, если судебные приставы уже наложили арест на счета должника в банке, последние по просьбе должника могут провести операции с денежными средствами, поступившими в банк для погашения задолженности клиента, путем списания на счет банка без проведения операций по банковским счетам клиента.

Но даже в таком случае у должностных лиц службы судебных приставов есть рычаги воздействия, так как они, исходя из имеющееся судебной практики (определение Московского городского суда от 28 января 2011 г. по делу № 33-1643, определение Московского городского суда от 25 июля 2011 г.

по делу № 4г/4-5948), могут:

  • наложить арест на ссудные счета банка и возложить на банк обязательства по списанию денежных средств, поступающих на доходные счета и корреспондентский счет;
  • взыскать долг с денежных средств, поступающих в банк для погашения задолженности клиента;
  • наложить запрет на осуществление банковских операций, направленных на погашение задолженности клиента;
  • запретить использовать счета должника для осуществления банковских операций, направленных на погашение задолженности клиента перед банком;
  • запретить банковские операции с денежными средствами, поступившими в банк для погашения задолженности путем списания на ссудный и доходный счета банка без корреспонденции с операциями по банковским счетам клиента (должника) банка.

Необходимо напомнить, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Реализация указанных принципов должна обеспечить прекращение попыток обратить взыскания на денежные средства должников, находящихся на кредитных счетах. Все эти принципы можно было бы предварить в жизнь путем законодательной инициативы и внесения изменений в закон об исполнительном производстве или путем судебного обжалования решений должностных лиц службы судебных приставов и проверки соответствия положений закона в указанной части основным принципам закона об исполнительном производстве и Конституции РФ.

Казалось бы, что оптимальным решением могло бы стать оперативное закрытие кредитной карты, но не все так просто. Что касается дебетовой карты (счета), то ее можно закрыть при наличии долгов перед приставами, в том числе в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении.

С кредитными картами ситуация совершенно другая. Как правило, соглашением сторон по кредитному счету предусматривается, что закрытие счета возможно лишь при условии погашения овердрафта (долга). При таких обстоятельствах применение правил п. 1 ст.

859 ГК РФ о возможности расторжения договора банковского счета в любое время по заявлению клиента, то есть самих по себе правил о банковском счете без учета правил о кредитном договоре, противоречит существу смешанного договора о выдаче и использовании кредитной банковской карты, и это недопустимо.

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/spiridonov/1226217/

Без приставов с должников можно будет взыскать до 100 тыс. руб

Что делать с исполнительными листами - внесение изменений

Новая Адвокатская Газета

Законопроект создает возможность более оперативного взыскания.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

№ 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительный документ о взыскании периодических платежей, денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб.

, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. 

Таким образом, на сегодняшний день взыскатель по своему желанию может обратиться напрямую к лицам, перечисленным в ст. 9 Закона об исполнительном производстве, минуя службу судебных приставов, только если размер взыскания по исполнительному документу не превышает обозначенного законом предела. 

Министерством юстиции РФ был разработан проект федерального закона “О внесении изменений в статью 9 Федерального закона “Об исполнительном производстве”” (далее – законопроект), предусматривающий повышение суммы взыскания по исполнительному документу с 25 до 100 тыс. руб.

Основной причиной предложенных изменений в Закон об исполнительном производстве, согласно пояснительной записке к законопроекту, является необходимость снижения нагрузки службы судебных приставов, поскольку по указанной категории исполнительных производств с размером взыскиваемой суммы менее 100 тыс. руб. трудозатраты госслужащих представляются неоправданными.

Таким образом, законопроект призван снизить нагрузку судебных приставов, а также сэкономить бюджетные средства. 

Для взыскателей плюсы направления исполнительного документа напрямую по месту работы должника, в учебное заведение или Пенсионный фонд РФ очевидны – данный способ представляется наиболее оперативным. 

Законопроект Министерства юстиции РФ 27 июля 2018 г. внесен Правительством РФ в Государственную Думу и зарегистрирован под номером 519890-7. 

Представляется, что с повышением взыскиваемой суммы до 100 тыс. руб. круг вопросов, рассматриваемых судами, кардинальным образом не изменится, так как диспозиция правовой нормы не меняется, увеличивается лишь пороговое денежное значение. Суть споров останется прежней, только в решениях судов будут фигурировать совершенно другие числа. 

На сегодняшний день судебные споры, связанные с осуществлением взыскания посредством направления исполнительного документа в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, можно разбить на следующие группы: 

1. Оспаривание должником принятия исполнительного документа организацией, выплачивающей должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи. 

2. Оспаривание должником взыскания посредством удержания денежных средств из заработной платы или иных платежей без обращения взыскателя в службу судебных приставов. 

3. Оспаривание должником взыскания задолженности в размере, превышающем предельно возможные процентные удержания. 

4. Оспаривание должником процента удержания в связи с ухудшением материального положения. 

Анализ имеющейся правоприменительной практики позволяет сформулировать следующие правила. 

Исполнительный документ должен быть принят организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, только в случае, если сумма взыскания не превышает порогового значения. 

Взыскателю было отказано в признании незаконным отказа Пенсионного фонда РФ в принятии исполнительного документа, так как сумма взыскания, указанная в исполнительном документе, превышала 25 тыс. руб.

Самостоятельно определять сумму, подлежащую взысканию посредством ее произвольного уменьшения до 25 тыс. руб., если общая сумма задолженности превышает это значение, запрещается (решение Ленинского районного суда г.

Кирова от 3 августа 2015 г. по делу № 2-4664/2015). 

Отсутствие исполнительного производства при списании кредитной организацией денежных средств с зарплатной карты должника на основании исполнительного документа, поданного в кредитную организацию взыскателем, не нарушает права должника. 

Списание денежных средств банком без распоряжения должника – владельца счета и при отсутствии исполнительного производства, возбужденного в отношении такого должника, не нарушает его права как потребителя и не дает ему право на возмещение убытков вследствие оказания услуг ненадлежащего качества только на том основании, что кредитная организация на основании ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве приняла к исполнению исполнительный документ напрямую от взыскателя. Возбуждение исполнительного производства в отношении должника в данном случае не требуется. Взыскатель не лишается права обратиться в службу судебных приставов при невозможности исполнения требований исполнительного документа должником при содействии кредитной организации (решение Ангарского городского суда Иркутской области от 14 января 2015 г. по делу № 11-1/2015). 

При наличии нескольких исполнительных документов от разных взыскателей на практике возможно взыскание всей заработной платы должника. 

В отношении должника были поданы два исполнительных документа, на основании которых из заработной платы должника, поступающей на его счет в кредитной организации, взыскивалось в пользу каждого из взыскателей по 50%.

Размер удержаний из заработной платы должника превысил установленные законом 50%, однако суд отказал должнику в возврате излишне уплаченных денежных средств в связи с тем, что у кредитной организации отсутствовали законные основания для прекращения исполнения исполнительного документа.

Должник мог обратиться к взыскателям с требованием направить исполнительные листы в службу судебных приставов для ведения сводного исполнительного производства (решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30 мая 2017 г. по делу № 2-276/2017). 

По заявлению должника суд может снизить размер удержаний из пенсии при наличии задолженности в пользу Пенсионного фонда РФ. 

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

№ 400-ФЗ “О страховых пенсиях” удержание на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производится в размере, не превышающем 20% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В случае ухудшения материального положения должника размер удержаний может быть снижен судом (решение Кировского районного суда г. Астрахани от 7 мая 2014 г. № М-2245/2014). 

Щербакова Иоанна 

Источник: https://minjust.ru/ru/smi-o-nas/bez-pristavov-s-dolzhnikov-mozhno-budet-vzyskat-do-100-tys-rub

Вносятся изменения в постановление о бланках исполнительных листов

Что делать с исполнительными листами - внесение изменений

Правительство Российской Федерации постановляет:  1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2008 г.

N 579 “О бланках исполнительных листов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 31, ст. 3748; 2009, N 5, ст. 621). 2.

Установить, что: бланки исполнительных листов нового образца вводятся в действие по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего постановления; исполнительные листы, оформленные на бланках старого образца, выданные как до, так и после вступления в силу настоящего постановления, но до введения в действие бланков нового образца, действительны наравне с исполнительными листами, оформленными на бланках нового образца, и обмену не подлежат. 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев


 Прим. ред.: текст постановления опубликован в “Собрании законодательства Российской Федерации”, 05.08.2013, N 31, ст. 4238.

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2008 г. N 579

1.

В пункте 3: а) абзацы третий и четвертый пункта 3 признать утратившими силу; б) дополнить абзацем следующего содержания: “в случае изменения требований, предъявляемых к исполнительным листам законодательством Российской Федерации, до внесения соответствующих изменений в формы бланков исполнительных листов такие исполнительные листы заполняются с учетом указанных требований.”. 2. В форме бланка исполнительного листа, используемого в работе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, и форме бланка исполнительного листа, используемого в работе иных федеральных арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей субъектов Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением, слова: “Взыскатель __________________________________________________ (для гражданина – фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства или место пребывания; __________________________________________________________________. для организации – полное наименование, юридический адрес; для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования – наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве) Должник ______________________________________________________ (для гражданина – фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, ___________________________________________________________________ место жительства или место пребывания, место работы или дата и место _________________________________________________________________.” его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; для организации – полное наименование, юридический адрес; для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования – наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве) заменить словами: “Взыскатель __________________________________________________ (для гражданина – фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, ___________________________________________________________________ место жительства или место пребывания; __________________________________________________________________. для организации – наименование, местонахождение, указанное в учредительных документах, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика; для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования – наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве) Должник ______________________________________________________ (для гражданина – фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, ___________________________________________________________________ место жительства или место пребывания, место работы ___________________________________________________________________ (если оно известно) или дата и место его государственной регистрации в качестве ________________________________________________________________.”. индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика; для организации – наименование, местонахождение, указанное в учредительных документах, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика; для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования – наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве)

3. В пункте 8 Правил изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов, утвержденных указанным постановлением, слово “акту” заменить словом “решению”. 

Источник: https://rg.ru/2013/08/08/blanki-site-dok.html

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 101-ФЗ

Что делать с исполнительными листами - внесение изменений

Принят Государственной Думой 17 мая 2017 года

Одобрен Советом Федерации 24 мая 2017 года

Статья 1

Статью 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012) дополнить частью 5 следующего содержания:

“5.

В случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному листу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного листа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного листа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного листа к исполнению, установленного настоящей статьей.”.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2011, N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4287; N 30, ст.

4573; N 49, ст. 7067; 2012, N 31, ст. 4333; 2013, N 51, ст. 6699; N 52, ст. 7006; 2014, N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 29; N 10, ст. 1427; N 27, ст. 3945; N 48, ст. 6706; 2016, N 11, ст.

1493) следующие изменения:

1) статью 22 дополнить частью З1 следующего содержания:

“31.

В случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом.”;

2) часть 2 статьи 47 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: “В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение.”;

3) статью 70 дополнить частью 101 следующего содержания:

“101.

Поступивший от взыскателя исполнительный документ, исполнение по которому закончено, не позднее дня, следующего за днем наступления оснований для окончания его исполнения, возвращается банком или иной кредитной организацией взыскателю с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения и период, в течение которого исполнительный документ находился в банке или иной кредитной организации на исполнении, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение.”;

4) в статье 98:

а) в части 3 слова “или судебного пристава-исполнителя” заменить словами “или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя”;

б) часть 4 изложить в следующей редакции:

“4. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, заканчивают исполнение исполнительного документа:

1) после перечисления денежных средств в полном объеме;

2) при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов;

3) по заявлению взыскателя;

4) по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.”;

в) дополнить частью 41 следующего содержания:

“41. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, не позднее дня, следующего за днем наступления оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, возвращают:

1) взыскателю поступивший от него исполнительный документ с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения и период, в течение которого исполнительный документ находился у этих лиц на исполнении, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение;

2) судебному приставу-исполнителю поступившую от него копию исполнительного документа с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение.”.

Статья 3

Статью 356 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391; 2016, N 15, ст. 2065) дополнить частью 6 следующего содержания:

“6.

В случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного настоящей статьей.”.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2017/05/30/izmeneniya-dok.html

Всё о кредитах
Добавить комментарий