Куда обращаться,если оскорбляют и оказывают психологическое давление?

Как должнику защититься от грубого произвола представителей банка?

Куда обращаться,если оскорбляют и оказывают психологическое давление?

Верховный Суд освободил банк от ответственности, несмотря на то что его представители оказывали сильное давление на клиента при взыскании долга по кредиту. Почему такое возможно и что делать, если из-за задолженности приходится терпеть угрозы и публичные оскорбления?

В июне Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу банка, который был оштрафован за давление на клиента при взыскании долга по автокредиту.

Суд пришел к выводу, что кредитные организации не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения законодательства о коллекторской деятельности1.

Получается, должников защитили от коллекторов, но не от противоправных действий сотрудников банков? Давайте разбираться…

Суды посчитали действия банка по взысканию задолженности незаконными. Было установлено, что его представители через личные сообщения и записи на страницах знакомых должницы в соцсети «ВКонтакте» оскорбляли ее и угрожали, опубликовали объявление о розыске женщины, назвав ее мошенницей, кроме информации о долге сделали публичными и другие данные.

Однако Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций. Он указал, что банк был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за действия, нарушающие законодательство о защите прав и интересов физлиц при взыскании долга. Однако в этой норме прямо указано, что она не распространяется на кредитные организации.

Банки обязаны соблюдать Закон о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности2. Такой вывод следует из формулировки ст. 1 данного закона.

Эта статья не предусматривает исключения из сферы своего регулирования отношений между банками и должниками. То есть требования к банкам и коллекторам одни, но административная ответственность у них разная.

Так, коллекторы несут ответственность по ст. 14.57 КоАП РФ. Статья эта не распространяется на кредитные организации, однако банки и их должностные лица все же могут быть привлечены к ответственности за незаконные действия:

  • ст. 15.26 КоАП РФ («Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности»);
  • ст. 13.11 КоАП РФ («Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных»);
  • ст. 128.1 УК РФ («Клевета»);
  • ст. 139 УК РФ («Нарушение неприкосновенности жилища»);
  • ст. 163 УК РФ («Вымогательство»);
  • ст. 119 УК РФ («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»);
  • ст. 115 УК РФ («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»);
  • ст. 116 УК РФ («Побои») и др.

Банки, как и коллекторы, не вправе:

  • применять к должнику и иным лицам физическую силу, угрожать убийством или причинением вреда здоровью;
  • уничтожать или повреждать имущество либо угрожать этим;
  • применять методы, опасные для жизни и здоровья людей;
  • оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, используя выражения и применяя действия, унижающие честь и достоинство человека;
  • вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно долга и последствий его невыплаты;
  • без согласия должника сообщать кому-либо сведения о нем.

Закон не допускает взаимодействие с должником:

  • в рабочие дни – с 22:00 до 8:00, в выходные и нерабочие праздничные дни – с 20:00 до 9:00;
  • посредством личных встреч более одного раза в неделю;
  • посредством телефонных переговоров более одного раза в сутки, более двух раз в неделю, более восьми раз в месяц.

Как заемщику при ухудшении финансового положения договориться с банком об изменении условий кредитования – читайте в публикации «Решили купить квартиру в кредит – оцените риски». Ответы на вопросы о последствиях невыплаты ипотечного кредита, в том числе выселении из квартиры, и возможности расторжения кредитного договора вы сможете найти в материале «Как попадают в ипотечную кабалу?».

В подобных ситуациях необходимо зафиксировать факт неправомерных действий сотрудников.

  • Записывайте на диктофон разговоры с работником банка и сохраняйте переписку. При этом попросите человека представиться и уточнить, сотрудником какой организации он является. Пусть укажет контактные данные организации и реквизиты для оплаты. Узнайте, откуда у него появились ваши личные данные.
  • Возьмите у оператора связи распечатку детализации телефонных звонков.
  • При порче имущества или причинении вреда здоровью вызывайте сотрудников правоохранительных органов. Во втором случае обязательно обратитесь в медицинское учреждение. Нужно будет сделать фотографии, чтобы зафиксировать причиненный ущерб.
  • При попытке проникновения в жилище звоните в полицию. Постарайтесь произвести видеосъемку.

После фиксации факта правонарушения и его последствий следует обратиться в ЦБ РФ, правоохранительные органы, прокуратуру, Роспотребнадзор. При этом нужно будет предоставить копию кредитного договора и документы, фиксирующие факт правонарушения (распечатки звонков и сообщений, фотографии, акты правоохранительных органов, аудио- и видеозаписи).

Помните: привлечение к ответственности банка и его представителей зависит от сбора доказательств и установления связи непосредственного нарушителя с кредитной организацией.

О том, как не допустить передачи долга коллекторскому агентству и что делать тем, на кого взыскатели оказывают давление, читайте также в публикации «Берете кредит – помните о коллекторах».

Суды всегда по-разному толковали положения ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ. Зачастую они привлекали банки к ответственности по данной статье, мотивируя свое решение тем, что исходят из целей введения ее законодателем и общего принципа защиты прав потребителей.

Центральный банк с таким толкованием КоАП РФ был не согласен. ЦБ утверждал, что как надзорный орган вправе сам применять надлежащие меры к банкам для предотвращения давления на должников.

На данный момент подготовлен и вынесен на общественное обсуждение проект нормативного акта, согласно которому кредитные организации будут привлекать к ответственности по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ.

Если поправки в кодекс примут, то банки будут нести административную ответственность по этой статье наравне с коллекторами (подробнее об этом читайте в новости «За давление на должников банкам будет грозить до 500 тыс. руб. штрафа»).

1 Постановление ВС РФ от 18 июня 2019 г. № 49-АД19-2ВС.

2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”».

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/kak-dolzhniku-zashchititsya-ot-grubogo-proizvola-predstaviteley-banka/

Что такое буллинг и как ему противостоять

Куда обращаться,если оскорбляют и оказывают психологическое давление?

Гость редакции ВХ – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры сексологии, медицинской психологии, медицинской и психологической реабилитации Харьковской медицинской академии последипломного образования (ХМАПО) Марианна Маркова.

Школьники – самая уязвимая категория

— Марианна Владиславовна, добрый день. Меня зовут Анастасия Павловна. Сейчас по телевидению то и дело говорят о каком-то буллинге в школе. Что это такое? — Школа – одно из самых распространенных мест, где встречается буллинг, и школьники – самая уязвимая категория для буллинга.

Итак, буллинг – это физическое или психологическое насилие, которое происходит при неравенстве сил агрессора и жертвы и систематически повторяется. Конфликт – это столкновение относительно равных сил, а буллинг – всегда неравенство сил агрессора и жертвы.

Насилие происходит со стороны одного человека или группы людей по отношению к другому человеку или группе людей и почти всегда сопровождается острой эмоциональной реакцией того, по отношению к кому происходит буллинг. Буллинг имеет много форм.

Сейчас выделяют более мягкий вид буллинга под названием мобинг — тот же буллинг, но без физического насилия, когда на жертву оказывают морально-психологическое давление. Это могут быть угрозы, оскорбления, порча имущества. Часто это проявляется в, казалось бы, безобидных вещах – отобрать телефон, спрятать портфель и прочее.

Взрослые, к сожалению, зачастую расценивают такие действия как детские шалости. Учителя часто пожимают плечами: «Что тут такого? Дети всегда выясняют отношения». Они не видят в этом проблемы. А на самом деле это очень опасная ситуация, на которую надо остро реагировать.

Кстати, психологическое давление может исходить и от самого учителя, который занижает оценки, делает негативные обобщения, любой промах возводит в систему, игнорирует достижения ученика, представляет его в невыгодном свете, высмеивает. Такое отношение, во-первых, является указанием на возможную жертву буллинга.

И во-вторых, вселяет в буллеров уверенность в своей правоте: если учителю можно, то почему детям нельзя? Оценочное мнение учителя очень важно для ребенка на каком-то этапе и педагог может неосознанно спровоцировать буллинг. Есть еще одна разновидность насилия, которая сейчас получила огромное распространение за счет информатизации общества, – кибербуллинг. Сцены преследования, насилия, унижения выкладываются в интернет либо происходит массированная атака из угроз, унижений, насмешек с помощью гаджетов – посредством СМС, сообщений в «Вайбере», социальных сетях и т.д.

— Насколько распространено это явление?

— Например, американцы посчитали, что за последний учебный год один из четырех детей в возрасте 15-18 лет был жертвой школьного буллинга. В Украине, согласно исследованию ЮНИСЕФ, с буллингом хоть раз в жизни сталкивались 89% школьников.

— А почему возникает буллинг? Каковы его причины?

— Во-первых, школа – место, где глобально потребность признания и понимания детей не удовлетворена. В среде, где создана нетерпимая атмосфера к оскорблению человека в принципе и общественное осуждение этого явления не меньше, чем осуждение прогулов или имущественных проступков, буллинг возникает гораздо реже. Во-вторых, существуют определенные предпосылки, в том числе и физиологические. Подростковый возраст – особое время созревания и формирования человека. Дело в том, что физическое развитие костно-мышечного скелета, внутренних органов в данном возрасте опережает развитие головного мозга. И префронтальная кора, которая отвечает за оценку и контроль ситуации, эмоций и действий, до конца не сформирована. Именно поэтому подростки легче рискуют. Они не могут адекватно оценить тяжесть ситуации, последствия. У них нет «стопов». Эти «стопы» должны формироваться в семье. А родители зачастую слишком заняты на работе, чтобы обеспечить более-менее пристойный уровень существования семьи, либо откупаются от ребенка гаджетами, путешествиями или чем-то еще. Кроме того, очень часто, к сожалению, в семьях дети видят в качестве примера скандалы, оскорбления, унижения. В силу физиологических причин они не могут отделить хорошее от плохого и понять, что такое недопустимо, аморально.

Жертвой буллера может стать любой «другой»

— Добрый день. Меня зовут Кирилл. Марианна Владиславовна, кто чаще всего становится жертвой буллинга? — Любой «другой». Это может быть слабый, тревожный, веснушчатый или  ребенок с инвалидностью, но не обязательно.

На роль жертвы человек может быть выбран абсолютно ситуативно, потому что в какой-то момент он показался кому-то другим. А инаковость можно найти в любом человеке, который чем-то выделяется — допустим, слишком хорошо или как-то необычно одет. И мы, взрослые, сами подаем детям идею, что так можно.

Мы сами не любим инаковых, осуждаем кого-то, кто не похож на нас. Кроме того, очень часто жертвой становится человек, который реагирует, легко поддается эмоциям, с низким уровнем сопротивляемости. Хотя против толпы у всех этот уровень будет низким.

Надо быть очень сильным человеком, и даже не каждый взрослый способен оказать такой уровень сопротивления.

— А кто чаще всего выступает в роли агрессора?

— Раньше был стереотип, что это дети из неблагополучных, асоциальных семей или из категории «сила есть, ума не надо». Сейчас же статистика говорит о том, что это зачастую дети с лидерскими задатками, из приличных семей по формальным признакам, но с неблагополучием внутрисемейной атмосферы, с отсутствием навыков коммуникации, с низким социальным и эмоциональным интеллектом, с большими претензиями к миру. Они таким способом самоутверждаются, пытаются привлечь к себе внимание, не знают, как иначе заслужить уважение. К великому сожалению, во взрослой жизни мы сплошь и рядом встречаемся с такими же ситуациями. Маленький чиновник часто самоутверждается за счет других людей. Руководитель отдела может вызвать подчиненного и всячески по нему «потоптаться», особенно в присутствии посторонних. На научных дискуссиях на молодых ученых, бывает, выливают «ушаты холодной воды», потому что какой-то величине нужно дополнительно самоутвердиться.

— Есть и третья сторона – наблюдатели. Почему дети становятся молчаливыми свидетелями издевательств?

— Да, есть пассивные соучастники буллера – его друзья или те, кто хочет принадлежать к референтной группе, ведь буллер является лидером. Кроме того, срабатывает инстинкт самосохранения – лучше я посмеюсь над кем-то, лишь бы не коснулось меня. Это от внутренней неуверенности. А есть наблюдатели, которые не одобряют издевательств и не участвуют в них, но при этом не находят в себе сил вмешаться. Безусловно, они тоже получают психологическую травму, потому что, с одной стороны, не согласны с происходящим, а с другой – не находят в себе сил помочь жертве и, соответственно, теряют веру в себя. В ситуации буллинга кажется, что больше всех страдает жертва, на самом же деле – наблюдатели страдают больше, чем можно себе представить. Для их дальнейшей жизни это очень негативный опыт. И часто именно они выводят проблему на уровень взрослых.

«Ты ни в чем не виноват»

— Марианна Владиславовна, здравствуйте. Посоветуйте, как вести себя ребенку, если против него началась травля? Нужно ли поделиться с родителями, учителями? Ведь многие просто замалчивают негативное отношение одноклассников. Меня зовут Инна Сергеевна. — Это проблема. Ни один ребенок не в состоянии самостоятельно с ней справиться.

При этом дети очень часто стесняются сказать родителям, потому что им стыдно. В школе учительница может вбить в голову такую мысль: «Стукачей никто не любит. Нужно учиться самим решать проблемы». Или ребенок надеется, что это не повторится. Либо же в семье нет доверительных отношений. Бывает, что ему просто не к кому обратиться. А без участия взрослых это вряд ли можно прекратить.

— Как же действовать родителям в этой ситуации?

— Во-первых, уделять много внимания профилактике, дабы сын или дочь не стали жертвой буллера. Разговаривать, читать ребенку книжки и самое главное – культивировать доверительные отношения в семье. Например, я придерживаюсь точки зрения, что благополучие в семье и доверительные отношения с ребенком, его психологическое благополучие мне важнее, чем формальные оценки. И в подростковом возрасте очень важно этот контакт не потерять. К сожалению, родителям, не всегда это удается. Они теряют контакт и друг с другом, и с ребенком, потому что нет времени и сил, потому что надо работать, обеспечивать семью. Но это очень важно – жить с ребенком одной жизнью. Тогда больше вероятности, что он поделится. Изначально нужно формировать для него определенную социальную среду – приглашать в гости одноклассников, ходить к ним, создавать какую-то компанию ребенку. Это профилактика буллинга.

— А если уже случилась беда и над ребенком систематически издеваются?

— Если родитель об этом узнает, нужно прежде всего выдохнуть и не осуществлять сразу никаких импульсивных действий, на эмоциях. Необходимо все внимательно выслушать, отнестись к проблеме очень серьезно, не отмахиваться от ребенка. Для начала следует поддержать школьника словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Я тебе верю, ты ни в чем не виноват». Ведь очень часто жертва начинает думать, что она сама в чем-то провинилась. Кроме того, безусловно, нужно идти в школу, говорить с учителями, с директором, привлекать других родителей – часто жертвой буллинга становится не один ребенок, а группа. Конечно, не стоит ожидать, что родитель агрессора сразу скажет: «Ужас! Извините. Мой ребенок не прав». Бывает и такое, но чаще всего родитель уверен в правоте своего ребенка, поскольку он живет по такой же матрице.

Нельзя наблюдать – нужно реагировать

— Как администрация школы, учителя должны повести себя в подобной ситуации, чтобы еще больше не навредить ученику? — Идеальный вариант – создать в школе атмосферу нетерпимости к любым проявлениям буллинга. Но давайте из идеального мира вернемся в реальный.

Во-первых, недопустима позиция учителя как человека, который находится над схваткой и ни во что не вмешивается. Мол, это этап взросления, жизненный опыт. Это все не работает. За этим нельзя наблюдать – нужно реагировать. Кроме того, сейчас есть мощная служба школьных психологов – в первую очередь нужно говорить с ними.

У них есть четкий алгоритм, что делать в такой ситуации. Ведь это проблема мировая и уже давно разработаны подходы. Существуют методики, как разговаривать с буллером, жертвой, наблюдателями. Как их посадить в один круг и проговорить ситуацию. Часто этого вполне достаточно.

Но для этого надо, чтобы администрация школы тоже признала, что буллинг как явление в школе есть, и хотела от него избавиться. Если ситуация выходит из-под контроля, тогда фиксировать издевательства, имущественные потери, делать скрины проявлений кибербуллинга с компьютера и написать сначала заявление на имя директора школы.

Если реакции нет – обращаться в районо, гороно, вплоть до правоохранительных органов.

— А может быть выходом из ситуации перевод ребенка в другую школу?

— Конечно. И часто родители так делают. Это один из вариантов.

Сейчас об этом заговорили

— Добрый день. Анатолий беспокоит. Марианна Владиславовна, было ли такое явление как буллинг раньше? Или же это новая тенденция у школьников? Честно говоря, когда я учился, что-то не припомню, чтобы у нас над кем-то так издевались. — Мне тоже кажется, что в моем классе в советское время таких проявлений не было.

Но половину мы просто забыли, помнится только все хорошее. К тому же если буллинга не было по отношению к нам – вовсе не означает, что его не было в принципе. Безусловно, такие проявления были, есть и будут, поскольку они обусловлены физиологическими причинами.

То есть, с одной стороны, это особенности физиологии подростка, а с другой – закон толпы, закон агрессии. Стадность, стремление присоединиться к сильному лидеру, кого-то растоптать – эти механизмы мы получили от наших предков, благодаря которым они, в общем-то, выжили.

Возможно, в школах это явление было распространено в меньшей степени, а дедовщина в армии? Она была всегда. Помню, все мамы моих одноклассников боялись отпускать сыновей в армию именно из-за дедовщины. Просто сейчас об этом заговорили.

Сейчас, благодаря информатизации общества и возникновению такой формы насилия как кибербуллинг, это явление стало распространенным и каждый случай теперь получает большую огласку. Но в принципе это было всегда. Марианна Владиславовна Маркова родилась 16 января 1968 года в Харькове. В 1993 году окончила Харьковский медицинский институт.

После обучения в клинической ординатуре на кафедре сексологии и медицинской психологии Харьковской медицинской академии последипломного образования работала там же ассистентом кафедры психотерапии.

В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию и переехала на работу в Киев — в Украинский научно-исследовательский институт социальной, судебной психиатрии и наркологии, где с 2001 по 2008 годы возглавляла отдел психотерапии, сексологии и медицинской психологии. В 2007 году защитила докторскую диссертацию. В 2008-м вернулась в Харьков, где по сей день работает профессором кафедры сексологии, медицинской психологии, медицинской и психологической реабилитации ХМАПО.

Замужем, сыновьям 28 и 24 года.



Источник: https://vecherniy.kharkov.ua/news/144411/

Учитель оскорбляет учеников – что можно сделать?

Куда обращаться,если оскорбляют и оказывают психологическое давление?

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя? 

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст.

45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе.

Также много зависит от возможности доказать факт унижающих действий и оскорбительных высказываний.

Дополнительно читайте по этму вопросу – Тайную диктофонную запись можно использовать как доказательство в суде. 

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым — попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса — очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение — он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается – родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Нематериальные блага

1.

Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ

Источник: https://usperm.ru/content/uchitel-unizhaet-uchenikov

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних

Куда обращаться,если оскорбляют и оказывают психологическое давление?
обратиться за помощью

Насилие над детьми оказывает травмирующее воздействие на их физическое и психическое состояние.

Ребенку сложно не только противостоять насильственным действиям со стороны взрослого человека, но и часто в силу возраста осознать противоправность произошедшего с ними.

В общем смысле под насилием по отношению к детям понимаются любые действия физического, сексуального, психического или эмоционального характера, причиняющие им вред.

Классификация насильственных действий

Можно выделить следующие виды насилия в отношении несовершеннолетних:

  • Физическое – сюда относятся действия, причиняющие вред здоровью или физические страдания: побои, ограничение свободы и т.п.
  • Сексуальное – любые развратные действия, склонение к половому контакту, изнасилование.
  • Психологическое или эмоциональное – унижения, оскорбления, угрозы, социальная изоляция, шантаж и т.д.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преступления против здоровья и жизни несовершеннолетних 1 . Например, ст. 117 УК РФ определяет наказание за истязание несовершеннолетнего – систематическое причинение ему физических или психических страданий, побоев, не приносящих вреда здоровью.

Кроме этого, любое противоправное действие по отношению к малолетнему лицу (ребенку до 14 лет) относится к отягчающим обстоятельствам, увеличивающим срок наказания за любое преступление. Особой формой насилия по УК РФ является оставление в опасности малолетнего лица.

Отдельная группа норм уголовного законодательства регулирует санкции за сексуальное насилие над детьми, к нему относится не только изнасилование, но и совершение разного рода развратных действий – демонстрация половых органов, порнографической литературы, непристойные прикосновения и т.д.

К преступлениям против несовершеннолетних относят также принуждение к антиобщественным действиям – склонение к употреблению наркотиков и алкоголя, бродяжничеству, проституции, попрошайничеству (ст. 151 УК РФ).

Однако в УК РФ не предусмотрена ответственность за психологическое насилие, хотя ребенок страдает от его проявлений не менее тяжело, чем от физических действий. В рамках ст. 110 вводится ответственность за доведение до самоубийства и определяется роль оскорблений и угроз, как криминогенного фактора.

Но наказание за эти действия наступает только в случае развития трагических событий – попытки ребенка свести счеты с жизнью или самоубийства. В тоже время любое психологическое давление на ребенка со стороны взрослых сказывается на его развитии и самочувствии.

К сожалению, привлечь виновное лицо к какой-либо ответственности за подобные действия очень сложно.

Что делать, если ребенок подвергся насилию?

Родители, опекуны или педагоги должны правильно отреагировать на сообщение ребенка о случившемся или на выявленный факт насильственных действий над несовершеннолетним. Во-первых, стоит успокоить ребенка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.

Следующие возможные действия:

  • Если факт насилия выявлен в семье, то педагогу или иному гражданину, узнавшему о данном событии нужно обратиться в органы опеки, либо в комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Если насилие случилось с ребенком по вине посторонних лиц, родителям необходимо обратиться в Дежурную часть полиции.
  • Нужно взять направление у дежурного полицейского или следователя на прохождение медицинской экспертизы, подтверждающей факт насилия.
  • Нельзя купать ребенка до проведения экспертизы, стоит сохранить все вещи, на которых могли остаться следы произошедшего.

Если состояние здоровья ребенка находится в опасности, нужно обязательно вызвать врача или скорую помощь, при этом попросить медицинских работников подробно описать, в каком состоянии и с какими повреждениями ребенок поступил в больницу. Опрос малыша сотрудниками правоохранительных органов может проходить только в присутствии родителей, опекунов или психологов.

Куда можно обратиться в случае насилия над ребенком?

В случае насильственных действий в отношении несовершеннолетних можно обратиться за помощью в ряд организаций, каждая из которых обладает своими полномочиями в данной области:

  • Комиссия по делам несовершеннолетних – орган, обязанность которого – защита несовершеннолетних от всех форм насилия, выявление фактов жестокого обращения и социальная реабилитация детей. Обращаться в эту организацию за помощью можно, если стало известно о том, что ребенок не получает нужного материального содержания, живет в антисанитарных условиях, лишен родительского надзора.
  • Органы опеки и попечительства – орган, уполномоченный проверять условия жизни детей в семье, представлять их интересы в судебной инстанции, заявлять иски в суд о лишении, либо ограничении родительских прав. Помимо этого, орган ведет профилактическую работу, а также занимается выявлением неблагополучных семей.
  • Уполномоченный по правам ребенка – обеспечивает защиту прав детей и их восстановление, содействуют в выявлении и расследовании нарушений прав ребенка. функция – независимый контроль над деятельностью государственных органов, обеспечивающих соблюдение интересов детей.
  • Прокуратура – занимается защитой прав ребенка в суде, предъявлением требований о восстановлении прав несовершеннолетних к органам опеки и попечительства и другим компетентным органам, может подавать иски в суд о лишении родительских прав.

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних обязательно должны пресекаться, а пострадавшие от таких действий дети нуждаются в длительной реабилитации, которая необходима им для того, чтобы без последствий пережить полученную травму.

Михаил Красильников

1 Судебное толкование

В. осужден по ст. 116 УК РФ: он хватал несовершеннолетнего С. за ворот куртки, сдавливая при этом шею ребенка до состояния удушения, причиняя физическую боль, протащил его в таком положении в подъезд и по ступенькам лестничного марша (судебный участок №1 Багратионовского района Калининградской области, дело №112/2012).

М. осуждена по ч. 1 ст. 116 УК РФ за совершение насильственных действий в отношении В., а именно: не пуская В. в квартиру, М. стала закрывать дверь и умышленно ударила потерпевшую дверью по спине, зажав В. в дверном проеме и причинив ей физическую боль (судебный участок N 81 Чусовского муниципального района Пермского края, дело №1-12/2011).

При рассмотрении уголовного дела в отношении Д. по ч. 1 ст. 116 УК РФ мировой судья пришел к выводу, что иные насильственные действия выразились в том, что подсудимая поставила несовершеннолетнего Г.

на колени в угол прихожей, где ребенок простоял не менее семи часов, в результате чего от длительного соприкосновения коленей с твердой поверхностью мальчик испытывал физическую боль (судебный участок №1 Кемеровского района г.

Кемерово, дело №1-17/2011).

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/nasilstvennye_deystviya_v_otnoshenii_nesovershennoletnikh/

Права школьника: защитите своего ребенка!

Куда обращаться,если оскорбляют и оказывают психологическое давление?

О том, как вести себя родителям, если в школе возникла конфликтная ситуация, рассказывает адвокат Юлия Никифорова.

Закон «Об образовании» в 41 статье, пункте 1 очень четко про­писывает, что именно на школу ло­жится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной по­мощи. И если ребенку стало плохо, то учитель обязан незамедлительно вызвать медсестру или проводить ученика в процедурный кабинет.

Ребенку могут дать воды, обрабо­тать рану йодом или зеленкой, дать понюхать нашатырный спирт. Мед­сестра без врачебного осмотра не имеет права давать ребенку какие-то серьезные медикаменты. И если школьнику не становится лучше, преподаватель обязан немедленно вызвать скорую помощь и прокон­тролировать, что учащийся будет доставлен в медицинское учрежде­ние.

При этом необходимо, чтобы кто-либо из представителей школы сопровождал ребенка.

На учителя также ложится обя­занность выяснить, почему ребенку стало плохо или определить вино­вного. И, конечно же, в срочном по­рядке оповестить родителей о произошедшем телефонным звонком.

В такой ситуации не существует отговорок вроде «мы не дозвони­лись», «как же отправлять ребенка в больницу без ведома родителей», ведь в случае ухудшения состоянии ребенка или летального исхода вся ответственность (вплоть до уголов­ной) ляжет на директора школы.

Учитель обязан быть внимателен к жалобам учащихся на здоровье, не отпускать ребенка из школы, если ему стало плохо: может быть внутренняя травма, ушиб, перелом, растяжение. Осложнение может воз­никнуть потом, а виновен будет пре­подаватель, проигнорировавший жалобу учащегося.

ТРАВМА В ШКОЛЕ

Чаще всего травмы случаются из-за драк или на уроках физкультуры. В последнем случае отвечать придется даже не учителю, а школе: статья 1068 Граж­данского кодекса РФ гласит, что вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязан­ностей, возмещает работодатель.

Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родите­лям расходы на лечение ребенка. Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же вино­вен будет учитель, поскольку он, как представитель школы, обязан пред­принять все меры и не допустить причинение даже самого незначи­тельного вреда здоровью учащихся.

Согласно ст. 1068 ГК РФ, родители должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

Любая неприятность, случившая­ся в школе в часы учебного процес­са, ложится на плечи руководства. И даже если ребята отпросились с уроков и на территории школы устроили потасовку, виноваты будут преподаватель и директор, а мате­риально — школа.

Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возме­щении физического и морального вреда.

Но в этом случае они долж­ны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины. Конкретные виновники най­дены — требуйте возмещения вреда.

Схема простая: необходимо обра­титься в школу и отдел образования. В Москве телефон Горячей линии

Минобрнауки 8 (499) 553−0963. Если же мирным путем вопрос не решает­ся, то необходимо обратиться в суд. У вас есть все факты причиненно­го вреда, есть расходы, вызванные повреждением здоровья ребенка.

Пункт 1 статьи 1085 ГК РФ относит к расходам, вызванным поврежде­нием здоровья: расходы на лечение, дополнительное питание, приоб­ретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-ку­рортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бес­платное получение.

ВАЖНО! В некоторых школах есть практика использования магнит­ных карточек, с помощью которых учащиеся входят в школу или поки­дают ее. И если, предположим, драка между учащимися произошла даже рядом со школьным крыльцом, но ребенок уже покинул школу (о чем свидетельствует магнитный про­пуск), учителя ответственности не несут. Внимательно читайте Устав учебного заведения!

РЕБЕНКА В ШКОЛЕ ТРАВЯТ ДЕТИ

Ответственность за то, что происходит в стенах школы, лежит на директоре школы и педагоге. Все словесные оскорбления, травля ре­бенка другими учащимися, порча его вещей и тому подобное нарушение прав школьника — это зона от­ветственности школы.

Однако в по­следнее время все чаще приходится слышать жалобы на оскорбления в соцсетях, а это уже — ответствен­ность родителей.

К сожалению, в рос­сийском законодательстве больше не существует статьи 130 Уголовного ко­декса «Оскорбление личности», к ко­торой можно было прибегать, если ребенка оскорбляют в соцсетях или фотографируют в нелицеприятных ситуациях и отправляют фото общим знакомым. Но никто не отменял мер воздействия с помощью школы или через родителей.

Обязательно объ­ясните ситуацию классному руково­дителю и попросите принять меры. Нелишне будет пообщаться и с ро­дителями таких детей и объяснить, что вы готовы написать заявление в полицию, и ребят (даже девочек) поставят на учет, а это отметка в ха­рактеристике при дальнейшей учебе и поступлении. Убеждения не помо­гают — пишите заявление в полицию.

В какое ведомство обращаться по поводу нарушения прав детей, детально прописано в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы про­филактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних».

В случаях, когда дети, например, при помощи фотошопа прилепляют голову девочки к телу порноактрисы и вывешивают свое «творчество» в соцсетях, чем могут довести ребенка до нервного срыва или самоубийства, помните, что существует статья 128.1. УК РФ «Клевета».

И здесь закон очень суров финансово. Родителям следует обязательно обратиться к нотариусу и сделать скриншоты этих «произ­ведений», заверяя через нотариуса этот публичный источник. Затем об­ратиться в полицию и через суд тре­бовать уголовного преследования.

РЕБЕНКА ОСКОРБЛЯЕТ ПЕДАГОГ

Учитель не имеет права оскорблять ребенка. Ни словесно, ни тем более действием, например, не пустив его на празд­ник или дойдя до рукоприкладства — это указано в ФЗ «Об образова­нии».

В таких ситуациях сразу же обращайтесь к директору школы и на Горячую линию Минобрнауки, в том числе, оставьте и письменное заявление на сайте Минобрнауки (минобрнауки.рф/обратная-связь/ форма). Соберите от других роди­телей заявления о недопустимом поведении учителя и требуйте за­мены преподавателя.

До тех пор, пока родители не вмешались в ситу­ацию, ребенок имеет полное право не выслушивать оскорбления в свой адрес, а в вежливой форме попро­сить разрешения покинуть класс и обратиться к директору с жало­бой. Неплохо, если ребенок запи­шет оскорбления на диктофон.

Во‑ первых, родители поверят ребенку, что оскорбления имели место быть, а во-вторых, эта запись будет суще­ственным аргументом в общении с директором школы.

Запись не надо показывать педагогу, угрожая рас­правой, но следует обязательно об­ратиться к директору и требовать или выговор для такого педагога, или же его отстранения и замены. Имейте в виду, что ни видео-, ни аудиозапись не может быть доказа­тельством в гражданском суде — потребуется ая экспертиза.

Объясните ребенку его права в школе, но также укажите, что на оскорбления педагога нельзя отве­чать тем же, всегда надо быть веж­ливым и корректным.

ПРОИЗОШЛА КРАЖА

Если в школе случилась кража, учитель не имеет права досматри­вать школьника, которого он может подозревать. Это прерогатива толь­ко сотрудников полиции. Именно их незамедлительно и следует вы­звать для проведения досмотра и оперативно-розыскных меропри­ятий.

Учитель может только по­просить добровольно продемон­стрировать содержимое сумки или портфеля, или же вызвать родителей и попросить это сделать в их присут­ствии, но ученик вправе проигнори­ровать эту просьбу.

Ведь может быть так, что украденную вещь ребенку подбросили в сумку, поэтому досмо­тров без полиции и родителей несо­вершеннолетнего быть не должно.

Желая избежать подобных ситу­аций, педагоги обычно дают роди­телям совет, к которому стоит при­слушаться: давайте ребенку вещи попроще, покупайте недорогие теле­фоны и, тем более, у ребенка в школе не должно быть драгоценностей. Это важно для защиты прав школьника. fotoimedia.

Источник: https://www.goodhouse.ru/family_and_children/education/prava-shkolnika-zashchitite-svoego-rebenka/

Всё о кредитах
Добавить комментарий