Подача ходатайства об освобождении по УДО в случае смерти потерпевшего

Механизм по условно-досрочному освобождению

Подача ходатайства об освобождении по УДО в случае смерти потерпевшего

Российское законодательство содержит лишь самые общие положения об условно-досрочном освобождении. В результате, подобная тема вызывает множество вопросов и недопониманий. В этой статье адвокат Дмитрий Владимирович Динзе предлагает несколько простых и конкретных рекомендаций о том, как осужденный может добиться освобождения.

В первую очередь нужно собрать следующие документы:

– справку с места жительства по его характеристике и задолженности; справку от участкового (в антиобщественной и противоправной деятельности по месту жительства замечен не был);

– уведомление с места работы или предполагаемого места работы (что будет принят на работу по специальности такой-то с заработной платой такой-то);

– если ранее работал, то ходатайство трудового коллектива об освобождении по УДО, в которой указать, что коллектив будет за ним присматривать и обеспечит его нормальное поведение и надзор за ним;

– пусть адвокат возьмет объяснение от родственников осужденного на предмет характеристики его личности; если есть награды, то приложить копии документов;

– характеристику из благотворительной организации, что ранее помогал благотворительностью;

– сделать запрос в мед часть ИК на предмет состояния здоровья и приобщить к материалам по УДО; собрать мед данные и произвести заключение специалиста по состоянию здоровья;

– послать адвокатский запрос на медицинское обследование осужденного и приобщить ответ, что направлялся или направляется;

– сделать запрос на характеристику по отбытию наказания – поощрения и наказания;

– полностью возместить все виды ущерба (материальный и моральный), либо начать их возмещать, о чем получить все необходимые документы в службе судебных приставов, или направить почтовый перевод на имя потерпевшего (приложить квитанцию), если потерпевшим не было возбуждено исполнительное производство и исполнительный лист не был направлен по месту отбытия наказания;

– опросить адвокатом осужденного, в котором он полностью раскаивается в совершенном преступлении и признает свою вину.

Когда будут собраны все документы, то есть два пути подачи ходатайства на УДО:

-заверенные копии документов предоставляются в ИК, где производится первоначальная комиссия по УДО, то есть пропустить или нет на УДО. Если да, то учреждение составляет ходатайство и направляет его в суд.

После этого назначается судебное заседание, куда предоставляются все оригиналы документов, которые были собраны ранее.

Копии, которые ранее делались для комиссии в суд не направляются учреждением, они приобщаются к личному делу осужденного, поэтому никогда не отдавай материалы в оригиналах, просто не получишь их обратно.

-можно обратиться в суд напрямую (осужденный и его адвокат на основании ст.399 п.2 УПК РФ), заявив ходатайство по УДО в соответствии с главой 47 УПК РФ (ст.397 п.4, ст.79 УК РФ). К ходатайству приложить все необходимые и собранные документы в копиях, а на суде предоставить оригиналы.
Вот механизм работы по УДО.

Дополнительная информация:

Условно-досрочное освобождение от наказания представляет собой досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденного при условии, что он в течение неотбытого срока не совершит нового преступления, не допустит нарушений общественного порядка, за которые будет подвергнут административному взысканию, и не будет злостно уконяться от исполнения обязанностей, возложенных на него судом.

Институт условно-досрочного освобождения в новом кодексе претерпел существенные изменения. Сейчас он распространяется на осужденных к шести наказаниям: исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы.

Для применения данного института необходимо наличие материального и формального оснований. Материальное основание отражает степень исправления осужденного. Освобождение возможно в том случае, если он признает, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.

Такой вывод делается на основе изучения поведения лица, его отношения к труду, а осужденного, обязанного учиться – и к обучению за все время отбывания наказания. Учитывается осознание осужденным своей вины, его отношение к администрации, другим отбывающим наказание.

Исходя из этого ясно, что условно-досрочное освобождение может применяться только к положительно характеризущимся осужденным.

Формальное основание заключается в отбытии определенной части срока наказания. Закон связывает эти части с категорией преступления, за которое осужденный отбывает наказание. Статья 79 УК устанавливает, что условно-досрочное освобождение может быть применено после фактического отбытия осужденным:

1. не менее половины срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

2. не менее двух третей срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

3. не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление. Такую же часть срока наказания должно отбыть лицо, ранее условно-досрочно освобождавшееся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным законом. В этом случае категория совершенного преступления значения не имеет.

Закон устанавливает, что во всех случаях осужденный к лишению свободы должен отбыть не менее 6 месяцев этого наказания.

Более льготные условия установлены для условно-досрочного освобождения несовершеннолетних. Они изложены при анализе особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Лица, отбывающие пожизненное лишение свободы, должны отбыть не менее 25 лет.

При этом, если за время отбывания наказания они совершат новое тяжкое или особо тяжкое преступление, они лишаются права на условно-досрочное освобождение пожизненно.

Представление к условно-досрочному освобождению возможно, если лицо не допускало злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет.

После освобождения за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, устанавливается контроль, который осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом.

К настоящему времени такие органы еще не определены. В соответствии с имеющимися проектами закона такими органами будут уголовно-исполнительные инспекции.

Поведение военнослужащих, освобожденных условно-досрочно, контролирует командование воинских частей и учреждений по месту их службы.

Условно-досрочное освобождение применяется судом по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание. В случае отказа судом повторное представление возможно не ранее истечения 6 месяцев, а в отношении лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы – трех лет со дня вынесения постановления судьи об отказе в условно-досрочном освобождении.

При положительном решении вопроса об условно-досрочном освобождении суд может освободить осужденного и от дополнительных наказаний. Практически этот вопрос возникает при лишении осужденного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Условно-досрочное освобождение осужденного может сопровождаться возложением на него определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за освобожденным, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на это лицо исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

Закон устанавливает правовые последствия нарушения лицом, освобожденным условно-досрочно, условий освобождения.

Если в течение оставшейся неотбытой части наказания осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению органов, контролирующих поведение освобожденных, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.

Если осужденный совершил в течение неотбытой части срока наказания преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом. В том случае, когда осужденный совершил новое умышленное преступление, суд назначает ему наказание по совокупности приговоров.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ)

1. Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.

2. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.

3. Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи.

4. Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.

5. Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы.

Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет.

Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.

6. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих – командованием воинских частей и учреждений.

7. Если в течение оставшейся не отбытой части наказания:

а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению органов, указанных в части шестой настоящей статьи, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания;

б) осужденный совершил преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом;

в) осужденный совершил умышленное преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.

Источник: https://rylkov-fond.org/blog/prava-cheloveka/kak-zaschitit-svoi-prava/mehanizm-po-uslovno-dosrochnomu-osvob/

Громкий скандал под Киевом: мужчину, забившего насмерть 2-летнего пасынка, тайно выпустили на..

Подача ходатайства об освобождении по УДО в случае смерти потерпевшего

Шевченковский районный суд Киева выпустил на свободу 34-летнего мужчину, который в мае 2016 года забил до смерти своего 2-летнего пасынка. (Напомним, что на днях под Киевом мужчина до смерти избил своего четырехлетнего сына.

) Убийцу приговорили к 10 годам в феврале 2019 года, а спустя всего 10 месяцев тайно, не пригласив на судебное заседание ни адвоката потерпевших, ни маму убитого мальчика, выпустили по УДО (условно-досрочное освобождение).

Об этом на своей странице в  сообщила адвокат Ксения Проконова.

«Мы потратили 2 года и массу усилий, а его… выпустили. Узнала я об этом совершенно случайно. Ни потерпевших, ни прокуратуру области, которая вела это дело, не приглашали. Произошло вот что: адвокат Гриньковский подал ходатайство об освобождении по УДО, Балакирев не отсидел ни дня в тюрьме. Он, оказывается, стал на путь исправления», — написала адвокат.

Это жуткое преступление произошло в мае 2016 года под Киевом. Мама мальчика Кристина Дьяченко оставила своего сына на сожителя и поехала со старшей дочкой по делам. Вернулась Кристина уже поздно вечером. Она вспоминает, что ее гражданский муж очень тепло встретил ее и, не дав даже подойти к спящему ребенку, начал хвастаться, как он любит своего пасынка.

— Он говорил мне: «Мой сынуля, Димочка, он самый лучший. Я его так люблю, хотя он мне и не родной». А потом всю ночь рассказывал мне, как мы хорошо будем вместе жить, рассказывал о своих планах, — вспоминает Кристина. — Я не могла заподозрить ничего плохого. Иногда прислушивалась к дыханию сына, который спал рядом на своей кроватке — он посапывал носиком.

Утром я проснулась и подошла к кроватке Димочки. Хочу поцеловать его, а он уже холодный. На теле такие синяки огромные. Я к мужу: а он бормочет себе под нос: «Ничего, мы это переживем».

Полиция и «скорая» приехали достаточно быстро. Но ребенок к тому времени уже несколько часов был мертв. Отчима Александра Балакирева арестовали. Он сразу же сознался в том, что побил своего пасынка накануне вечером и уложил спать.

«Он капризничал и постоянно звал маму. Ну, я и не выдержал. Несколько раз его ударил», — рассказывал отчим во время проведения следственного эксперимента.

И мама мальчика Кристина, и врачи сразу же заподозрили, что ребенок был не только забит до смерти отчимом, но еще и изнасилован. Интересно, что сначала судебные эксперты подтвердили этот факт.

Об этом заявляют и некоторые юристы, которые принимали участие в расследовании дела.

Пресс-офицер полиции Киевщины Николай Жукович в интервью журналистам в 2016 году также заявлял, что ребенок был изнасилован «неестественным способом» и сам подозреваемый этого тогда не отрицал.

Однако следствию так и не удалось доказать факт изнасилования, как и то, что убийство было умышленным. Известно, что отчим маленького Димы — бывший сотрудник правоохранительных органов, хотя и не аттестованный. Может быть, в этом дело? Балакирева приговорили к десяти годам лишения свободы лишь за нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших за собой смерть.

— Я никогда не замечала за своим гражданским мужем, чтобы он хотя бы повышал голос на моих детей, — говорит мама мальчика Ксения Дьяченко. — Правда, иногда Дима приходил с прогулки с отчимом с синяками на теле. Но Александр говорил, что сын игрался на площадке и где-то ударился или упал.

По информации адвокатов потерпевшей стороны, Александр Балакирев уже на свободе. Как видно из постановления Шевченковского районного суда Киева, осужденного выпустили условно-досрочно по просьбе его адвоката. Мол, он исправился и провел в заключении с 2016 года с учетом «закона Савченко» 2\3 срока. И потому спустя всего 10 месяцев после оглашения приговора убийца оказался на свободе.

Адвокат потерпевшей стороны Ксения Проконова уверена, что выпущенный Балакирев может представлять угрозу для членов своей бывшей семьи, где остался еще один ребенок:

— Для возможности освобождения человека по УДО нужно удостовериться, что он исправился. Балакирев до нынешнего времени не признает вину, не кается, что говорит о том, что он не исправился.

Это подтверждает и тот факт, что он подал кассацию, хотя вина его была более чем доказана.

Из-за его умышленных действий умер малолетний ребенок, и он совершил их, находясь под воздействием психотропных веществ, что указывает на его опасность для общества.

Кроме того, он должен возместить потерпевшим моральный ущерб — 500 000 грн. Не выплачено ни копейки.

О каком исправлении может идти речь? Сейчас самым достойным вариантом выхода из ситуации будет подача апелляции на данное решение. Это может сделать Генеральная прокуратура Украины и сама прокуратура Киева, но в намерения последней я не верю после того, как их сотрудник, Рослик А. А., поддержал ходатайство адвоката об освобождении, — заявила адвокат Проконова.

Между тем, как сообщили в столичной прокуратуре, она готовит апелляционную жалобу на решение Шевченковского райсуда Киева, которым мужчина, приговоренный к 10 годам лишения свободы, был освобожден от отбывания наказания условно-досрочно.

По мнению прокуратуры, принимая решение об условно-досрочном освобождении указанного лица, суд не дал надлежащей оценки доводам стороны защиты о том, что осужденный доказал свое исправление добросовестным поведением и отношением к труду, поскольку объективных данных, подтверждающих эти обстоятельства, суду предоставлено не было.

В апелляционной жалобе столичная прокуратура будет настаивать на отмене незаконного решения и назначении нового судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Кроме того, по данному факту будет проведено служебное расследование и дана оценка действиям работников прокуратур.

Как писали «ФАКТЫ», подобные случаи, к сожалению, не редкость в Украине. Так, недавно в селе Вовчик Лубенского района Полтавской области, пытаясь успокоить 6-месячного сына, пьяный отец забил ребенка до смерти.

Ранее «ФАКТЫ» сообщали также о том, что в селе под Житомиром отчим изнасиловал свою 13-летнюю падчерицу.

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/330902-gromkij-skandal-pod-kievom-muzhchinu-zabivshego-nasmert-2-letnego-pasynka-tajno-vypustili-na-svobodu-foto-video

Справка о результатах обобщения судебной практики по рассмотрению материалов об условно-досрочном освобождении судами Нижегородской области за 2012 год

Подача ходатайства об освобождении по УДО в случае смерти потерпевшего

Справка о результатах обобщения судебной практики

по рассмотрению материалов об условно-досрочном освобождении

судами Нижегородской области за 2012 год

В целях неуклонного исполнения Конституции и законов Российской Федерации, формирования единого подхода к рассмотрению ходатайств об условно-дорочном освобождении, повышения качества их рассмотрения недопустимости нарушения законодательства, а также прав участников процесса, во исполнение Плана работы Нижегородского областного суда на 2013 год, проведено обобщение судебной практики рассмотрения дел об условно-досрочном освобождении судами Нижегородской области в 2012 году.

Условно-досрочное освобождение играет важную роль, так как оно способствует исправлению осужденных в местах лишения свободы посредством добросовестного отношения к режиму, труду, учебе. Оно выступает как средство поощрения со стороны государства в лице судебных органов и как стимул примерного поведения в процессе отбывания наказания, за совершенное преступление.

Судебная практика также признает, что моментом условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы, с которого исчисляется срок погашения судимости, является дата освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом окончание срока судимости приходится на число, соответствующее дню освобождения из исправительного учреждения.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания является комплексным межотраслевым правовым институтом, поскольку вопрос о применении условно-досрочного освобождения решается как в порядке, установленном ст. ст. 79, 93 УК РФ, так и с учетом положений ст. ст. 397, 399 УПК РФ, ст. ст. 9 и 175 УИК РФ.

Однако отсутствие четких критериев в определении оснований условно-досрочного освобождения до сих пор вызывает споры при применении указанного вида освобождения от отбывания наказания и, как следствие, порождает различную правоприменительную практику.

Вместе с тем председатель Нижегородского областного суда Бондар А.В. в своем выступлении на заседании Президиума подчеркнул, что при рассмотрении вопросов условно-досрочного освобождения «Судьи должны отправлять правосудие, ориентируясь на букву закона, однако, при этом формального подхода быть не должно, ведь речь идет о людях».

На проблемы применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания было обращено внимание и в Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 12 февраля 2008 года. В частности, было отмечено, что главная проблема представляется в том, что законодатель так и не смог сформулировать четкие критерии признания осужденного не нуждающимся в полном отбывании наказания.

При проведении обобщения принято во внимание, что в Нижегородской области действуют 14 городских и районных судов, на территории которых находятся исправительные учреждения, а именно

Автозаводский районный суд (г.Н.Новгород) – ИК-2 (для женщин, впервые осужденных),

Канавинский районный суд (г.Н.Новгород) – ИК-5 (строгий вид режима, для лиц впервые осужденных),

Советский районный суд (г.Н.Новгород) – СИЗО-1,

Арзамасский городской суд – воспитательная колония,

Борский городской суд – ИК-11 (строгий вид режима)

Дзержинский городской суд – ИК-9 (общий вид режима, для лиц ранее отбывавших наказание),

Ардатовский районный суд – ИК-18 (для женщин, ранее отбывавших наказание),

Вадский районный суд – СИЗО-3,

Варнавинский районный суд – ИК-6 (строгий вид режима, для лиц впервые осужденных), ИК-7 (строгий вид режима, для лиц ранее отбывавших наказание), ЛИУ-10,

Краснобаковский районный суд – ЛИУ-3, ИК-15 (строгий вид режима, для лиц ранее отбывавших наказание при опасном рецидиве), ИК-17 (строгий вид режима, для лиц ранее отбывавших наказание),

Лукояновский районный суд – ИК-20 (строгий вид режима, для лиц ранее отбывавших наказание при опасном рецидиве),

Лысковский районный суд – ИК-16 (общий вид режима, для лиц впервые осужденных),

Семеновский районный суд – ИК-1 (особый вид режима), ИК-14 (строгий вид режима, для лиц ранее отбывавших наказание при опасном рецидиве),

Тоншаевский районный суд – ИК-4 (общий вид режима, для лиц впервые осужденных), ИК-8 (строгий вид режима, для лиц ранее отбывавших наказание), ИК-12 (строгий вид режима, для лиц впервые осужденных).

Разрешая ходатайства осужденных либо их защитников об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, суды Нижегородской области исчисляют срок фактического отбытия наказания, назначенного по совокупности преступлений либо приговоров, исходя из наиболее тяжкого преступления, входящего в такую совокупность, то есть обязательно учитывается категория преступлений.

Изучение материалов показало, что лица, участвующие в судебном заседании своевременно извещаются о месте и времени судебного заседания.

Материалы рассматриваются с участием осужденных.

Однако практика участия прокурора и адвоката в судах различна, о чем свидетельствуют показатели таблицы:

НаименованиесудаКоличество изученных делУчастие прокурора%Участие адвоката%
Автозаводский10097979797
Канавинский97888855
Советский686810068100
Арзамасский551005100
Борский6868100107
Дзержинский101772424
Ардатовский49212111
Вадский1800950
Варнавинский9777772121
Краснобаковский101777722
Лукояновский92151511
Лысковский9824242222
Семеновский10110110011
Тоншаевский101181888

Указанные данные свидетельствуют, что в ряде районов (Автозаводский, Канавинский, Советский, Арзамасский, Борский, Варнавинский, Семеновский) обеспечено практически стопроцентное участие прокурора в процессе, а в иных районах (Ардатовский, Вадский, Дзержинский, Лысковский, Лукояновский, Тоншаевский) прокурор участвует в рассмотрении менее половины материалов.

Защитник участвовал в рассмотрении всех дел Советским и Арзамасским судами.

Следует отметить, что право осужденным, в том числе и на участие защитника разъясняется отдельным документом, в котором осужденные ставят подпись. В Тоншаевском районном суде право на участие защитника разъясняется в протоколе судебного заседания, где осужденный также ставит свою подпись и выражает мнение о необходимости приглашения защитника.

Изучение протоколов судебного заседания показало, что вопрос о причинах неявки прокурора выясняется, возможность рассмотрения дела в его отсутствие обсуждается.

В целом из 1099 изученных материалов, прокурор принял участие в рассмотрении 666 ходатайств, что составляет 60,6%.

Поскольку неявка прокурора, извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению вопроса об условно-досрочном освобождении по существу, этот вопрос подлежит обсуждению в судебном заседании, а мнение участников процесса учитывается при принятии решения о рассмотрении дела в отсутствие прокурора.

Изучение протоколов судебного заседания показало на отсутствие в большинстве случаев у участвовавшего в дела прокурора вопросов к осужденным и иным участникам судебного заседания либо наличие вопросов, не имеющих существенного значения и требующих коротких ответов.

Уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а лицам, не владеющим или недостаточно владеющим этим языком, должно быть разъяснено и обеспечено право на пользование родным языком или языком, которым они владеют, а также право на помощь переводчика. По смыслу закона, это право не может быть произвольно ограничено и должно обеспечиваться, в том числе, и при рассмотрении вопроса в порядке исполнения приговора.

Материалы об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания разрешаются судом в течение одного месяца.

Изучение судебной практики показало, что судьи, рассматривая ходатайства осужденных, а также их адвокатов, учитывают требования материального, процессуального, а также исполнительного законодательства, поскольку согласно ч. 2 ст.

43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Так, согласно ч. 1 ст.

79 УК РФ лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.

Детализируя положения ст.79 УК РФ, уголовно-исполнительное законодательство в ст.9 УИК РФ нормативно определяет понятие исправления, а в ст.175 УИК РФ законодательно закрепляет критерии, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.

К таким критериям относятся, в том числе, признание осужденным своей вины, полное или частичное возмещение вреда, причиненного преступлением, раскаяние в содеянном, обстоятельства, характеризующие личность осужденного и его поведение за весь период отбывания наказания.

При оценке личности осужденного суды принимают во внимание обстоятельства, связанные с выполнением осужденными требований режима, наличие у него поощрений за примерное поведение и добросовестное отношение к труду, положительное реагирование на меры воспитательного характера и иные обстоятельства, свидетельствующие о том, что осужденный на момент рассмотрения его ходатайства строит свое поведение, как социально адаптированное, полностью, искренне осуждает совершенное им ранее преступление.

В связи с этим, суды учитывают достаточность оснований, свидетельствующих о достижении цели исправления осужденного, поскольку исходя из смысла закона, выполнение требований внутреннего распорядка и режима исправительного учреждения, а также получение поощрений, является его прямой обязанностью. При этом изучаются данные о личности осужденного в их совокупности, в том числе и его состояние здоровья, а также доказательства, свидетельствующих о наличии надлежащих условий для закрепления результатов исправительного воздействия на осужденного, в том числе и за пределами колонии.

Кроме того, закон наделяет суд правом принять решение об условно-досрочном освобождении осужденного при признании, что для своего исправления он не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, а не обязывает к этому.

Только признав, что факт исправления осужденного доказан в той мере, в какой это требуется для признания целесообразности условно-досрочного освобождения, суд принимает положительное решение.

В результате обобщения установлено, что в 2012 года указанными выше городскими и районными судами было рассмотрено 5155 материалов об условно-досрочном освобождении. Наибольшее количество дел было рассмотрено Тоншаевским районным судом (998), Краснобаковским районным судом (859), Варнавинским районным судом (711). Наименьшее количество материалов рассмотрено Арзамасским городским судом (5).

А именно:

№№Наименование судаКоличество рассмотренных материалов
1.Автозаводский районный суд398
2.Канавинский районный суд186
3.Советский районный суд81
4.Арзамасский городской суд5
5.Борский городской суд445
6.Дзержинский городской суд422
7.Ардатовский районный суд51
8.Вадский районный суд19
9.Варнавинский районный суд711
10Краснобаковский районный суд859
11.Лукояновский районный суд209
12.Лысковский районный суд315
13.Семеновский районный суд456
14Тоншаевский районный суд998

Принимая к производству ходатайства осужденных, судьи внимательным образом изучают возможность рассмотрения дела данным судом, а вопросы, связанные с отказом в принятии ходатайства разрешают в индивидуальном порядке.

Согласно ч. 3 ст. 396 УПК РФ вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением в соответствие со ст. 79 УК РФ, разрешаются судом по месту отбывания наказания осужденным.

Так Советским районным судом г. Н.

Новгорода по 13 материалам, суд отказал в принятии ходатайства, в связи с тем, что граждане, находящиеся в СИЗО-1, расположенном на территории подведомственной Советскому районному суду, пребывали там временно, и данное место изоляции не являлось местом отбывания наказания. Два постановления были обжалованы в кассационном порядке, но оставлены без изменения.

Источник: http://oblsudnn.ru/index.php/obzory-sudebnoj-praktiki-2/176-spravka-o-rezultatakh-

Краевая комиссия по вопросам помилования

Подача ходатайства об освобождении по УДО в случае смерти потерпевшего

Информация о деятельности комиссии по вопросам помилования, образованной на территории Красноярского края, за 10 лет

В нашем законодательстве среди различных видов смягчения положения осужденного предусмотрен такой вид как помилование. В настоящее время значение помилованию уделяется не только на государственном уровне, но все чаще вопросы, связанные с помилованием, ставятся общественностью.

На практике мы зачастую встречаемся со случаями, когда наши граждане заблуждаются относительно природы института помилования: иногда осужденные считают помилование одним из существующих видов досрочного освобождения от отбывания наказания; осужденные  не всегда знают порядок подачи ходатайства о помиловании.

Родственники осужденных зачастую считают, что они вправе инициировать подачу ходатайства о помиловании. Часто заблуждение касается того, что в ходатайстве о помиловании  осужденные ссылаются на незаконность и необоснованность приговора, считая себя невиновными. Однако по своей природе помилование не может выполнять функции корректировки приговоров, устранения судебных ошибок.

Для этого есть уголовно-процессуальные институты (вышестоящие судебные инстанции) пересмотра приговоров. Помилование не может вторгаться в сферу судебной деятельности.

Надо отметить, что в Российской Федерации нет федерального закона, регламентирующего вопросы помилования, кстати, как и во многих других странах. Отдельные вопросы помилования регламентируются  Конституцией РФ, Уголовным, Уголовно-процессуальным, Уголовно-исполнительным кодексами РФ.

А процедурные вопросы, да и некоторые другие регламентированы Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», которым утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

Положением предусмотрено, что осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. На практике родственники осужденного иногда поддерживают ходатайство осужденного, прилагая его к документам последнего.

Иногда о такой же поддержке заявляют различные общественные и иные организации. Подобные обращения принимаются и оцениваются на всех этапах рассмотрения ходатайства осужденного.

Право просить о помиловании – это социальная ценность. Это право входит в число прав человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации. В статье 89 Конституции РФ осуществление помилования названо среди  конституционных полномочий Президента Российской Федерации.

В истории новейшей России законодательное регулирование вопросов помилования менялось кардинальным образом.

В начале Указом Президента Российской Федерации от 12.01.1992 года  № 17 была создана одна Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ.

Комиссия предварительно рассматривала ходатайства всех осужденных, отбывающих наказание в Российской Федерации, и предлагала Президенту  тот или иной вариант решения в отношении поданного ходатайства.

Огромный объем работы, выполнявшийся  в такой большой   стране  как  Россия одной комиссией по помилованию, неизбежно влек за собой  отдельные ошибки при даче рекомендаций.

Это обстоятельство, а также  избрание нового главы государства, последовавшие за этим политические изменения повлекли изменения в процедуре  помилования.  В 2001 году комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации была упразднена.

Ее функции были переданы в субъекты РФ. Указом Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» предусмотрено образование  комиссий по вопросам помилования в каждом субъекте РФ.

Так в Красноярском крае, как и во всех других регионах нашей страны появилась комиссия по помилованию.

Принятие Указа Президента России № 1500 было направлено на упорядочение решения вопросов, связанных с помилованием, а также на  совершенствование механизма реализации конституционных полномочий Президента по осуществлению помилования.

После 10 лет работы комиссии в регионе пришла пора подвести некоторые итоги  ее  деятельности.

Остановимся на составе комиссии по помилованию. В соответствии с Указом Президента состав комиссии утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, т.е. губернатором. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию.

Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Положением о комиссии по вопросам помилования, образованной на территории Красноярского края, утвержденным  Указом Губернатора от 13 февраля 2002 года № 16-уг,  определен численный состав комиссии 17 человек. За 10 лет функционирования комиссии в ее составе с учетом требований о ротации работали (с учетом нынешнего состава) 39 человек.

Среди них были депутаты Законодательного собрания Красноярского края, Почетные граждане, известные педагоги, врачи, священнослужители, юристы, архитектор и т. д. В соответствии с законом края «О гражданской ассамблее» в настоящее время при осуществлении ротации включается в состав комиссии два представителя Гражданской ассамблеи.

 Согласно Положению о комиссии по вопросам помилования, образованной на территории Красноярского края, организационно-техническое, правовое, информационное, документационное и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии возложено на  правовое управление Губернатора  Красноярского края.

За 10 лет деятельности комиссии ею рассмотрено 1709 ходатайств, из которых 1515 рекомендовано отклонить, в 194-х случаях комиссия рекомендовала применить к осужденным помилование. Из перечисленных в статье 85 Уголовного кодекса РФ видов помилования  нашей комиссией чаще предлагается такой вид помилования как  сокращение срока наказания.

Из 194 осужденных, к которым комиссия   рекомендовала применить помилование, в отношении 151 осужденного (78%) было предложено применить именно этот вид помилования.

Освободить от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы комиссия предлагала 41 осужденного, в двух случаях комиссия предложила освободить осужденных от дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности.

Статистические данные свидетельствуют, что количество рассмотренных нашей комиссией ходатайств о помиловании достаточно велико. Это неудивительно, т.к. в крае расположено 49 исправительных учреждений, в которых отбывают наказание примерно 30 тысяч человек. Кроме того, в крае имеются 62 уголовно-исполнительные инспекции, в которых ежегодно состоят на учете тоже около 30 тысяч человек.

Решение вопроса об удовлетворении или отклонении ходатайства о помиловании связано с оценкой многих обстоятельств, которые характеризуют конкретного заключенного. Надо отметить, что в большинстве стран заключенные освобождаются от отбывания наказания досрочно при выполнении определенных условий. Есть такие условия и у нас.

Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации предусмотрено, что должны применяться следующие критерии при решении вопросов о помиловании. В первую очередь, важное значение имеет уголовно-правовая характеристика личности осужденного.

Представление об этом даёт тяжесть совершенного преступления, обстоятельства его совершения, наличие либо отсутствие у осужденного прежних судимостей, применение к нему ранее мер гуманного характера (условного осуждения, условно-досрочного освобождения, амнистии).

Рассматривается личность осужденного: его возраст, образование, работал он или нет до осуждения; характеризующие его сведения по месту жительства, работы или учебы; принимается во внимание  наличие семьи.

Обязательно оценивается факт признания вины и раскаяния в содеянном, поведение осужденного в местах лишения свободы, наличие дисциплинарных взысканий или поощрений, в целом стабильность положительного или отрицательного поведения осужденного за весь период отбывания наказания.

Играет определенную роль факт возмещения вреда, причинённого преступлением, состояние  здоровья осужденного и т.д. По возможности комиссия по помилованию выясняет мнение потерпевшего в отношении поступившего от осужденного ходатайства. В целом же изучение материалов и личности обратившегося за помилованием осужденного должно дать представление о том, является ли этот осужденный общественно-опасной личностью либо он опасности для общества в настоящее время не представляет.

Краткий анализ социально-демографической и уголовно-правовой характеристики осужденных, обратившихся в нашу комиссию  с ходатайствами о помиловании за 10 лет ее деятельности, дает представление о следующем. Из числа осужденных, обратившихсяв комиссию,  84%  составляют  мужчины, 16% – женщины.

Ходатайства о помиловании, поступившие от лиц, осужденных за особо тяжкие и тяжкие преступления, составили 79 процентов и лишь 21 процент ходатайств поступило от осужденных за преступления средней и небольшой тяжести.

Если брать по видам преступлений, то за 10 лет ровно половина ходатайств поступила от осужденных за умышленные убийства либо за причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть человека.

Велико количество ходатайств, которые поступают в комиссию от осужденных за разбои, за преступления, связанные с оборотом наркотиков, растет число ходатайств от лиц, совершивших дорожно-транспортные происшествия.

Ходатайства, поступившие от осужденных за преступления средней и небольшой тяжести появились, полагаю, за счет того, что в последние 2 года Президент Российской Федерации стал активно применять помилование к осужденным к небольшим срокам лишения свободы за преступления, не повлекшие вреда для здоровья других лиц, либо к осужденным к видам наказания, не связанным с лишением свободы.  Например, начиная с конца 2011 года,  резко возросло число ходатайств, поступивших от женщин, осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора до достижения ребенком 14-летнего возраста,  а также от осужденных к условному наказанию.

Увеличивается число ходатайств о помиловании от осужденных к таким видам наказаний, как ограничение свободы, исправительные работы. Все чаще  в ходатайствах о помиловании содержатся просьбы освободить от дополнительных видов наказания и, конечно, чаще это касается лишения права управлять транспортным средством.

Надо отметить, что комиссия достаточно принципиально относится к ходатайствам о применении помилования в отношении дополнительного наказания.

Например, лишение права управлять транспортным средством, как показывает наша практика, имеет место в случае совершения дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом, а иногда и несколькими. Часто это сопровождается управлением автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

  Вряд ли за совершение  преступления при таких обстоятельствах надо применять помилование, по существу заключающееся в досрочном возврате прав на управление автомобилем. Такое решение будет, как правило, несправедливым по отношению к потерпевшему. 

За 10 лет (2002-2011 годы)  деятельности региональных комиссий по помилованию  в Российской Федерации Президент  помиловал 751 осужденного. При этом по годам количество принятых Указов о помиловании распределяется следующим образом: 2002 г.- 184, 2003 г.- 187, 2004 г.- 72, 2005 г.- 42, 2006 г.- 9, 2007 г.- 0, 2008 г.

– 2, 2009 г.- 48, 2010 г.- 98, 2011 г.- 109.

Конечно, приведенные данные это не только  результат деятельности комиссий по помилованию, а, в первую очередь – это отношение Президента к институту помилования, к реализации своих конституционных полномочий, его понимание необходимости проявления милосердия к тому или иному осужденному.

В числе 751 помилованных  есть и 23 человека,  отбывавших наказание в Красноярском крае. При этом 18-ти из них были сокращены сроки лишения свободы, а 5 человек освобождены от дальнейшего отбывания наказания.

Безусловный интерес представляют вопросы о том, как оценивают лица, к которым высшее должностное лицо страны проявило милость в виде применения акта помилования этот гуманный жест. Покончили ли они с преступным прошлым? К сожалению, приходится констатировать, что имеет место рецидив преступлений и у этой категории лиц.

Хотя он гораздо ниже, чем у осужденных, к которым применялись другие меры гуманного воздействия (условное осуждение, УДО и т.д.). Из 23-х помилованных в разные годы трое (13%) вновь совершили преступления, двое из которых осуждены при этом  за вновь совершенные умышленные убийства, а один – за изготовление поддельных денег.

Конечно, хотелось бы, чтобы подобных примеров не было, чтобы лица, к которым применено помилование, вновь не совершали преступлений, чтобы они понимали, что помилование – это исключительный акт смягчения их участи, проявленный высшим должностным лицом государства, и одно это говорит и о его политическом значении.

Указ о помиловании, по моему твердому убеждению, должен вручаться осужденному в таких условиях, чтобы он понял значение проявленного по отношению к нему милосердия.  Но, к сожалению, жизнь устроена по-другому.

В первую очередь, это происходит потому, что при применении помилования отношения у государства возникают с лицом, являющимся преступником, и  это объясняет многое. Возможны ошибки при применении помилования в силу так называемого человеческого фактора. Играет при этом свою роль и несовершенство законодательного регулирования вопросов помилования.

Помилование относится к категории милосердия, при решении вопросов, связанных с помилованием, важно понимать, что мы имеем дело не столько с юридическими материями, сколько с нравственными,  с личностью человека, призваны ее правильно оценить, при необходимости применить гуманизм, не забывая при этом о правах и интересах потерпевшей от преступления стороны.

В заключение хочется отметить, что помилование является чрезвычайно важным институтом, интерес к которому проявляют многие граждане нашей страны, специалисты в области юриспруденции, правозащитники, государственные деятели. В наших общих интересах  надо регламентировать вопросы, связанные с помилованием, и применять помилование так, чтобы надежда для осужденного на помилование стала важным стимулом для его исправления.

Председатель комиссии по вопросам помилования, образованной на территории Красноярского края, заслуженный юрист РФ Т. И. Машкина

Назад

Источник: http://www.krskstate.ru/safety/pomilovanie?eyes=yes

Всё о кредитах
Добавить комментарий