Как можно точно узнать, является ли такой вариант ухудшением жилищных условий?

Намеренное ухудшение жилищных условий

Как можно точно узнать, является ли такой вариант ухудшением жилищных условий?

В 2005 году в Жилищный кодекс пополнился нормой, которая регламентирует что такое намеренное ухудшение жилищных условий. Ст.

53 ЖК РФ определяет основную цель подобных действий, как получение возможности состоять на учете в статусе лиц, которым требуется улучшение качества жилья.

Однако российское законодательство точно не раскрывает механизм доказательства такого поведения и не уточняет порядок установления подобных фактов.

Некоторую ясность в ситуацию внесло определение Конституционного суда №258-О-О от 19.04.2007.

Оно поясняет, что по смыслу статьи целенаправленное ухудшение жилищных условий может квалифицироваться при наличии умышленных действий, которые приводят к участию органов госвласти и местного самоуправления в решении вопроса обеспечения жильем. Как один из вариантов доказательства факта умышленности может рассматриваться постановление суда, в котором определена неправомерность деяния.

Законные способы улучшения условий проживания

Законодательство регламентирует множество условий, помогающих понять, как улучшить условия проживания. Например, в ст.51 ЖК РФ приведен список граждан, имеющих право претендовать на такую преференцию по договору соцнайма:

  • лица, которые живут в жилище, не отвечающем нормативным требованиям;
  • лица, не имеющие статуса нанимателей по договорам соцнайма либо собственников жилплощади;
  • лица, заключившие договор соцнайма либо являющиеся собственниками жилья, на которых приходится жилплощадь меньше учетной нормы в расчете на одного домочадца;
  • проживание совместно с человеком, у которого диагностирована тяжелая форма хронической болезни, исключающая возможность длительного нахождения в одном помещении.

В ст.51 ЖК РФ прописаны категории граждан, которые обладают правом постановки на учет для улучшения жилья. В их числе малоимущие и лица, круг которых определен федеральными и региональными законами.

По каким признакам определить преднамеренное ухудшение условий жилья

Правовая наука и судебная практика пока не выработали четких критериев, с помощью которых можно однозначно сказать, как устанавливается сознательное ухудшение условий проживания. В определении Конституционного суда сказано, что применение ст.

53 ЖК РФ и сопутствующих ей подзаконных актов необходимо выполнять в рамках существующего правового регулирования вместе с п.3 ст.10 ГК РФ.

Последний исходит из установки, что, если законодательство регламентирует зависимость защиты гражданских прав от их разумной и добросовестной реализации субъектами гражданских правоотношений такое их поведение предполагается.

Для выполнения юридической оценки той или иной ситуации нужно учитывать, что определение перечня действий относится к совместному ведению федеральной и региональной власти. Присутствие в законе субъекта РФ списка деяний, которые ухудшили условия проживания не противоречит нормам ЖК РФ, так как в кодексе не указан перечень неправомерных действий.

В процессе установления намеренности ухудшения жилищных условий необходимо принимать во внимание объективные обстоятельства временного характера. Например, супруги прожили в браке несколько лет, после чего один из них прописался в квартире.

Вскоре мужем было направлено обращение в муниципалитет о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. При принятии решения нужно учитывать временной период совершения таких действий.

Если бы прописка была выполнена сразу после возникновения брачных отношений вопросов к супругам было бы гораздо меньше.

Типичные ситуации сознательного ухудшения жилищных условий

Ответ на вопрос зачем специально ухудшают условия проживания лежит на поверхности. Таким образом нечистоплотные граждане надеются приобрести статус нуждающегося в предоставлении жилья. Он дает право на получение субсидии или жилплощади, взамен предыдущей.

Некоторые надеются получить новое жилье взамен аварийного и ветхого, став участниками соответствующей программы. Кроме того, проживание в условиях, не отвечающих нормативам, позволяет рассчитывать на льготы при оплате коммуналки.

Молодой семье сознательное ухудшение жилищных условий может помочь получить госпомощь для покупки квартиры.

Важно! Ст.50 Жилищного кодекса наделяет правом закрепления показателей учетной нормы площади помещения, пригодного для проживания, муниципальные органы власти.

Пояснить, что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется помогут примеры ситуаций, участники которых преследуют подобные цели.

  1. Добровольная утрата права собственности на жилье вследствие дарения, продажи или иных действий.
  2. Намеренное нарушение правил проживания в общежитии (неуплата коммуналки или перепрофилирование помещения в нежилое). Такие действия влекут принудительное выселение, но отправить на улицу гражданина нельзя, поэтому он может быть переселен в отдельную жилплощадь.
  3. Фиктивный развод, при котором фактически брачные отношения сохраняются, но лицо формально ухудшило условия проживания, получив только долю от квартиры.
  4. Переоборудование жилплощади в подсобное помещение.
  5. Выдел доли собственником жилья.
  6. Разделение лицевого счета, которое приводит превращение жилплощади в коммуналку. Нередко так поступают экс-супруги, оставшиеся проживать в старой квартире.
  7. Регистрация в квартире большого числа родственников без объективных причин.
  8. Добровольное изменение жилплощади в сторону уменьшения. Например, семья обменяла трехкомнатную квартиру на однокомнатную.

Законодательство отдельных субъектов относит к практике сознательного ухудшения качества жилья расторжение соглашения соцнайма по инициативе физического лица, а также регистрацию по месту проживания, если ранее гражданин не имел статуса лица, нуждающегося в жилплощади.

Что нельзя называть сознательным ухудшением жилищных условий

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания — один из самых распространенных вопросов граждан, не желающих быть обвиненными в противоправных действиях. К числу таких юридических фактов относится:

  • регистрация несовершенного ребенка в квартире матери или отца;
  • временная прописка;
  • признание судебной инстанцией незаконности сделки с жилым помещением;
  • прекращение договора ренты и последующий возврат недвижимости по желанию получателя;
  • заключение договора дарения на квартиру или долю либо отказ дарителя от выполнения соглашения дарения;
  • регистрация близких родственников на своей жилплощади при условии выполнения требований законодательства.

Важно! Отсутствие четких правовых рамок позволяет квалифицировать как намеренное ухудшение условий проживания практически любой жизненный шаг. Например, молодые супруги, которые живут в небольшой квартире решили завести детей. Это может вызвать у чиновников определенные подозрения в нечистоплотности действий, хотя однозначному толкованию такие действия не подлежат.

Ухудшение условий проживания военнослужащих

Законодательство трактует сознательное ухудшение жилищных условий военнослужащих как распоряжение имеющейся недвижимостью, ставящей целью получение неправомерных претензий на господдержку в форме обеспечения жилплощадью.

При этом закон точно не поясняет, какие действия можно квалифицировать подобным образом, поэтому в понимании вопроса необходимо руководствоваться наличием правомерных оснований для получения новой жилплощади взамен имеющейся.

  1. Несоответствие нормы жилой площади требованиям №76-ФЗ – от 18 м2 на одного проживающего. Это может произойти при женитьбе или рождении детей.
  2. Проживание в коммунальной квартире, имеющей общие места пользования, при условии тяжелой болезни кого-либо из жильцов, угрожающей потерей здоровья военнослужащему или членам его семьи.
  3. Проживание в квартире со смежной планировкой с семьей, не имеющих родственных отношений.
  4. Антисанитарное состояние жилой площади.

В юридической практике встречается немало ситуаций, когда действия защитника Отечества признавались направленными на намеренное ухудшение качества жилья. Наиболее часто встречаются:

  • сделки, направленные на отчуждение жилой недвижимости и прекращение права собственности;
  • действия, приводящие к негодности проживания в жилом помещении;
  • сознательное расторжение соглашения о найме жилья, приводящее к ухудшению условий;
  • проведение незаконной перепланировки квартиры, в результате которой существенно сократился метраж общей жилой площади;
  • прекращение брачных отношений, повлекшее выделение доли в занимаемом жилье экс-супруге;
  • прописка детей, рожденных в расторгнутом браке, которые фактически проживают вместе с матерью;
  • заключение фиктивного брака с целью регистрации мнимого супруга.

В случае доказательства факта совершения подобных действий военнослужащий в течение пяти лет не сможет претендовать на получение поддержки государства в улучшении жилищных условий.

Ухудшение условий проживания для детей

Семейное законодательство РФ гарантирует права несовершеннолетних на защиту интересов. Ответственность за это возложена на родителей.

Право на жилье относится к одним из основных, поэтому любые изменения условий проживания возможны только после одобрения органов опеки.

Государство готово содействовать в получении ребенком нормальных условий проживания и для этого существует целый ряд механизмов от получения субсидий на ремонт или погашение долга по кредиту на жилье до участия в программах приобретения новой недвижимости.

Однако если взрослые совершают махинации с участием детей, прописывая их в квартиру, где они фактически не проживают, это может квалифицироваться как специальное ухудшением жилищных условий. Аналогичные выводы рождаются в ситуации, когда при разводе мать оставляет детей проживать у себя в однокомнатной квартире. В таких случаях заложником недетских игр становится именно ребенок.

Меры ответственности

Законодательство РФ предусматривает определенные меры ответственности за ухудшение жилищных условий, хотя их нельзя считать особо тяжкими. В соответствии с положениями ст. 53 и ст.

54 ЖК РФ лицу отказывают в постановке на учет, и оно на пять лет лишается права присутствовать в очереди в статусе нуждающегося в улучшении жилья.

При этом не существует правовых оснований для снятия человека с учета, если он ранее был признан нуждающимся.

Важно!В случае судебного разбирательства бремя доказательства сознательного ухудшения условий проживания возлагается на представителей муниципальной администрации.

Судебная практика

Сформировавшаяся судебная практика представляет разный исход рассмотрения дел по факту признания намеренного ухудшения условий проживания.

В феврале 2016 года Верховный Суд вынес определение, в котором он встал на сторону военнослужащего, вычеркнутого из списка нуждающихся в жилье, предоставляемого на основании соглашения о соцнайме. Причиной подобного решения стало принудительное отчуждение квартиры истцом.

Разбираясь в обстоятельствах дела, судебная коллегия по административным делам установила, что заявитель с 2001 по 2007 гг.

находился в списке нуждающихся на улучшение условий, но квартиру по соглашению соцнайма не получал. Но момент принятия решения о снятии с учета он не имел жилья, и был зарегистрирован в воинской части.

Материалы дела не содержат доказательств, которые опровергают указанные факты.

При этом заявитель продал однокомнатную квартиру в тот момент, когда уже пребывал на учете и совершение сделки купли/продажи не может рассматриваться как умышленное неправомерное действие, ставящее целью признание нуждающимся в жилье.

Противоположное решение приняла военная коллегия ВС РФ в ноябре 2008 года в отношении гражданина А. Было установлено, что он купил на собственные средства трехкомнатную квартиру, в которой позднее была прописана его мать.

Спустя некоторое время мужчина продал ей эту квартиру, а сам вместе с семьей стал снимать жилплощадь по договору соцнайма. При этом вся семья оставалась зарегистрированной в проданной квартире. На основании вышеизложенных фактов А.

Был исключен из очереди на улучшение условий проживания. Поданный протест судебная инстанция не удовлетворила.

Источник: https://onliner-yurist.ru/namerennoe-uhudshenie-zhilishhnyh-uslovij.html

Консультация юриста: Последствия намеренного ухудшения жилищных условий

Как можно точно узнать, является ли такой вариант ухудшением жилищных условий?

Вопрос:

На сегодняшний день с момента дарения квартиры прошло 3 года. Приватизированная и впоследствии подаренная супругой квартира, находилась в зоне с правом на отселение (в связи с аварией на Чернобыльской АС). Квартира была подарена по просьбе родителей и сестры, которые там фактически проживают.

Супруга не проживала в этой квартире с 2000 года, так как уехала по окончании института и снялась с регистрационного учета за 2 года до вступления со мною в брак. Вариант переезда по окончании службы в квартиру, находящуюся в зоне с правом на отселение, в которой к тому же на момент дарения были прописаны сестра и дядя супруги (площадь квартиры 53 кв. м), нами не рассматривался.

Про возможность “расприватизации” квартиры супруга не знала.

Понимая, что ухудшение жилищных условий будет, скорее всего, признано умышленным, спрашиваю: “Смогу ли я и члены моей семьи претендовать на получение постоянного жилья от Министерства обороны по истечении 5 летнего срока с момента ухудшения (при увольнении по достижению предельного возраста или ОШМ)?” На текущий момент я и члены семьи обеспечены служебным жильем по месту прохождения военной службы.

Денис, 30 лет, г. Санкт-Петербург

Ответ:

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ “Жилищный кодекс Российской Федерации”, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно пункту 4 “Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма”, введённой в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 “О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений” (далее – Инструкция), военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются – действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке – родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;

имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Исходя из пункта 10 Инструкции, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае:

подачи ими заявления о снятии с учета;

утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;

получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

На основании пункта 14 Инструкции, жилые помещения предоставляются по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”.

Размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.

Денис, в связи с недостатком информации, отвечаю на Ваш вопрос, считая, что Вы военнослужащий по контракту, имеющий право на предоставление жилого помещения, установленным порядком признанный нуждающимся в таковом, состоящий на соответствующем учете и внесённый в реестр.

Если общая площадь квартиры, принадлежавшей Вашей супруге меньше суммы учетных норм всех членов Вашей семьи, то жилое помещение будет предоставлено Вам за вычетом указанной площади. В противном случае Вы будете сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях с возможностью признания таковым после истечения пяти лет с момента дарения квартиры.

Александр Томенко, военный юрист

Задайте свой вопрос

Источник: https://rg.ru/2012/04/18/uslovia-yirist-site-anons.html

На очередь — любой ценой: истории минчан и неминчан, которые пытаются исхитриться и стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Как можно точно узнать, является ли такой вариант ухудшением жилищных условий?

Темпы строительства жилья для очередников уже совсем не те, что были шесть-семь лет назад. Панельные кварталы не растут как грибы после дождя, а кредиты перестали быть такими сладкими. И все же люди продолжают лелеять мечту попасть в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая и без того кажется бесконечно длинной.

Быть 1600-м в очереди в одном из районов Минска — привычное явление: а что, родители стояли по 20 лет, почему сейчас должно что-то измениться? И все же, несмотря на пугающие цифры, находятся люди, которые во что бы то ни стало хотят очутиться среди потенциальных новоселов и ищут любые лазейки, чтобы обойти довольно продуманное законодательство.

Приводим несколько примеров очень горячего стремления к «оквартированию».

«До брака у жены в собственности была квартира (по факту это квартира ее матери), которую она до заключения брака со мной по договору дарения подарила маме обратно за несколько месяцев до свадьбы. На момент вступления в брак ни у кого из нас ничего в собственности не было.

Я военный, и на работе мне предложили стать на очередь как молодая семья (первый брак у обоих, нет 31, нет ничего в собственности). Сейчас пришло время строиться и мне говорят, что у нас нет оснований стоять в очереди — типа у жены до брака была в собственности квартира, произошло ее отчуждение и не прошло 5 лет.

И, мол, вообще, нас незаконно поставили на очередь».

«Мы с 2015 года многодетная семья, но на учет стать не можем (в исполкоме сказали, что хватает метров). Фактически снимаем квартиры уже 8 лет. Я прописана с тремя детьми у матери — 60,1 „квадрата“, 2 комнаты.

Муж прописан в квартире своей матери (там двое родителей и взрослые брат и сестра, 80 метров примерно, 4 комнаты). Жить конкретно в одной из родительских квартир не можем: и отношения не очень, и пять человек в одной квартире плюс родительские животные — просто ужас.

В исполкоме отказ, льготный кредит, субсидии и прочая помощь от государства нам не светит, как понимаю.

Если прописать, например, мужа в квартиру моей матери, даже если по метрам будет не хватать, — это будет ухудшение жилищных условий и для постановки на учет нужно ждать пять лет? Какая у нас есть возможность построить (купить) собственное жилье? Только брать кредит на общих основаниях на 20 лет или есть еще какие-то возможности?»

«Семья из двух человек, в собственности квартира 62 кв. м в Барановичах. Если мы прописываем мать супруга и его несовершеннолетнюю сестру, а потом и ребенка (после рождения), — можем претендовать на очередь на расширение? У мамы и сестры в собственности нет жилья. Но мама состоит в браке, есть дом в деревне».

«Имею в собственности квартиру 37 кв. м, прописан один, хочу зарегистрировать в свою квартиру сестру, которая сейчас зарегистрирована с матерью в 47 кв. м, затем хочу зарегистрировать жену. Будет ли считаться, что я умышленно ухудшил свои жилищные условия, ведь после регистрации сестры площади еще хватало? Смогу ли стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?»

«Гражданский муж продал однокомнатную квартиру, собирается прописываться к родителям — у них тоже однокомнатная квартира. Прописаны там его родители и сестра, квартира площадью 30 кв. м. Мы из Бреста — норматив 15 кв. м/чел.

Я с ребенком прописана у своей матери в квартире общей площадь 67 кв. м (метров хватает). Мы хотим зарегистрировать брак и прописаться (я с ребенком) к родителям мужа. Поставят ли нашу семью на очередь (я, ребенок, муж)? Семья не молодая.

О-о-очень нужно».

«Я собственница небольшой трехкомнатной квартиры (68 кв. м) — прописаны я и моя мама. Муж собственник двухкомнатной квартиры (48 кв. м), там прописаны наши трое детей — сын и две дочки — и сестра мужа.

В теории метров хватает и стать на очередь мы не можем. Может только мужа сестра, что она и сделала год назад, но реально места не хватает: так все-таки это 3 семьи.

Могу ли я ухудшить жилищные условия (переписав 3-комнатную квартиру на маму), чтобы встать в дальнейшем на очередь и имеет ли это смысл?»

О том, как работает механизм включения в число нуждающихся и постановки в очередь, рассказывает начальник отдела жилищной политики администрации Советского района г. Минска Елена Савинская. Специалист предупреждает, что жилищное законодательство сейчас строгое, искать лазейки бессмысленно — каждая история тщательно проверяется.

— На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане принимаются в соответствии с «Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда», утвержденного указом президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года №563, — поясняет Елена Савинская. — В этом документе прописан исчерпывающий перечень оснований, при которых граждане признаются нуждающимися.

При подаче гражданином заявления, его ситуация изучается очень внимательно — все в соответствии с законодательством.

Единолично решение никто не выносит: сначала заявление проходит стадию подготовки в структурных подразделениях, потом визирование в юридическом отделе, а после этого рассматривается коллегиально местными исполнительными и распорядительными органами — и принимаются решения о включении в список нуждающихся или нет. Также иногда требуется выход на место и обследование жилищных условий.

В целом, если сравнивать даже с недавним прошлым, требования законодательства ужесточились и стали более совершенными. На наш взгляд, сейчас продуманы и учтены все моменты. То есть тот, кто не имеет веских оснований или специально ухудшил свои жилищные условия, в очередь не попадет.

Стоит учитывать, что скрыть факт отчуждения жилья не получится — специалисты собирают справки, которые отражают движения собственности по всей стране и актуальные права на нее. Специально для тех, кто ради очереди продал недвижимость, в Положении есть пункт 4, который и объясняет все.

Сейчас лазеек не осталось — все прозрачно и проверяется. Благодаря этому на учет мы сейчас принимаем меньше людей, чем раньше. Круг лиц, которые могут претендовать на место в очереди, сузился.

В то же время действующим законодательством предусмотрена поддержка молодых семей, впервые вступивших в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

Диваны в каталоге Onliner.by

Источник: https://realt.onliner.by/2017/01/16/ochered-26

Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения – Управление персоналом

Как можно точно узнать, является ли такой вариант ухудшением жилищных условий?

Соавторы:

1. И.В. Максимчук, начальник управления по жилищной политике администрации г. Волгограда, кандидат экономических наук, действительный муниципальный советник Волгоградской области 1 класса;

2. Р.Н. Мальцев, главный специалист отдела нормотворческой деятельности и представительства в судебных органах управления по жилищной политике администрации г. Волгограда.

Намеренное ухудшение жилищных условий является новеллой Жилищного кодекса РФ. Статья 53 Жилищного кодекса РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий» установила новые правила, неизвестные прежнему жилищному законодательству.

Так, из содержания указанной статьи следует, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К сожалению, законодатель не предусмотрел, какие именно действия могут послужить основанием для применения данной нормы. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

В настоящее время на вопросы, что признавать намеренным ухудшением жилищных условий, в каких случаях следует отличать реализацию прав граждан от ухудшения своих жилищных условий, какие действия не могут расцениваться, как намеренное ухудшения жилищных условий, не может быть дан четкий ответ.

К примеру, семья из 3 человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 14 кв. м. Затем в указанную квартиру переезжает и регистрируется по месту жительства родственник и количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, уменьшается до 10,5 кв. м.

Важно пояснить, что Жилищный кодекс РФ в отличие от ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР большинство отношений, связанных с признанием нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлением жилых помещений, регулирует исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой площади.

Так, учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (части 4, 5 статьи 50 ЖК РФ)

К примеру, в Волгограде в соответствии с пунктом 1.1 постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.06.2005 г.

№ 19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде» с 01 марта 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

В указанном примере до вселения четвертого члена семьи граждане были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (14,2 кв.

м на каждого) и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на соответствующий учет.

Но после вселения обеспеченность стала менее учетной нормы, и у органов местного самоуправления возникла обязанность по постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Действительно, как справедливо отмечают авторы, обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ч.1 ст.51 ЖК РФ) будет служить основанием для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако одного только уменьшения размера общей площади жилого помещения не достаточно для принятия граждан на учет, поскольку согласно ч.2 ст.

52 ЖК РФ состоят на учете имеют право только определенные категории граждан: 1) малоимущие (ими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению) и 2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (например, сотрудники милиции, педагогические работники образовательных учреждений).

В связи с изложенным сразу возникает несколько существенных вопросов:

  • Считаются ли подобные действия намеренным ухудшением жилищных условий или же это реализации права на свободу передвижения?
  • Как определить и юридически констатировать, что совершенное действие является намеренным ухудшением жилищных условий?
  • Какими нормативными актами руководствуются органы местного самоуправления при разрешении указанных ситуаций?

Для юридической оценки всех обстоятельств и дачи правового заключения следует учитывать, что установление перечня действий, являющих намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ.

В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.

Само по себе перечисление в Законе субъекта Российской Федерации действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также последствий таких действий, не свидетельствует о противоречии данной нормы статье 53 Жилищного кодекса.

Данной федеральной нормой непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий, не установлен, а, следовательно, нет правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта Российской Федерации этого перечня.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?129

Мы прописаны у родителей, но живем отдельно. Дадут нам денег по госпрограмме?

Как можно точно узнать, является ли такой вариант ухудшением жилищных условий?

Мы часто видим публикации про программу поддержки молодых семей. С ней все понятно, кроме одного пункта: что такое справка о том, что семья нуждается в жилье? Казалось бы, в программе ясно описаны условия, но мы по ним одновременно и подходим, и не подходим.

У моего мужа есть доля в квартире родителей. Но по нормам она недостаточна для нас как для семьи. И мы окончательно запутались. В схожих обстоятельствах оказывается немало молодых семей. Т—Ж, помоги!

Мы молодая семья из двух человек. Живем в Волгограде, обоим по 25. Оба официально трудоустроены. Суммарный ежемесячный доход — около 40 тысяч рублей. Брак зарегистрирован в июле 2018 года. Сейчас родственники пустили нас пожить в квартиру за оплату коммунальных платежей. Временной регистрации и договора аренды у нас нет. Квартиру эту они скоро планируют продавать.

Прописан каждый из супругов у своих родителей.

У моих родителей частный дом, в котором они прописаны. Дом находится в их долевой собственности пополам. Общая площадь дома — около 32 м². Я там только прописана, доли у меня нет.

У родителей супруга есть квартира 58 м². Она оформлена в собственность на них троих, включая супруга, прописаны там они тоже втроем.

Формально мы не можем сказать, что у нас нет собственности, так как супругу принадлежит треть квартиры родителей. Но этой доли, естественно, недостаточно.

В такой ситуации сейчас немало молодых семей, так как когда-то — когда муж был ребенком — комитет опеки и попечительства требовал, чтобы ребенку выделили именно долю при переезде из старой квартиры в новую.

Очень хотелось бы узнать, попадаем мы в категорию нуждающихся или нет. Или, возможно, можно что-то сделать, чтобы попасть? Например, перепрописаться к одним из родителей — моим или его, — продать или подарить его долю?

Надежда

В чем сложность: вы прописаны у родителей, хотя живете отдельно. Государству сложно определить, кого считать членами вашей семьи. Правила прописаны в жилищном кодексе, но их трактуют по-разному.

Администрация может подойти к вопросу формально. Она посмотрит на прописку и включит в расчет жилье, которое принадлежит вашим родителям. Скорее всего, хватит на всех.

Суды говорят: прописка — лишь одно из доказательств. Члены семьи живут в одной квартире, ведут общее хозяйство и вместе смотрят телевизор. Молодые супруги живут отдельно, у них своя семья. Неважно, сколько квартир у их родителей. Не нужно их учитывать.

К сожалению, я не могу сказать точно, что посчитает администрация и что решит суд в вашей ситуации. Но я могу помочь вам ее оценить. Расскажу, как правильно читать жилищный кодекс, и приведу конкретные решения судов.

Подробно про условия участия в госпрограмме мы уже писали в статье «Молодым семьям дадут субсидию на новостройки. Но нужно долго ждать».

Сначала я разберу общие правила признания людей нуждающимися в жилье, затем пройдусь по частным вопросам.

Основания, на которых местная администрация признает граждан нуждающимися в жилых помещениях, закреплены в ст. 51 жилищного кодекса. Есть четыре основания:

  1. У гражданина и членов его семьи нет своего жилья.
  2. У гражданина или членов его семьи есть свое жилье, но его очень мало.
  3. Жилье есть, но жить в нем нельзя: например, дом признан аварийным.
  4. Член семьи болен тяжелым заболеванием, совместное проживание невозможно, а в квартире — несколько семей.

На этих основаниях граждан могут поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Когда подойдет их очередь, им дадут квартиру по договору соцнайма. Это льготная аренда жилья от государства. На учет ставят малоимущих и особые категории вроде военнослужащих.

На учет вставать не обязательно, но можно. Тем, кто уже стоит на учете и ждет своей очереди на квартиру по соцнайму, не нужна дополнительная справка.

Есть специальная учетная норма. Ее устанавливают муниципалитеты. Это количество квадратных метров на одного члена семьи, необходимое для постановки на учет. В Волгограде учетная норма — 11 м². В других городах она может быть больше или меньше.

Вы пишете, что вашему мужу принадлежит ⅓ в квартире площадью 58 м². Значит, общая площадь жилья, которым может пользоваться ваша семья: 58 м² / 3 = 19,33 м².

В вашей семье двое человек. На каждого приходится: 19,33 м² / 2 = 9,7 м². Это меньше учетной нормы, которая действует в Волгограде. Вы можете обратиться за справкой.

Конечно, на практике не все так просто. Вот негативные варианты развития событий.

Вы прописаны у своих родителей, поэтому администрация может посчитать вас членами родительской семьи. Она включит в расчет площадь принадлежащих им жилых помещений.

Другой вариант: поскольку фактически вы живете в квартире своих родственников, в расчет могут включить площадь этой квартиры. Вы же члены семьи.

И одно, и другое — неправильное применение жилищного кодекса чиновниками. Объясню почему.

Жилищный кодекс выделяет два главных требования.

Совместное проживание. Члены одной семьи должны жить в одной квартире или в одном доме. Если молодые супруги живут отдельно от родителей, они не могут быть членами их семьи.

Место жительства могут подтвердить свидетельства соседей и родственников, квитанции об оплате коммунальных услуг, договоры безвозмездного пользования или найма жилого помещения.

Неважно, где вы фактически прописаны: если вы не живете с родителями, то у вас разные семьи.

Общее хозяйство. Если родственники живут вместе, но ведут раздельный бюджет, по отдельности готовят еду и делят расходы на коммуналку, чиновники не должны считать их семьей. Суды действительно учитывают это, когда выносят решения.

Дедушка и внук жили в одной квартире, но общее хозяйство не вели. У дедушки были отдельный телевизор, холодильник и шкаф для одежды. Суд постановил: они не члены одной семьи.

Не все родственники, которые живут в одной квартире или в одном доме, — члены одной семьи. Хозяин мог прописать их к себе по договору безвозмездного пользования или коммерческого найма, на каком-то ином основании. Если общее хозяйство не ведется, между родственниками нет взаимной поддержки, это не семейные отношения. На практике все это можно доказать.

Еще пример. Молодая мать с детьми жила в доме своего отца. Сам он жил в другом месте. Суд установил, что отец сдал дочери дом по договору найма. Они не члены одной семьи.

Вывод: семья — это люди, которые живут вместе, ведут общее хозяйство и заботятся друг о друге. Если родственники просто пустили вас пожить в свою квартиру, вы не стали членами их семьи с точки зрения жилищного кодекса.

Имеется в виду такая ситуация: человек не нуждался в жилье, потом совершил какие-то действия и стал нуждаться. Например, продал квартиру, долю в жилом доме, выписался от родителей и снял комнату в общежитии.

Дальше нужно оценить цель таких действий. Если он рассчитывал за счет этого стать участником госпрограммы, государство не станет помогать. Запрет на признание нуждающимся в жилье действует 5 лет.

Можно продать единственную квартиру, но следующие 5 лет за помощью к государству обращаться не стоит.

Если умысла не было, а были жизненные обстоятельства, государство должно помочь. Например, если кто-то получил комнату в общежитии потому, что переехал работать в Ухту. Это не будет намеренным и искусственным ухудшением жилищных условий.

На практике смена прописки может навредить молодой семье. Если переехать на съемную квартиру и сменить регистрацию, администрация может посчитать, что супруги намеренно выписались от родителей, чтобы встать на учет. Особенно если между сменой прописки и обращением за поддержкой прошел один день.

На практике случается, что местная администрация рассматривает заявления формально. Например, смотрит только на прописку. Суды стараются учесть все обстоятельства, поэтому решения администраций часто отменяют. Часто, но не всегда. Приведу несколько примеров, где суд решал вопрос о праве молодых семей улучшить жилищные условия по госпрограмме.

Приморский краевой суд

№ 33-10337/2014

Пример про вынужденный переезд. Собственник продал квартиру, в которой жила молодая семья. Им пришлось выписаться. Своего жилья у них не было.

Администрация: они намеренно ухудшили жилищные условия.

Суд постановил: намеренных действий молодые люди не совершали. Признайте их нуждающимися в жилье.

Верховный суд Мордовии

№ 33-1737/2018

Пример про переезд в отдельный дом. Молодые люди поженились, сняли свой дом и прописались в нем. В новом доме они жили по 10—15 дней в месяц, а остальное время — с родителями. До этого они были прописаны у родителей и обеспечены жильем выше нормы. Дома у родителей площадью 87 м² и 132 м².

Администрация и суд решили: это искусственное ухудшение жилищных условий для участия в госпрограмме. Между родителями и детьми сохранились хорошие отношения, большую часть времени молодые супруги жили со своими родителями, а не отдельно. Их нельзя признать нуждающимися в жилье.

Волгоградский областной суд

№ 33-11598/2013

Пример про бабушку. Муж, жена и двое детей жили в квартире площадью 33 м². Квартира принадлежала бабушке — матери жены. Бабушка была прописана в квартире, но жила отдельно. Квартиру она предоставила детям по договору безвозмездного пользования. В собственности внуков было по ¼ доли в другой квартире площадью 55 м². Бабушке тоже принадлежала в ней ¼ доли.

Администрация: бабушка — член семьи. Нужно включить в расчет все принадлежащие ей жилые помещения. На каждого приходится больше учетной нормы. Семья не нуждается в жилье.

Суд: бабушка — не член семьи. Чтобы быть членом семьи, нужно не только быть близким родственником и иметь справку из загса, но и жить в одной квартире. Раз бабушка живет отдельно, не нужно учитывать ее квадратные метры. Признайте семью нуждающейся и включите в список участников госпрограммы.

Советую сходить в городскую администрацию и уточнить все лично. Вы объясните свою ситуацию, вам скажут, какие документы нужно собрать. Проговорите все ключевые моменты: у мужа есть доля в собственности родительской квартиры, на вас двоих ее не хватает, живете вы отдельно от родителей.

Если вы подадите заявление, но вам откажут, обжалуйте отказ в суде. Практика на вашей стороне.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/hotim-kvartiru/

Всё о кредитах
Добавить комментарий