Правомерно ли жену не признали нуждающейся в жилье, если был отказ от приватизации в 2010 году?

Кто имеет право на льготное получение жилья в Беларуси | Добрая воля

Правомерно ли жену не признали нуждающейся в жилье, если был отказ от приватизации в 2010 году?

Мария Косач, юрист

(Вопросы можно задавать в х. Конфиденциальную информацию можно отправлять на почту).

Это статья о получении ЛЬГОТНЫХ КРЕДИТОВ. Если Вас интересуют СУБСИДИИ, тогда Вам сюда – Субсидии на жилье – кто имеет право.

В соответствии с Указом № 13 от 6 января 2012 “О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений” льготные кредиты планируется предоставлять:

  • на 20 лет под процентную ставку, равную 20% от ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, но не менее 5% годовых.
  • Для граждан, проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек размер ставки по кредиту будет составлять 10% от ставки рефинансирования Национального банка, но не менее 3% годовых.
  • Молодым семьям, имеющих двоих несовершеннолетних детей, кредиты будут выдаваться на 20 лет под процентную ставку равную 50% от ставки рефинансирования Национального банка.
  • Многодетные семьи смогут получить льготный кредит в размере 100% от стоимости норматива льготно кредитуемой площади на 40 лет под 1% годовых, но без предоставления субсидий.

Для определения величины льготного кредита устанавливаются следующие нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения:

  • 20 кв. метров (в г. Минске – 15 кв. метров, а для многодетных семей – 20 кв. метров) на одного члена семьи (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома – 30 кв. метров);
  • 30 кв. метров – для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома (при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме – 44 кв. метра).
  • Для Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, указанные нормативы общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 кв. метров на каждого члена семьи, имеющего право на дополнительную площадь жилого помещения.

П. 1.7 Указа предусматривает, что льготные кредиты на строительство (реконструкцию) жилых помещений выделяются с учетом стоимости работ по изготовлению проектно-сметной документации.

Если гражданами по договору купли-продажи было приобретен недостроенный жилой дом (квартира), то для расчета размера льготного кредита учитывается стоимость жилого дома (квартиры) на момент заключения соответствующего договора, а также остаточная стоимость строительства (переоборудования в жилое помещение) этого объекта. При безвозмездной передаче данного объекта размер льготного кредита рассчитывается исходя из остаточной стоимости его строительства (переоборудования в жилое помещение) с учетом нормативов, предусмотренных для льготного кредитования.

Кого включают в списки на льготное кредитование

В пункте 1.8 Указа объясняется, на каких условиях граждан включают в списки на льготное кредитование.

Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы (службы) в негосударственных органах, для приобретения жилых помещений (улучшение жилищных условий), должны быть включены местными исполнительными и распорядительными органами в списки на получение льготных кредитов.

Однако условиями выдачи льготного кредита является отсутствие в населенном пункте по месту проживания граждан, улучшающих жилищные условия, в населенном пункте по месту нахождения организаций, принявших таких граждан на учет:

  • 1. строительства жилых домов путем долевого участия
  • 2. строительства жилых домов организациями застройщиков, созданными по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов.

Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) в государственных органах, включаются в списки на получение льготных кредитов в случае, если в населенном пункте по месту приобретения жилья не осуществляется строительство жилых домов путем долевого участия либо организациями застройщиков, созданными как по инициативе соответствующих государственных органов, так и по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов с участием этих государственных органов.

!!! Граждане, улучшающие жилищные условия путем приобретения жилых помещений, построенных организациями и индивидуальными предпринимателями специально для продажи, а также многодетные семьи, улучшающие жилищные условия путем приобретения жилых помещений, в том числе на вторичном рынке, включаются в списки на получение льготных кредитов независимо от ранее упомянутых ограничений.

Льготные кредиты на приобретение жилых помещений, построенных организациями и индивидуальными предпринимателями специально для продажи, предоставляются в порядке, применяемом при кредитовании строительства жилых помещений.

Указом предусмотрено, что граждане, реализовавшие свое право на внеочередное включение в списки на получение льготных кредитов, не могут повторно быть включенными в названные списки.

Исключение составляют только многодетные семьи.

Такие семьи могут повторно воспользоваться своим правом, если основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий у них возникли в связи с рождением, усыновлением, удочерением детей.

Финансовая поддержка многодетных семей:

  • 1. семьям, в которых один из родителей после рождения второго и последующих детей находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, предоставляется на период этого отпуска отсрочка в погашении задолженности по кредиту (включая проценты за пользование кредитом), предоставленному на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения;
  • 2. многодетным семьям финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, после ввода жилых домов в эксплуатацию (приобретения жилых помещений) в соответствии с количеством несовершеннолетних детей на дату заключения кредитного договора и суммой задолженности по льготным кредитам на дату представления кредитополучателями ОАО ”Сберегательный банк ”Беларусбанк“ документов, необходимых для ее получения, и оказывается в следующих размерах:
  1. – при наличии троих несовершеннолетних детей – 75 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам;
  2. – при наличии четверых и более несовершеннолетних детей – 100 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам.

Финансовая поддержка молодых семей:

  • 1. Финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется молодым семьям при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка после заключения кредитного договора на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений
  • 2. Молодым семьям финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, после ввода жилых домов в эксплуатацию (приобретения жилых помещений) исходя из суммы задолженности по льготным кредитам на дату представления кредитополучателями ОАО ”Сберегательный банк ”Беларусбанк“ документов, необходимых для ее получения, и оказывается в следующих размерах: – при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка – 10 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам; – при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка – 20 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам.

Финансовая помощь государства многодетным и молодым семьям в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется равными долями в сроки, установленные кредитным договором.

В заключении следует упомянуть тот факт, что в соответствии с Указом, если граждане захотят подарить или обменять жилое помещение, построенное или купленное с помощью льготного кредита, то необходимо решение исполнительного и распорядительного органа местной администрации, принятое с согласия ОАО «СБ «Беларусбанк».

п. 1.6. Указа: Нормируемые размеры общей площади жилого помещения устанавливаются за вычетом общей площади жилых помещений, находящихся в собственности кредитополучателя и членов его семьи, а также площади жилых помещений, отчужденных в течение 3 лет до заключения кредитного договора.

P.S. п. 1.1. Указа: Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, пользуются правом на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Республики Беларусь.

Категории граждан Право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений Внеочередное право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений Право на совместное использование льготного кредита и одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений
военнослужащие (в т.ч. МЧС, СК, ПВ, МВД и др.), проходящие службу или уволенные по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатовестьнетнет
граждане, имеющие право на внеочередное получение жилых помещенийестьнетесть
трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющие в пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске – 10 кв. метров и более) на одного человекаестьестьнет
совершеннолетние члены семьи умершего (погибшего, признанного безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда – в течение срока действия договора наймаестьестьнет
многодетные семьиестьестьнет
граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группыестьестьесть
граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭСестьестьесть
ветераны боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в пунктах 1 – 3 части первой статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года ”О ветеранах“естьнетесть
граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживанияестьнетесть
совершеннолетние молодые граждане, являющиеся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежиестьнетнет
граждане, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, – по согласованию с Национальной академией наук Беларуси и в соответствии с подтверждающими назначение этих стипендий документамиестьнетнет
граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений, в том числе расположенных в иных населенных пунктах Белоруссииестьестьнет
граждане, осуществляющие строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человекестьнетнет
судьи и прокурорские работникиестьнетнет
молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитовестьнетнет

Источник: https://mihck.info/node/151

Увольнение участника НИС по ОШМ :: Агентство недвижимости

Правомерно ли жену не признали нуждающейся в жилье, если был отказ от приватизации в 2010 году?

Военнослужащие, участники накопительно-ипотечной системы, зачастую не решаются воспользоваться своим правом, купить квартиру по «военной ипотеке», опасаясь увольнения по ОШМ. Существовавшая ранее система обеспечения защитников Родины жильем была более простой и понятной.

«Военная ипотека» – это своеобразная монетизация льгот, замена обязательств государства по обеспечению военнослужащих жильем «в натуре» на финансовые выплаты.

Что получит военнослужащий, если он не по своей вине, а по ОШМ будет уволен, кто будет оплачивать «военную ипотеку», как получить накопленные на именном счете деньги… ??? Ответам, на эти и другие, наиболее распространённые вопросы, которые участники НИС задают себе и нам, зная о возможном увольнении по организационно-штатным мероприятиям, посвящена эта статья.

УВОЛЬНЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ

Военнослужащий, уволенный с воинской службы по ОШМ, имеет социальные гарантии, в том числе на обеспечение жилым помещением. Если общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более, то без согласия военнослужащих их нельзя уволить «…в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений» – сказано в п.1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих». Слова о «предоставлении жилых помещений» следует понимать в широком смысле. В результате перехода от обеспечения, при увольнении военнослужащих квартирами «в натуре», на НИС (т.н. «военная ипотека») участники накопительно-ипотечной системы получают не «жилые помещения», а деньги. 

Перечень организационно-штатных мероприятий, по которым военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы, исчерпывающий. Этот перечень ОШМ определен п. 4 а) ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

ГАРАНТИИ УЧАСТНИКАМ НИС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫСЛУГИ ЛЕТ

Военнослужащие, участники накопительно-ипотечной системы, НЕ купившие квартиры по «военной ипотеке»
1.    Военнослужащие, имеющие 20 и более лет выслуги, в соответствии с п.1 ст. 10 ФЗ-117 от 20.08.2004г. получают права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника НИС. Т.е. они могут забрать свои накопления и использовать деньги по своему усмотрению.
2.    Военнослужащие, имеющие более 10 лет выслуги, уволенные по ОШМ, тоже имеют право на выплату денег, учтенных на именном накопительном счете. Правила получения этих средств установлены  постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655. Для Минобороны России порядок их получения определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2009 г. № 909. Для военнослужащих, участников НИС из других ведомств – соответствующими приказами их ведомств.Кроме этих денег, при увольнении с военной службы по ОШМ, такой участник НИС имеет право на выплату денежных средств, дополняющих накопления. Это своеобразная «компенсация» тех накоплений, которые военнослужащий получил бы, прослужив весь положенный срок. Однако, эти выплаты могут получить не все военнослужащие уволенные по ОШМ. Если увольняемый участник НИС обеспечен жильём, то выплаты дополняющие накопления ему не полагаются. Считается, что если такой военнослужащий (или члены его семьи) имеют жилое помещение в собственности или являются его нанимателями по договору социального найма, то они уже обеспечены жильём.     Выплата средств, дополняющих накопления, предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № 686. Порядок выплаты (в Минобороны России) определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 77.Выплату производит финансовый орган того федерального органа исполнительной власти, в котором участник НИС проходил военную службу (в Минобороны России – Департамент финансового планирования РФ).

3.

     Военнослужащие, имеющие менее 10 лет выслуги, уволенные по ОШМ, по существовавшей ранее системе, не получили бы квартир «в натуре», а являясь участниками НИС («военная ипотека») не получают денег. Ни накопленных на именном счете участника НИС, ни средств дополняющих накопления.

Военнослужащие, участники накопительно-ипотечной системы, купившие квартиры по «военной ипотеке»

Как правило, при покупке квартиры по военной ипотеке, участниками НИС используются денежные средства из следующих источников:-ипотечный кредит коммерческого банка. Сумма кредита, в зависимости от возраста военнослужащего и стоимости покупаемой недвижимости – до 2,2 млн.руб. – целевой жилищный заем (ЦЖЗ).

Это деньги, скопившиеся за несколько лет на именном накопительном счете участника НИС. В настоящее время сумма составляет порядка 650 000 – 850 000 тысяч рублей.-собственные денежные средства. При наличии таковых и желании военнослужащего их использовать.Собственником квартиры, купленной по «военной ипотеке», является только сам военнослужащий.

Он может в ней проживать со своей семьёй, зарегистрироваться сам и прописать членов своей семьи. Однако, до полного погашения кредита, продать или подарить такую квартиру нельзя, т.к. она находится в залоге. Квартира, купленная по «военной ипотеке» находится под двойным обременением – банка-кредитора и Российской Федерации.

1.

    Военнослужащие, имеющие более 10 лет выслуги (в календарном исчислении), уволенные по ОШМ в соответствии с п.2 ст.10 ФЗ-117 от 20.08.2004г. получают право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника НИС.

Поэтому средства ЦЖЗ (целевого жилищного займа), которые использовались ими при покупке квартиры и в качестве ежемесячных платежей (в этом году 17 100 руб./месяц) в счет погашения ипотечного кредита банку, возврату государству не подлежат.

Считается, что отслуживший более 10 лет и уволенный не по собственному желанию, а по ОШМ, военнослужащий полностью выполнил свои обязательства перед государством. Обременение на квартиру в пользу Российской Федерации снимается в установленном порядке сразу после увольнения.

Ипотечный кредит, после увольнения по ОШМ и исключения из участников НИС, военнослужащий выплачивает банку-кредитору в соответствии с кредитным договором самостоятельно из собственных средств.

Как и «коллега», не купивший квартиру по «военной ипотеке», такой военнослужащий может получить средства дополняющие накопления и этими деньгами погасить задолженность перед банком.   Порядок выплаты дополняющих накоплений, в этом случае, предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г.

№ 686 (в Минобороны России – установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 77).

2.    Военнослужащие, имеющие менее 10 лет выслуги (в календарном исчислении), уволенные по ОШМ обязаны вернуть ФГКУ «Росвоенипотека» всю сумму ЦЖЗ и остаток по кредиту банку.

Сумма ЦЖЗ, подлежащая возврату, состоит из первоначального взноса (перечисленного при покупке квартиры) и ежемесячных платежей, которые Учреждение перечисляло банку в счет погашения ипотечного кредита.

Возврат денежных средств ФГКУ «Росвоенипотека» производится не мгновенно, а в соответствии с графиком платежей в течение 10 лет. За пользование денежными средствами начисляются проценты по ставке рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату возникновения основания для исключения военнослужащего из реестра участников НИС. Этот график предоставляет уволенному участнику НИС ФГКУ «Росвоенипотека».
Остаток не выплаченного ипотечного кредита, в соответствии с кредитным договором (приложением к нему – графиком платежей), военнослужащий обязан погасить банку самостоятельно. За счет собственных денежных средств.Если должник не имеет возможности или желания вернуть ЦЖЗ и/или ипотечный кредит, то залогодержатели (банк-кредитор, ФГКУ «Росвоенипотека») могут в судебном порядке обратить взыскание на квартиру купленную по «военной ипотеке». Полученные от реализации жилого помещения денежные средства подлежат выплате:-банку-кредитору (с учетом штрафов и пеней за просрочку платежей);-возврат ЦЖЗ;-расходы по продаже жилого помещения и судебные издержки.Если после перечисленных выплат останутся денежные средства, то они перечисляются на банковский счет уволенного по ОШМ участника НИС.

3.

Военнослужащие, имеющие менее 10 лет выслуги (в календарном исчислении), уволенные по окончании контракта или по собственному желанию, так же (как уволенные по ОШМ с выслугой менее 10 лет) не имеют права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника НИС (ст. 10 ФЗ-117 от 20.08.2004г.). Возврат денежных средств кредиторам они производят в том же порядке, как написано чуть выше в п.2.

Таким образом, принимая решение покупать или не покупать квартиру по «военной ипотеке» участнику НИС необходимо соизмерять свои финансовые возможности, потребность в собственном жилье, перспективы прохождения воинской службы…Не нужно забывать и о том, что средства, поступающие на именные накопительные счета участников НИС, не смотря на то, что под управлением УК инвестируются в ценные бумаги, подвержены инфляции. С другой стороны, недвижимость прибавляет в цене и опережает последнее время инфляцию на 2-3%.25.09.2012

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Приказ министра обороны РФ от 28 февраля 2013 г. N 166 Вернуться назад

Источник: https://www.007dom.ru/news.php?id=243

Справка по результатам изучения судебной практики по делам, возникающим в связи с обеспечением жилыми помещениями инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов Великой Отечественной войны

Правомерно ли жену не признали нуждающейся в жилье, если был отказ от приватизации в 2010 году?

Справка по результатам изучения судебной практики по делам, возникающим в связи с обеспечением жилыми помещениями инвалидов

Великой Отечественной войны и ветеранов Великой Отечественной войны

Справка по результатам изучения судебной практики по делам, возникающим в связи с обеспечением жилыми помещениями инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов Великой Отечественной войны (подпункт 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона “О ветеранах”), а также бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, рассмотренных судами Тверской области в 2008-2011 годах

По поручению Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с планом работы Верховного Суда Российской Федерации проведено изучение судебной практики по делам, возникающим в связи с обеспечением жилыми помещениями инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов Великой Отечественной войны (подпункт 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона “О ветеранах”), а также бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, рассмотренных судами Тверской области в 2008-2011 годах.

Судьями 20 районных и городских судов Тверской области в 2008-2011 годах рассмотрено 69 гражданских дел указанной категории. Остальные районные и городские суды Тверской области сообщили о том, что дела указанной категории в данный период ими не рассматривались, соответственно вопросов, требующих разъяснения Верховным Судом Российской Федерации, у них не возникало.

В исковом порядке (признание незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; признание нуждающимися в улучшении жилищных условий; признание права на улучшение жилищных условий; возложение обязанности принять на жилищный учет; признание права на получение безвозмездной денежной субсидии на приобретение жилья и включение в соответствующий список) рассмотрено – 36 дел.

В порядке главы 25 ГПК РФ (оспаривание решений, действий по отказу в принятии на учет или снятию с учета) рассмотрено – 33 дела.

Решения постановлены по 62 делам, из них: иски и заявления удовлетворены по 41 делу, по 21 делу – в удовлетворении исков и заявлений отказано. По 7 делам производство прекращено: в связи с отказами от исков или заявлений и принятием данных отказов судами (6 дел), по иным основаниям (1 дело).

В кассационном порядке пересмотрено 26 решений: оставлено без изменения – 19 решений (73%), решения отменены и приняты новые решения – по 6 делам, по 1 делу решение было отменено, а дело возвращено на новое рассмотрение.

Практически все дела, в том числе дела, по которым установлены сокращенные сроки рассмотрения, были рассмотрены в сроки, установленные процессуальным законодательством. Существенных нарушений процессуального законодательства при рассмотрении дел не установлено.

По результатам обобщения дел указанной темы предлагаются следующие ответы на вопросы.

Вопрос 1.

Рассматривались ли судами дела по заявлениям граждан об оспаривании решений администрации местного самоуправления об отказе во включении в отдельный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, ввиду намеренного ухудшения жилищных условий?

Дела данной категории районными и городскими судами Тверской области рассматривались (22 дела из 69).

При рассмотрении дел названной категории судами учитывалось следующее.

Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичное положение закреплено в статье 9 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 года N 112-ЗО “О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма”.

Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации проверялась Конституционным Судом Российской Федерации на предмет соответствия Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О).

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданином совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать предъявление иска о разделе жилой площади в отношении заявителя и иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Таким образом, решая вопрос о применении последствий, предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, в каждом конкретном случае следует устанавливать именно намеренный характер действий лица, имеющего целью лишь постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, как показывает обобщение, отказ органа местного самоуправления в постановке на жилищных учет или снятие с жилищного учета инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны был обусловлен разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 января 2010 года N 809-СК/07, согласно которым продажа имевшегося в собственности жилья в любом случае является намеренным ухудшением гражданами своих жилищных условий.

По конкретным делам выносились решения как об удовлетворении исков и заявлений, так и об отказе в их удовлетворении.

Так, решением Старицкого районного суда Тверской области (дело 2-133/2011 года) было удовлетворено заявление участника Великой Отечественной войны К.В.П.

о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования – город Старица от 24 декабря 2010 года N _ о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении на данную Администрацию обязанности восстановить его в очереди нуждающихся в жилом помещении.

Из материалов дела следовало, что К.В.П.

08 мая 2010 года был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

В дальнейшем снят с учета на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку при постановке на очередь не было учтено, что совместно с ним проживают 4 человека, зарегистрированных только 27 января 2009 года.

Однако судом не были приняты во внимание доводы заинтересованного лица о намеренности действий заявителя по ухудшению своих жилищных условий, в результате которых он стал нуждающимся в жилом помещении.

Как указал суд, действительно, 27 января 2009 года собственник жилого помещения, в котором проживает и зарегистрирован К.В.П., зарегистрировал в этом помещении семью своей дочери (4 человека), согласия на их вселение от К.

В.П. не требовалось. Кроме того, установлено, что эти лица вселялись собственником с целью ухода за К. В.П., который сам собственник осуществлять за ним не мог, при этом намерения ухудшить его жилищные условия не имелось.

В кассационном порядке данное решение не обжаловалось.

Решением Осташковского городского суда Тверской области (дело 2-927/2010 года) были удовлетворены исковые требования прокурора г. Осташкова в интересах вдовы инвалида Великой Отечественной войны К.А.В.

к Администрации муниципального образования “Городское поселение – город Осташков” о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жилым помещением, постановке на учет.

Из материалов дела следует, что К.А.В. была 26 апреля 2010 года поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с непригодностью для проживания занимаемого ею жилого помещения.

Это жилое помещение было признано непригодным для проживания в установленном порядке 06 апреля 2010 года, когда К.А.В. собственником этого жилого помещения уже не являлась (подарила принадлежащий ей дом внуку 12 марта 2010 года). 23 сентября 2010 года К. А.В.

была снята с учета в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

Вместе с тем, судом было установлено, что К.А.В. продолжает проживать в том же доме, основания, по которым она была поставлена на очередь (непригодность жилья для проживания), не отпали.

В связи с этим судом был сделан вывод о том, что, оставаясь собственником дома, она также продолжала бы быть нуждающейся в улучшении жилищных условий, дарение не свидетельствовало о намерении ухудшить жилищные условия, поскольку нуждаться в улучшении жилищных условий она стала по иным основаниям.

В кассационном порядке данное решение не обжаловалось.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/16251991/

Всё о кредитах
Добавить комментарий