Нужно ли подавать декларацию в данном случае и возможные последствия?

Присоединение юридических лиц: порядок подачи налоговой декларации*

Нужно ли подавать декларацию в данном случае и возможные последствия?

В процессе реорганизации в форме присоединения у участников указанной процедуры подчас возникают трудности, сопряженные с подачей налоговой декларации.

Выработка позиции по исполнению налоговых обязательств важна для каждого из участников реорганизации, так как она, если и не позволит избежать спора с налоговым органом, то обеспечит уверенность при рассмотрении дела в суде.

Действительно, действующее законодательство о налогах и сборах не дает четких ответов, в частности, на вопросы, каким образом определить налоговые обязательства за последний налоговый период, кто из участвующих в реорганизации лиц будет их определять, в какой момент должны быть поданы декларации присоединяемого лица за последний налоговый период, кто должен подавать указанные декларации и др.

Определение понятия «реорганизация» в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует, поэтому на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ следует обратиться к нормам гражданского законодательства.

Гражданский кодекс Российской Федерации также не дает определения понятия «реорганизация юридического лица», но перечисляет возможные формы реорганизации и указывает на сущностный признак реорганизации — универсальная преемственность в правах и обязанностях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица на основании передаточного акта.

Определение последнего налогового периода для реорганизуемой организации

Статья 55 НК РФ предусматривает порядок определения последнего налогового периода для реорганизуемой организации.

В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 55 НК РФ, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

В то же время в абзаце 4 пункта 3 статьи 55 НК РФ указано, что предусмотренные настоящим пунктом правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Таким образом, из буквального толкования абзацев 1 и 4 пункта 3 статьи 55 НК РФ следует, что понятие «последний налоговый период» подлежит применению исключительно в отношении присоединяемой организации. Следует обратить внимание на то, что имеется в виду именно последний налоговый период, а не отчетный период.

Применительно к присоединяемой организации в отношении налогов, по которым налоговым периодом является календарный год, необходимо применять порядок определения последнего налогового периода, предусмотренный статьей 55 НК РФ.

В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 55 НК РФ окончание последнего налогового периода присоединяемой организации определяется датой завершения присоединения, то есть датой внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности присоединенного лица.

Следует учесть, что сама присоединяемая организация не имеет возможности определить дату окончания последнего налогового периода. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) регистрирующему органу предоставлено право внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности присоединенного лица в период времени, равный пяти рабочим дням.

Фактически присоединяемая организация на момент подачи заявления о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (далее — заявление о присоединении) не может точно определить указанную дату.

Более того, даже если бы у нее имелась возможность определить указанную дату, возможность определить налоговую базу и исчислить налог за указанный период у нее все-таки отсутствовала бы, так как на момент возникновения необходимости определения налоговой базы в ЕГРЮЛ уже будет внесена запись о прекращении ее деятельности.

Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик или его представитель своей подписью подтверждает достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.

В рассматриваемом же случае, представляя декларацию в налоговый орган одновременно с подачей заявления о присоединении, налогоплательщик может подтвердить достоверность и полноту сведений, основанных на деятельности, осуществляемой непосредственно до подачи заявления о присоединении.

При этом налогоплательщик не имеет возможности определить налоговую базу в период с даты подачи заявления о присоединении до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении его деятельности, так как порядок определения налоговой базы за налоговый период ретроспективен.

Налоговая база не может быть исчислена на основании предположительной информации и, следовательно, определяется только по окончании налогового периода.

Поэтому последней датой, на которую налогоплательщик может определить налоговую базу и, соответственно, исчислить сумму налога, является день подачи заявления о присоединении в регистрирующий орган, а не день завершения реорганизации в форме присоединения.

Вместе с тем в случае реорганизации имеется реальная возможность исчислить налоговую базу по окончании последнего налогового периода, который определяется датой внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного лица, но определять такую базу уже будет правопреемник налогоплательщика. Действительно, на тот момент, когда лицо будет присоединено к своему правопреемнику, последнему будет достоверно известно о дате окончания последнего налогового периода правопредшественника. Следовательно, именно у него будет возможность определить налоговую базу по итогам последнего налогового периода и исчислить налог. То есть именно правопреемник может обеспечить своими действиями точное исполнение нормы пункта 3 статьи 55 НК РФ.

Правовые последствия окончания последнего налогового периода присоединенного юридического лица

В пункте 1 статьи 55 НК РФ изложены правовые последствия окончания последнего налогового периода присоединенного юридического лица. Следует учесть, что указанные правовые последствия будут иметь отношение к правопреемнику присоединенного лица, которое на дату окончания последнего налогового периода прекратит свое самостоятельное существование.

Из содержания пункта 1 статьи 55 НК РФ можно выделить два правовых последствия: обязанность правопреемника определить налоговую базу по соответствующему налогу (в данном случае по налогу на прибыль) и исчислить сумму налога, подлежащую уплате.

Данная норма не содержит прямого указания на наличие у правопреемника обязанности по представлению декларации по налогу на прибыль за правопредшественника. В то же время обязанность по определению налоговой базы и исчислению налога, установленная пунктом 1 статьи 55 НК РФ, не может быть абстрактной.

Более того, сама сущность налоговых правоотношений как отношений публично-правовых, то есть основанных на наличии у одного субъекта правоотношения властных полномочий по отношению к другому, предполагает возможность контроля со стороны налоговых органов за действиями налогоплательщика.

Вместе с тем представляется сомнительным исполнение обязанности по определению налоговой базы и исчислению налога при отсутствии обязанности по представлению декларации.

Действительно, если предположить, что обязанность по представлению декларации отсутствует, то, во-первых, непонятно, каким образом и на основании чего должны быть определены  налоговая база и суммы налога, и, во-вторых, при отсутствии материального носителя, отражающего исполнение налогоплательщиком указанных обязанностей, невозможна реализация налоговым органом контрольных полномочий за исполнением налогоплательщиком указанных обязанностей. Единственным документом, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, на основании которого может быть исчислены налоговая база и суммы налога, подлежащего уплате, является налоговая декларация.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Следовательно, определение налоговой базы и исчисление налога на прибыль правопреемником должно осуществляться на основании соответствующей декларации.

Процедура реорганизации, исходя из норм Налогового кодекса РФ, никоим образом не влияет на сроки представления деклараций в налоговый орган, даже в том случае, если эта декларация составлена по итогам последнего налогового периода присоединенной организации.

У минфина россии нет четкой позиции

Источник: http://nalogoved.ru/art/1527.html

Как рассчитывается налоговая декларация 3-НДФЛ

Нужно ли подавать декларацию в данном случае и возможные последствия?

Дабы лишний раз не встречаться с сотрудниками налоговой службы, необходимо до 30 апреля 2014 года представить налоговую декларацию на доходы, которые были получены за 2013 год, но по каким-либо причинам не попали под внимание налоговиков. В данном материале речь пойдет о тех доходах, налоговая декларация на которые должна в обязательном порядке лежать на столе сотрудника налоговой службы.    

3-НДФЛ

Для начала определимся с тем, что же представляет собой налоговая декларация. Каждый гражданин (физическое лицо) обязан отчитываться по налогам со своих доходов.

В качестве документа, подтверждающего факт представления сведений о своих доходах, выступает налоговая декларация 3-НДФЛ, которая заполняется в соответствии с установленной формой.

Кроме того, данная декларация также подается в тех случаях, когда изъявляется желание получить налоговый вычет, к примеру, с покупки квартиры.

Другими словами, налоговая декларация подается в двух случаях:

  1. Если в течение года был получен доход, с которого не производились налоговые отчисления.
  2. Если имеется желание получить имущественный или социальный налоговые вычеты.

Важно знать. Налог на доходы физических лиц уплачивается со всех видов доходов, которые были получены за календарный год. Самыми распространенными доходами являются: зарплата, премиальные выплаты, продажа имущества, выигрыши и подарки. Если Вы владеете движимым или недвижимым имуществом более трех лет, то при его продаже подавать налоговую декларацию (3-НДФЛ) нет необходимости.

Уплата налога с дохода является обязательным действием, но получение имущественного или социального налоговых вычетов – дело добровольное.

То есть, при покупке или продаже имущества можно не опасаться, что к Вам явятся судебные приставы и насильно заставят взять у них деньги, принадлежащие Вам в качестве имущественного налогового вычета.

Однако если Вы не заплатили обязательный налог, увидеть на своем пороге судебных приставов — вопрос времени.

Кроме декларации 3-НДФЛ потребуется представить еще ряд документов. Так, для того чтобы подтвердить свои доходы необходима справка по форме 2-НДФЛ, выдача которой осуществляется работодателем по требованию работника. Кроме того, в справке 2-НДФЛ содержится информация о размере доходов, вычетах и размере налога, удержанном работодателем – данные, необходимые для заполнения декларации 3-НДФЛ.

В некоторых случаях сотрудниками налоговой службы могут быть затребованы справки 2-НДФЛ тех работодателей, которые осуществляли выплаты средств налогоплательщику в течение года.

В каких случаях необходимо подавать декларацию

Для физических лиц установлены следующие ситуации, при которых следует подавать налоговую декларацию:

  • при получении дохода, с которого работодателем (налоговым агентом) не производились налоговые отчисления (13%);
  • при получении вознаграждения от тех лиц, которые не являются налоговыми агентами;
  • при получении дохода от продажи имущества, которое находится в собственности менее 3-х лет;
  • при получении дохода, который был получен от физических или юридических лиц, находящихся заграницей;
  • при получении дохода от лотерейных и иных выигрышей (игровые автоматы, тотализаторы);
  • при желании вернуть ранее уплаченный налог (имущественный или социальный налоговые вычеты).

Те ситуации, когда подача налоговой декларации необходима, проще рассмотреть на простых (бытовых) примерах.

Самым скрываем доходом в России, считается доход, полученный от сдачи жилья в аренду. В последнее время налоговыми органами предпринимаются решительные шаги для исправления данной ситуации, поэтому лучше не пытать удачу и заплатить подоходный налог, если, конечно же, Вы являетесь арендодателем.

Далее рейтинг сокрытия доходов «подхватывают» продажи автотранспортных средств. При продаже автомобиля, который находился во владении менее трех лет, придется заплатить подоходный налог. В данном случае, подав налоговую декларацию, Вы не только заплатите обязательный налог, но и сможете рассчитывать на получение налогового вычета.

Если транспортное средство находилось во владении более трех лет, то подавать декларацию нет необходимости – действует то же правило что и на продажу недвижимого имущества. Если транспортное средство было получено в качестве подарка, то подавать декларацию необходимо, кроме тех случаев, когда подарок сделал близкий родственник.

Ставки НДФЛ

Самая распространенная ставка НДФЛ составляет 13% — ставка, которая удерживается с работника его работодателем, являющимся в данном случае налоговым агентом.

Аналогичная ставка (13%) удерживается с продавца квартиры или иного имущества, если владение им не превышает трех лет.

Если налог с заработной платы удерживается работодателем, то в случае с продажей имущества подавать декларацию придется самостоятельно.  

Но в России действует целый ряд других ставок. Так, если Вы имеете доход с дивидендов, являясь обладателем доли в какой-либо организации (долевое участие), то налоговая ставка составит 9%.

Самая большая налоговая ставка установлена для выигрышей и призов – 35%, которые придется уплатить, если стоимость выигрыша или приза превысит сумму в 4 000 рублей.    

Срок подачи декларации

Если имеется доход, с которого не были произведены налоговые отчисления, то необходимо подать декларацию в налоговую инспекцию по месту, где была осуществлена постановка на налоговый учет. Срок подачи декларации не должен превышать даты 30 апреля, следующего за годом получения дохода.

Штрафные санкции по отношению к неплательщикам довольно строгие. Так, минимальный размер штрафа составляет 1 000 рублей, максимальный размер штрафа не может превышать 30% от суммы, с которой берется налог.

Рассчитать полный размер «причитающихся» штрафов дело не сложное. К примеру, если Вы не смогли представить декларацию до 30 апреля, то возможных вариантов развития событий будет два:

Важно знать. Для того чтобы получить имущественный налоговый вычет с продажи квартиры, то представить налоговую декларацию необходимо строго до 30 апреля. В противном случае получить вычет с продажи будет невозможно, а вот налог уплатить придется, да, еще и со штрафом за просрочку.

Узнать о правилах заполнения формы 3-НДФЛ можно на официальном сайте ФНС

Источник: http://fingramota.org/lichnye-finansy/nalogi/item/339-nalogovaya-deklaratsiya-3-ndfl

Когда «забыли»/поспешили подать декларацию

Нужно ли подавать декларацию в данном случае и возможные последствия?

Декларацию не представили

Первая,более частая и проблемная, ситуация.

После 10 мая с. г. предприятием обнаружена ошибка, относящаяся к 2015 году, вследствие которой размер годового дохода за 2015 год, в отличие от задекларированного, оказался больше 20 млн грн.

А этот размер дохода (20 «лимонов») является своего рода индикатором для целей определения отчетного периода по налогу на прибыль.

Потому, пребывая в уверенности, что доходы за прош­лый год эту отметку не превысили, предприятие декларацию за 1 квартал не представило.

Тут мы сразу оговоримся, что ведем речь об ошибке в декларации по налогу на прибыль за 2015 год, «берущей корни» из бухгалтерского учета*.

Напомним, что согласно п. 137.

5 НКУгодовой налоговый период для целей налога на прибыль (помимо вновь созданных плательщиков и сельхозпроизводителей) устанавливается для плательщиков, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по показаниям Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе), за предыдущий годовой отчетный (налоговый) период не превышает 20 млн грн. Там же указано, что в годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по показаниям Отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе), включаются доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прочие операционные доходы, финансовые доходы и прочие доходы. То есть речь идет о сумме строк 2000, 2120, 2200, 2220 и 2240 этого Отчета** и, соответственно — той сумме, которая отражается по строке 01 годовой декларации по налогу на прибыль.

Сначала попробуем разобраться с таким вопросом: можно ли утверждать, что выявление ошибки, относящейся к периоду прошлого года и влекущей увеличение суммы дохода, которая стала превышать упомянутые 20 млн грн.

, автоматически «выталкивает» плательщика из годового налогового периода в более мелкие («нарастающие») — определенные в п. 137.

4 НКУ? То есть — что такая «доходная» ошибка фактически повлекла за собой неправильное определение отчетного периода по налогу на прибыль на 2016 год и, как следствие, незаконноенепредставление декларации по этому налогу за І квартал 2016 года. А возможно — также и недоплату налога за этот период — если у плательщика «вырисовался» объект обложения по итогам І квартала.

Кроме того, она делает нелегитимным и неприменение налоговых разниц при формировании показателей декларации за 2015 год

По нашему мнению, выявление такой ошибки влечет за собой упомянутые негативные последствия. ☹

Ведь если из документов следует, что ошибка относится к прошлому году, то такие прошлогодние доходы никак уже не сделаешь доходами текущего года

Этот тезис основывается на алгоритмах исправления ошибок, изложенных в П(С)БУ 6 и МСФО 8. Дело в том, что исправление подобной ошибки, каким бы путем оно согласно действующим бух­учетным нормативам ни производилось, все равно затронет прошло­годние бухучетные показатели*. И, естественно — показатель годового дохода-2015.

И даже в ситуации, когда плательщик, несмотря на требования фискалов, исправление в бухучете таких ошибок произведет без представления уточненной финотчетности за 2015 год (т. е.

показатели ранее представленного налоговикам вместе с декларацией за 2015 год Отчета о финансовых результатах не будут изменены/заменены) — у него все равно не будет оснований считать, что размер прошлогоднего дохода остался прежним, и на этом, чисто формальном, основании ему можно не применять п. 137.4 НКУ.

То есть, по нашему мнению, в данной ситуации у плательщика возникает обязанность (согласно упомянутому п. 137.4 НКУ) представлять декларации по налогу на прибыль за І квартал 2016 года и — за последующие внутригодовые периоды.

Итак, мы считаем, что в данном случае декларация за I квартал с. г. была не представлена в налоговые органы безосновательно. Кроме того, такое нарушение, возможно, повлекло за собой также и неуплату налога на прибыль по итогам этого периода.

Что же грозит за это плательщику?

В первую очередь — штраф в размере 170 грн. согласно п. 120.1 НКУ за несвоевременное представление декларации.

Кроме того, не исключаются и админштрафы — на виновных в несвоевременной подаче должностных лиц согласно ст. 1631 КУоАП (85 — 170 грн.). И хотя админштрафование по этой статье за упомянутое нарушение нам представляется не очень корректным, но фискалы зачастую не брезгуют в подобных ситуациях и админштрафами.

А в случае наличия у плательщика объекта обложения налогом на прибыль за І квартал вероятны и штрафы за несвоевременную уплату налога с этого объекта по ст. 126 НКУ (а возможно, и пени — по ст. 129 НКУ).

Поэтому в такой ситуации желательно было успеть уплатить налог до истечения предельного срока его уплаты — т. е. не позднее 20 мая с. г., тогда штраф по ст. 126 НКУ (и пеню) фискалы применять не должны (см.

об этом, например, в письме Межрегионального ГУ ГФС от 21.10.2015 г. № 23377/10/28-10-06-11). Если же налог вовремя уплатить не успели, то, помимо упомянутого штрафа в 170 грн., фискалы вам наверняка «вкатают» еще и штраф по ст.

126 НКУ — 10 % или 20 % (в зависимости от количества дней просрочки) от суммы несвоевременно уплаченного налога.

В определенной ситуации возможен 25 %-й штраф согласно п. 123.1 НКУ — если налоговики успеют сами выявить такую ошибку — до того, как плательщик представит с опозданием декларацию за 1 квартал, и сделают доначисление по акту**.

Подробнее о штрафных последствиях за непредставление деклараций (расчетов) читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 27, с. 7.

Какие же действия в нашей ситуации стоит предпринять плательщику? Сначала ему необходимо провести соответствующие исправления в бухгалтерском и в налоговом учете за 2015 год. Причем, придется уже пересчитать объект обложения с применением налоговых разниц!

Заметим, что подобные ошибки могут как повлиять на объект обложения налогом на прибыль за 2015 год, так и не повлиять.

Но даже если такие ошибки не повлияли на «объект-2015», плательщик все равно должен фискалам представитьуточненную декларацию по налогу на прибыль за 2015 год, в которой будет указана уже правильная сумма дохода (и иных показателей декларации и приложений).

Если же такие ошибки повлияли на «объект-2015» и привели к недоплате налога на прибыль за 2015 год, то до подачи «уточненки» нужно будет уплатить сумму недоплаты*** (и, возможно, пеню, если недоплата возникла более 90 дней назад).

Кроме этой уточненной декларацией за 2015 год плательщиком должна представляться также декларация за І квартал 2016 года (и далее — за полугодие, 9 месяцев и весь 2016 год) и тоже с применением налоговых разниц при расчете объекта обложения

Если декларация за І квартал выйдет не убыточная, то лучше предварительно уплатить налог, чтоб уйти от штрафа по ст. 126 НКУ* (или получить по меньшему — в размере 10 %).

Если же к недоплатам по налогу (ни за 2015 год, ни за І квартал 2016 года) такие ошибки не привели, то можно с представлением «уточненки» за 2015 год и декларации за І квартал 2016 года особо не торопиться — чтоб уплатить санкцию по п. 120.1 НКУ и возможные админштрафы как можно позже. То есть при «нулях» или убытках вполне можно потянуть с представлением этих двух деклараций до даты представления декларации за І полугодие-2016.

Декларацию за І квартал представили ошибочно

Эта, вторая, ситуация — более занятная.

В этом случае в результате выявленной ошибки оказалось, что доход за прошлый год был «ниже плинтуса», то есть — 20 млн грн. И что декларацию за І квартал 2016 представлять не следовало.

Обращаем ваше внимание, что нормы пунктов 137.4 и 137.5 НКУ являются обязательными к исполнению и не допускают добровольности их применения.

То есть при выявлении ошибочного завышения дохода за 2015 год становится очевидным, что плательщик обязан был применять норму п. 137.

5 НКУ, устанавливающую для него годовой отчетный период по налогу на прибыль. Из этого и исходим далее в своих рассуждениях.

Поэтому в данной ситуации формально плательщик обязан при выявлении упомянутой «анти-доходной» ошибки, во-первых, представить уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2015 год, соответствующим образом откорректировав в ней показатель годового дохода (а возможно, и ряд других показателей декларации и приложений к ней). А, во-вторых, учитывая тот факт, что представление декларации за І квартал 2016 года также является ошибочным, плательщик должен письменно известить об этом фискалов. Одновременно этим же письмом плательщику стоит уведомить фискалов об отзыведекларации за І квартал сего года (ссылаясь на упомянутый выше п. 137.5 НКУ, который «квартальности» не допускает) и потребовать от них сторнирования начислений, проведенных согласно показателям этой ошибочной декларации в лицевом счете плательщика отделом учета налогового органа, в котором он стоит на учете.

При этом показатели уточненной декларации за 2015 год уже можно пересчитать без применения налоговых разниц, сделав об этом соответствующую отметку в уточненной декларации.

Если в связи выявленными ошибками у плательщика возникла переплата по налогу на прибыль за 2015 год и/или за 1 квартал 2016 года, плательщик согласно ст.

43 НКУ имеет право затребовать либо ее возврата на текущий счет, либо зачета такой суммы в счет уплаты платежей по иным налогам и сборам — подав своим фискалам соответствующее заявление (что предусмотрено п.

43.3 упомянутой статьи).

Однако, учитывая тот факт, что механизм отзыва «излишне поданной» декларации четко не прописан, здесь можно на практике столкнуться с различными «художествами» местных фискалов

Например, они могут, пеняя на отсутствие механизма, отказаться исправлять вашу ошибку и сторнировать начисления налога за І квартал**. Более того, они, скорее всего, потребуют от вас и далее продолжать отчитываться согласно п. 137.4 НКУ, то есть — продолжать представлять декларации за следующие внутригодовые периоды 2016 года (полугодие и 9 месяцев). Ведь так бюджету выгоднее…

Это, на наш взгляд, совершенно незаконно и противоречит нормам НКУ — и особенно после того, как они примут вашу уточняющую декларацию за 2015 год, где годовой доход будет «передекларирован на меньше» 20 млн грн.

В такой ситуации вам придется либо прогнуться перед фискалами и продолжать «с их подачи» нарушать закон, авансируя бюджет налогом за «левые» периоды, либо — обращаться в суд с требованием принудить фискалов выполнять нормы НКУ.

Если же вы не желаете ссориться с налоговиками, продолжайте и дальше отчитываться за внутригодовые периоды. Но при этом, хоть вы и представили им уточненную декларацию за 2015 год, подтверждающую ваше право на годовой отчетный период по налогу на прибыль в 2016 году, и подали им письмо об отзыве декларации и сторнировании начислений по итогам 1 квартала с. г.

, но в декларациях за полугодие и 9 месяцев все равно лучше указывать правильный объект обложения. Но, естественно — не применяя при его расчете налоговые разницы (если вы об этом сделали отметку в уточненной декларации-2015).

Если же вдруг затем фискалы вам сделают доначисления за эти «псевдоналоговые» периоды, то защититься можно разве что утверждением, что декларации за эти периоды законного статуса не имеют.

Ну а в годовой декларации по итогам 2016 года все однозначно должно быть правильно. Кстати, в консультации в «Вестнике Министерства доходов и сборов Украины», 2013, № 34, на с.

78 налоговики, отвечая вопрос по достаточно схожей ситуации — когда вследствие исправления ошибки оказалось, что плательщик не был обязан представлять декларацию за 1 квартал отчетного года, не потребовали от него в дальнейшем представления внутригодовых деклараций за следующие периоды (полугодие и 9 месяцев). И хотя с тех пор в налоговом учете по налогу на прибыль многое изменилось, тем не менее, аналогию с тогдашней ситуацией считаем вполне уместной. То есть ошибки в налоговом учете всегда должны исправляться, а не тянуть за собой другие ошибки…

И еще — финансовых санкций за излишнюю подачу налоговой декларации НКУ не предусматривает, однако фискалы вполне могут и здесь попытаться впаять должностным лицам традиционный админ­штраф по ст. 1631 КУоАП за нарушение правил ведения налогового учета.

В общем, плательщик… ой, простите, оговорился, фискал всегда прав…

выводы

  • Если вследствие обнаруженной ошибки доход за 2015 год стал больше 20 млн грн., плательщик должен будет, кроме уточненной декларации за 2015 год, представить декларацию за І квартал 2016 года (и далее — за все внутригодовые периоды 2016 года).
  • Уточняющую декларацию за 2015 год (и за следующие отчетные периоды) придется заполнять с применением налоговых разниц.
  • За несвоевременную неподачу декларации за І квартал плательщику грозит штраф в размере 170 грн. (а возможно, и админштраф — 85–170 грн.). Если в такой декларации был объект обложения, то еще возможны санкции за несвоевременную его уплату (10 %/20 % и пеня).
  • Если вследствие обнаруженной ошибки доход за 2015 год стал меньше 20 млн грн., то плательщик подает «уточнёнку» за 2015 год, которую можно заполнить уже без применения налоговых разниц, и письменно требует от фискалов отзыва ошибочно поданной декларации за І квартал 2016 года. А дальше — по обстоятельствам…

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2016/may/issue-42/article-18146.html

Стоит ли подавать «уточненку» во время проверки

Нужно ли подавать декларацию в данном случае и возможные последствия?

25 апреля 2019 года

НК РФ не запрещает подать уточненную декларацию в любое время. Сделать это можно и во время проверки — как камеральной, так и выездной. Однако в зависимости от того, когда вы представите «уточненку», последствия могут быть разными. Иногда этого делать вовсе не стоит. Поэтому нужно заранее все предусмотреть.

Когда нужно подать «уточненку»

Представить уточненную декларацию налогоплательщик обязан, если в предыдущей декларации была допущена ошибка либо не отражены сведения, которые привели к занижению суммы налога. В этом случае в «уточненке» нужно указать не только скорректированные и не отраженные показатели, но и те, которые не изменились.

Во всех остальных случаях подача уточненной декларации — это право, а не обязанность налогоплательщика. Решение он принимает самостоятельно.

Так, можно не подавать «уточненку», например, когда:

  • в декларации по НДС зарегистрирован счет-фактура продавца без указания ИНН и КПП;
  • в расчете по страховым взносам отражены сведения о выплатах в пользу незастрахованных лиц.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, которая представлена по установленной форме (установленному формату).

Как будут проверять «уточненку»

Каждую уточненную декларацию налоговики проверят индивидуально, исходя из внесенных в нее изменений. Проверка будет направлена на то, чтобы выяснить причины и обстоятельства изменений.

Инспекторы проверят не только то, как и почему изменился итоговый показатель декларации, но и изучат изменения иных показателей, формирующих налоговую базу и влияющих на итоговую сумму налога по декларации.

Таким образом, могут быть проверены все показатели, в том числе те, которые не изменились.

Обратите внимание, что НК РФ не ограничивает проведение камеральной налоговой проверки в отношении уточненной налоговой декларации, в том числе и представленной по истечении трехлетнего срока.

Какие ожидать последствия после представления «уточненки»

В зависимости от момента представления уточненной декларации и иных обстоятельств порядок действий налогового органа будет различаться. Рассмотрим возможные варианты.

1. «Уточненка» представлена в ходе выездной проверки

Если уточненная декларация представлена по тому налогу и за тот период, по которому проводится выездная проверка, проверять ее будут в рамках выездной проверки. Исключение составляют декларации по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза). Такие декларации налоговики проверят камерально.

Налогоплательщик может подать уточненную декларацию незадолго до окончания выездной проверки. Если временные ограничения не позволят проверяющим провести мероприятия налогового контроля по уточненным обязательствам, это отразят в акте выездной проверки. Декларацию проверит камеральный отдел.

2. «Уточненка» представлена в ходе камеральной проверки предыдущей декларации

В этом случае проверка ранее поданной декларации завершится, и начнется новая камеральная проверка «уточненки». Данное правило распространяется на все декларации, в том числе на те, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза).

Это означает, что налоговики должны будут завершить новую камеральную проверку в течение двух месяцев после представления «уточненки». Следовательно, и решение о возмещении суммы налога (акциза) налоговый орган примет на два месяца позже.

3. «Уточненка» представлена после окончания камеральной проверки предыдущей декларации, но до составления или вручения акта проверки

В такой ситуации налоговики вправе не составлять акт камеральной проверки по первичной декларации либо не вручать его. На основе уточненной декларации проверяющие проведут новую камеральную проверку. Данное правило распространяется на все декларации, за исключением деклараций по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза).

Если в «уточненке» по НДС будет уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то возместят сумму налога, в отношении которой у проверяющих отсутствуют претензии с учетом заявленного уменьшения в уточненной декларации. В аналогичном порядке налоговики решат вопросы возмещения налога при уменьшении сумм акцизов, заявленных к возмещению, и уменьшения налоговых вычетов по НДФЛ.

4. «Уточненка» представлена после составления акта выездной проверки

По мнению ФНС, нормы НК РФ не содержат критериев проверки уточненных деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения по ней решения. Налоговый орган вправе самостоятельно определять, как будут проверены такие декларации: посредством дополнительных мероприятий налогового контроля, камеральной проверки, повторной выездной проверки.

5. «Уточненка» представлена после вручения акта камеральной или выездной проверки, но до вынесения решения по ее результатам

Налогоплательщик может внести в декларацию исправления:

  • с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично);
  • не связанные с нарушениями, выявленными по результатам проверки.

В этой ситуации, по мнению ФНС, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации и назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных сумм.

Показатели «уточненки» будут учтены при вынесении такого решения только при условии, что вносимые изменения подтверждены документально и проверены налоговым органом.

Позднее ФНС разъяснила, что представление уточненной декларации после составления акта налоговой проверки не дает оснований для прекращения рассмотрения материалов проверки первичной декларации. Поэтому налоговый орган обязан вынести решение.

Если будет представлена уточненная декларация по НДС или акцизу, в которой заявлено право на возмещение налога (акциза), налоговики проведут самостоятельную камеральную проверку такой декларации.

Вынося решение по результатам камеральных проверок, связанных с возмещением НДС или акциза, проверяющие учтут следующее. Если в уточненной декларации сумма возмещения будет уменьшена, то решение о возмещении налога (акциза) примут с учетом такого уменьшения.

6. «Уточненка» представлена после вынесения решения по камеральной или выездной проверке

В данной ситуации налоговики будут руководствоваться письмом ФНС от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп. Согласно ему в рамках камеральной проверки уточненной декларации проверяющие должны истребовать пояснения по п. 3 ст. 88 НК РФ. ФНС рекомендовала также запрашивать пояснения по факту отражения результатов налоговых проверок в этой декларации.

Если из полученных пояснений будет следовать, что в «уточненке» учтены результаты проверки по предыдущей декларации (доначисленные суммы налога), то налоговики проведут сторнирование сумм, отраженных в КРСБ по уточненной декларации.

Грозит ли налогоплательщику налоговая ответственность за подачу «уточненки»

Если в уточненной декларации сумма налога не изменится либо будет уменьшена и налоговики не обнаружат ошибок, то штрафов не будет. Привлечение к ответственности возможно, если представлена декларация с суммой налога к доплате в бюджет.

Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате:

  • занижения налоговой базы;
  • иного неправильного исчисления налога (сбора);
  • других неправомерных действий (бездействия).

Если «уточненка» будет представлена позже истечения срока на подачу декларации, но до срока уплаты налога, штрафа можно будет избежать. Это возможно, когда до представления декларации налоговики еще не узнали и не сообщили вам об ошибке в предыдущей декларации или не назначили выездную проверку.

Обнаружение налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, подтверждается актом налоговой проверки.

Таким образом, если налогоплательщик представил уточненную декларацию после того, как в его адрес направили требование представить пояснения, и до представления «уточненки» уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени, налоговая ответственность не наступает.

Если прошли сроки и на подачу декларации, и на уплату налога, то ответственности не будет при выполнении двух условий:

  • «уточненка» подана раньше, чем проверяющие узнали и сообщили об ошибке или назначили выездную проверку;
  • до подачи декларации уплачены недостающая сумма налога и соответствующие ей пени.

Если по уточненной декларации уплатить только налог, а пени нет, то налоговой ответственности не избежать.

Штрафа не будет, если на день представления «уточненки» есть переплата по этому налогу, которая превышает сумму налога, подлежащую доплате.

Как налоговики посчитают штраф при подаче «уточненки» с суммой к доплате

При подаче уточненной декларации проверяющие будут рассчитывать размер штрафа исходя из суммы налога к доплате, даже если налог по первоначальной декларации не уплачен. Иными словами, вопрос о привлечении к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога по декларации.

Если за проверяемый период налогоплательщик представит несколько уточненных деклараций, то сумму штрафа рассчитают на основании последней уточненной декларации без учета предыдущих в отношении не исчисленной ранее суммы налога.

Обзор: «Подали «уточненку» во время проверки: каких последствий ожидать от проверяющих»

Источник: https://zemser.ru/news/stoit-li-podavat-utochnenku-vo-vremya-proverki

Популярные ошибки при подаче е-деклараций

Нужно ли подавать декларацию в данном случае и возможные последствия?

Самая главная ошибка при заполнении е-декларации — заполнять ее в последнюю неделю марта. Многие декларанты не рассчитывают своих сил и объема работы и как все люди, оставляют эти вопросы на потом.

В последний момент оказывается, что на подтверждение всех данных, нужно время, электронная подпись не работает, а сервер НАПК не выдерживает перегрузок от количества желающих заполнить декларацию.

Поэтому главный совет — подавайте декларацию ЗАРАНЕЕ.

Популярные ошибки при подаче е-декларации можно условно разделить на технические и смысловые.

Технические:

— почтовый адрес в домене ru. Необходимо заранее побеспокоиться об указании актуального почтового ящика, к которому у вас есть доступ.

Кратко и по делу в Telegram

— неудачный выбор браузера. Для корректного отображения информации рекомендуется  использовать Google Chrome.

— не подтвержденный e-mail. Такая ошибка возникает, если письмо-подтверждение попало в папку «Спам».

— проблемы с электронной цифровой подписью при регистрации. Следует обратиться в аккредитованный центр сертификации ключей, который выдал ключ.

Смысловые:

  • Неполное указание всех членов семьи — декларанты зачастую забывают включать информацию о проживающих с ними лицах. Так, заполняя графу о месте регистрации и относя этот же адрес в графу фактического проживания (в действительности эти данные могут не соответствовать положению вещей), декларант забывает о том, что по указанному адресу ранее зарегистрировал племянника, а расхождение данных после мониторинга декларации рождает вопросы в части упущенного. Контролирующий орган должен будет выяснить, проживал ли декларант с «забытым племянником» одной семьей, и если да, то на лицо факт недостоверности заявленных данных, поскольку в декларации отсутствует необходимая информация по племяннику.
  • Неверное определение круга близких лиц. Также была ситуация, когда в круг семьи декларант не планировал включать супругу по закону, с которой давно не проживал и был в наличии договор урегулирования имущественных отношений, хотя такая информация подлежала включению. Частностей по данной графе возникает множество после общения с декларантом и выявления круга его близких лиц, выяснения взаимоотношений.
  • Указание не той должности, в соответствии с которой возникла обязанность заполнять декларацию.
  • Расхождение с реестрами по аффилированным лицам. Особого внимания заслуживает позиция раскрытия конечного бенефициара, которая будет сопоставлена с данными реестра по связанным юридическим лицам, данными Глобального реестра. И если в структуре аффилированной собственности есть иностранный элемент, то в планировании следует обязательно учитывать возможности автоматического обмена информацией, которые по некоторым юрисдикциям уже возникли, а по прочим в ближайшее время появятся.

Как видите, последствия неверного заполнения декларации могут быть весьма серьезными. Даже если исключить крайний случай с криминальной ответственностью, то придание огласке некорректного заполнения декларации может нанести серьезный урон репутации субъекта декларирования. А в наши дни репутация стоит дорого.

Мы советуем своим клиентам с самого начала отнестись серьезно к е-декларированию, провести соответствующую подготовку, трезво взвесить свои силы.  Если у вас нет времени на самостоятельное заполнение декларации, есть смысл обратиться к специалистам.

Какие «карательные» механизмы предусмотрены за недостоверность в подаче декларации?

Административная ответственность наступает при обнаружении расхождения в декларации на сумму больше 176200 грн. Статья 172-6 КПАП «Нарушение требований финансового контроля» за такое предусматривает штраф от 17000 до 34000 грн.

Уголовная ответственность за нарушения, связанные с е-декларированием, возможна, если: 1) человек в силу закона должен подать декларацию, но умышленно ее не представил; 2) подал декларацию, но в ней обнаружены несоответствия с фактическими данными.

Если сумма расхождения превышает 250 прожиточных минимумов, то в соответствии со статьей 366-1 ККУ это признается «Декларированием недобросовестной информации», что, в случае доказывания вины, может привести к:

— штрафу до 51000 грн;

— общественным работам;

— лишению права занимать должности.

Если неподтвержденная стоимость выявленных активов превышает сумму 1762000 грн, по решению контролирующего органа может быть возбуждено уголовное дело за «Незаконное обогащение» (статья 368-2 УК). Возможные последствия, в случае, если будет доказан состав преступления:

— лишение свободы до 10 лет;

— лишение права занимать должности;

— конфискация имущества.

Механизм проверки достоверности е-деклараций в нашей стране находится еще в зачаточной форме. Тем не менее, положительная динамика есть.

В 2017 году, по данным НАПК, утверждено и направлено специальным органам в сфере противодействия коррупции 19 заключений о выявлении признаков криминального правонарушения. В 2018 году уже 90. Административных протоколов — в 2017-м году — 1, 2018 — 10.

Важно отметить, что работа над проверкой электронных деклараций продолжается, поэтому эти цифры могут меняться.

Меняться стоило бы и декларантам. По подсчетам НАПК в 2017 году каждая 14-я декларация содержала недостоверные сведения.

Как можно подготовиться к е-декларированию?

— получить или проверить актуальность существующих электронных подписей;

— сверить данные в реестрах, по которым НАПК проводит проверку деклараций, и устранить расхождения путем обновления информации. Иногда данные реестров и личные данные не совпадают;

— установить формальный круг членов семьи и объем информации про их доходы, который нужно раскрывать.

Как вносить исправления?

Обязательно проверяйте декларацию после заполнения. У вас есть 7 дней, чтобы внести исправления и подать новую декларацию в случае обнаружения ошибки.

Если возникает необходимость повторной подачи исправленной информации, нужно написать заявление в НАПК или в электронном виде на info@nazk.gov.

В таком случае агентство одобрит заявление декларанта на своем заседании и даст разрешение на повторную подачу.

Если переписка с НАПК завела вас в глухой угол, рекомендуем обратиться к специалистам, у которых наработан опыт и подходы в решении соответствующих вопросов.

Источник: https://delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/populjarnye-oshibki-pri-podache-e-deklaracij-350873/

Всё о кредитах
Добавить комментарий