Могу ли я отказать прокуратуре в судебной экспертизе?

Прокуратура поставила точку в деле о гибели в тюрьме Азамата Каримбаева

Могу ли я отказать прокуратуре в судебной экспертизе?

Прокуратура Костанайской области отказала в возбуждении уголовного дела по факту гибели в Аркалыкской тюрьме независимого мусульманина Азамата Каримбаева. Вдова погибшего продолжает утверждать о пытках.

ПИСЬМО ГЕНПРОКУРОРУ Айман Каримбаева в январе 2010 года обратилась в генеральную прокуратуру Казахстана с просьбой о проведении следствия по факту гибели в тюрьме ее мужа Азамата Каримбаева. В письме в главный надзорный орган Айман Каримбаева пишет о том, что ее муж не мог покончить жизнь самоубийством. «Прокуратура города Аркалыка Костанайской области и другие правоохранительные структуры отказывают в возбуждении уголовного дела по факту таинственной гибели моего мужа Азамат Каримбаева, тем самым занимаются укрывательством преступления», – говорится в письме Айман Каримбаевой. Напомним, что «по делу о терроризме» Мугалжарский районный суд Актюбинской области 17 сентября 2009 года приговорил к длительным тюремным срокам шестерых жителей Темирского и Мугалжарского районов. Айман Каримбаева указывает на то, что районный суд рассмотрел 17 томов уголовного дела шести граждан и показания 50 свидетелей всего лишь за два дня. Приговор вынес председатель Мугалжарского районного суда Ш. Алнияз. Азамат Каримбаев получил самый большой срок – 17 лет лишения свободы. Остальных приговорили к различным срокам – от 10 до 13 лет. В ноябре Актюбинский областной суд рассмотрел их надзорную жалобу и оставил приговор в силе. Айман Каримбаева здесь указывает на то, что областной суд также прошел скомканно, в день заседания, 24 ноября, на открытые слушания журналистов не пустили. Азамат Каримбаев собирался обратиться с помощью адвоката в Верховный суд, но спустя четыре дня, 28 ноября 2009 года, его уже отправили по этапу.

Спустя три месяца после осуждения, 24 декабря 2009 года, в одиночной камере Аркалыкской тюрьмы был обнаружен труп Азамата Каримбаева со

Правая рука Азамата Каримбаева с колотыми ранами. Его жена утверждает, что это – следы пыток. Поселок Шубарши, 27 декабря 2009 года.следами насильственной смерти. При выдаче тела родственникам не позволили осмотреть труп, говорят они.

Представитель прокуратуры города Аркалыка сразу озвучил версию о самоубийстве, но вдова Азамата, Айман Каримбаева, категорически отказалась в это верить. «На теле моего мужа были видны наложенные после судебно-медицинской экспертизы швы. Тело от пояса до бедра было сплошным синяком. На пальцах обеих рук были следы пыток.

Видно, что под ногтями кололи иголкой. Коленная чашка разбита. На левой руке имелся глубокий, незашитый порез артериальной вены и след, по-видимому, от укола в области локтевого сгиба. Обнаружены переломы костей черепа, правая сторона челюсти вогнута внутрь, а левая выбита наружу.

Если он наложил на себя руки, то откуда появились эти многочисленные раны?» – задается вопросом Айман Каримбаева в письме на имя генерального прокурора Кайрата Мами. Айман Каримбаева также упомянула о многих нарушениях в ходе судебного процесса над ее мужем и другими осужденными мусульманами.

Левая рука Азамата Каримбаева с колотыми ранами и глубоким порезом. Его жена утверждает, что это – следы пыток. Поселок Шубарши, 27 декабря 2009 года.«Суд не принял во внимание доказательства невиновности моего мужа.

Судом были учтены показания свидетелей со стороны обвинения, которые были добыты угрозами, шантажом и побоями со стороны сотрудников КНБ. Мой муж говорил суду о том, что сотрудники КНБ поджигали некоторым свидетелям бороды, а некоторые от их побоев попадали в больницу. Но и эти моменты судом был проигнорированы.

Основным доказательством стал обрез, который был найден во дворе нашего дома. Понятно, что это оружие было заранее подкинуто, так как находилось на видном месте возле туалета. Судебная экспертиза не выявила следов пальцев моего мужа на этом оружии», – пишет Айман Каримбаева в письме на имя генерального прокурора.

ОТВЕТ ПРОКУРОРА

В начале февраля прокуратура Костанайской области официально ответила Айман Каримбаевой и заявила, что смерть ее мужа стала результатом самоубийства. Письмо подписал исполняющий обязанности прокурора Р. Апеков. Старший помощник прокурора Костанайской области Данияр Кузенбаев в интервью нашему радио Азаттык сказал, что в связи с обращением Айман Каримбаевой в генеральную прокуратуру была проведена проверка по факту гибели ее мужа.Фотокопия ответа прокуратуры Костанайской области вдове Азамата Каримбаева. Февраль 2010 года.- По итогам проверки было установлено, что около полуночи 24 декабря 2009 года в одиночной камере колонии УК-161/12 был обнаружен труп Каримбаева с резаными ранами в области шеи. В его одежде обнаружен фрагмент тетрадного листа с записями наВ ходе осмотра трупа Каримбаева других телесных повреждений, в том числе следов насилия, не обнаружено.казахском языке: «кешіріңдер мені, мен ешкімді кінәламаймын» («простите меня, я никого ни в чем не виню». – Автор), а также записи на арабском языке. В ходе осмотра трупа Каримбаева других телесных повреждений, в том числе следов насилия, не обнаружено, – говорит Данияр Кузенбаев. Также старший помощник прокурора Данияр Кузенбаев сообщил, что в данное время проводится почерковедческая экспертиза и ее результаты пока ему неизвестны. По его словам, на основе имеющихся материалов уголовное дело по факту гибели Азамата Каримбаева возбуждаться прокуратурой Костанайской области не будет, но проверка будет продолжаться, в том числе и почерковедческая.Фотокопия ответа прокуратуры Костанайской области вдове Азамата Каримбаева. Февраль 2010 года.- Результаты почерковедческой экспертизы пока к нам не поступали. Для проведения данной экспертизы были запрошены некоторые материалы уголовного дела, то есть это апелляционные жалобы, объяснительные, которые были написаны Каримбаевым собственноручно. На основе этого проводится экспертиза. Когда будут готовы результаты, я не могу знать. А просьбу адвоката о проведении экспертизы рукописей Каримбаева из его дома считаем необязательным, – сказал старший помощник прокурора Костанайской области Данияр Кузенбаев. Как говорит Данияр Кузенбаев, имеющиеся материалы не являются основанием для возбуждения уголовного дела. Кстати, в письме Костанайской прокуратуры упоминается, что эксперт Аркалыкского филиала учреждения “Центр судебной медицины” Юрий Курносов и следователь УВД города Аркалыка Мади Куралбаев допустили нарушения законодательства о судебной экспертизе и уголовно-процессуального законодательства, что против них возбуждено дисциплинарное производство. О результатах этой проверки Айман Каримбаевой обещали сообщить дополнительно. Однако представитель прокуратуры Данияр Кузенбаев отказался ответить на вопрос радио Азаттык, какие именно нарушения совершили эксперт Юрий Курносов и следователь УВД города Аркалыка Мади Куралбаев. Адвокат Айман Каримбаевой сказал нам, что он не владеет информацией об этом. Когда репортер радио Азаттык позвонил в “Центр судебной медицины” Костаная, девушка в приемной ответила, что никакой информации не дадут, что эксперт не владеет никакой информацией. Найти следователя Мали Куралбаева по телефону оказалось невозможным, дежурный сотрудник Аркалыкского городского департамента внутренних дел отказался дать какую-либо информацию.

«ОН НЕ МОГ УБИТЬ СЕБЯ»

Толеген Болек, адвокат Айман Каримбаевой, говорит, что следователь из Аркалыка избегает встречи с родственниками покойного Азамата Каримбаева. Это, по мнению адвоката, попытка увести следствие в другом направлении. – Мне непонятно, почему следователь для проведения почерковедческой экспертизы производит выемку образцов почерка из материалов уголовного дела, а не из дома Каримбаева. Одним словом, следователь избегает встречи с Айман Каримбаевой. Все это приводит к мысли, что правоохранительные органы занимаются укрывательством убийства. Прокуратура признала, что судмедэксперт Курносов и следователь Куралбаев совершили нарушения. Нарушения при экспертизе не могут быть случайными, возможно это делалось преднамеренно, – считает адвокат Толеген Болек. Как говорит адвокат, несмотря на сфальсифицированные доказательства, Каримбаев, как истинный мусульманин, никогда не пошел бы на самоубийство. – Азамат был уверен, что его оправдают. Он намеревался обжаловать приговор в Верховном суде. Поэтому он просто не мог убить себя. Теперь мы надеемся на надзорную коллегию Верховного суда Республики Казахстан. Возможно, там его оправдают, – говорит адвокат Толеген Болек.

РЕАКЦИЯ В ЧИТАТЕЛЬСКИХ КРУГАХ ВЕБ-САЙТА АЗАТТЫК

Радио Азаттык не раз сообщало о судьбе осужденных участников мусульманских меньшинств и о таинственной смерти Азамата Каримбаева. Последовательное освещение этих событий привело к тому, что активные читатели нашего сайта www.radioazattyk.

org выступили в защиту Айман Каримбаевой, создали блог-страничку в Интернете и организовали сбор подписей.

Они обратились с открытым письмом к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, правозащитным организациям, власти и общественности с требованием всестороннего расследования этого дела и привлечения к ответственности виновных в гибели Азамата Каримбаева.

«Решение наказать гражданина от имени государства должно быть адекватным, и общество должно знать, в чём он виноват. Молодой здоровый мужчина погибает в государственном заведении, при этом налицо следы пыток. За три месяца до этого он

Молодой здоровый мужчина погибает в государственном заведении, при этом налицо следы пыток.прощается с жизнью, так как его обещали убить в тюрьме. Разумеется, почти в любом государстве властям и люди задались бы вопросом о такой странной гибели человека. Но не в Казахстане…» – говорится в открытом письме, перепечатанном на различных веб-сайтах.

Данное обращение подписали более 300 человек. Авторы открытого письма считают, что «в казахстанских тюрьмах по статье «Терроризм» сидят сотни заключенных, хотя ни одного террористического акта в Казахстане совершено не было и никаких фактов их подготовки в открытом суде ни разу не было предъявлено или доказано».

Также в письме утверждается, что гибель Азамат Каримбаева – пятая гибель по счету среди тех, кто был осужден за «терроризм». На сайте комитета по правовой статистике и специальным учетам при генеральной прокуратуре Казахстана опубликован список осужденных по уголовной статье «Терроризм».

Официальный сайт сообщает, что за последние два года по данной статье в тюрьму было отправлено пять человек. О смертях среди этих заключенных нет никакой официальной информации.

ЗАКРЫТЫЕ СУДЫ

Также в обращении читателей нашего сайта к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, правозащитным организациям, власти и общественности упоминаются июньские события 2008 года в поселке Кордай Жамбылской области, где была задержана группа людей, подозревавшихся в попытке организации террористического акта в Алматы. Суд над ними состоялся в апреле 2009 года, в закрытом режиме. Их осудили за «создание террористической организации, приобретение оружия и угрозы в адрес КНБ». Среди осужденных оказался инвалид, страдающий неизлечимой болезнью, плохо видящий, все пальцы которого не функционируют. Следователи КНБ обвинили его в подготовке террористического акта. Все они были осуждены на 10 лет тюрьмы. Недавнее осуждение в Астане инвалида первой группы Жасулана Сулейменова и Куата Жоболаева по обвинению в создании террористической группы тоже нашло отражение в данном обращении. В ходе суда подсудимый Сулейменов смог доказать факт подлога следствием вещественных доказательств, но это никак не убедило судью. Он приговорил молодых парней к восьми годам тюрьмы. Необходимо отметить, что 14 октября 2009 года первый заместитель председателя КНБ генерал-майор Адиль Шаяхметов (ныне председатель КНБ) с трибуны парламента заявил, что с 2008 года по 14 октября 2009 года были пресечены попытки семи террористических актов на территории Казахстана. Однако правозащитники сомневаются в справедливости судебных процессов над «террористами», так как они проходят за закрытыми дверями.

(В подготовке данной статьи радио Азаттык принимал участие наш корреспондент Артур Нигметов.)

Источник: https://rus.azattyq.org/a/Azamat_Karimbaev_/1968359.html

Назначение экспертизы в гражданском процессе

Могу ли я отказать прокуратуре в судебной экспертизе?

Суд назначает экспертизу при рассмотрении гражданского дела, когда у судей возникает необходимость в специальных знаниях в различных областях науки, техники, искусства, ремесла (ст. 79 ГПК РФ). Согласно этой же статье кодекса, проведение экспертизы поручают либо судебно-экспертному учреждению, либо конкретному эксперту, либо нескольким.

Судебная экспертиза – одно из доказательств по делу (ст. 55 ГПК РФ), поэтому в каждом конкретном случае суд (судья) анализирует возможности экспертизы и целесообразность ее назначения.

Назначая судебную экспертизу по гражданскому делу, суд (судья) должен четко:

  • определить ее род,
  • вопросы, выносимые на разрешение эксперта,
  • вынести мотивированное определение.
  • Замена определения о назначении экспертизы другим документом, например, письмом, списком вопросов и проч., недопустима.

Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы.

Окончательный список вопросов, на который будет отвечать эксперт, определяет суд.

Если суд отклоняет вопросы от лиц, участвующих в деле, то он обязан мотивировать своё решение.

А может ли инициировать назначение экспертизы лицо, участвующее в деле?

Да, экспертиза может быть назначена не только по инициативе суда, но и по ходатайству лиц, участвующих в деле, в любой стадии гражданского процесса до постановления решения.

Предпочтительнее назначать экспертизу до начала рассмотрения дела судом, поскольку назначение экспертизы во время судебного заседания ведет к откладыванию слушания дела.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья может назначить экспертизу и эксперта для ее проведения.

Есть ли случаи, когда суд назначает экспертизу до судебного разбирательства?

Согласно ст.

283 ГПК, судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу.

При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.

Достаточными данными о душевной болезни или слабоумии гражданина являются: справки о врожденных умственных недостатках, о нахождении на учете у психиатра, о нахождении лица в психиатрических лечебных учреждениях, акты, свидетельствующие об отклонениях от обычного поведения, справки о травмах, которые могли нарушить психику гражданина, определение суда об освобождении от уголовной ответственности и применении к лицу принудительных мер медицинского характера (помещения в психиатрический стационар) и т.п.

Если достаточных данных о душевной болезни или слабоумии гражданина нет, то судебно-психиатрическая экспертиза назначаться не должна.

Обращаем внимание, что ст.

283 ГПК РФ не предусматривается проведение обязательной экспертизы для лиц, в отношении которых возбуждено дело о признании их недееспособными и ограниченно дееспособными.

Однако судья, учитывая мнение участвующих в деле лиц или достаточных данных о психическом расстройстве (см. выше перечень этих данных) вправе назначить исследование.

Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд по заявлению самого гражданина, его представителя, члена его семьи, попечителя, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения и на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение об отмене ограничения гражданина в дееспособности (ч. 1 ст. 286 ГПК РФ).

Восстановление дееспособности гражданина, признанного недееспособным, возможно по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства и только на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы (ч. 2 ст. 286 ГПК РФ).

Какую информацию содержит определение о назначении экспертизы по гражданскому делу?

Определение о назначении экспертизы содержит (ст. 80 ГПК РФ):

  • наименование суда;
  • дату назначения экспертизы и дату, не позднее которой заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд, назначивший экспертизу;
  • наименования сторон по рассматриваемому делу;
  • наименование экспертизы;
  • факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • фамилию, имя и отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения, которому поручается проведение экспертизы;
  • представленные эксперту материалы и документы для сравнительного исследования;
  • особые условия обращения с ними при исследовании, если они необходимы;
  • наименование стороны, которая производит оплату экспертизы.

В определении суда также указывается, что за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения, если экспертиза проводится специалистом этого учреждения, об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации.

Можно ли просить суд о конкретном эксперте либо проведении исследовании в конкретном учреждении?

Да, стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту (см. п. 2 ст. 79 ГПК). Лица, участвующие в деле, также вправе:

  • заявлять отвод эксперту;
  • формулировать вопросы для эксперта;
  • знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами;
  • знакомиться с заключением эксперта;
  • ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

Формально число кандидатур не ограничено. Однако на практике суд руководствуются критериями разумности, рациональности и экономии средств.

Судебным экспертом может быть только лицо, обладающее такими специальными знаниями, которые необходимы для дачи требуемого заключения. Если у гражданина требуемых знаний нет, то суд не назначит его экспертом ни по ходатайству, ни по своей инициативе.

Помните: лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения.

Как правильно поставить вопрос эксперту?

Формулировка вопросов эксперту имеет большое значение. Какие-то из вопросов могут просто не прийти в голову. Тем временем, согласно ст.

86 ГПК РФ, в случае если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Принцип «Каков вопрос – таков ответ» работает и в экспертной практике, поэтому вопросы должны быть конкретными, четкими и ясными. Они должны быть взаимосвязаны и задаваться в определенной логической последовательности.

Существует методическая литература по судебной экспертизе, которая содержит примерные списки вопросов для различных родов и видов судебных экспертиз.

Однако штудировать спецлитературу необязательно, с формулировкой может помочь сам эксперт, если вы детально опишите ситуацию.

Что такое дополнительная и повторная экспертизы, когда они нужны?

Суд имеет право, но не обязан назначить дополнительную или повторную экспертизу. Согласно ст. 87 ГПК он может:

  • В случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.
  • В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.

Итак,

Заключение недостаточно ясное и полноеДополнительная экспертизаЭксперт тот же или другой
Есть сомнения в правильности и обоснованности заключенияЕсть противоречия в заключениях нескольких экспертовПовторная экспертизаДругой эксперт (эксперты)

Суд обязательно должен мотивировать своё несогласие с раннее данным заключением эксперта (экспертов) в определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Суд может обосновать свое решение и на других доказательствах. При недостаточной ясности или неполноте заключения суд может вызвать эксперта в судебное заседание и получить необходимые разъяснения, которые должны быть занесены в протокол.

Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной и кассационной инстанций суд вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства (ч. 3 ст. 327, ст.

358 ГПК РФ), очевидно, что он может назначать судебную экспертизу. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции.

Исследование доказательств судом кассационной инстанции проводится в порядке, установленном для суда первой инстанции.

Какие виды экспертиз назначают чаще всего?

Одними из самых распространенных в гражданском судопроизводстве являются:

  • судебно-почерковедческие и судебно-технические экспертизы документов;
  • судебно-психиатрические;
  • судебные инженерно-технические;
  • товароведческие и другие роды экспертиз.

Всё чаще стали проводить генетические экспертизы для установления отцовства. Для такого исследования отбираются образцы крови ребенка, матери и предполагаемого отца, а само исследование, занимающее около трех недель, практически всегда позволяет сделать категорический вывод, является ли этот мужчина отцом данного ребенка или нет.

Как вознаграждают экспертов?

Эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению суда. Им возмещают расходы, понесенные в связи с явкой в судебное заседание: расходы на проезд и проживание, а также суточные.

Эксперты и специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.

Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяет суд по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами (ст. 95 ГПК РФ). При производстве экспертизы в негосударственном экспертном учреждении деньги перечисляются на счет этого учреждения.

Суммы, необходимые для оплаты производства экспертизы, предварительно вносятся на банковский счет управления (отдела) Судебного департамента в субъектах РФ стороной, заявившей соответствующую просьбу. Согласно ст. 96 ГПК РФ, по просьбе обеих сторон, требуемые суммы можно внести равными частями.

Если судебная экспертиза назначается или специалист вызывается по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Если назначение экспертов или привлечение специалистов осуществляется по инициативе мирового судьи, соответствующие расходы возмещаются за счет средств бюджета субъекта РФ, на территории которого действует мировой судья.

Суд, а также мировой судья могут освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты расходов на производство судебной экспертизы или вызов специалиста или уменьшить их размер. В этом случае расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Сторона, которая согласно ст. 96 ГПК РФ освобождается от уплаты судебных расходов, не вносит эти суммы.

Вознаграждение за производство экспертизы выплачивается судом независимо от взыскания средств со сторон.

Распределение судебных расходов на производство экспертизы между сторонами осуществляется в соответствии со ст. 98 ГПК РФ:

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Если иск удовлетворен частично, то суммы возмещаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику – пропорционально той части исковых требований, в которых истцу отказано.

Согласно ст. 37 ФЗ ГСЭД:

Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.

Однако в ГПК РФ не предусмотрен порядок оплаты судебных экспертиз, произведенных сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений.

Текст статьи актуален на декабрь 2017 года.

Дата редакции: 18.12.2017

Источник: https://ceur.ru/library/articles/jekspertiza/item100423/

Закон «О прокуратуре»

Могу ли я отказать прокуратуре в судебной экспертизе?

О прокуратуре

Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 81-VI.

      Настоящий Закон определяет статус, компетенцию, организацию и порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан.

 Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Назначение прокуратуры

       Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры

       Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией и законом.

Статья 3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

       1.

Прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору.

       2. Прокуратура осуществляет свои полномочия на принципах законности, независимости от других государственных органов, должностных лиц и подотчетности лишь Президенту Республики Казахстан.

       3. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих функций и полномочий.

       4. Прокуратура не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательства, организаций и государственных органов, назначать проверки их деятельности, запрашивать информацию либо документы по основаниям, не предусмотренным законом.

       5.

Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод человека и гражданина, о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Статья 4. Задачи прокуратуры

       Прокуратура в пределах, установленных законом, осуществляет следующие задачи:

       1) защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, общества и государства;

       2) выявление и устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, а также их последствий;

       3) координацию деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;

       4) иные задачи, определяемые законом и актами Президента Республики Казахстан.

 Глава 2. СФЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Статья 5. Основные направления прокурорского надзора

       В пределах и порядке, установленных законом, прокуратура осуществляет высший надзор (далее – надзор) за законностью:

       1) деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных организаций независимо от формы собственности, а также принимаемых ими актов и решений;

       2) судебных актов, вступивших в законную силу;

       3) исполнительного производства и производства по делам об административных правонарушениях;

       4) деятельности правоохранительных и специальных государственных органов в сферах:

       досудебного расследования, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности;

       исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

       соблюдения международных договоров Республики Казахстан;

       5) государственной правовой статистики и специальных учетов;

       6) иных направлений, определяемых законом.

Статья 6. Предмет, формы и пределы надзора

       1.

Прокуратура осуществляет надзор за законностью актов, действий (бездействия) государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а в исключительных случаях, по поручению Президента Республики Казахстан или Генерального Прокурора, – иных организаций независимо от формы собственности.

       2. Надзор осуществляется путем проведения проверок и анализа состояния законности, а также оценки актов, вступивших в силу.

       3. Проверка соблюдения законности назначается и проводится прокурором в пределах его компетенции на основании поручений:

       1) Президента Республики Казахстан;

       2) Генерального Прокурора Республики Казахстан.

       4. Решения заместителей Генерального Прокурора, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров о назначении и проведении проверки деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимаются для защиты прав, свобод и законных интересов:

       1) лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту;

       2) неограниченного круга лиц;

       3) лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан.

       5.

Проверки, за исключением проводимых на основании пункта 3 настоящей статьи либо при осуществлении надзора за соблюдением законности в деятельности правоохранительных и специальных государственных органов, могут назначаться только в случаях установления факта невыполнения или ненадлежащего выполнения своих полномочий иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, к компетенции которых отнесены соответствующие вопросы.

       6. При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют функции иных государственных органов.

Статья 7. Порядок проведения проверок

       1.

Прокурор поручает проверку уполномоченному государственному органу, в компетенцию которого входит ее проведение, за исключением случаев:

       1) предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 статьи 6 настоящего Закона, а также проверок, проводимых при осуществлении надзора за соблюдением законности в деятельности правоохранительных и специальных государственных органов;

       2) конфликта интересов в деятельности данного органа либо его должностных лиц;

       3) когда поводом для назначения проверки послужила жалоба на решения и действия (бездействие) данного органа либо его должностных лиц.

       Компетентный орган обязан сообщить прокурору о результатах проверки в установленный законом срок.

       2. В случаях, предусмотренных подпунктом 1), 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, проверка проводится прокурором.

       3. О проведении проверки выносится постановление, которое регистрируется в уполномоченном государственном органе по правовой статистике и специальным учетам.

       Проверка соблюдения законности проводится в течение не более тридцати календарных дней.

       При необходимости истребования дополнительных материалов, а также в связи со значительным объемом проверки срок ее проведения в исключительных случаях может быть продлен не более чем на тридцать дней и только по согласованию с Генеральным Прокурором.

       Проверка может быть приостановлена в случаях назначения экспертизы, а также необходимости получения сведений и документов от иностранных государств – до их получения, а также в иных случаях, препятствующих проведению проверки.

       Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.

       Данный порядок регистрации постановлений о назначении проверок и сроки их проведения не распространяются на проверки, проводимые в рамках уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об исполнительном производстве, административных правонарушениях, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности.

       4. Проверка может проводиться только теми лицами, которые указаны в постановлении о назначении проверки.

       5.

При осуществлении проверки прокурор не вправе:

       1) требовать предоставления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;

       2) превышать установленные сроки проведения проверки;

       3) препятствовать нормальному функционированию проверяемого субъекта.

Статья 8. Анализ состояния законности

       1.

Порядок проведения анализа состояния законности, в том числе с использованием доступа к информационным системам и ресурсам, интегрированным с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов, определяется настоящим законом, иными законодательными актами и актами Генерального Прокурора.

       2. Анализ проводится без посещения прокурорами субъектов (объектов) путем изучения статистических данных, сведений государственных и международных организаций, средств массовой информации, материалов гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, а также иных источников информации.

       Результаты анализа оформляются в виде справки. По результатам анализа принимаются меры прокурорского надзора либо реагирования в соответствии с настоящим Законом.

Статья 9. Права и обязанности проверяемых субъектов

       1.

Проверяемые субъекты либо их уполномоченные представители при осуществлении прокурорами проверки вправе:

       1) не допускать лиц, прибывших для проведения проверки на объект, в случаях:

       непредоставления проверяемому субъекту постановления о назначении проверки;

       проведения проверки без регистрации в органах правовой статистики и специальных учетов, когда такая регистрация обязательна;

       истечения сроков, указанных в пункте 3 статьи 7 настоящего Закона;

       проведения проверки лицами, не указанными в постановлении о назначении проверки;

       отсутствия документа, подтверждающего разрешение о допуске к государственным секретам, когда это предусмотрено законодательством;

       2) не предоставлять сведения и документы:

       не относящиеся к предмету проводимой проверки или периоду, указанному в постановлении о назначении проверки;

       содержащие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну при отсутствии соответствующего допуска или документа, дающего право на ознакомление с такими сведениями и документами;

       3) обжаловать постановление о назначении проверки, а также действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры в порядке, установленном законом.

       2. Проверяемые субъекты либо их уполномоченные представители при проведении прокурорами проверок обязаны:

       1) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц органов прокуратуры на территорию и в помещения проверяемого субъекта.

       Доступ должностных лиц органов прокуратуры на территорию и в помещения режимных объектов обеспечивается с учетом требований о пропускном и внутриобъектном режимах, установленных в проверяемой организации;

       2) с соблюдением требований по охране государственных секретов или иной охраняемой законом тайны предоставлять должностным лицам органов прокуратуры документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к справке о результатах проверки, а также доступ к информационным системам и ресурсам органов и организаций, интегрированным с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов, в пределах предмета проверки;

       3) ознакомиться и получить под роспись постановление о назначении проверки и справку о ее результатах;

       4) в соответствии с требованиями о безопасности и охране труда обеспечить необходимые условия для лиц, осуществляющих проверку.

Статья 10. Надзор за соответствием Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций

       1.

Прокуратура осуществляет надзор за соответствием Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан:

       1) актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, за исключением актов, указанных в пункте 2 статьи 24 настоящего Закона;

       2) актов и решений иных организаций независимо от формы собственности, если данные акты и решения касаются неограниченного круга лиц либо носят публичный характер.

       2. Предусмотренный настоящей статьей надзор осуществляется прокуратурой путем оценки принятых актов и решений в порядке, определяемом актом Генерального Прокурора.

Статья 11. Надзор за соблюдением законности в досудебном расследовании

       Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в ходе досудебного расследования в соответствии с полномочиями, определенными уголовно-процессуальным законодательством.

Статья 12. Надзор за соблюдением законности оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и негласных следственных действий

       1.

Надзор за соблюдением законности оперативно-розыскной деятельности и негласных следственных действий осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, настоящим Законом, Законом Республики Казахстан “Об оперативно-розыскной деятельности”, актами Генерального Прокурора и согласованными с ним нормативными правовыми актами правоохранительных и специальных государственных органов.

       Надзор за соблюдением законности контрразведывательной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан “О контрразведывательной деятельности”, совместными нормативными правовыми актами Генерального Прокурора и органов, осуществляющих контрразведывательную деятельность.

       2. При осуществлении надзора прокурор:

      1) в случаях, установленных законодательством, санкционирует проведение оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий, проверяет законность их проведения, а также законность проведения негласных следственных действий;

      2) инициирует проведение оперативно-розыскных мероприятий;

      3) прекращает оперативно-розыскные мероприятия при выявлении нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина;

      4) выполняет иные полномочия, предусмотренные законом.

Источник: http://prokuror.gov.kz/rus/npa/normativnye-pravovye-akty/zakon-o-prokurature

Всё о кредитах
Добавить комментарий