Отсутствие постоянной регистрации гражданина РФ

О ликвидации нарушений прав граждан, живущих без прописки | московская хельсинкская группа

Отсутствие постоянной регистрации гражданина РФ

Татьяна Котляр, председатель Совета Калужского отделения движения «За права человека», лауреат премии Московской Хельсинкской Группы в области защиты прав человека:

Уполномоченному по правам человека России Т. Н. Москальковой

Уважаемая Татьяна Николаевна!

I. Нарушение прав граждан России

В нашу правозащитную организацию постоянно обращаются граждане России, чьи права нарушаются из-за отсутствия регистрации (прописки) по месту жительства или по месту пребывания. Речь идет о нарушении прав совершенно нормальных людей, в том числе беженцев из Украины, уже получивших российские паспорта, но не имеющих своего жилья и живущих без регистрации.

Я говорю не о бомжах, не о тех, кто живет на улице и не работает. С ними иная проблема. Я пишу о способных и желающих нормально жить и работать российских гражданах, у которых нет своего жилья в собственности или в социальном найме, т.е.

о тех, кто снимает жилье, но не может в этом съемном жилье зарегистрироваться. Письменного договора найма жилья недостаточно даже для временной регистрации жильцов по месту пребывания: в органах регистрационного учета требуют явки всех собственников жилья. Часто это неосуществимо, т. к.

квартира сдается именно потому, что её собственники разъехались. Фактически органы регистрационного учета (отделы по вопросам миграции ОМВД) присвоили себе право проверять законность вселения жильцов в квартиру. Хотя у них нет таких контрольных полномочий, и речь идет о договорах найма (аренды) жилья.

В отделах по вопросам миграции часто отказываются регистрировать человека по месту его фактического проживания.

1. Человек, получивший гражданство РФ, получает российский паспорт. В случае отсутствия собственного жилья, паспорт выдают без штампа о регистрации. В  паспортном столе гражданина предупреждают, что в срок 7 дней он должен где-то зарегистрироваться, в противном случае — штраф. Но зарегистрироваться человеку негде.

В аналогичной ситуации оказывается человек, выписанный с прежнего места жительства (снятый с регистрационного учета), и не имеющий другого жилья, где он может зарегистрироваться на законном основании. Такого человека также привлекают к административной ответственности.

Фактически человека штрафуют за отсутствие жилья, в чем нет его вины.

2. В Калужскую область, где я живу, приезжают граждане России из регионов, где безработица (внутренняя миграция). Все эти люди не имеют своего жилья, они вынуждены снимать жилье.

Они обычно проживают у физических лиц, которые, как правило, не дают согласия на их регистрацию (прописку) в предоставленных для проживания жилых помещениях.

Или не могут по каким-то причинам зарегистрировать жильцов.

Однако государственные органы никак не помогают оформить регистрацию гражданам, переехавшим в Калужскую область в поисках работы.

3. Кроме штрафа гражданин РФ, не имеющий регистрации, постоянно сталкивается с нарушением своих гражданских и социальных прав, то есть на каждом шагу сталкиваются с незаконной дискриминацией.

Нарушаются политические права: граждане РФ, живущие без регистрации по месту жительства, лишены избирательных прав, не могут выбирать своего депутата: их не включают в списки избирателей. Поэтому при принятии законов интересы граждан, живущих без регистрации, не учитываются.

Родители, получившие российские паспорта, даже не могут дать российское гражданство своим несовершеннолетним детям – для этого требуется регистрации по месту жительства у родителей!

Нарушаются социальные права граждан, живущих без регистрации: им не выплачивают пособия на детей, не оказывают помощь многодетным семьям – их просто не признают постоянными жителями города, региона и России! Регистрацию требуют при приеме детей в школу и в детский сад.

Пенсионерам, получившим российские паспорта, без регистрации по месту жительства в России отказывают в назначении пенсии.

Граждан РФ, не имеющих жилья, и поэтому живущих без регистрации по месту жительства (без постоянной прописки), не признают нуждающимися в жилье, не ставят в очередь на получение муниципального жилья, хотя это – незаконно.

Нарушаются трудовые права граждан. Работодатели не принимают на работу «без прописки», хотя это прямое нарушение закона.

Аппаратом Уполномоченного по правам человека мониторинг нарушения прав граждан РФ, проживающих без регистрации, насколько мне известно не проводился. Приведенный здесь список типичных нарушений далеко не полный.

Нарушения прав граждан РФ, живущих без регистрации, вынуждают их оформлять фиктивную регистрацию, каковую приходится покупать. В результате многие граждане РФ живут в одном месте, а зарегистрированы – в другом месте. Иногда в том же регионе, а часто в регионе, из которого они приехали, например, в Калужскую область.

Граждане РФ, не имеющие регистрации, не умеют сами защитить свои права. Нет образцов жалоб и заявлений в государственные органы, прокуратуру и в суд – нет алгоритма защиты прав граждан. Чиновники, рассматривающие жалобы, не находят нарушений закона, поскольку, как указано выше, проблемы не урегулированы.

Мы — калужские правозащитники помогаем гражданам РФ, живущим без регистрации.

Чтобы помочь людям, не имеющим жилья и регистрации получить российское гражданство или получить пенсию, — я просто регистрирую их в своей квартире. Теперь меня судят за фиктивную регистрацию. По ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ (т.наз. закон «О резиновых квартирах»)

Это мой третий суд. Первым приговором в 2015 г. я была освобождена от наказания по амнистии, вторым приговором освобождена от наказания ввиду истечения срока давности (так много людей я регистрирую, что следственные органы не успевают расследовать мои «преступления»). Третий приговор сейчас, по-видимому, закончится крупным штрафом или даже лишением свободы.

Также за фиктивную регистрацию граждан России судят несколько сотен жителей Калужской области по ст. 322.2 и ст. 322.3 УК РФ. Например в Обнинске за фиктивную регистрацию судят отца, зарегистрировавшего своего 6-летнего ребенка.

Следует ли говорить, что сам закон «О резиновых квартирах» непродуман, непонятен, противоречив. Практика его применения не сложилось. Но вот одно важное обстоятельство учесть стоит.

Собственники жилья отвечают по этому закону за фиктивную регистрацию чаще всего без своей вины, или за помощь отчаявшимся бесквартирным скитальцам.

Граждане России, живущие без регистрации – это тысячи человек только в Калужской области. В Московской области без регистрации живут, видимо, сотни тысяч.

II. Нарушение прав беженцев, соотечественников и носителей русского языка/НРЯ

1. С 2007 года в Калужской области и еще в 12 субъектах РФ осуществляется Госпрограмма переселения соотечественников. В настоящее время уже более 60 регионов участвуют в Госпрограмме — это государственная политика и государственная программа.

Я к этому имела отношение с самого начала, и, будучи депутатом Законодательного Собрания Калужской области, вносила предложения по усовершенствованию этой госпрограммы. От Законодательного Собрания Калужской области было две законодательные инициативы.

Первая — распространить Госпрограмму на тех, кто уже находится в России. Через три года президент своим Указом № 60 принял нашу поправку.

2. Вторая — чтобы участникам госпрограммы для подачи заявления на прием в гражданство РФ не требовалась регистрация по месту жительства: при отсутствии собственного жилья это представляет большие трудности, так как требует присутствия всех собственников съемной квартиры. Но тогда Госдума отклонила нашу законодательную инициативу.

Практика применения части 7 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в частности в отношении граждан Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, показала, что существовавшее требование о наличии у участников Государственной программы регистрации по месту жительства является препятствием для приобретения ими российского гражданства.

Федеральным законом от 27.12.2018 г. N 544-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» часть 7 статьи 14 изложена в новой редакции. Начало действия новой редакции — 29.03.2019г.

Законом предусмотрено упрощение приема в гражданство Российской Федерации для участников Государственной программы, получивших разрешение на временное проживание (далее по тексту – РВП) или вид на жительство (далее по тексту – ВНЖ), путем предоставления им права подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в том числе по месту пребывания в выбранном для проживания регионе. Это реализация нашей законодательной инициативы десятилетней давности.

Это – шаг в правильном направлении. Но аналогичные упрощения для иностранных граждан, признанных носителями русского языка (далее по тексту – НРЯ) не сделаны. Для лиц, получающих российское гражданство по браку или по другим основания закон требует наличия регистрации по месту жительства.

Иностранные граждане обычно проживают у физических лиц, которые, как правило, не дают согласия на их регистрацию по месту жительства в предоставленных для проживания жилых помещениях.

3. Я — правозащитник, и беженцы с Украины обращаются ко мне за помощью. В том числе – за регистрацией. Не я обещала гражданам Украины убежище в России и получение гражданства РФ в упрощенном порядке, а Президент РФ — обещал это публично.

Граждане Украины, ищущие убежище в Калужской области, не могут вернуться на Украину. Они оказались в безысходном положении: их преследуют власти Украины из-за их взглядов, или их дома на Донбассе разрушены, и возвращаться им некуда. Они вынуждены искать в России убежище.

Во многих случаях им негде зарегистрироваться, т. к. в Калужской области у них никого нет. У беженцев нет «принимающей стороны» по определению, т.к. они – беженцы. Никакой регистрации, кроме «фиктивной», они оформить не могут, т.к.

их не регистрируют по месту их фактического проживания.

Регистрация нужна беженцам с Украины для подачи заявления о предоставлении убежища в Калужской области. В отделе по работе с беженцами калужского УВМ у граждан Украины не брали заявления о предоставлении убежища без предварительной регистрации в Калужской области. Человек-беженец обратился за помощью, и я должна ему помочь, т. к.

государство, пригласившее беженцев с Украины, обещавшее помощь беженцам, — никак не помогает беженцам в оформлении бесплатной регистрации. Обратившимся ко мне за помощью в регистрации гражданам Украины негде было зарегистрироваться. Их некому было зарегистрировать – кроме меня. Без предварительной регистрации беженец не получит убежище.

4. Получивший временного убежища беженец в срок 7 дней должен оформить временную регистрацию. В случае пропуска срока беженца оштрафуют. Человеку, получившему временное убежище без регистрации не дают медполис ОМС, его не принимают на работу, его детей не принимают в школу или в детский сад.

Поэтому по гуманным мотивам я регистрирую в моей квартире граждан Украины, ищущих убежище в Калужской области. Эта регистрация – моя посильная помощь беженцам.

В противном случае, такую же фиктивную регистрацию им пришлось бы покупать, а у беженцев нет денег.

Таким образом я, безвозмездно регистрируя у себя беженцев и переселенцев, по сути выполняю государственную функцию. А за это имею судимости!

III. Предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики

Регистрация граждан России и иностранных граждан вместо простой уведомительной процедуры превратилась в советскую прописку. В результате, граждане России и иностранные граждане, в том числе беженцы, участники Госпрограммы переселения соотечественников, носители русского языка вынуждены покупать фиктивную регистрацию, т. к. от них требуют предъявить регистрацию.

Цель государства – знать кто где живет – не достигается. Возник целый рынок платной фиктивной регистрации, с которым борются с помощью статей УК РФ. Но безрезультатно, т. к. спрос рождает предложение.

Достичь указанную цель просто. Нужно прекратить препятствовать регистрации граждан по месту их фактического проживания.

Регистрационные процедуры, как во всем цивилизованном мире, должны носить характер уведомления приехавшим о месте нахождения, и без требования подтверждения принимающей стороной.

Если регистрируемый обманет, его регистрация подлежала бы аннулированию, а он сам административной ответственности. При этом бремя опровержения должна ложиться на миграционные органы.

Предложения:

Регистрировать жильцов на основании письменного договора найма жилья, запретив органам регистрационного учета требовать явки всех собственников жилья.

Исключить собственников жилья из процедуры регистрации граждан.

Каждый гражданин России и/или иностранный гражданин обязан в установленный срок (7 дней или больше) сообщить о своем месте проживания (временного или постоянного) – путем заполнения бланка установленного образца. Например, на почте. За неисполнение — штраф.

За обман (сообщение ложных сведений) – штраф. При перемене места жительства человек в срок 7 дней обязан сообщить о своем новом месте проживания. Согласие собственников жилья не требуется.

Возможно самым простым решением, является временная регистрация граждан  на определенный срок (допустим, на три месяца),   по месту пребывания не в квартире или в частном доме, а в городе или населенном пункте, куда гражданин  приехал, чтобы найти работу и жилье.  Такую регистрацию человек должен иметь возможность осуществлять простой подачей заявления установленной формы в администацию поселка или в районом отделе по вопросам миграции ОМВД.

Так и наведем порядок.  Поможем людям найти легально и работу и жилье. Регистрация будет носить действительно уведомительный, а не разрешительный, как сейчас, характер. Будет известно, кто где фактически, реально живет. И  не нужна будет фиктивная регистрация. 

Полагаю,  для решения перечисленных выше проблем нужны как законодательные инициативы так и решения Правительства на федеральном уровне. Прошу Вас, Татьяна Николаевна как Уполномоченного по правам человека Российской Федерации рассмотреть мои предложения и выступить с их поддержкой  на уровне Правительства и Госдумы.  

С уважением,

Председатель Совета КРОД «За права человека» Т. М. Котляр 

Поддерживаю обращение Т.М.Котляр по существу изложенных ей проблем и предложений. 

Исполнительный директор ООД «За права человека» Л.А. Пономарев 

Источник: Эхо Москвы, 6.04.2019

Источник: https://www.mhg.ru/o-likvidacii-narusheniy-prav-grazhdan-zhivushchih-bez-propiski

Прописку отменили. Но она по-прежнему мешает жить Что нельзя сделать без постоянной или временной регистрации — Meduza

Отсутствие постоянной регистрации гражданина РФ

Прописка по месту жительства — главный инструмент советского руководства по контролю над передвижениями граждан — была признана неконституционной сразу после распада СССР, случившегося ровно 25 лет назад. На смену прописке пришла регистрация по месту жительства (постоянная) и по месту пребывания (временная).

В законе о свободе передвижения сказано, что регистрация требуется «для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом». Но в повседневной жизни регистрация, как и советская прописка, скорее создает неудобства, нежели помогает.

«Медуза» напоминает, что до сих пор нельзя или трудно сделать, если у вас нет нужного штампа в паспорте.

Нельзя 

Просто взять и уехать жить в другой регион

Если вы больше 90 дней живете не в том регионе, который указан на штампе в паспорте, и у вас нет свидетельства о временной регистрации, вы нарушаете Административный кодекс.

Штраф за такое нарушение — от двух до трех тысяч рублей (в Москве и Петербурге — три-пять тысяч рублей).

Исключение сделано только для тех, кто зарегистрирован в Московской или Ленинградской областях, а живет соответственно в Москве или Санкт-Петербурге.

Устроить ребенка в ближайшую школу или детский сад

Детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, принимают в школы по остаточному принципу. Это прописано в приказе Минобрнауки и подтверждено Верховным судом («Медуза» подробно разбирала эту историю).

Формально механизм такой: сначала в школу набирают только тех, кто может подтвердить документами, что живет рядом, а уже потом — всех остальных.

На деле приезжим могут просто отказывать в приеме, ссылаясь на отсутствие свободных мест.

Похожая ситуация складывается в детских садах, где как правило мест еще меньше, чем в школах.

Проать на выборах

Чтобы попасть в список избирателей на выборах, надо быть постоянно или временно зарегистрированным на территории избирательного участка.

Причем те, у кого есть только временная регистрация, должны заранее (не позднее, чем за три дня до дня ания) прийти в избирательную комиссию и оформить заявление — тогда их добавят в список по месту пребывания и исключат из списка по месту жительства.

Есть также возможность получить открепительное удостоверение, но за ним придется ехать к месту постоянной регистрации.

Трудно 

Получить медицинскую помощь

Медицинская помощь в России бесплатна для всех граждан на всей территории страны. Если речь идет о неотложной помощи, проблем обычно не возникает — но когда надо обратиться в поликлинику, встает вопрос «закрепления». Россиянин должен сначала выбрать, где он будет постоянно лечиться, а только потом обращаться к врачу.

В приказе Минздрава четко сказано, что помимо паспорта и полиса обязательного медицинского страхования никакие документы для выбора поликлиники в любой точке страны не нужны.

Тем не менее россиянам постоянно приходится сталкиваться с тем, что в поликлинике приезжих из других регионов просят доказать, что они временно живут именно там, где хотят лечиться.

По закону предъявлять свидетельство о регистрации или договор аренды жилья гражданин обязан только если меняет поликлинику чаще одного раза в год.

В пределах региона смена поликлиники проблем не вызывает, в Москве это можно сделать даже не выходя из дома.

Устроиться на работу

В описаниях вакансий до сих пор можно встретить требование регистрации в том регионе, где предстоит работать.

Компании чаще всего используют этот пункт как дополнительный фильтр или гарантию того, что недобросовестного сотрудника в случае чего не придется долго искать.

По Трудовому кодексу отказ в приеме на работу из-за регистрации в другом регионе является незаконным, за это на работодателя можно подать в суд.

Переоформить документы

Привязка гражданина к региону долгое время означала, что для переоформления любых документов надо ехать туда, где вы зарегистрированы.

С появлением электронных госуслуг и многофункциональных центров (МФЦ) ситуация радикально изменилась, все ведомства общаются между собой в электронном виде, а нужные документы можно получить там, где захочешь.

При этом сроки оформления все еще напрямую зависят от того, в своем регионе гражданин находится или нет.

Проще всего показать это на примере выдачи паспортов. Российский паспорт в родном регионе оформляют 10 дней, а для оформления по месту временного пребывания потребуется месяц.

Для загранпаспорта эти нормативы увеличиваются до одного и четырех месяцев соответственно. Причем это сроки только для МВД, потом документ еще должны доставить до места получения.

Выходит, что в некоторых случаях легче дважды съездить в свой регион (для подачи заявления и получения паспорта), чем ждать, пока документы пройдут через все инстанции.

Получить дешевый кредит 

Банки, как и работодатели, хотят минимизировать риски, поэтому постоянная или временная регистрация — одно из условий для получения кредита.

Крупные банки при этом идут навстречу: достаточно быть зарегистрированным в том регионе, где есть отделение, а они есть практически повсюду.

Однако широкую региональную сеть могут себе позволить не все банки, и тогда отсутствие регистрации приводит к увеличению процента по кредиту.

Все материалы «Медузы», посвященные 25-летию распада СССР, читайте здесь. 

Источник: https://meduza.io/feature/2016/12/09/propisku-otmenili-no-ona-po-prezhnemu-meshaet-zhit

Место жительства и пребывания

Отсутствие постоянной регистрации гражданина РФ

Рассказываем, чем регистрация отличается от прописки, зачем и где нужно регистрироваться и что будет, если этого не сделать

ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Сегодня регистрация — дело совсем несложное, однако имеет немало тонкостей.

О том, чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, — в карточках «РБК-Недвижимости».

«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях».

В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее).

Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.

На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе.

Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки.

Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.

В 1974 году ввели правило, согласно которому гражданин, покидающий свое место жительства более чем на полтора месяца, должен перед отъездом выписаться с жилплощади, подтвердив ее наличие на новом месте. Выписаться и прописаться человек обязан был в течение трех дней.

Постоянная регистрация Чем она отличается от прописки

В 1990 году Комитет конституционного надзора СССР признал, что институт прописки ограничивает право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства. Еще три года ушло на обсуждение этой темы.

Отменили прописку только в октябре 1993 года, когда вступил в силу Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Прописку заменила регистрация по месту жительства или, как ее еще называют, постоянная регистрация.

Главное отличие регистрации от прописки заключается в том, что она носит уведомительный характер. То есть гражданин России не обязан спрашивать разрешения властей на проживание в том или ином месте — он имеет право сам выбирать место жительства. Но он должен уведомить государство о том, где живет.

Эта регистрация — бессрочная, информация о ней заносится в паспорт в виде штампа. Поэтому до сих пор постоянную регистрацию многие по привычке называют пропиской. Зарегистрироваться постоянно можно либо на собственной жилплощади, либо на чужой, но с разрешения владельца помещения.

Временная регистрация Что это такое

По сути, это регистрация по месту пребывания. Ее нужно оформить, если гражданин намерен пробыть в каком-либо населенном пункте более 90 дней. При этом человек не теряет свою регистрацию по постоянному месту проживания.

Временная регистрация оформляется на определенный срок. Сейчас законом предусмотрен период от 90 суток до 60 месяцев (пяти лет). Она не отмечается в паспорте, вместо этого гражданину выдается на руки свидетельство с указанием адреса регистрации.

Необходимость Зачем вообще нужна регистрация

Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет.

Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.

Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.

), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.

Помещения Везде ли можно оформить регистрацию

Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях).

Временная регистрация возможна также в апартаментных комплексах, гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).

Дачи Можно ли там зарегистрироваться по месту жительства

Да, с 1 января 2019 года это стало возможным. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности.

В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей.

В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.

На дачу нужно оформить технический паспорт БТИ, после чего она переоформляется в индивидуальный жилой дом, ему должен быть присвоен почтовый адрес (иначе регистрация по месту жительства будет невозможна).

Без прописки Может ли у человека вообще не быть постоянной регистрации

Такие ситуации возможны. Например, если человек продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.

Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.

Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб. 

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5c484a7e9a7947720c6dddb9

Штраф за отсутствие прописки

Отсутствие постоянной регистрации гражданина РФ

При нахождении на территории Российской Федерации каждый гражданин обязан встать на регистрационный учет по месту проживания или пребывания. Данное требование относится как к гражданам России, так и к иностранцам и лицам без гражданства и закреплено в Федеральном законе от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты.

Этим же нормативным актом предусмотрена административная ответственность — штраф за отсутствие прописки, а также уголовное наказание за фиктивную прописку. Поэтому рекомендуем оформить временную регистрацию по месту жительства, если у вас нет возможности сделать постоянную прописку.

Размер штрафа за отсутствие прописки составляет:

  • для граждан, проживающих без прописки – от двух до трех тысяч рублей;
  • штраф за непрописку граждан для владельца или нанимателя жилья составит от двух до пяти тысяч рублей;
  • для юридических лиц, предоставивших жилые помещения гражданам, проживающим без регистрации, от двухсот пятидесяти до семисот пятидесяти рублей;
  • штраф за проживание без прописки в Москве и Санкт – Петербурге за те же административные правонарушения составляет от трех до пяти тысяч рублей для проживающих без регистрации и от пяти до семи тысяч для физического лица, жилье предоставившего.

Ответственность административного порядка подразумевает штраф за отсутствие прописки в паспорте, либо штраф за нарушение прописки по месту временного пребывания.

Уголовная ответственность за отсутствие прописки

Законом предусмотрена уголовная ответственность за предоставление фиктивной прописки.

Статья 322.2 УК РФ содержит сведения о размере наказания за предоставление фиктивной регистрации для граждан России и иностранцев:

  • штраф в размере от ста до пятисот тысяч рублей;
  • заработную плату нарушителя за период до трех лет;
  • принудительные работы с лишением права занимать определенные должности;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет.

Если лицо, допустившее правонарушение, способствовало раскрытию преступления, оно освобождается от уголовной ответственности.

Не стоит продавать другому лицу поддельную временную регистрацию, в 2014 г. Принят закон о наказании предприимчивых граждан. Теперь их ожидает уголовная ответственность.

Данная мера призвана разрешить проблему с квартирами, в которых практикуется множественная прописка. При обнаружении таких жилых объектов сотрудниками ФМС, жильцы снимаются с регистрационного учета, а владелец привлекается к уголовной ответственности. Уголовное наказание также рискует понести и сам гражданин, в паспорте которого стояла отметка о прописке, признанной фиктивной.

Возможные ситуации при отсутствии прописки

Знаете ли Вы, что

За фиктивную прописку граждан РФ ждет штраф от 100-500 тысяч рублей, а также наказание принудительными работами или же ограничение свободы на три года. За поддельную регистрацию иностранных лиц законодательство предусматривает лишь штраф. Поэтому следует произвести прописку иностранного гражданина в россии вовремя.

Если гражданин проживает в жилом помещении без временной регистрации и у него отсутствует постоянная прописка, сотрудниками ФМС на него будет наложен штраф за несвоевременную прописку в размере 2-3 тысячи рублей. Данная мера закреплена в ч. 1-2 ст. 19.15.1. КоАП РФ.

Штраф за просрочку прописки по месту временного проживания при наличии постоянной прописки для проживающего гражданина будет составлять 2-3 тысячи рублей, а для лица, допустившего такое проживание – 2-5 тысяч рублей.

Штраф за несвоевременную регистрацию по месту жительства для граждан, переехавших с прежнего адреса без выписки, классифицируется, как нарушение правил регистрации и составит те же 2-3 тысячи рублей. Как выписаться из квартиры и прописаться в другую, мы рассказываем тут — https://propiskainfo.ru/2340-kak-bez-problem-vypisatsya-iz-kvartiry-propisatsya-v-druguyu

Размер штрафа за несвоевременную прописку для собственника или нанимателя жилья — физического лица — составляет от 2 до 5 тысяч рублей.

Москвичи и жители Санкт — Петербурга, допустившие нарушение сроков регистрации граждан в своих жилых помещениях, заплатят от 5 до 7 тысяч рублей. Граждане, несвоевременно прописавшиеся в столицах, будут наказаны административным штрафом, составляющим от трех до пяти тысяч рублей. Как оформить постоянную регистрацию в Москве, читайте в нашей статье.

Для граждан, оформивших постоянную прописку по определенному адресу, но не использующих его для проживания, законодательством предусмотрена уголовная ответственность, как за фиктивную прописку.

Сотрудники территориальных отделений ФМС, перед тем, как решить, какой штраф за несвоевременную прописку назначить гражданину, каждую ситуацию рассматривают индивидуально.

Не всегда удается определить настоящие сроки временного пребывания гражданина России в месте пребывания, поэтому наиболее распространенным административным наказанием в сфере миграционного контроля является штраф за нарушение сроков постоянной регистрации.

Определяя, какой штраф за просроченную прописку будет назначен гражданину, уполномоченные лица рассматривают обстоятельства ситуации и вправе назначить минимальное административное наказание.

Источник: https://propiskainfo.ru/2423-kakoi-predusmotren-shtraf-za-otsutstvie-propiski

Осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства

Отсутствие постоянной регистрации гражданина РФ

Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Предмет жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, либо фамилию, инициалы, специальное звание (классный чин) должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю (за исключением случая, когда жалоба направляется посредством Единого портала);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица.

Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба

Жалоба рассматривается органом регистрационного учета, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа регистрационного учета либо его должностного лица.

В случае, если обжалуется решение начальника или заместителя начальника органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом соответствующего территориального органа МВД России на региональном или районном уровне.

Жалоба может быть направлена:

  • на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на районном уровне (в том числе подразделениями по вопросам миграции отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне), — руководителю территориального органа МВД России на районном уровне либо в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне;
  • на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на региональном уровне, — руководителю территориального органа МВД России на региональном уровне либо в Главное управление по вопросам миграции МВД России;
  • на решения, принятые руководителями территориальных органов МВД России на региональном уровне, руководством ГУВМ МВД России — Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который является ответственным за деятельность ГУВМ МВД России.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

Жалоба подается заявителем в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде в орган регистрационного учета либо в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне.

В территориальных органах МВД России и органах регистрационного учета определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

При подаче жалобы в электронном виде она должна быть подписана электронной подписью, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).

При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и территориальным органом МВД России.

В случае, если жалоба подана заявителем в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации, территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Жалоба, поступившая в орган регистрационного учета, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа регистрационного учета либо должностного лица органа регистрационного учета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы заявителя на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

  • об удовлетворении жалобы полностью или частично;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Основанием для отказа в удовлетворении жалобы являются:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного подпунктами 153.1‑153.2 пункта 153 административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование государственного органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Заявитель вправе обжаловать решение по жалобе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц осуществляется посредством размещения информации на официальном сайте МВД России, официальном сайте территориального органа МВД России на региональном или районном уровне, на Едином портале, в МФЦ, а также на информационных стендах органов регистрационного учета.

Источник: https://gu.spb.ru/188907/

Всё о кредитах
Добавить комментарий