Нужно ли платить налог за продажу земельного участка, который в собственности с 1993 года?

Мой сосед по даче забросил участок и перестал за ним смотреть

Нужно ли платить налог за продажу земельного участка, который в собственности с 1993 года?

Мои соседи по даче не размежевали участок, не платят взносы за вывоз мусора и даже не показываются. Я думал, что владельцев вообще нет, и попросил администрацию района выделить мне эту землю через аукцион. Но выяснилось, что ее уже выделили в 1993 году некой гражданке. Я нашел ее, а она заявила, что продала этот участок 15 лет назад.

Подскажите, неужели право собственности на землю не предполагает никаких обязанностей? Хотя бы минимальных, например косить сухостой? Можно ли как-то найти соседа или лишить его собственности? Найти сам не могу: ни Росреестр, ни сельсовет, ни районная администрация не знают собственника и говорят, что не обязаны знать.

Странно: если за квартиру не платить, то быстро выселяют. А тут получается схожая ситуация без срока давности. Вдруг хозяина вообще нет: например, он умер, а наследников нет?

Что вообще в такой ситуации можно сделать?

Игорь К.

Любое право собственности состоит из трех элементов.

Право владения — это право физического, материального контроля над объектом собственности. То есть вы, как владелец земли, можете ее огородить и никого туда не пускать, а как владелец дорогой картины — спрятать и никому не показывать.

Право пользования — это право использовать свое имущество любым способом, который не запрещен законом, в том числе и извлекать выгоду из пользования. Например, сдавать в аренду квартиру, как ее владелец, или отдавать картину для экспонирования в галерею и получать с этого деньги.

Вас в этом списке интересует третий пункт. Существует несколько вариантов возможного развития событий.

Закон прямо говорит: если участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного или иного строительства не используется по назначению более трех лет, его можно изъять у собственника.

Более того, за это еще сначала оштрафуют. Штраф считается от кадастровой стоимости и будет не менее 20 000 рублей.

Участок изымают только на основании решения местного органа самоуправления: мэрии, городской или поселковой администрации и так далее. Если собственник согласен, участок сразу уходит на публичные торги.

Если не согласен, решение может принять только суд по иску местной администрации. После того как суд принял решение, через шесть месяцев участок продается с публичных торгов.

Средства от продажи идут бывшему собственнику за вычетом расходов на процедуру изъятия. Цену продажи определяет независимая оценка.

Таким образом, вы напрямую не можете повлиять на изъятие участка у собственника. Есть только вариант предложить администрации изъять его или обратиться в суд. Насколько они в этом заинтересованы — сказать сложно.

Существует такая форма перехода права собственности, как приобретение права собственности на вещь, у которой нет хозяина, — бесхозяйную вещь. Тут есть варианты: собственника нет, он неизвестен или он отказался от прав.

Остальные варианты не подходят. У земли всегда есть собственник. Если собственника — неважно, физического или юридического лица — нет, значит, собственник — Российская Федерация, или регион, или муниципалитет.

То, что собственник неизвестен, тоже не основание признавать землю бесхозной. Если право на земельный участок когда-то возникло, оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Если право не зарегистрировано, его вообще нет, потому что право собственности возникает с момента его регистрации.

Если нет доказательств отказа бывшего собственника от прав признать именно землю бесхозяйной — ничего не выйдет. Строение можно признать бесхозяйным, а землю — нет.

Судя по тому, что участок выделен давно, я вообще не уверен, что он выделен на основании права собственности. Возможно, он был выделен на основании права пожизненного наследуемого владения, которое надо было переоформлять, но его не переоформили. Если сведений в Росреестре об этом нет, значит, его не переоформили. Это сложный вопрос, и в этой статье я не буду в него углубляться.

По кадастровому номеру или адресу участка можно обратиться в любой МФЦ, в котором оказывают услуги Росреестра, за выпиской по земельному участку. Там должен быть указан собственник. Росреестр не может отказать, если вы подали официальный запрос: они должны или дать сведения, или указать, что сведения о собственнике в реестре не зарегистрированы.

Если в Росреестре сведений нет, значит, нужно обращаться за архивными документами в местную администрацию. До того как стали вести единый реестр, учет вели именно они. Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.

При этом я допускаю, что, если земля находится в небольшом сельском поселении, за 20 лет администрация могла потерять все архивы и не хочет в этом сознаваться. Там будут пытаться переложить все на Росреестр, у которого нет документов за тот срок. В этом случае вряд ли удастся найти собственника.

Никаких гарантий, что это подействует, нет, но попробовать можно.

Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/uchastok-proschay/

автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.00 диссертация на тему: Экономико-правовые условия новых земельных отношений в Российской Федерации

Нужно ли платить налог за продажу земельного участка, который в собственности с 1993 года?

11-1

1478 А. А. КУЗЬМИН

Докторант \VIDU

ЖОМОМИХО-ШЯФОВЪШ (услсхюся Я(жь1Хжшль!НЬ1ХстскоШЕЮСй:® (ЮССМЙСКРЙ ФЕ4ХЕ) Направление: экономика и право; организация и управление

Научный руководитель: доктор философии (Рк. Д),

Кузнецов В. В.

Москва 2010

Всемирный Информационно- Распределённый Университет Докторант: Кузьмин Артем Александрович

Научные консультанты: доктор философии Мезенцев А.Н.

доктор философии Смоляков В.Н.

Издательская лицензия от © Автор

20 июня 1997 года № 016241 © НТЦ «Развитие»

ГО..

ВВЕДЕНИЕ.

СОФЪФЖЯЯШ

стр .1-5

Глава I. Земельные отношения в Российской Федерации в первом десятилетии XXI века: история, право, экономика и политика……………………5

§ 1.1. Земельные отношения в России и Российской Федерации: этапы и

различия, реформы и правовые акты……………………………………………………………………………………5-12

§ 1.2. Земельные производные понятия: нормативные акты их роль и значение

в новой экономической формации в Российской Федерации…………………………..13-20

§ 1.3. Трансформация земельных участков в правовое поле: независимость и

собственность………………………………………………………………………………………………………..20-25

Глава II. Земельный участок и правовые сделки с ним в новых

экономических условиях………………………………………………………………..26

§ 2.1. Нормативно- правовые акты, их роль и значение в оформлении

земельных участков и долей………………………………………………………………….26-33

§ 2.2. Распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой

собственности………………………………………………………………………………………………………………………..33-44

§ 2.3. Земельный участков через призму купли-продажи……………………………44-50

Глава III. Оборот земель сельскохозяйственного назначения: методы, формы

и контроль…………………………………………………………………………………………………………..50

§ 3.1. Оборот земель сельскохозяйственного назначения: формы, методы, права

и обязанности государства и гражданина……………………………………….50-58

§ 3.2. Основные параметры перевода земельных участков из одной категории в

другую………………………………………………………………………………………………………………………..58-66

§ 3.3. Правовые нормы земельного контроля: сущность и значение…… 66-73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………73-76

ЛИТЕРАТУРА

76-82

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация, по сути дела, еще молодое правовое государство. Основные права гражданина и человека заложены в Конституции страны, принятой всенародным анием в 1993 году 12 декабря1 Конституция Российской Федерации формирует в своем содержании гражданское право.

Гражданское право берет свои истоки от Римского права. В Римском праве сложились и были развиты такие важнейшие правовые понятия, как правовой статус, личность (лицо), сроки, брак и другие.

Особое место в Римском праве занимают правовые установки гражданско-правовой собственности (наследник, наследователь, выморочное имущество2, трансмиссия3, легат4 и т.п. Римскому праву по сей день уделяется огромное внимание во всем мире и в Российской Федерации.

Достаточно назвать работы таких ученых как: Дмитриев Ю.А., Златопольский A.A. «Гражданин и власть» — М., 1994; Козлов Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. — М., 1995; Румянцев О.Г Основы конституционного строя России. — М., 1994; Коваленко А.И. Основы конституционного права Российской Федерации. — М.

1994; Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. — М., 1992; Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М., Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963; Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. — М., 1997; Косарев А.И.

Римское право. — М., 1993; Омельченко O.A. Основы римского права. — М., 1994; Пере-торскин И. С. Дигесты5 Юстиниана6,- М., 1956; Хвостов В.М. Система Римского права. — М., 1996 и так далее.

Говоря о судебной защите гражданина и человека следует сразу заметить важность — гражданского процесса. Основы гражданского процесса заложены в Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации7 Гражданский процесс представляет собой отраслевую науку, разрабатывающую проблемы и защиты интересов граждан в сфере гражданско-правовых отношений8 Граж-

' Конституция Российской Федерации. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. — М.: Издание Государственной Думы, 2007. С. 21-60.

Выморочное имущество — имущество, переходящее к государству по праву наследования (по закону). (См. Краткий юридический словарь / Под ред. А.Н.Азрипияна. — 2-е изд. доп. — М.: Институт новой экономики. 2007. С 245.

} т

1 рансмиссия наследования — переход права на принятие наследства к наследникам наследника, умершего по-

сле принятия наследства и не успевшего принять его в установленный срок. (Там же, с. 986).

'' Легат — (завещательный отказ) в Римском праве — распоряжение наследователя, содержащееся в завещании,

представляющее определенному лицу (легатарию) право или иную выгоду за счет наследственного имущества ( Гам же, с. 316).

5 Дигссты — (иначе пандекты); в Древнем Риме правовые сборники систематически расположенных кратких из-

менении из законов н сочинений юристов. (См. Тихомиров Л. В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М Ю.Т1гхомирова. — М. 1997. С. 117

' Юстиниан 1 — (482-565) — Византийский император Провел кодификацию Римского права (Корпус Юрис «Ци-вилис) (См Краткая Российская энциклопедия Том 3. — М Большая Российская энциклопедия ОНИКС 21 век, 2003. С. 899.

Граждапско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЭ. С изменениями 30 июня 2003 года. 7 июня. 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 года и другими изменениями. * Вамдышев,В., Дерпова,Д.В. Гражданский процесс: схемы — М.: Юрайг-М, 2001. С. 3.

данское процессуальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также порядок принудительного исполнения судебных постановлений.

Источник: http://cheloveknauka.com/ekonomiko-pravovye-usloviya-novyh-zemelnyh-otnosheniy-v-rossiyskoy-federatsii

Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости — изменения с 2017 года

Нужно ли платить налог за продажу земельного участка, который в собственности с 1993 года?

Налогообложение и взимание налогов являются древнейшими и одними из основных внутренних функций любого государства, обеспечивающих его существование.

Налоговая система РФ строится в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. Налоги обеспечивают один главных доходов и финансовое обеспечение государства, а взимаются они и с юридических, и с физических лиц посредством обязательных сборов.

С этими реалиями не понаслышке знаком каждый гражданин России, поскольку уплата налогов сопровождает его в жизни повсюду — от получаемой заработной платы, от обладания собственностью на движимое и недвижимое имущество, от получаемой прибыли в своей деятельности, будь то оказываемые услуги, ведение крестьянского хозяйства или бизнеса, и, конечно, от доходов при продаже, дарении, переуступке, наследовании имущества, в том числе и объектов недвижимости.

Гражданский кодекс РФ (статья 130) определяет недвижимость, как объекты, прочно связанные с землёй, то есть те, перемещение которых влечёт несоразмерный ущерб.

К ним, в частности, относятся:

  • земельные участки
  • жилые дома
  • дачи,
  • садовые домики
  • квартиры
  • комнаты
  • приватизированные жилые помещения
  • доля (доли) в перечисленном выше имуществе

Людям, собравшимся продать свою недвижимость, помимо вопросов по сделке, нужно изучить и её детали, связанные с налогообложением.

Поскольку порядок взимания обязательного сбора с физических лиц при продаже объектов недвижимости глобально изменился не столь давно (с 1 января 2016 года), а с 1 января 2017 года вступили в силу новые изменения в Налоговом кодексе РФ, снова регламентирующие сроки, порядок и льготы при исчислении налогов с полученных доходов от продажи объектов недвижимости, то злободневная тема налогообложения тревожит умы владельцев и покупателей недвижимости с неустанным постоянством. Значит, при подготовке к продаже объектов недвижимости нужно опять разбираться с очередными нововведениями.

Обязанность физических лиц по уплате подоходного налога

Подоходный налог (НДФЛ) относится к федеральным базисным налогам, так как именно он обеспечивает главные задачи налогообложения, решаемые государством.

Этот налог определяет порядок назначения налогового «багажа», к которому, в частности, относятся доходы, получаемыми физическими лицами при продаже объектов недвижимости.

Выступившие в договорах по сделкам с недвижимостью в качестве продавцов, дарителей, передатчиков ренты, наследодателями они обязаны уплатить государству некую сумму в виде подоходного налога (за исключением льготных ситуаций, для которых предусмотрено освобождение от налоговой нагрузки).

Подоходным налогом облагается доход от сделки по реализации любого объекта недвижимости — дачи, земельного участка, частного дома, квартиры, комнаты, нежилого строения, незаконченных построек, гаражных боксов, нежилых помещений.

Порядок обложения налогом на доходы физических лиц доходов, получаемых физическими лицами, установлен главой 23 Налогового кодекса РФ.

Налог с продажи объекта недвижимости оплачивает его бывший владелец. Налоговая декларация подаётся в следующем после году после отчетного периода, в течение которого произошла сделка (к примеру, если продажа квартиры произошла в 2017 году, то заплатить налог и сдать отчетность нужно только в 2018 году).

Тот человек, что покупает недвижимость, никакие налоги не платит. Налогоплательщиком он станет в случае продажи своего имущества.

Плательщики налога на доходы физических лиц от реализации объектов недвижимости, находящихся в РФ, разделяются по своему статусу на 2 категории (статья 207 Налогового кодекса РФ):

  1. физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ
  2. физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ

Налоговые резиденты РФ

Налоговый резидент РФ — человек, пребывающий на территории России в течение последних непрерывных 12 месяцев не менее 183 календарных дней. Периоды нахождения в стране могут чередоваться с датами отъезда и идти в любой последовательности.

Период нахождения в РФ не прерывается на время отбытия за границу, если целью выезда становятся:

  • учеба или поправка здоровья — на срок менее 6 месяцев
  • выезд к местам добычи нефти и газа, расположенным на морских шельфах
  • загранкомандировки сотрудников государственных или местных органов власти и военнослужащих

Если иностранцы становится налоговыми резидентами РФ, то они обязаны уплачивать налог НДФЛ по целому комплексу доходов (статья 209 Налогового кодекса РФ):

  • с доходов от продажи их российской недвижимости
  • с доходов от продажи иностранцами недвижимости за пределами России
  • с других доходов, даже если они получены за пределами России

Если резиденты РФ продают свою зарубежную недвижимость, то доход от её продажи относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации (подпункт 5 пункта 3 статьи 208 Налогового кодекса РФ).

Этот доход подлежит налогообложению. Освобождение от взимания налога на доходы физических лиц, равно как и при продаже недвижимости на территории России, производится на основании, изложенном в пункте 17.1 статьи 217 Налогового Кодекса РФ.

Иными словами, для резидентов РФ налогообложение дохода и освобождение от него не зависят от места нахождения продаваемой недвижимости (Письмо ФНС России № ЕД-3-3/4062 от 09.11.2012 г.).

Законодательство иностранного государства может предусматривать налогообложение, уровень которого, возможно, будет достаточно существенным и требующим заблаговременного планирования.

Чтобы избежать двойного налогообложения, при уплате НДФЛ в России придётся проанализировать возможность зачёта налога, уплаченного за границей (cтатья 232 Налогового кодекса РФ).

Нерезиденты РФ

Налоговыми нерезидентами являются налогоплательщики, не соответствующие критерию резиденства РФ и не попадающие под перечисленные выше исключения.

Валютные резиденты

Существует ещё один обособленный статус налогоплательщиков подоходного налога (резидентов РФ) — валютные резиденты РФ.

Валютное резидентство определяется ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ( №173-ФЗ). По нему, валютными резидентами считаются граждане РФ, проживающие в иностранном государстве не менее 1 года и посещающие Россию хотя бы на 1 день раз в году.

При проживании за рубежом больше года платить российские налоги не потребуется, так как гражданин в этом случае не является налоговым резидентом РФ (за исключением, когда он работает за рубежом, но остаётся налоговым резидентом РФ, или когда он постоянно проживает там на основании вида на жительство).

Валютные резиденты РФ не могут проводить ряд операций, к примеру таких:

  • зачислить на иностранный счёт сумму от продажи любой (не только российской) недвижимости
  • получать на иностранные счета гранты

Как грант, так и доход от продажи недвижимости должны поступить в российский банк, а оттуда они могут быть переведены на заграничные счета. Штраф за нарушение этого требования может достигнуть размера, равного всей вложенной на зарубежный счёт суммы.

С 2018 года налоговый контроль за иностранными счетами российских граждан будет вестись в рамках Cоглашения об автоматическом обмене налоговой информацией между налоговыми органами разных стран (распоряжение Правительства РФ № 834-р от 30 апреля 2016 г.).

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_11921.htm

Как рассчитать налог с продажи земельного участка | Налог и доход

Нужно ли платить налог за продажу земельного участка, который в собственности с 1993 года?

Налог с продажи земельного участка зависит от срока, в течение которого вы владели им. Как рассчитать налог с продажи земельного участка, чтобы сумма налога была минимальной?

Если вы владели земельным участком более 3 лет, то платить ничего не придется. В налоговую отчитываться тоже не нужно.

Если земельный участок находился на правах собственности менее 3 лет, то при его продажи вы имеете право воспользоваться имущественным налоговым вычетом. При этом вы можете по желанию воспользоваться двумя видами вычетов:

— либо уменьшить облагаемый доход на величину понесенных расходов

— либо использовать имущественный вычет при продаже недвижимого имущества в сумме фактически полученного дохода, но не превышающего  1 000 000 руб.

Как определить срок в течение которого земельный участок вам принадлежал?

Земельный участок относится к недвижимому имуществу. А все сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации. Поэтому срок владения земельным участком отсчитывайте с момента государственной регистрации договора купли продажи.

А как рассчитать срок владения земельным участком, если через какое-то время к нему был присоединен еще один участок и в результате было зарегистрировано право собственности на новый объединенный участок. Как рассчитать налог с продажи земельного участка, если одной его частью гражданин владел более 3 лет, а другой – менее 3 лет?

Согласно письма Минфина РФ от № 03-04-05,7-75 от  26.01.12 г.  При объединении смежных участков и образуется единый земельный участок, а старые прекращают свое существование. Поэтому срок владения объединенным земельным участком определяется с даты регистрации последних изменений.

При определении имущественного вычета важно помнить, что если в размере имущественный вычет при продаже недвижимого имущества в размере 1 000 000 руб.

не использован в календарном году не полностью, то его остаток его на следующий од не переносится.

Однако, если в следующем году у вас будут сделки по продаже недвижимого имущества, вы снова сможете воспользоваться правом на  имущественный вычет в размере 1 000 000 руб.

Также важно обратить внимание на то, что имущественный вычет предоставляется суммарно на все объекты как движимого, так и недвижимого имущества. То есть если вы текущем году продавали еще какое-либо  имущество, то доход от продажи этого имущества суммируется и затем уменьшается на налоговый вычет.

Пример.

Гражданин Михайлов. А.С. в 2012 году продал земельный участок за 400 000 руб. , а также дачный домик,  расположенный на данном участке за  700 000 руб. Земельный участок и дачный дом находились у Михайлова в собственности менее 3 лет. Рассчитаем сумму налога при продаже имущества. Для этого рассчитаем общую сумму от продажи недвижимости: 400 000 руб. + 700 000 руб. = 1 100 000 руб.

Теперь рассчитаем налогооблагаемый доход: 1 100 000 – 1 000 000 = 100 000 руб.

Рассчитаем сумму налога с продажи недвижимого имущества: 100 000 руб. х 13% = 13 000 руб.

Для получения имущественного вычета в размере понесенных расходов на покупку земельного участка необязательно, чтобы они были произведены в денежной форме.

Расходы на приобретения земельного участка могут быть  осуществлены в виде натуральной оплатой другим имуществом (например, машиной), ценными бумагами, а также оплата может быть произведена векселем.

  При этом вексель должен быть приобретен по гражданско-правовому договору, а не выписан самим налогоплательщиком. Иначе такие расходы не могут быть приняты к вычету.

Кроме того, в расходы при продаже земельного участка может быть принято и другое недвижимое имущество, переданное по договору мены. Например,  в оплату за земельный участок передана комната в общежитии.

Имущественный вычет при продаже земельного участка предоставляется и в том случае, если оплата за него произведена за счет кредитных средств. Однако при этом кредит должен быть целевой.

При продаже нескольких объектов недвижимости наряду с имущественным вычетом в 1 000 000 руб, физическое лицо может воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере понесенных расходов.

  Это означает, что если в календарном году при продаже одного объекта  вы уже использовали право на вычет в размере 1 000 000 , то по другому объекту недвижимости у вас еще остается право воспользоваться вычетом в размере понесенных расходов.

С целью минимизации НДФЛ при продаже важно определить какой вычет применить к каждому объекту недвижимости.

Чтобы вам было понятнее: покажу это на примере:.

Гражданин Степанов В.Н. продал 2 земельных участка, находящихся у него в собственности менее 3 лет. Один участок он продал за 500 000 руб. (покупная стоимость   300 000 руб.), а другой продал за 1 000 000 руб. (покупная стоимость 900 000 руб.)

Вариант 1.

По первому объекту применим имущественный вычет в размере 1 000 000.  Максимальный размер вычета составит 500 000 руб., поскольку имущественный вычет недолжен превышать доход.

по второму объекту применим вычет в размере понесенных расходов. Облагаемый доход составит 1 000 000 – 900 000 = 100 000 руб. Сума НДФЛ – 1 000 000 х 13% = 13 000 руб.

Таким образом,  общая сумма налога при продаже земли составит 13 000 руб.

Вариант 2

По первому объекту используем вычет в размере понесенных расходов . Облагаемый доход составит 500 000 – 300  000 = 200 000 ру. Сумма НДФЛ 200 000 х 13 % = 26 000 руб

По второму объекту применим вычет в размере 1 000 000 руб. Облагаемый доход составит 1 000 000 – 1 000 000 = 0 руб.

Общая сумма НДФЛ будет 24 000 руб.

Нетрудно догадаться какой вариант будет выгоднее.  Теперь вам известны секреты того,  как рассчитать налог с продажи земельного участка чтобы сумма налога была минимальной.

ЖЕЛАЮ ВАМ СОЛИДНЫХ ДОХОДОВ И МАЛЮСЕНЬКИХ НАЛОГОВ!

Источник: http://itakprosto.ru/nalog-na-doxody-ndfl/imushhestvennyiy-vyichet/kak-rasschitat-nalog-s-prodazhi-zemelnogo-uchastka/

Сколько будем платить за дачу?

Нужно ли платить налог за продажу земельного участка, который в собственности с 1993 года?

Новый земельный налог на «шесть соток» оказался неприятным сюрпризом для многих россиян. Ведь раньше этот налог за них платили председатели кооперативов. В этом году многих дачников напугали тем, что годовая плата за их участки вырастет до немыслимых величин.

Главы кооперативов ссылаются кто на изменившийся Земельный кодекс, кто на местных губернаторов. «Известия» выяснили, что все на самом деле не так страшно. И сам налог не так уж велик, и бежать его платить без напоминания из налоговой инспекции тоже нет нужды.

Жалобы от дачников, недовольных повышением платы за землю, раздаются по всей России. Чаще всего люди жалуются: мол, земельный налог за небольшой участок поднялся до 10 тысяч рублей и более. На поверку оказывается: собирают эти деньги председатели дачных и гаражных кооперативов.

И поборы эти в большинстве случаев незаконны. Настоящие суммы налога не имеют ничего общего с теми, что выставляют своим подопечным дачные «начальники». В пятницу «Известия» приводят простой и понятный алгоритм, при помощи которого читатели могут узнать ставку налога для своего участка — будь то дача, гараж или жилой дом.

Кроме того, сегодня мы публикуем ответы Федеральной регистрационной службы на вопросы читателей по «дачной амнистии», которые поступили к нам по «Горячей линии».

Привычка у наших дачников вносить плату за землю через председателей кооперативов сформировалась давно. Это владельцам жилых домов всегда на дом присылали платежки с суммой налога. А дачники свою землю получали кто во что горазд.

Кто-то, конечно, покупал участок по всем правилам у старых хозяев. Но большинство заселили свои 6 соток по решению местных властей. Кто-то получил их от ближайшего колхоза, другие — от своего предприятия.

Какой документ обычно при этом получали? Или копию решения муниципалитета, или выписку из списка членов кооператива. Вот и получалось, что большинство дачников для государства не существовали. Вроде дачный поселок есть, а самих дачников нет.

Вот и платил председатель налог на дачную землю за все садовое товарищество. А деньги на это собирал с его членов. Кто-то побольше, кто-то по справедливости.

У многих дачников их участки не оформлены должным образом до сих пор. Собственно говоря, для них и придумали дачную амнистию. Но до тех пор пока у налоговой инспекции нет данных на ваш конкретный участок, за вас будет платить председатель. Так же платят за владельцев автомобильных боксов в гаражных кооперативах.

Но в этом году многие предприимчивые председатели подняли расценки за свои услуги «налогового агента». Вот только поддаваться на уговоры таких нечистоплотных руководителей не стоит. На самом деле налоги на землю никто не повышал и, по данным «Известий», повышать не собирается.

В этом году изменился лишь порядок его уплаты.

Действительно, начиная с 1 января 2006 года земельный налог в России исчисляется по новым правилам. До этого было непонятно, с какой стоимости уплачивать налог — с нормативной, как того требовал закон 1991 года «О плате за землю», рыночной или, как записано в Земельном кодексе, с кадастровой.

Принятые поправки в Налоговый кодекс положили конец всяким двусмысленностям с уплатой земельного налога, существовавшим раньше. Теперь налог на землю исчисляется исключительно исходя из ее кадастровой стоимости. Как того и требует статья 32 «Земельный налог» части 2 Налогового кодекса России.

Ставку земельного налога устанавливают законодательные собрания на уровне поселений. И в соответствии с тем же Налоговым кодексом она не должна превышать 0,3% от кадастровой стоимости земли.

Наоборот, чтобы облегчить налоговое бремя для граждан, местные власти вправе уменьшать ставку до 0,1% и ниже от кадастровой стоимости, предоставлять льготы пенсионерам, ветеранам и прочим льготным категориям землевладельцев.

Впрочем, и без всяких льгот налог не настолько велик, чтобы стать серьезным обременением для семейного бюджета.

Садово-огородная земля по кадастру в нашей стране стоит недорого. Так что суммы налога могут шокировать лишь самых небогатых дачников.

Самая высокая кадастровая стоимость дачной земли — в садовом товариществе «Нива», что расположилось в подмосковных Химках, сразу за кольцевой.

Там квадратный метр земли «стоит» по кадастру 957,87 рубля, а сотка соответственно больше 3 тысяч долларов. Но годовой налог даже с такой дорогой земли составляет всего 287,36 рубля с сотки.

Загородная земля, оформленная под индивидуально-жилищное строительство, стоит дороже. Но ненамного.

В подмосковных поселениях с численностью населения не более 10 тысяч человек, к которым приписана большая часть частных домов и коттеджных поселков, ее кадастровая стоимость не превышает 2160 рублей за кв. метр.

Да и то эта цифра справедлива лишь для самого престижного Рублево-Успенского направления. Стоимость квадратного метра под некоторыми частными домами в Москве и крупных городах Подмосковья может достигать 7389 рублей.

Налог для владельцев такой земли действительно высок — иногда доходит до 2 тысяч рублей с сотки. Но это скорее исключение, чем правило. Отъехав от столицы всего на пару десятков километров, вы не найдете земли, кадастровая стоимость которой превышала бы 200 рублей. Налог для таких соток вполне «божеский» — 60-70 рублей с сотки.

Как видим, ничего страшного. И самое главное, особо беспокоиться об уплате земельного налога собственникам зарегистрированных земельных участков не нужно. Предложения от председателей помочь с налогом тоже игнорируйте. Граждане должны сами уплачивать налог на принадлежащие им земельные участки.

Причем только тогда, когда об этом придет уведомление из налоговой инспекции. Там и сумма налога будет указана. За «неоформленных» дачников, конечно, по-прежнему платит правление кооператива. Хотите проконтролировать его работу или желаете заранее знать, какие расходы предстоят семейному бюджету по этой статье, — читайте нашу инструкцию.

Как рассчитать сумму земельного налога

Самое сложное из того, что для этого потребуется, — это узнать кадастровую стоимость принадлежащей вам земли. Сделать это можно двумя способами.

Во-первых, обратившись за справкой в районный отдел Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, имея при себе документ о праве собственности на землю и кадастровый план участка. Во-вторых, на сайте агентства.

Там в левом верхнем углу располагается ссылка на интерактивную кадастровую карту России. С ее помощью, последовательно сужая круг поиска, нужно найти свой земельный округ. После чего в нижней части экрана перейти по ссылке поиска конкретного участка.

Активизировав ее, попадаете на страничку, где надо ввести кадастровый номер своего земельного участка. В итоге получите информацию о категории принадлежащей вам земли, площади и кадастровой стоимости участка.

Если же вы не оформляли свой дачный участок в собственность, не проводили землеустроительные работы, а из всех правоустанавливающих документов на землю у вас лишь подписанная председателем садового товарищества справка, то вам поможет сводная таблица по правовым актам, принятым муниципалитетами всех субъектов федерации. По этим документам можно узнать стоимость земли в любом садовом товариществе и кооперативе страны.

Росрегистрация отвечает на самые сложные вопросы читателей о «дачной амнистии»

Татьяна Мартынова

«Известия» совместно с Росрегистрацией начинают акцию, цель которой — ответить на все «дачные» вопросы наших читателей. Вопросов уже накопилось немало.

Как работает упрощенный порядок оформления земли, дач и гаражей в собственность? Как владельцам загородной недвижимости воспользоваться своими правами? Какие документы для этого необходимы? Часто на местах даже сами чиновники не знают ответов на простые вопросы. Вооружившись «Известиями», вы сможете доказать чиновнику свою правоту.

Мы будем продолжать «горячую линию», поэтому ждем от вас новых вопросов. Сегодня советник Управления по обеспечению установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимость Росрегистрации Татьяна Мартынова отвечает на вопросы читателей «Известий».

вопрос: Уважаемые господа, сообщите, пожалуйста, какие документы нужны для сдачи в органы Росрегистрации для регистрации собственности на имеющийся на садовом участке дачный домик по новому закону о «дачной амнистии»? Правда ли, что владельцу больше не нужен технический паспорт на этот домик? Какой документ будет выдан Росрегистрацией после сдачи документов? Будет ли он действителен после истечения «дачной амнистии»? С уважением Жанна.

ответ: 1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ, положения которого направлены на упрощение процедуры государственной регистрации прав на отдельные объекты недвижимого имущества. Теперь для государственной регистрации права собственности надо представить в территориальные органы Росрегистрации в зависимости от места нахождения недвижимого имущества:

1. Заявление о государственной регистрации права собственности.

2. Документ об уплате государственной пошлины (подлинник и копия).

3. Документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя — документ, подтверждающий его полномочия, — нотариально удостоверенная доверенность (подлинник и копия).

4. Декларация установленной формы об объекте недвижимого имущества (в двух экземплярах).

5. Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект.

6. Кадастровый план земельного участка или заключение правления соответствующего некоммерческого объединения, или заключение органа местного самоуправления (в двух экземплярах).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Свидетельство о государственной регистрации прав будет действительно в том числе после окончания «дачной амнистии».

в: Имею садовый участок в садовом товариществе. Мной зарегистрировано право на этот земельный участок в размере 7 соток на основании свидетельства на право собственности на землю, выданного местной администрацией в 1993 году.

Фактически в ходе межевания землемер установил, что площадь земельного участка составляет 10 соток. Что касается излишка земли в размере 3 соток, то администрация района сочла его относящимся к муниципальной собственности, т.к.

этот излишек находится на границе между землей садоводческого товарищества и деревней. Мне было предложено на этот излишек оформить договор долгосрочной аренды.

Возможно ли в моем случае проведение государственной регистрации права собственности на фактически используемый земельный участок в размере 10 соток, если права на его часть уже зарегистрированы? С уважением В.Р. Бейлин.

о: К сожалению, ответить на ваш вопрос без дополнительного изучения документов не представляется возможным.

Напомню, Федеральный закон № 93-ФЗ предусматривает упрощенный порядок приватизации и регистрации права собственности на незарегистрированные объекты недвижимости. К числу таких объектов отнесены земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. 

В то же время Федеральный закон № 93-ФЗ определяет процедуру внесения изменений в записи Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

Уточненные данные о площади земельного участка и местоположении его границ вносятся на основании заявления правообладателя о внесении изменений в запись о праве, содержащуюся в ЕГРП, и кадастрового плана на земельный участок новой площади.

Такие действия возможны, если уточненная площадь земельного участка не превышает указанную в правоустанавливающем документе предельно допустимую норму. Она устанавливается органом исполнительной власти субъектов, на территории которых расположен земельный участок.

в: В 1997 году я приобрел дачу в дачном кооперативе. Общий размер участка 29 соток. 12 соток были ранее приватизированы бывшим хозяином дачи, остальные — числились в аренде. Причем жилой дом попал на участок в 12 соток, а нежилое помещение (большой каменный сарай) попало на 17 соток. В течение 9 лет я плачу налог на землю в 29 соток.

Договора аренды между мной и администрацией района после сделки купли-продажи я не заключал. Я бы хотел перевести (приватизировать (или возможен только выкуп?)) в свою собственность весь земельный участок дачи и получить разрешение на строительство нового жилого дома вместо старого и реконструкцию сарая под гостевой дом.

Как мне это сделать? С уважением Георгий.

Источник: https://iz.ru/news/318296

Проблемные вопросы приватизации земельных участков

Нужно ли платить налог за продажу земельного участка, который в собственности с 1993 года?

Андрей Сураев Руководитель направления «Юридическая практика»

Вопросы приватизации земельных участков охватывают огромный пласт проблем, в данной статье будут проанализированы вопросы приватизации земельных участков, в связи с преобразованием Государственных предприятий в форму Открытых акционерных обществ и льготного выкупа земельных участков для отдельных категорий юридических лиц.

Для многих предприятий преобразованных из Государственных предприятий в ходе приватизации в форму Открытого акционерного общества, актуален вопрос о том перешло ли право собственности на земельный участок в момент приватизации предприятия, если приватизация проводилась до вступления в силу Гражданского Кодекса Российской Федерации.

До вступления в силу Гражданского Кодекса Российской Федерации, вопросы приватизации предприятий регулировались статьей 2 Закона Российской Федерации от 03.07.91 г.

№ 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», которой установлено, что законодательство Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий состоит из законов Российской Федерации «О собственности в Российской Федерации», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», данного Закона и других регулирующих приватизацию законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, при этом приватизация земельного фонда регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Согласно Указа Президента РФ от 14.06.

1992 N 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» земельные участки приобретались на основании договора купли продажи при этом отказ в приеме и регистрации заявки на приобретение (продажу) земельного участка приватизированного предприятия в собственность от собственников приватизированных предприятий не допускался,

Порядком устанавливалось, что продавец не позднее месяца со дня регистрации заявки на приобретение в собственность земельного участка приватизированного предприятия продает его по цене, утвержденной в плане приватизации предприятия, и заключает в установленном порядке договор купли — продажи земельного участка с собственниками приватизированного предприятия.

Таким образом предполагалось, что земельные участки не могли вноситься в уставные капиталы Открытых акционерных обществ, образуемых в порядке приватизации Государственных предприятий и для приватизации земельного участка, находившегося в пользовании предприятия было необходимо заключить отдельный договор купли –продажи земельного участка.

Однако, до вступления в силу указанного порядка, не имелось запрета на внесение земельных участков в качестве вкладов, долей, прав в уставные капиталы юридических лиц, в связи с чем согласно пункта 11 указанного Порядка правомерность таких действий в случае возникновения спора оценивалась Советом народных депутатов. В связи с указанными обстоятельствами в случае передачи земельного участка в уставной капитал создаваемого при приватизации хозяйственного общества заключать договор купли-продажи заявителю не требовалось.

Таким образом, в случае если в план приватизации предприятия были включены земельные участки, стоимость которых в дальнейшем вошла в уставной капитал предприятия такие участки считаются перешедшими в собственность предприятия, проблемы возникают в части того как были включены данные земельные участки в акт оценки основных средств, входящий в план приватизации. В практике встречаются случаи, когда земельные участки включались в перечень приватизируемых объектов как «земляное полотно» или «асфальт».

По данному вопросу не имеется обширной судебной практики , однако имеются случаи, когда суды признают права собственников указанных земельных участков (Решение Арбитражного суда города Москвы № 1-256с от 28.

11.2012 г. по делу № А40-65778/12, Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда по делу А40-88709/13, решение Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2007 г. по делу N А40-19393/06-41-24 и др.

)

Для определения того был ли земельный участок включен в уставной капитал приватизированного предприятии следует учитывать размер выкупной стоимости таких земельных участков.

После выхода Указа Президента РФ № 631 от 14 июня 1992 г.

“Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности” и вплоть до принятия Указа № 1535 (об утверждении Основных Положений Государственной программы приватизации после 1 июля 1994 года) действовала норма, по которой земля выкупалась по цене, равной нормативной. При этом нормативная цена всегда определяется на день утверждения плана приватизации самого предприятия. ни днем раньше, ни днем позже.

На этом этапе нормативная цена земли устанавливалась как 50-кратный земельный налог, который был определен на тот момент Законом “О плате на землю” ( с изменениями и дополнениями).

Согласно этому закону, каждое предприятие обязано было, и на сегодняшний день продолжает быть обязанным, платить два раза в год земельный налог, и эта цифра для каждого предприятия известна. Таким образом, до 26 июля 1994 года действовала указанная норма.

Выкупная цена участка была равна нормативной цене земли и равна земельному налогу на 1993 год, умноженному в 50 раз.

После выхода Указа № 1535 была установлена другая норма в отношении стоимости выкупаемого предприятием земельного участка.

Было определено , что местная администрация вправе устанавливать размер выкупной цены земельного участка в пределах от одной до трех величин нормативной цены.

Если администрация не принимала в течении установленного срока (1 месяц) решения о повышении выкупной цены земли, то ее цена оставалась прежней, то есть равной нормативной.

Таким образом, получалось что цена земельного участка иногда была больше всей стоимости активов приватизируемого предприятии в связи с чем, большинство предприятий приватизировалось без предоставления земельных участков на праве собственности, такие участки, как правило, предоставлялись в пользование предприятия на праве аренды.

В связи с чем, для определения того вошел ли земельный участок в уставной капитал предприятия при приватизации необходимо установить размер нормативной цены земельного участка и соотнести ее с размером уставного капитала предприятия. В случае если разница равна размеру нормативной цены земельного участка, земельный участок вошел в состав уставного капитала предприятия и предприятие является собственником такого земельного участка.

Однако в случае если земельный участок не переходил в собственность предприятия, это не означает, что выкупная цена земельного участка будет составлять 100 % от его кадастровой стоимости. В некоторых случаях остаются возможности по приобретению земельных участков по льготной ставке.

Так для некоторых землепользователей, обладающих земельным участком на праве аренды имеется возможность льготного выкупа земельного участка. Согласно статьи 2 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» 1. До 1 июля 2012 г.

продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками имели право льготного выкупа таких земельных участков за двадцать процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек или за два с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

В связи вышеизложенным в случае если юридические лица — собственники зданий строений , расположенных на земельном участке предоставленным указанным лицам на праве постоянного бессрочного пользования не осуществили выкуп указанных земельных участков или не переоформили право постоянного бессрочного пользования на право аренды, указанные юридические лица потеряли право льготного выкупа таких земельных участков.

Однако многие собственники зданий строений , расположенных на земельном участке предоставленным указанным лицам на праве постоянного бессрочного пользования, переоформившие право постоянного бессрочного пользования на право аренды не подозревают, что право льготного выкупа таких земельных участков у них сохраняется и после 1 июля 2012 г.

Согласно п. 2.2 статьи 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков — до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (данная статья определяет порядок льготного выкупа земельных участков), в случаях, если:

в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;

такие земельные участки образованы из вышеуказанных земельных участков.

Таким образом в случае если с 10.11.2001 г. по 1 июля 2012 г.

земельные участки находящееся в постоянном бессрочном пользовании были переоформлены на право аренды, арендатор, указанных земельных участков имеет право выкупа таких участков по льготной ставке, определенной статьей 2 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ .

При этом следует иметь ввиду , что в случае если земельный участок после оформления права аренды был в дальнейшем разделен, землепользователи разделенных участков будут иметь право льготного выкупа таких земельных участков.

Следует иметь ввиду, что в случае осуществления льготного выкупа земельных участков , у собственника возникнут некоторые ограничения. Согласно пункта 3. ст. 2 Закона о введении в действие ЗК РФ предусмотрено следующее:

— в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке;

— запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета;

— размер платы за снятие такого запрета не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка;

— установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.

Например в Москве действует следующий порядок снятия запрета на строительство. Согласно статье 7 Закона г. Москвы от 19.12.

2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» Решением Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам объектов капитального строительства или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования (субъектов права льготного выкупа), устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке..

Снятие запрета на строительство, осуществляется Правительством Москвы (уполномоченным им органом – Департаментом городского имущества), принявшим решение о передаче соответствующего земельного участка в собственность, по заявлению собственника земельного участка и при условии оплаты им 80 процентов от кадастровой стоимости такого участка, действующей на момент снятия запрета на строительство.

Таким образом в случае приобретения права собственности на земельный участок на условиях льготного выкупа, собственников таких земельных участков ожидают серьезные затраты в случае необходимости застройки земельного участка, в связи с тем что Согласно п. 3.

9 Административного регламента Департамента городского имущества города Москвы о предоставлении государственной услуги города Москвы «Выдача Распоряжения о снятии запрета на строительство» (Приложение 14 к постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 г.

N 199-ПП) установлено, что Должностное лицо при подтверждении права заявителя на получение государственной услуги подготавливает проект распоряжения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования согласно полученного ГПЗУ, обеспечивает подписание распоряжения уполномоченным должностным лицом Департамента и направление в установленном порядке документов для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, при этом размер кадастровой стоимости земельного участка будет рассчитывается исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу , в котором расположен земельный участок исходя из вида его разрешенного использования. Как правило итоговая величина такой доплаты будет составлять весьма внушительную сумму и становиться значительным обременением для собственника.

Таким образом льготный выкуп земельных участков является наиболее оптимальным решением, если земельный участок будет использоваться для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений, но не для нового строительства.

Бюллетень «Rway», от октября 2014 г.

Источник: https://www.srgroup.ru/mass-media/experts-say-srg/problematic-issues-of-land-privatization/

Всё о кредитах
Добавить комментарий