Места общего пользования в многоквартирном доме

Нежилые помещения и места общего пользования в многоквартирном доме

Места общего пользования в многоквартирном доме

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме.

Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Итак, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.

2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.

К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов.

Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например.

Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений.

Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина.

Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.

Источник: https://raschetgkh.ru/articles/177-nezhilye-pomeshcheniya-v-mnogokvartirnom-dome.html

О правах граждан на общее имущество многоквартирного жилого дома

Места общего пользования в многоквартирном доме

Граждане, особенно те из них, у которых нет специального юридического образования, а таких большинство, об экономическом и правовом содержании отношений, связанных с содержанием и обслуживанием жилых домов частного жилфонда, о правах и обязанностях участников этих отношений, о роли местных исполнительных и распорядительных органов в этих отношениях почти ничего не знают. Но, как показывает практика, и некоторые иные участники таких отношений по-своему понимают их юридическую природу и не всегда действуют в рамках закона. Автор настоящей статьи убедилась в этом на собственном примере.

Кому принадлежит дом?

Летом 2016 г. оператор кабельной электросвязи СООО «К» в находящемся в г. Минске доме частного жилфонда, большинство, а возможно, и все квартиры которого приватизированы, начал производить работы по проводке кабелей и монтажу инженерного оборудования в целях модернизации своих сетей.

Для этого предполагалась прокладка новых кабелей по внешним стенам дома, прокладка новых кабелей по стенам внутри подъездов, размещение в подсобных помещениях дома и на внутренних стенах подъездов инженерного оборудования. Для стыковки внутренних и внешних кабелей необходимым было бурение сквозных отверстий во внешних стенах дома.

Для прокладки кабелей внутри подъездов предполагалось бурение сквозных отверстий по всем перекрытиям лестничных маршей.

Поскольку СООО «К» было уже третьим оператором электросвязи, который аналогичным способом модернизировал в доме свои сети, а опутанные проводами и пеналами подъезды дома уже и так стали похожи на сложные инженерные сооружения, у автора возник естественный вопрос: почему такие работы проводятся без согласия собственников жилых помещений дома?

На этот вопрос представители СООО «К» и подрядной организации, которая непосредственно выполняла эти работы, отвечали, что их действия проводятся на основании решения Мингорисполкома, разрешившего СООО «К» проведение проектно-изыскательских работ (далее — ПИР) и строительство сетей электросвязи с прокладкой волоконно-оптического кабеля на территории, куда попал спорный дом, и согласованы с ГП «ЖЭУ района г. Минска» и ГУП «ЖРЭО района г. Минска».

ГУП «ЖРЭО района г. Минска» подтвердило, что решения Мингорисполкома и согласования ГП «ЖЭУ района г. Минска» и ГУП «ЖРЭО района г. Минска» достаточно для того, чтобы операторы электросвязи могли произвести в доме соответствующие СМР.

В ответе администрации района на соответствующее обращение сообщалось, что работы по проводке кабелей и монтажу инженерного оборудования в целях модернизации сетей электросвязи операторы должны согласовать с ЖПК или ТС, поскольку эти организации являются собственниками всего имущества дома и распоряжаются им по своему усмотрению. А поскольку в данном случае сам дом принадлежит местному Совету депутатов, согласование проведения спорных работ с жильцами не требуется.

Удивившись таким ответам и не согласившись с мнением названных государственных предприятий и администрации района, автор обратилась к действующему законодательству и выяснила следующее.

Что говорит закон?

Общие положения о праве собственности на жилые помещения, в том числе в многоквартирном жилом доме, установлены гл. 18 (ст. 272–275) Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК). Согласно ч. 1 п. 1 ст.

274 ГК собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры, а в случаях, установленных законодательством или договором, и иное имущество*.

ГК содержит лишь самые общие положения о праве собственности граждан на общее имущество многоквартирного жилого дома. Основной массив правил, регулирующих отношения общей собственности граждан на нежилые помещения многоквартирного жилого дома, содержит раздел V «Совместное домовладение» Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК).

В соответствии с п. 53 ст. 1 и п. 1 ст.

165 ЖК с момента возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в одном многоквартирном жилом доме (квартиры), у двух и более собственников у последних в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома возникает особое правоотношение, именуемое совместным домовладением. То есть с момента приватизации в доме государ- ственного жилфонда хотя бы одной квартиры такой дом становится жилым домом частного жилфонда и в отношении имущества этого дома устанавливается режим совместного домовладения государства в лице местного исполнительного органа, иного госоргана или другой госорганизации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилфонда, и граждан — собственников приватизированных квартир.

Участники совместного домовладения являются собственниками жилых помещений. Иное имущество жилого дома (межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, крыши, технические этажи и подвалы, другие места общего пользования и т.д.) находятся в общей собственности участников совместного домовладения.

Согласно п. 1 ст. 169 ЖК доля участника совместного домовладения в праве общей собственности на общее имущество пропорциональна доле общей площади принадлежащих ему объектов недвижимого имущества в общей площади жилых и (или) нежилых помещений жилого дома всех участников совместного домовладения.

Чем больше в жилом доме жилых помещений, находящихся в собственности граждан, тем меньше доля государства в общем имуществе многоквартирного жилого дома. Если в жилом доме все квартиры находятся в собственности граждан, государство никакой собственности в таком доме не имеет.

Жилыми помещениями (квартирами) их собственники распоряжаются по своему усмотрению.

Вопросы судьбы общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе вопрос о разрешении какой-либо организации производить улучшения этого имущества, отнесен ЖК к компетенции общего собрания участников совместного домовладения. Так, ч. 1 п. 1 ст. 180 ЖК относит к исключительной компетенции общего собрания участников совместного домовладения следующие решения:

  • об отчуждении общего имущества — с согласия двух третей от общего количества участников совместного домовладения;
  • об увеличении размера общего имущества в процессе реконструкции объекта недвижимого имущества путем надстройки и (или) пристройки либо о передаче надстроенного и (или) пристроенного объекта недвижимого имущества во владение и пользование одному или нескольким участникам совместного домовладения либо иным лицам в случае, если это не нарушает прав и законных интересов участников совместного домовладения, — с согласия простого большинства от общего количества участников совместного домовладения, а в случае уменьшения размера общего имущества — с согласия всех участников совместного домовладения.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 180 ЖК иные решения общего собрания участников совместного домовладения принимаются с согласия простого большинства от общего количества участников совместного домовладения.

Источник: https://statut.by/lichnyj-jurist/housing-law/1902-13-03-2019

общего имущества в многоквартирном доме

Места общего пользования в многоквартирном доме

У собственников помещений (квартир) многоквартирного дома нередко возникают вопросы. Какие части жилого дома относятся к общему имуществу? Кто ответственный за содержание общего имущества? Каким образом ведется содержание общего имущества в многоквартирном доме и как заключить договор с сервисной компанией?

Что такое общее имущество?

Пунктом 24) статьи 2 Закона Республики Казахстан “О жилищных отношениях” установлено, что общим имуществом являются части объекта кондоминиума, а именно: подъезды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы, внеквартирные либо общедомовые инженерные системы и оборудование, абонентские почтовые ящики, земельный участок, включая элементы благоустройства и другое имущество общего пользования, кроме помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности.

Таким образом к общему имуществу жилого дома относятся все составляющие многоквартирного дома, находящиеся в общем пользовании собственников помещений (квартир).

Кто осуществляет содержание общего имущества

Пунктом 2 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума, установлено, что содержание общего имущества представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий, реализуемых субъектом сервисной деятельности в соответствии с договором, заключаемым с органом управления объектом кондоминиума.

Соответственно на основании заключенного договора  сервисной деятельности за содержание общего имущества жилого дома отвечает юридическое или физическое лицо, с установленными на основании договора на оказание услуг обязанностями по содержанию общего имущества.

В том случае, если такой договор не заключен с сервисной компанией, то следует руководствоваться подпунктом 4) пункта 2 статьи 48 Закона “О жилищных отношениях”, согласно которому в компетенцию правления и председателя правления кооператива собственников квартир (КСК) входит управление объектом кондоминиума.

Соответственно в управление объектом кондоминиума, входит и содержание общего имущества объекта.

Таким образом, в случае наличия у КСК договора об осуществлении сервисной деятельности с сервисной компанией, собственники квартир вправе предъявлять требования к качеству содержания общего имущества к субъекту сервисной деятельности. В том случае если договор сервисной деятельности отсутствует, то ответственность за содержание общего имущества многоквартирного дома несет кооператив собственников квартир.

Каким образом осуществляется содержание общего имущества в многоквартирном доме?

В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества многоквартирного дома осуществляется путем:

  1. проведения текущего и капитального ремонта в соответствии с архитектурно-строительными нормами, экологическими требованиями и нормативами, мероприятиями по санитарно-техническому обслуживанию;
  2. соблюдения норм экологической безопасности в местах складирования коммунальных отходов;
  3. текущего технического, санитарного содержания общего имущества объекта кондоминиума, общедомовых инженерных систем и оборудования, земельного участка;
  4. расчета сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума;
  5. капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума, либо его отдельных строительных конструкций, общедомовых инженерных систем и оборудования.

Следует отметить, что текущий ремонт общего имущества, необходимый для поддержания работоспособности коммуникаций и эксплуатации здания в целом, а также устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов  может быть произведен только после проведения общего собрания участников объекта кондоминиума, на котором будет принято решение большинством из числа собственников помещений (квартир) многоквартирного дома (подпункт 5 пункта 2 статьи 42-1 Закона “О жилищных отношениях”).

Капитальный ремонт общего имущества может быть произведен также только на основании принятого решения большинством собственников помещений (квартир) многоквартирного дома на общем собрании участников объекта кондоминиума (подпункт 6 пункта 2 статьи 42-1 Закона “О жилищных отношениях”).

В том случае если за содержание общего имущества в многоквартирном доме отвечает сервисная компания, то между КСК и субъектом сервисной деятельности должен быть заключен договор в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в перечень работ и услуг, предоставляемых сервисной компанией включается комплексное выполнение следующих работ:

  • плановые и неплановые осмотры технического состояния конструкций и инженерного оборудования объекта кондоминиума (за исключением газового, лифтового оборудования и мусоропровода, на которое составляются отдельные договоры с соответствующими организациями);
  • санитарная очистка мусоропровода, придомовых территорий, вывоз мусора (в неканализированных домах – очистка выгребных ям, уборка и побелка дворовых уборных);
  • озеленение;
  • дезинфекция, дератизация, дезинсекция подвальных помещений и других мест общего пользования;
  • подготовка к весенне-летнему и зимнему периодам;
  • устранение аварий;
  • очистка вентиляционных каналов и дымоходов;
  • текущий ремонт общего имущества объекта кондоминиума;
  • капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума;
  • обслуживание систем центрального отопления, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения в местах общего пользования, вентиляции.

Перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения утверждается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома (подпункты 5,6 пункта 1 статьи 42-1 Закона “О жилищных отношениях”).

Источник: http://www.defacto.kz/content/soderzhanie-obshchego-imushchestva-v-mnogokvartirnom-dome

О площадях мест общего пользования в многоквартирном доме

Места общего пользования в многоквартирном доме

Вопрос

Если подвал затоплен, используется ли его площадь при определении объема коммунального ресурса на ОДН? Если не вся площадь помещений, относящихся к общему имуществу отапливается, участвует ли такая площадь в расчетах потребления ресурса на ОДН?

Ответ

В расчетах за ОДН используется вся площадь помещений, относящихся к общему имуществу, указанная в технической документации на МКД независимо от условий их содержания, в т.ч. отопления.

  Если орган регулирования указал в нормативном акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг или по запросу организации (потребителя) перечень помещений, относящихся к общему имуществу, которые участвовали в расчетах нормативов, то стоимость КУ на ОДН должна определяться на площадь таких помещений конкретного многоквартирного дома.

Вопрос

Управляющая организация обслуживает МКД коридорного типа с имеющимися кладовыми помещениями. С гражданами-пользователями заключены договоры на временное пользование кладовыми помещениями.

Как правильно начислить  гражданам плату за отопление кладовых помещений? Такой же вопрос касается передачи в пользование части колясочной по договору на временное пользование общим имуществом.

Ответ

Поскольку кладовые помещения и колясочные относятся к общему имуществу МКД и изначально  предназначены для пользования всеми собственниками помещений дома, то бремя по их содержанию несут все собственники пропорционально площади своих помещений.

  Коммунальные ресурсы, приходящиеся на колясочные и кладовые помещения, относятся к общедомовым нуждам и оплачиваются всеми потребителями в порядке, предусмотренном Правилами № 354. Передача в пользование указанных помещений отдельным собственникам возможна только по решению общего собрания собственников (100% ).

Решением общего собрания возможно установление платы за личное пользование колясочными и кладовыми помещениями, а также порядок использования полученных от такого пользования средств.

Плата за передачу общего имущества во временное пользование может отражать величину приходящихся на него расходов по содержанию такого имущества, в т.ч. на отопление (исходя из норматива потребления на ОДН), а может и не отражать таких расходов. 

Вопрос

Как производится расчет платы за отопление в нежилых помещениях (подвалы, цоколи)?

Ответ

Если помещения в подвале и цоколе оформлены как нежилые помещения, т.е. на них оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным лицом, то расчет платы за отопление  производится как для нежилых помещений.

Если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи относятся к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, по которым плата за отопление рассчитывается в составе платы за отопление на общедомовые нужды и покрывается собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Если при этом подвал и цоколь сдаются в аренду, решением общего собрания собственников помещений возможно установление платы за пользование сданными в аренду  помещениями, а также порядка использования полученных от сдачи помещений в аренду средств. Т.е.

плата за коммунальные услуги предоставляемые в конкретный подвал, являющийся общим имуществом, отдельно не определяется.

Вопрос

Если отдельно стоящие здания подключены к системе теплоснабжения и водоснабжения от общего имущества дома, то имеет ли право УО (для расчета на общедомовые нужды) увеличить площадь дома на площадь отдельно стоящих зданий, запитанных от разлива дома (общего имущества)?

Ответ

Нет, не имеет такого права. Расчет объемов коммунальных услуг, поданных в указанном случае в МКД, определяется по нормативу потребления, или расчет такого объема  и использованием показаний ОПУ производится от разницы V опу – V неж. п. в другом здании по согласованию с РСО.

Вопрос

Площадь каких помещений общего имущества учитывается при расчете платы за ОДН, должны ли это быть все помещения, включая подвалы, чердаки и т.д.? Может ли орган регулирования прописать какие-либо ограничения в своем акте, например, оставить только лестничные клетки, коридоры?

Ответ

Правильный вариант определения таких площадей – это принимать в расчет площадь помещений, указанную в НПА субъекта РФ об утверждении норматива потребления коммунальных услуг на ОДН, поскольку норматив потребления коммунальных услуг на ОДН используется для определения размера платы за коммунальные услуги.

Указание таких площадей СРФ в НПА об утверждении норматива потребления не противоречит правилам утверждения таких нормативов. По-нашему мнению, в расчет таких площадей должны включаться только площади помещений, входящих в состав общего имущества, которые указаны в технической документации на МКД.

Вопрос

Как учитывать площадь помещений с альтернативным источником отопления в МКД при расчете норматива на отопление?

Ответ

Поскольку условно норматив на отопление 1 кв.м площади помещений и мест общего пользования принят в равной величине, т.е. нагрузка на отопление здания распределена пропорционально площади помещений и МОП МКД и приведена к 1 кв.

м, то и для домов, имеющих помещения с альтернативным источником отопления, в расчетной формуле норматива на отопление корректно использовать площадь всех помещений МКД, независимо от того, имеется ли в таких помещениях централизованное отопление.

Если же на момент расчета норматива потребления тепловой энергии на отопление нагрузка по дому в техпаспорте скорректирована с учетом отключения части помещений от системы централизованного отопления, то для такой категории домов при расчете норматива на отопление принимается суммарная величина площади МОП и помещений, присоединенных к централизованному отоплению.

источник:  http://www.minregion.ru/faq/805/

Источник: http://tek.ulgov.ru/about/384/2302.html

Если ли определение и подробный состав термина

Места общего пользования в многоквартирном доме

Жилищным законодательством термин «места общего пользования» и его дефиниция не закреплены.

Вместе с тем, Правила содержания общего имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), содержат понятие «помещения общего пользования».

К помещениям общего пользования относятся помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме

Пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), пунктами 2, 5 – 7 Правил № 491 определен состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее – оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил № 491, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Таким образом, понятие «общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме» шире и включает в себя понятие «помещения общего пользования».

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Письмо Минстроя РФ от 17.07.2018 № 31565-ОГ/04

Источник: https://www.normacs.info/answers/3220

мест общего пользования в многоквартирном доме

Места общего пользования в многоквартирном доме

Мы продолжаем публиковать ответы на наиболее распространённые вопросы, связанные с жизнью Крыма в российском правовом поле. Сегодня расскажем о содержании мест общего пользования в многоквартирном доме. Ваш юрисконсульт — Артём Шабанов.

Что относится к таким местам?

Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — МКД) принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.

К местам общего пользования, в частности, относятся:

.

помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и нежилого помещения в этом многоквартирном доме (в т.ч. лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование);

.

крыши;

.

ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (в т. ч. фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

.

несущие конструкции многоквартирного дома (в т.ч. окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

.

механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и нежилого помещения (квартиры);

.

земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

.

иные объекты, расположенные в границах земельного участка, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

.

внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, система водоотведения, система отопления, электроснабжения.

Лица, обязанные содержать, и порядок содержания

Согласно пункту 12 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту мест общего пользования или привлекать иных лиц.

В зависимости от способа управления МКД содержание мест общего пользования может осуществляться:

1) управляющей организацией;

2) ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) застройщиком (в отношении помещений в доме, не переданных иным лицам по передаточному акту, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию);

4) лицом, принявшим от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в доме по передаточному акту;

5) иными лицами, с которыми заключен договор о содержании и ремонте общего имущества в МКД;

6) привлекаемыми специализированными организациями — в части выполнения работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии лифтового хозяйства и противопожарных систем МКД.

В соответствии с пунктом 11 вышеуказанных Правил, содержание мест общего пользования включает в себя, в частности:

1) осмотр помещений в целях выявления несоответствия их состояния требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

2) поддержание в помещениях необходимой температуры и влажности;

3) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

4) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности;

5) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

6) текущий и капитальный ремонт.

Перечень услуг и работ по содержанию мест общего пользования, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования утверждаются на общем собрании собственниками помещений в МКД.

По общему правилу периодичность оказания услуг и выполнения работ определяется с учетом установленных законодательством требований, но собственники помещений в МКД могут принять решение об установлении более частой периодичности.

Текущий и капитальный ремонт мест общего пользования проводится по решению общего собрания собственников помещений в МКД.

Бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в этом доме.

Если у вас есть какие-либо вопросы к нашему юристу, вы можете их задать и получить квалифицированный ответ. Предварительная запись по телефону +7 978 808-84-98.

Артём Шабанов
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 538 от 26 июля 2019 года

Источник: http://www.krasnoperekopsk.net/2019/11/soderzhanie-mest-obshhego-polzovaniya-v-mnogokvartirnom-dome/

Всё о кредитах
Добавить комментарий