Могут ли в договоре по грузоперевозкам запрашивать налоговую отчетность?

Содержание
  1. Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки
  2. Грузоперевозки и ведение учета
  3. Владелец транспорта
  4. Переход права собственности
  5. Учет грузоперевозок: признание расходов
  6. Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы
  7. Законодательство о бухгалтерском учете включает:
  8. В чем же именно проявляется разница?
  9. Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения
  10. Бухгалтер — профессия творческая
  11. Привлекать для перевозки третьих лиц
  12. ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ
  13. Может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС
  14. Документы ФЛП-грузоперевозчиков
  15. Сначала лицензия
  16. Договор с заказчиком
  17. Товарно-транспортная накладная
  18. Электронная ТТН
  19. Какие документы оформить после перевозки
  20. Какие документы могут затребовать у водителя и перевозчика
  21. Кто и как проверяет предпринимателей? — Эльба
  22. Налоговая инспекция
  23. Трудовая инспекция
  24. Пожарный надзор
  25. Роспотребнадзор

Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки

Могут ли в договоре по грузоперевозкам запрашивать налоговую отчетность?

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Рекомендуем вебинар по этой теме в Школе бухгалтера «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках»

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе.

При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.

2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы.

Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду.

Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п.

 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ).

Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой.

А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.

06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г.

пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.

1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3):с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФвсе федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:

лекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.

лекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ. 

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс.

В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования.

Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г.

«О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР.

 Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.

1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов.

В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии.

До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них — письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ).

Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ.

Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст.

3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств.

Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н). 

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/405

Привлекать для перевозки третьих лиц

Могут ли в договоре по грузоперевозкам запрашивать налоговую отчетность?

  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

    Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 НК РФ.

    То есть налоговые риски могут возникнуть тогда когда налоговая инспекция докажет вину организации – заказчика. А при наличии документов, которые организация будет запрашивать при заключении договора, это сделать будет трудно.

    ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ

    1.Общие правила

    Вправе ли экспедитор привлечь для выполнения своих обязанностей по договору субэкспедитора?

    Законодательством такой участник гражданского оборота, как субэкспедитор, не предусмотрен. В то же время допускается деятельность субабонентов, субарендаторов, субподрядчиков, субагентов, субкомиссионеров, а также заключение субконцессионных и сублицензионных договоров.

    По-видимому, под субэкспедитором понимают лицо, которое будет осуществлять организацию перевозки груза по договору транспортной экспедиции с первоначальным экспедитором, выступающим в роли клиента. При этом грузополучателем остается лицо, указанное в первоначальном договоре транспортной экспедиции.

    Из текста пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ следует, что отношения транспортной экспедиции строятся вокруг перевозки груза (гл. 40 ГК РФ). Если из деятельности экспедитора исключить «перевозочное» звено, то она перестанет быть «транспортно-экспедиционной».

    Иными словами, непосредственная причастность к перевозке является необходимым условием для договора транспортной экспедиции (п. 1 ст. 432 ГК РФ). В противном случае к транспортно-экспедиционной деятельности можно было бы отнести любую самостоятельную услугу, косвенно относящуюся к перевозке (скажем, одно только оформление перевозочных документов).

    Экспедитор, привлекший субэкспедитора, фактически выступает как агент в отсутствие соответствующего договора с клиентом-принципалом (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). При таких обстоятельствах он совершает действия в чужом интересе без поручения (п. 1 ст. 980 ГК РФ).

    От Гражданского кодекса РФ перейдем к другим правовым актам, определяющим условия выполнения договора транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ).

    В нормативных документах, регламентирующих документооборот по договору транспортной экспедиции, грузополучатель определен как лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания его перевозки (п.

    4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554, а также п. 2Порядка оформления и форм экспедиторских документов, утвержденного приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 г. № 23).

    Эта формулировка не допускает перемены экспедитора в ходе исполнения им поручения клиента.

    Кроме того, грузополучатель уполномочен клиентом принять груз именно у первоначального экспедитора. Это значит, что в перевозочных документах, которые получит грузополучатель, должен фигурировать именно тот экспедитор, который был назначен клиентом.

    В случае перевозки автомобильным транспортом по договору перевозки в транспортной накладной первый экспедитор будет выступать грузоотправителем (п. 4 ст. 2 Закона № 259-ФЗ). А от субэкспедитора грузополучатель принять груз не уполномочен.

    В итоге экспедитор должен помнить: в силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Одностороннее изменение условий договора транспортной экспедиции не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).

    Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос (п. 1 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). С этих позиций и нужно рассматривать вопрос о привлечении субэкспедитора. По сути он подразумевает перемену экспедитора.

    Исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 1 ст. 313 ГК РФ).

    Так вот из Правил транспортно-экспедиционной деятельности как раз и вытекает требование личной передачи груза грузополучателю (через перевозчика). Груз, принятый грузополучателем от субэкспедитора, по сути является для него неотфактурованной поставкой (п.

    36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

    Наконец, пункт 1 статьи 391 Гражданского кодекса РФ допускает перевод должником своего долга на другое лицо лишь с согласия кредитора. В контексте этой нормы: должник – это экспедитор, другое лицо – субэкспедитор, кредитор – первоначальный клиент, долг – обязанность экспедитора передать груз грузополучателю.

    Вывод: привлечение субэкспедитора порождает полный правовой хаос, ни на каких юридических нормах оно не основано.

    Статья 805 Гражданского кодекса РФ гласит: экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Так вот: привлечь других лиц – может, а передать им свои обязанности – не может.

    Согласно пункту 2 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами. Эта норма заведомо невыполнима, если договор перевозки заключает от своего имени субэкспедитор.

    В центре нашего внимания – документальное обеспечение сделок.

    Как отмечено выше, экспедитор, передавший свои обязанности по заключению договора перевозки другому лицу, действует в интересе клиента без поручения. На основании статьи 989Гражданского кодекса РФ у него возникает обязанность представить клиенту отчет с указанием понесенных расходов.*

    Может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС

    Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.

    Налоговый вычет по счету-фактуре такого поставщика может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

    Следует отметить, что сам по себе факт представления контрагентом налоговой отчетности не является свидетельством его благонадежности. Отчетность может быть фальсифицированной, а убедиться в ее достоверности инспекция может только в ходе выездной налоговой проверки.

    Поэтому даже если из налоговой инспекции, в которой контрагент состоит на учете, пришло подтверждение, что он сдает отчетность, этого недостаточно для признания контрагента реально действующей организацией. Благонадежность контрагента следует оценивать по нескольким критериям в совокупности.

    Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:

    Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, ФНС России от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17710.

    Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.

    В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10, от 31 августа 2009 г. № ВАС-11260/09, от 16 марта 2009 г.

    № ВАС-2950/09, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, от 15 мая 2007 г. № 5121/07, постановления ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012ФАС, Московского округа от 8 октября 2012 г. № А40-7436/12-116-15, от 18 марта 2011 г.

    № КА-А40/1322-11 № А40-78928/10-35-395, Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2011 № А74-2352/2010, от 24 июня 2009 г. № А33-14722/08, Северо-Кавказского округа от 18 мая 2009 г. № А53-5188/2008-С5-34, от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Дальневосточного округа от 2 октября 2008 г.

    № Ф03-А51/08-2/3598, от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42, Волго-Вятского округа от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008).

    Однако существует и противоположная арбитражная практика.

    По мнению многих судей, в данной ситуации организация не лишается права на вычет, поскольку факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

    • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
    • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
    • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
      • получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
      • проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
      • получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также копии документа, удостоверяющего его личность;
      • получение информации о фактическом местонахождении контрагента, его торговых или производственных площадях;
      • использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности);
      • оценка возможности реального выполнения контрагентом условий договора.
    • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
    • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
  • Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/204235-privlekat-dlya-perevozki-tretih-lits

    Документы ФЛП-грузоперевозчиков

    Могут ли в договоре по грузоперевозкам запрашивать налоговую отчетность?

    13 сентября 2019 Пригодится для: Предприниматели

    Лицензия, договор с заказчиком, товарно-транспортная накладная, документы водителя.

    Сначала лицензия

    На пассажирские и грузоперевозки нужно получить лицензию:

    • на внутренние перевозки пассажиров автобусами, такси, легковыми авто на заказ. На каждый вид перевозки. То есть отдельную лицензию надо получить на перевозки автобусами, отдельную — на такси и т. д.;
    • внутренние перевозки опасных грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами — также отдельную лицензию на каждый вид транспорта;
    • международные перевозки пассажиров автобусами, такси, легковыми авто на заказ;
    • международные перевозки опасных грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами.

    Получили лицензию на международные перевозки — автоматически можете заниматься внутренними. Другими словами, если есть лицензия на международную перевозку грузов и пассажиров, эти же услуги можно предоставлять и на территории Украины. Наоборот это правило не действует.

    Предприниматель и пассажирские перевозки

    За лицензией надо обратиться с заявлением (приложение 1 к постановлению КМУ № 1001) в Госслужбу по безопасности на транспорте.

    К лицензии на услуги по перевозке прилагаются лицензионные карточки на каждое авто (ст. 14 ЗУ «О лицензировании»). Лицензионная карточка — бланк строгой отчётности, куда заносятся регистрационные данные лицензии и авто.

    Эти документы обязательно должны находиться в салоне автомобиля при грузоперевозках (письмо № 41/1-9-К-69). 

    Договор с заказчиком

    Заказчик и исполнитель заключают договор перевозки груза автотранспортом (ч. 2 ст. 307 ХКУ, ст. 50 ЗУ «Об автомобильном транспорте»). Он подтверждает действительность сделки между вами.

    Примерный договор о перевозке грузов есть в приложении 1 к Правилам № 363, можете использовать его. А можете обратиться к юристам и составить свои шаблоны договоров.

    Примерный договор (грузоперевозки)

    В любом случае в договоре обязательно должны быть: срок действия, условия перевозки, как обеспечивается сохранность груза (силами исполнителя, привлекается подрядчик — охранное агентство и пр.

    ), место и время погрузки, наименование и количество груза, его упаковки, стоимость услуги перевозки, порядок расчёта (аванс, окончательный расчёт, в какие сроки), права, обязательства и ответственность сторон.

    Вы имеете право отказать заказчику принять груз для дальнейшей перевозки, если:

    • груз не подготовлен;
    • не хватает или вовсе нет документов;
    • без предварительного согласования внесены изменения в реквизиты;
    • заказчик предоставил груз, не оговорённый договором;
    • упаковка груза не соответствует требованиям, повреждена тара, нечёткий оттиск пломбы и пр. Государственные стандарты и требования к упаковке указаны в разд. 5 Правил перевозок.

    Все эти тезисы можете прописать в договоре, чтобы избежать конфликтов.

    Для разовых грузоперевозок можете воспользоваться стандартной формой из приложения 2 к Правилам № 363.

    Разовый договор (грузоперевозки)

    Если перевозите свой груз, договор с самим собой ФЛП составлять не нужно.

    Первичные документы у предпринимателя

    Товарно-транспортная накладная

    ТТНТоварно-транспортная накладная — основной документ грузоперевозчика. Она нужна для учёта движения груза при перевозке. Из ТТН понятно, какой груз перевозите, каким транспортом, откуда и куда. А ещё на основании ТТН заказчик списывает товары, а получатель груза приходует.

    Предприниматели должны оформлять ТТН, это обязательный документ для всех СПДСубъект предпринимательской деятельности (предприниматели и юридические лица) независимо от формы собственности, налоговая приравнивает её к первичной документации (ИНКИндивидуальная налоговая консультация. от 17.04.2019 № 1637/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Но наличие ТТН не отменяет необходимости расходной накладной, которая подтверждает факт передачи товара.

    Форма ТТН есть в приложении 7 к Правилам № 363.

    Товарно-транспортная накладная (форма)

    Можно не придерживаться формы и составить свой бланк ТТН, там обязательно должна быть такая информация:

    • название документа;
    • дата и место составления;
    • ФИО предпринимателя-перевозчика и наименование заказчика (грузоотправителя, грузополучателя);
    • наименование и количество груза, основные характеристики и признаки, для однозначной идентификации груза;
    • марка, модель, тип, регистрационный номер авто/прицепа/полуприцепа;
    • полные адреса пунктов погрузки и разгрузки;
    • должности, фамилии и подписи ответственных — грузоотправителя, грузополучателя и водителя, сопровождающих лиц.

    В ТТН можно внести любую дополнительную информацию, которую стороны считают необходимой (п. 11 Правил № 363), всё зависит от груза.

    К основным документам добавляют другие (сертификаты, свидетельства и т. п.) согласно правилам перевозок таких грузов.

    К примеру, для перевозки скоропортящихся грузов грузоотправитель oбязан передать перевозчику вместe c ТТН документы, подтверждающие качество, или сертификаты. Информацию о документах указывают в ТТН (п. 29.8 Правил № 363).

    Для хлебобулочных изделий, молока, нефтепродуктов используют специальные ТТН.

    В международных автоперевозках используют ТТН СMR.

    Бывает, в ТТН невозможно указать все наименования груза, тогда заказчик готовит и передаёт перевозчику дополнительно документ со сведениями о грузе (графы 1–10 ТТН), составленный в произвольной форме. Это может быть и расходная накладная.

    Разрешается не составлять ТТН, если перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель — одно лицо, например если ФЛП перевозит груз своим авто для себя. Но у перевозчика обязательно должен быть при себе документ о праве собственности на груз (письмо Мининфраструктуры № 5615/25/10-14). 

    Мы же рекомендуем ТТН заполнить, так будет спокойнее вам.

    ТТН оформляет грузоотправитель перед каждой поездкой в 3 экземплярах на бумаге или в электронном виде.

    Электронная ТТН

    Если оформляете е-ТТН, её должен подписать электронной подписью водитель грузоотправителя и грузополучатель. Сопроводительные документы также добавляют в электронной форме. Но всё равно заказчик должен распечатать копии ТТН, подписать и передать водителю для предъявления контролёрам.

    Водитель подписывает бумажную копию и тем самым подтверждает, что груз к перевозке принял.

    Какие документы оформить после перевозки

    ФЛП-перевозчик на основании ТТН выписывает счёт за перевозку не позже чем через три дня после выполнения работы. Заказчик проводит по нему окончательный расчёт. ТТН прилагается к счёту (п. 14.4 Правил № 363).

    Следующий шаг — составить один из документов: акт приёма-передачи выполненных работ, акт оказания транспортно-экспедиторских услуг, отчёт комиссионера для посредника.

    Если при перевозке испортили или повредили груз заказчика или после завершения перевозки установлено, что груз, к примеру, уменьшился в объёме и это ваша матответственность как перевозчика, надо оформить акт (приложение 4 к Правилам № 363).

    Акт (грузоперевозки)

    Что обязательно должно быть зафиксировано в акте: полное наименование, ФИО и место жительства ФЛП — владельца авто, принявшего груз; ФИО водителя, который принял груз и регистрационные номера транспортного средства перевозчика, который принял и сдал груз. Водители также ставят подписи в акте.

    В пути может случиться авария, поломка транспорта, и груз придётся переместить из одного авто в другое, груз могут украсть, может поменяться водитель. Инструкции по внесению правок в ТТН нет. Но акт в любом случае надо составить.

    Акт составляется в двух экземплярах, указываете причину внесения изменений, если надо — перечисляете ущерб, если груз повреждён, или потерялся, или перегружается в другой автомобиль (п. 11.8 Правил № 363).

    Акт подкрепляют к ТТН.

    На ценные грузы есть смысл оформить страховку, чтобы не зависеть от непредвиденных ситуаций в пути и во время погрузки-выгрузки. В случае повреждения груза вы компенсируете часть или даже всю его стоимость, в зависимости от условий страхования.

    Какие документы могут затребовать у водителя и перевозчика

    Контролёры могут остановить и потребовать у перевозчиков груза документы, без них могут быть серьёзные проблемы.

    В случае проверки контролёром перевозчики и водители должны предъявлять документы, на основании которых выполняют грузовые перевозки (ст. 48 ЗУ «Об автомобильном транспорте»):

    • для перевозчика это документ на авто — договор аренды, лизинга или купли-продажи;
    • у водителя обязательно должно быть водительское удостоверение нужной категории, регистрационные документы на автотранспорт, ТТН или другой документ на груз.

    Весь перечень документов для внутренних грузоперевозок прописан в Перечне № 207.

    При транспортировке груза у водителя при себе должны быть такие документы:

    • копия лицензии на перевозки, заверенная перевозчиком, или лицензионная карточка;
    • ТТН;
    • права соответствующей категории;
    • регистрационные документы на авто (доверенность на авто и трудовой договор, если авто управляет наёмный работник), талон техосмотра и страховой полис;
    • санитарный паспорт, если перевозите продукты.

    Если авто несколько, пакет документов должен быть на руках у водителя каждого транспортного средства.

    Предприниматель может перевозить свой груз, тогда лицензия на перевозки не нужна, вместо ТТН — накладная или другой документ, который подтверждает ваше право собственности на груз. В остальном те же документы, что и в предыдущем списке.

    Для международных перевозок грузов список документов больше (ст. 53 ЗУ «Об автомобильном транспорте»):

    • разрешения от стран, по территории которых проходит маршрут;
    • разрешение по согласованию условий и режимов перевозки в случае превышения весовых или габаритных ограничений или документ о внесении платы за проезд тяжеловесных (крупногабаритных) транспортных средств, если превышение весовых/габаритных ограничений над  определёнными законодательством менее 7%;
    • свидетельство регистрации транспортного средства;
    • сертификат соответствия авто безопасности движения и экобезопасности в соответствии с требованиями стран, через которые проходит маршрут перевозки, если иное не предусмотрено международными договорами Украины.

    Для перевозки продуктов дополнительно понадобятся:

    • санитарные разрешения и паспорт;
    • ветпаспорта;
    • сертификаты соответствия;
    • дополнительные справки на товар.

    Для перевозки опасных грузов, а это токсичные и взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости и др., на каждой транспортной единице должен быть согласованный маршрут движения — без него перевозка незаконна. Документ выдаёт уполномоченное подразделение полиции.

    Также для транспорта, задействованного в таких перевозках, оформляется свидетельство о допуске к транспортировке опасных грузов (приказ МВД № 656).

    Без согласования маршрута перевозка может осуществляться на маршрутах международного сообщения, перечень утверждён приказом МВД и Мининфраструктуры № 151/89. Документы, которые потребуются:

    • для перевозчика это лицензия на предоставление таких услуг;
    • для водителя — свидетельство о допуске транспорта к перевозке определённых опасных грузов, свидетельство о подготовке к перевозке опасных грузов, письменные инструкции на случай аварии или чрезвычайной ситуации.

    Превышение габаритных или весовых ограничений. При перевозке таких грузов нужно разрешение на движение по автодорогам Украины или документ, подтверждающий внесение платы за проезд тяжеловесных (крупногабаритных) авто, если превышение прописанных в законодательстве параметров — 7%.

    За предоставление услуг по перевозке грузов без оформления документов штраф 1700 грн (100 НМДГ) (ст.ст. 39 и 48 ЗУ «Об автомобильном транспорте»).

    Источник: https://journal.ostapp.com.ua/articles/post/dokumenty-flp-gruzoperevozcikov

    Кто и как проверяет предпринимателей? — Эльба

    Могут ли в договоре по грузоперевозкам запрашивать налоговую отчетность?

    Как известно, средний срок существования малого бизнеса — от 2 до 5 лет. Проводимые специалистами опросы и исследования дают, в общем, похожую картину — предприниматели страшатся бюрократов. Из шести проблем, которые способны увести бизнес в тень или вовсе заставить закрыться, три связаны с излишним вниманием надзорных органов.

    О неналоговых проверках — в курсе «Всё выйдет из-под контроля»

    Возглавляет список «всевидящее око» власти. Даже не увеличение налогового бремени, а чувство безнадёги, которое вызывают у бизнесменов придирки различных проверяющих, о существовании которых они вчера еще и не знали.

    Короче, «боль» есть. Это проблема номер один. Проблема номер два — в том, что предприниматели часто не знают, с какой стороны может прилететь державной битой, и как отбиваться.

    В техподдержку онлайн-сервиса для малого бизнеса Контур.

    Эльба ежедневно приходят вопросы: «Кто может проверять бизнесменов? Насколько основательно? Что вообще нужно знать и как готовиться»? Попробуем поделиться общими представлениями по теме.

    Чаще всего предприниматели знакомятся с

    • Налоговой инспекцией
    • Трудовой инспекцией
    • Пожарным надзором
    • Роспотребнадзором

    Есть еще проверки Ростехнадзора, Россельхознадзора. Но они для специфических видов деятельности, поэтому сегодня мы о них говорить не будем.

    Права и обязанности предпринимателя при проведении проверки органами контроля (кроме налоговой инспекции) установлены Федеральным законом 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». Этот закон вводит ограничения по периодичности проверок, а также определяет полномочия проверяющих.

    Налоговая инспекция

    Про налоговую инспекцию более или менее общеизвестно. Денег в казне мало, собирать их надо «более лучше». Сверху топают ногами: недобираем налогов, надо усилить контроль за фирмами-однодневками, возвратом НДС и т д. Порядок проведения проверок налоговыми органами прописан в главе 14 НК РФ. Проверок существует 2 вида: камеральная и выездная.

    Камеральная проверка проводится по итогам сдачи отчетности. Налоговые органы могут попросить объяснений по непонятным моментам исчисления налога, попросить дополнительные документы, подтверждающие ваши расходы. Камеральная проверка может длиться до 3 месяцев после окончания отчетного периода.

    По результатам камералки налоговики должны в течение 3 рабочих дней сообщить вам о результатах. На исправление дается 5 дней. Это если ваши ошибки не повлекли недоплату налогов. Если вам не повезло, в течение 10 дней инспекторы вынесут постановление о привлечении вас к ответственности. Еще 10 дней дается на отправку вам требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и исправления документов.

    Выездная проверка — это глобальное нашествие контролёров на ваш бизнес с возможным привлечением экспертов, понятых, опросом свидетелей, осмотром помещений, инвентаризацией имущества, выемкой документов. Если у вас нет помещения, чтобы вместить «гостей», могут вызвать в налоговую. Могут даже встречно проверить ваших контрагентов.

    Обычно чаще 3 лет налоговики не проверяют (магическое число Стива Джобса снова в действии). Иногда с этим фактом связывают среднюю продолжительность жизни малых фирм).

    Можно проверить себя на стрессоустойчивость — просчитать, с какой вероятностью к вам в ближайшее время пожалуют люди в галстуках. Налоговики публикуют «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков…» (утверждены приказом ФНС России от 30.05.

    07 № ММ-3-06/333@), где можно увидеть, каким образом можно попасть в «узкие круги».

    Например, если вы несколько лет подряд показываете в декларации убытки или платите зарплату работникам ниже среднего уровня в вашем регионе по вашему виду деятельности — вы плохой.

    Хорошо, что проверить могут только за 3 последних года деятельности и за текущий год. И не имеют права проверять повторно за один и тот же период времени по одному и тому же налогу.

    Как правило более 2 месяцев проверка не длится. Но срок может быть увеличен до 30 месяцев, если потребовалась встречная проверка, нужно связываться с другими фирмами по вашему поводу. Ну или метеорит там упал.

    Если к вам пришли инспекторы, не забудьте попросить у них решение о проведении проверки и служебные удостоверения. Раз уж пришли с выездной проверкой, как пить дать, что-нибудь да найдут. На безрыбье налоговики могут попробовать содрать штраф за непредоставленные документы — по 200 руб. за штучку. Все в бюджет.

    Чтобы не было штрафов за занижение налоговой базы (а это может быть до 40% от суммы неуплаченного налога) и других неприятностей, лучше не дожидаться выездной проверки, а исправлять расчёты, доплачивать налог и пени за просрочку платежа и подавать уточнённые декларации.

    По завершении проверки инспектор должен составить специальную справку, где указывается предмет проверки и ее сроки. На основании справки инспекция составит в 2х экземплярах акт проверки, где укажет все выявленные нарушения и предложения по их устранению. Дальше в течение 2х недель вы можете обжаловать результаты проверки.

    Трудовая инспекция

    Трудовая инспекция, как видно из названия, бдит за соблюдением Трудового кодекса. Если по-модному, то это Федеральная служба по труду и занятости (Роструд еще). А у вас на местах — трудовая инспекция. Трудовики могут проверить любую фирму. По плану это происходит не чаще чем раз в 3 года. План проверок в обязательном порядке публикуется на официальных сайтах Генпрокуратуры и Роструда.

    Шансы попасть в план увеличиваются, если на вас постоянно жалуются. Или вы слишком любите труд иностранных работников. Или прививаете похвальное желание трудиться подрастающему поколению. Но самое неприятное, когда на вас настучит обиженный работник — проверят вне плана. А еще инспектора любят объединяться с другими контролирующими органами и устраивать совместные крестовые походы.

    Обычно при проверке просят предоставить документы и внимательно их изучают. Если проверка по жалобе, могут вызвать руководителя для объяснений. Перед тем, как предоставлять документы, нужно методично проверить все составляющие:

    • Проверьте наличие основных кадровых документов (трудовые договоры, штатное расписание, табель учета рабочего времени, личные карточки, график отпусков, трудовые книжки и т д.).
    • Удостоверьтесь, что ваши трудовые договора не противоречат ТК и другим кадровым документам.
    • Зарплата должна быть выплачена 2 раза в месяц в достаточном размере, все сотрудники должны сходить раз в год в отпуск минимум на 2 недели без перерывов.
    • Не торопитесь заключать договоры о полной материальной ответственности — это подозрительно.

    Во всяком случае, с этого мы начинаем, когда в Эльбу обращаются в панике клиенты, к которым пришли трудовые инспектора. А дальше по ситуации.

    По результатам проверки инспектор составит протокол, где должно быть указаны: ФИО проверяющего, какие нарушения выявлены, предписания по устранению нарушения. По результатам протокола может быть вынесено постановление о наложении административного штрафа на руководителя от 1000 до 5000.

    Если нарушение серьёзное (например, уклонение от проверок, невыполнение предписаний об устранении нарушений) — то могут и к суду привлечь, и даже на 3 года дисквалифицировать руководителя. Так что, лучше зарплату работникам не задерживать, в отпуск отправлять и расставаться со «слабыми звеньями» в соответствии с требованиями ТК. Это я вам, как работник, советую;)

    Пожарный надзор

    Если у вас есть, чему гореть, рано или поздно из МЧС к вам придут пожарники (кстати, они не любят, когда их так называют — лучше «пожарные»). И надо сказать, после налоговиков, это самые «дорогие» гости на фирме.

    Основные документы, на которые ориентируются контролеры: Закон 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 Правила противопожарного режима, Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» и Административный регламент, утвержденный приказом МЧС РФ от 30.11.2016 N 644.

    Попасть в план проверок вы можете не чаще, чем раз в 3 года. Предупредиться и вооружиться можно на сайте МЧС вашего региона, в разделе Деятельность — Профилактическая работа и надзорная деятельность, где публикуются планы проверок на год.

    Принцип «Слово и дело» тоже работает. Жалобщики могут навлечь на вас внеплановую проверку инспекторов. Правда, прежде чем позвонить вам в дверь, нужно согласовать свои действия с прокуратурой. За 24 часа до визита вас должны уведомить.

    Пожарные штрафы прописаны в статье 20.4 КОАП и внушают уважение. Минимальный штраф для организаций — 90 тыс. рублей. А максимум — аж 500 тысяч. Могут и приостановить деятельность организации на срок от 1 до 3 месяцев. Так что игнорировать вопрос не стоит.

    Проверяют физическое наличие девайсов для борьбы с красным петухом (огнетушители, пожарные рукава, краны и т д.), так и документальное обеспечение. За инструментарий, в основном отвечают собственники имущества. А, например, арендаторы офисов должны себя обложить документацией.

    Среди документов наибольшей популярностью пользуются:

    • Приказ руководителя, который определяет порядок обесточивания оборудования в конце дня и в случае пожара, где разрешено курение, места хранение и допустимое количество материалов и продукции в помещении.
    • Приказ, где прописаны порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа, ответственные за это мероприятие.
    • Приказ, который определяет, кто будет отвечать за противопожарный инвентарь.
    • Планы эвакуации тоже нужны (вспомните печальную судьбу «Хромой лошади»).

    Если к вам пришли с проверкой, нужно проверить наличие удостоверения и распоряжения о проведении проверки за подписью начальника управления или районного отдела или его зама. Проверьте сроки проверки в этом распоряжении (должны быть не более месяца).

    По результатам проверки составляется акт обследования объекта. Если выявлены нарушения, на первый раз можно отделаться предупреждением. Во второй раз могут оштрафовать. Акт нужно читать внимательно, дабы не написали чего-то, что не соответствует истине. Следите за правильным заполнением реквизитов.

    И помните, штраф — совсем необязательный исход проверки, всегда можно объясниться, договориться, пообещать исправиться.

    Роспотребнадзор

    Если вы работаете по модели b2c, продаете товары или оказываете услуги населению, то Роспотребнадзор, как Черный плащ, будет стоять на страже ваших клиентов. Во всяком случае, легенда — такая.

    У Роспотребнадзора есть регламенты, которые определяют его поведение: «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённое Постановлением Правительства РФ N 322 от 30.06.2004 г., Административный регламент службы, утверждённый Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 — дельный документ, распечатайте и имейте под рукой.

    А значит проверять. Как водится, планово, раз в 3 года, и по событию. План проверок вы сможете найти на сайте Роспотребнадзора. Он такой цветастый, что на главной странице сразу и не приметишь. О внеплановых проверках вам должна подсказать ваша совесть. Клиенты просто так жаловаться, как правило, не приходят;)

    Регламент проверок подпадает под общий паттерн, определенный Законом 294-ФЗ: вы попали в план, вам выслали уведомление, в назначенный час придут люди, посмотрят документы и составят акт, который можно обжаловать.

    Проверять могут много чего. Площадь, освещенность, вентиляцию, наличие жильцов, которые могут быть недовольны тем, где расположен дополнительный вход, через который завозят продукты. Конечно, соответствовать санитарным нормам очень затратно. Поэтому многие предприниматели каждые три года «переезжают» — закрываются по одному адресу и открываются по-новому.

    Какие документы нужны для проверяющих Роспотребнадзора, определяется особенностями вашей деятельности. И в принципе, это могут быть любые документы, которые отражают ваши отношения с покупателями. Примеры таких документов:

    • Санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия на товары и продукцию;
    • Договор с организацией о вывозе твёрдых бытовых отходов (если у вас аренда, то скорее всего подобными вещами занимается собственник помещения).

    Помимо документов, могут проверять сроки годности продукции, соблюдение товарного соседства, температурного режима хранения продуктов и прочие нормативы. Полезно будет иметь в наличии текст действующего САНиП по вашем виду деятельности. Также проверят наличие сан.книжек у продавцов, отметок об обязательных медосмотрах, соблюдении требования к спец.одежде.

    По результатам проверки составят акт в 2х экземплярах. Что должно быть в этом акте, вы уже, наверное понимаете. Если выявят нарушение, то наложат административный штраф и выдадут предписание об устранении. Если вы не согласны, то не стоит молчать.

    Штрафы могут быть очень невкусными: до 500 тыс. руб. Подробнее о штрафах можно посмотреть в статьях 6.3 и 6.4 КОАП, статьях 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15, 14.16 КОАП. Если не выполните требования надзорных, то еще привлекут за невыполнение и уклонение: ст. 19.5, 19.

    6 и 20.25 КОАП.

    Надо сказать, что в целом по стране, количество плановых проверок малого бизнеса сократилось. По данным «ОПОРЫ России» вышедший в 2009 году Закон 294-ФЗ освободил предпринимателей от более чем 2 млн проверок.

    С другой стороны, стали учащаться внеплановые проверки по жалобам потребителей. В 70% случаев нарушения подтверждаются. Впрочем, бизнесу есть что предъявить чиновникам: и рост налоговой нагрузки, и кх-кх…

    коррупция в аппаратах власти.

    Остается вечный для России вопрос: «Доколе?!»

    Статья актуальна на 16.05.2019

    Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/146

    Всё о кредитах
    Добавить комментарий