Препятствие исполнению решения суда по предоставлению квартиры

3.1. Как вселиться в квартиру, полученную по решению суда

Препятствие исполнению решения суда по предоставлению квартиры

“Авеню”>> Электроннаябиблиотека >>оглавление
                         >>  Арестнедвижимого имущества

3. ОТДЕЛЬНЫЕВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛУЧЕНИЕМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Проблемы в жилищной сфере относятся к числу трудно решаемых, и споры,возникающие в этой сфере, порой приобретают конфликтный характер. Иногдаобращение в суд является единственным способом отстоять свои права. Но выигратьсуд еще полдела.

На практике выигранное в суде дело не всегда является гарантиейтого, что судебное решение будет исполнено. Если должник уклоняется отисполнения судебного решения, то решение осуществляется в принудительномпорядке.

Принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебныхприставов, наделенных правом предъявлять требования, которые обязательны дляисполнения каждым должностным лицом любой организации, а также каждымгражданином.

Основанием для применения мер принудительного исполнения служатисполнительные листы, выдаваемые судами в соответствии с судебными решениями.

Прежде чем применить меры принудительного исполнения, судебный приставустанавливает должнику срок (в пределах пяти дней) для добровольного исполнениясодержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает одополнительном взыскании с него расходов по совершению исполнительных действий.Если предупреждение не принесет должных результатов, то исполнениеосуществляется принудительно.

Случается, что не удается взыскать с должника то, что причитается поисполнительному листу.

Например, невозможно установить адрес должника либо унего отсутствует имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание.

В этих случаях исполнительные листы возвращаются взыскателю, который может черезнекоторое время (но в пределах 3 лет со дня возвращения) вновь предъявить ихсудебному приставу для исполнения.

В случае неисполнения решения суда о вселении в срок, установленный судебнымприставом-исполнителем для добровольного исполнения, вселение осуществляется впринудительном порядке.

Под вселением понимается беспрепятственный вход взыскателя в указанное висполнительном документе помещение и его проживание (пребывание) в нем.Исполнение исполнительного документа о вселении взыскателя оформляется судебнымприставом актом о вселении.

При этом должнику разъясняется, что производитсяпринудительное вселение и он обязан не чинить взыскателю препятствий впроживании (пребывании). В отличие от выселения при вселении не требуетсяобязательного во всех случаях участия понятых. Эта мера обязательна только вслучае, когда должник препятствует исполнению исполнительного документа овселении.

При дальнейшем воспрепятствовании проживанию взыскателя указанныедействия производятся вновь, а к должнику применяются штрафные санкции.

Вселение взыскателя может быть осуществлено как в отсутствие должника, так и вего присутствии. В любом случае в акте о вселении должно быть указано, чтопроизведено принудительное вселение и должник обязуется не чинить препятствийвзыскателю в проживании (пребывании) в данном помещении. Копия акта о вселениивручается сторонам исполнительного производства: взыскателю и должнику.

Исполнительный акт считается исполненным, если взыскателю обеспечена возможностьповседневного беспрепятственного пользования соответствующим помещением.

Чтобыубедиться в этом, судебный пристав должен вынести постановление об окончанииисполнительного производства не сразу после принудительного вселения исоставления об этом соответствующего акта, а по прошествии некоторого времени.

Законом не определено, каким должен быть временной разрыв между составлениемакта о принудительном вселении и постановлением об окончании исполнительногопроизводства, но этот срок не должен превышать общий срок исполненияисполнительного документа – два месяца.

Исполнительное производство по исполненному документу может быть возобновлено,если после составления акта о вселении взыскателя должник вновь препятствуетпроживанию (пребыванию) взыскателя.

В случае воспрепятствования проживанию (пребыванию) взыскателя лицом, согласноисполнительному документу не являющимся должником, исполнительное производствоне может быть возобновлено. Вопрос о вселении в данном случае решается всудебном порядке.

Пример 3.1. Бывшая супруга не желала пускать мужа на законную жилплощадь,поэтому в семейный конфликт пришлось вмешаться судебным приставам. Ответчица(бывшая супруга) от исполнения требований исполнительного листа в добровольномпорядке отказалась.

Ее заранее оповестили о предстоящем визите судебныхприставов, и она покинула квартиру, вероятно, в расчете на то, что в ееотсутствие совершение исполнительных действий по вселению бывшего супругаокажется невозможным.

После неоднократных звонков по телефону и полученного отответчицы категорического отказа вернуться и обеспечить доступ в квартирусудебными приставами-исполнителями было принято решение о вскрывании входнойдвери.

После составления соответствующего протокола в присутствии понятых имилиции был вырезан замок, а взыскатель (бывший муж) благополучно препровожденна свою жилплощадь.

К сожалению, такое исполнительное производство (вселение и выселение) оченьредко осуществляется на добровольных началах, поскольку ответчик любымиспособами старается уйти от выполнения решения суда.

Пример 3.2. Приставы также вселяли бывшего мужа в квартиру. При этом места вквартире не было, т.к. она была однокомнатная. Но в законодательстве никакихограничений не существует – решение суда должно быть исполнено. Совет в этомслучае только один: если вы не хотите жить с этим человеком, можете разменятьквартиру на две комнаты.

Читать популярные статьи на сайте

Источник: http://av-ue.ru/ppej_0.php?d=ppej_3_1.htm

Принудительное выселение из квартиры по решению суда: порядок, сроки, процедура

Препятствие исполнению решения суда по предоставлению квартиры

/ Жилищные споры / Порядок принудительного выселения из квартиры по решению суда

Просмотров 814

Выселение из квартиры по решению суда – процедура малоприятная и хлопотная. Тем не менее, если человек не хочет съезжать из жилья добровольно, собственник имеет право обратиться в суд.

Вслед за полученным решением наступает принудительное выселение из квартиры судебными приставами. Должностные лица действуют в рамках исполнительного листа, т.е.

выписки из судебного решения по гражданскому делу.

Как происходит выселение по решению суда приставами в 2020 году? Об этом следует знать не только собственникам, но и тем, кого намереваются отселить из жилплощади.

Зная обо всех тонкостях процедуры, можно избежать произвола со стороны людей в форме, который, к сожалению, отнюдь не редкость для нашего общества.

Основания для выселения из квартиры

Перед тем как прибегать к принудительному выселению из жилого помещения, нужно установить причину такого действия. Договор социального найма не расторгается по щелчку пальцев. Особенно, если квартиранты соблюдают правила проживания и не имеют долгов перед ЖКХ и арендодателем. Нужны веские причины и их последствия.

Основание для выселения из жилья по решению суда – систематическое и злостное нарушение правил проживания либо утрата права пользования жилым помещением. Примером может служить развод супругов или лишение родительских прав.

Другой пример, выселение алкоголиков за явное неуважение к соседям — о том, как это происходит и сколько длится, читайте в нашей статье.

Вынесем на обзор причины, за которые может последовать процесс выселения без предоставления иного жилья (ст. 91 ЖК РФ):

  • развод супругов и выселение из квартиры одного из них;
  • отца или мать лишили родительских прав в судебном порядке;
  • задолженность перед ЖХК перевалила за 6 месяцев;
  • нарушение конструкции жилого помещения, бесхозяйственное отношение к чужой собственности;
  • систематические нарушения интересов соседей (алкоголизм, дебоши, ссоры, курение, наркомания, шумные вечеринки);
  • эксплуатация жилья в качестве торговой точки, мастерской, гаража, склада, хозблока.

…а также основания, когда другое жилье будет предоставлено (ст. 85 ЖК РФ):

  • отселение из жилого помещения в связи с отчуждением земельного участка под домом;
  • здание сносится как аварийное (см. «Снос приватизированного жилья«);
  • перевод жилплощади в статус нежилой.

Принудительное выселение из квартиры чаще всего наступает в отношение причин из первого списка, т.е. на основании ст. 91 ЖК РФ.

Правда, помощь приставов может понадобиться и в случае выселения с предоставлением иного жилья. Например, если люди не захотят покидать аварийное жилье, несмотря на расселение их властями в новом благоустроенном жилом помещении близлежащего района.

Под термином «принудительное выселение» понимают выдворение из квартиры жильцов, их вещей, домашних животных, мебели и техники. Отселение в принудительном порядке осуществляется специальными людьми – судебными приставами.

Причина выселения – исполнительный лист + изданное постановление старшего пристава о возбуждении исполнительного производства. Следовательно, приставы не имеют права выселять людей без соответствующих документов. Даже если квартирант нарушает общественный порядок, его не смогут выселить до вынесения судебного решения.

Действия сотрудников ССП регламентируются ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», где дается подробный порядок действий в отношение жилищных споров. Нарушение регламента может быть обжаловано потерпевшей стороной в установленный законом срок.

Особенности принудительного выселения из квартиры, дома:

  1. Если жильцы выселяются по независимым от них причинам – власти обязаны предоставить им новое равнозначное жилье (ст. 85-89 ЖК РФ).
  2. Новое жилье должно соответствовать жилищным нормам:

Например, в Санкт-Петербурге и области в 2020 году: одиноким людям – 33 кв. метра; семьям в составе 2-х и более человек – 18 кв. метров на человека, а для общежития – не менее 9 кв. метров на жильца).

  1. Выселение за долги из муниципальной квартиры обязывает предоставить жилье меньшей площади. Текущая задолженность сохраняется. Читайте, за что и в каких случаях могут выселить из единственного жилья?
  2. Если выселяют собственника, квартира продается на аукционе: часть средств пойдет на погашение долгов + исполнительный сбор; другая часть – собственнику на поиск и заселение в новое жилье.
  3. Вместе с приставами обязаны присутствовать участковый, собственник и два свидетеля (не заинтересованных), а в некоторых случаях работники МЧС (чтобы вскрыть замок и впустить приставов в квартиру).
  4. Если должника или членов его семьи нет дома – это не препятствие для принудительного выселения по решению суда.

Возникает вопрос, как происходит непосредственное выселение? Рассмотрим процедуру с позиции должностного лица в форме.

Порядок выселения из квартиры по решению суда

Отделения судебных приставов находятся в каждом населенном пункте. Исполнительное решение о выселении передают в ближайшую ССП по месту жительства ответчика.

Как происходит процесс – обязанности пристава:

  1. Получение исполнительного листа на выселение гражданина из жилого помещения.
  2. Изучение документов, подготовка к принудительным действиям.
  3. Пристав возбуждает исполнительное производство на основании решения суда.
  4. Уведомление заявителя и выселяемого о начале исполнительного производства (согласно ст. 24 ФЗ № 229, уведомление является обязательным условием).
  5. Предоставление срока на добровольное выселение.
  6. Посещение квартиры совместно с органами власти, участковым, МЧС и свидетелями.
  7. Выселение ответчика в принудительном порядке:
  • заполняется акт о выселении из квартиры (подписывается 2-мя свидетелями, приставом и жильцом);
  • опись находящегося в доме имущества (собственника и должника);
  • отправка вещей выселяемого на хранение;
  • опечатывание двери или передача ключей собственнику квартиры.
  1. Издание постановления о завершении исполнительного производства.
  2. Передача отчета в судебный орган.

Обязательным условием в действиях пристава является соблюдение законности. Запрещено применять к ответчику меры физического воздействия, если человек не проявляет агрессии и ведет себя адекватно.

Прежде чем выселять жильца, пристав обязан представиться, показать удостоверение и зачитать выселяемому его права и обязанности. Неисполнение данных правил служит причиной обжаловать действия людей в форме.

Срок выселения из квартиры по решению суда

Закон дает ответчику всего 5 дней на добровольное освобождение жилого помещения от личных вещей, животных и домашней утвари (ст. 107 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Если по истечении указанного периода человек не покинет квартиру, пристав назначит новый срок, но уже с обязанностью ответчика уплатить исполнительный сбор (7% от стоимости имущества).

Окончание второго срока запускает процедуру принудительного выселения жильца (-ов). Должностное лицо навещает квартиру и выдворяет строптивого гражданина с помощью правоохранительных органов. Читайте, как происходит выселение без предоставления другого жилого помещения?

Предоставляют ли отсрочку?

Бывают случаи, когда человек не может сразу выселиться из жилья. Поэтому, гражданско-процессуальное законодательство предоставляет отсрочку в выселении на определенный период (ст. 434 ГПК РФ).

Письменное заявление с просьбой об отсрочке подается самим ответчиком. Ему предстоит доказать, что причины такого решения обоснованы и считаются уважительными.

В каких случаях жильцы могут попросить об отсрочке:

  • серьезные финансовые трудности – если семья не имеет возможности прямо сейчас найти и снять новое жилье (ст. 203 ГПК РФ);
  • наличие несовершеннолетнего ребенка – отсрочка предоставляется до того момента, пока ребенку не исполнится 18 лет (но могут быть исключения);
  • серьезное заболевание – если больному требуется постоянный уход, и он не может выселиться из квартиры «в никуда»;
  • примирение сторон – например, если должник погасил задолженность перед ЖКХ, возместил ущерб соседям, избавился от алкогольной зависимости, устранил неузаконенную перепланировку.

Основания приобщаются к заявлению ответчика на предоставление отсрочки в выселении из квартиры. Подтвердить вышеуказанные факты можно с помощью справок о зарплате, выписки из лицевого счета, свидетельства о рождении ребенка, медицинских справок и квитанций на покупку медикаментов, лекарств.

Исход предстоящего выселения приставами зависит от доказательной базы сторон. Судебные приставы действуют строго в рамках своих полномочий и выселяют граждан на основании исполнительного листа судьи.

Если квартирант не хочет выселяться добровольно, приставы начинают принудительный процесс. Рассмотрим некоторые примеры из практики.

Пример 1:

Инженер Соловьев трудоустроился на предприятии и получил служебную квартиру. Жилье принадлежало организации на праве собственности. Помимо Соловьева в доме проживали другие сотрудники вперемешку с семьями из города. Спустя полгода сменился состав учредителей предприятия. Соловьев вместе с большей частью штата попал под сокращение.

Вскоре Соловьеву прислали уведомление с просьбой освободить служебное жилое помещение. Уволенный сотрудник отказывался по причине того, что его уволили по сокращению.

Предприятие обратилось в суд с целью принудительного выселения Соловьева из квартиры. Требования по иску были удовлетворены, причина выселения – ст.

104 ЖК РФ, по которой окончание трудовых отношений обязывает работника освободить служебную жилплощадь.

Поскольку Соловьев отказывался съехать добровольно, суд подключил приставов. Последние вынесли жильцу предупреждение, сообщили о назначении 7% исполнительного сбора, а затем выселили инженера из служебной квартиры с вещами.

Пример 2:

Отец двоих детей Бедняков плохо исполнял родительские обязанности, вследствие чего районный суд лишил его родительских прав (причина: отказ забрать ребенка из роддома, алкоголизм отца, нанесение побоев матери ребенка).

Дальнейшее проживание с детьми под одной крышей стало невозможным. Но Бедняков считал, что имеет право жить рядом с сыновьями, даже несмотря на лишение родительских прав.

Мать детей обратилась в суд с целью выселить Беднякова в судебном порядке.

Запросы истца были удовлетворены в полном объеме, а дело передали судебным приставам. Уже после первого звонка судебного пристава, мужчина осознал, что ему грозят принудительное выселение и лишние расходы. Беднякову пришлось собрать вещи и переехать в другое жилье в установленный законом 5-дневный срок.

Если бы квартирант не сделал это добровольно, приставы бы выселили его силой. Основанием считалось положение п. 2 ст. 91 ЖК РФ – отселение лишенного прав родителей из жилья ребенка.

Источник: http://law-divorce.ru/poryadok-prinuditelnogo-vyseleniya-iz-kvartiry-po-resheniyu-suda/

Проблемы исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений

Препятствие исполнению решения суда по предоставлению квартиры

(Закарлюка А. В., Новиков Д. В.) («Закон», 2007, N 5)

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

А. В. ЗАКАРЛЮКА, Д. В. НОВИКОВ

——————————— Авторы данной статьи выражают благодарность за помощь в ее подготовке судебному приставу-исполнителю Ленинского отдела судебных приставов N 4 г. Екатеринбурга Кочергиной Наталье Анатольевне.

Закарлюка А. В., консультант управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области.

Новиков Д. В., ведущий специалист юридического отдела управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области.

Конституция РФ гарантирует каждому право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (ст. 40 ЖК РФ).

Порядок предоставления жилых помещений гражданам России с 1 марта 2005 г. установлен ЖК РФ, главой 7 «Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма». При этом отказ в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий может быть обжалован им в судебном порядке (ст. ст. 54, 56 ЖК РФ).

Практика службы судебных приставов Свердловской области свидетельствует о том, что случаев обращения к судебной защите граждан, претендующих на социальное жилье, немало, что следует из количества поступающих на исполнение исполнительных листов судов общей юрисдикции об обязании органов местного самоуправления предоставить гражданину жилое помещение, отвечающее определенным требованиям. Практика «принудительного» обеспечения граждан жилыми помещениями наиболее распространена в крупных городах, например в г. Екатеринбурге, что связано как с немалым количеством категорий льготников, так и с ветхостью жилищного фонда в областном (краевом, республиканском) центре. Однако получение на руки судебного решения о предоставлении жилого помещения само по себе жилищной проблемы не решает. В ряде случаев исполнение таких решений сталкивается с определенными препятствиями как объективного, так и субъективного характера. В связи с этим хотелось бы остановиться на некоторых проблемах исполнения решений судов о предоставлении жилого помещения. Добровольное исполнение исполнительного документа. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) устанавливает срок для добровольного исполнения должником предъявленного к исполнению в службу судебных приставов исполнительного документа, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства (п. 3 ст. 9). В случае неисполнения должником (как правило, местной администрацией) исполнительного листа о предоставлении гражданину жилого помещения исполнение производится в принудительном порядке, а для должника наступают определенные правовые последствия: 1) взыскание с него исполнительского сбора или штрафа за неисполнение исполнительного документа (п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве) ; 2) взыскание с него расходов по совершению исполнительных действий (п. 1 ст. 84 того же Закона). ——————————— Бесспорно, что за одно и то же правонарушение возможно применение только одного вида ответственности. В связи с этим представляется не соответствующим Конституции РФ положение п. 1 ст. 81 Закона об исполнительном производстве о взыскании с должника исполнительского сбора за неисполнение им без уважительных причин требований исполнительного документа неимущественного характера при одновременном наложении на него штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 85 того же Закона. На практике в случае неисполнения исполнительных документов неимущественного характера без уважительных причин судебные приставы-исполнители ограничиваются взысканием с должника исполнительского сбора, не прибегая к штрафу, предусмотренному п. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве.

Очевидно, что обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть исполнена местной администрацией в 5-дневный срок, что связано с длительностью процедур подбора жилого помещения и оформления жилищных прав гражданина в отношении его.

Здесь, конечно, можно поставить в упрек администрации и то, что о необходимости предоставления гражданину жилого помещения стало известно еще по вступлении соответствующего решения суда в законную силу, а следовательно, установленный Законом об исполнительном производстве 5-дневный срок объективно продлевается на время с момента вступления решения суда в законную силу до момента обращения его к принудительному исполнению, и то, что сама администрация как аппарат «бюрократии» не торопится с решением поставленных перед ней задач. Но нельзя не учитывать и пассивность самого гражданина-взыскателя, который по получении на руки решения суда, как принято в постсоветской России, ждет причитающегося ему сложа руки, хотя без ряда необходимых данных (о количестве членов семьи гражданина, их возрасте и поле, наконец, фамилии, имени и отчестве) администрация-должник не может даже инициировать процедуру добровольного исполнения судебного решения. При исполнении таких решений руки администрации нередко связаны и отсутствием свободного жилищного фонда, а также денежных средств, заложенных в местном бюджете на текущий год, на приобретение необходимого жилья на рынке недвижимости . ——————————— Практика исполнения решений судов о предоставлении жилого помещения на территории г. Екатеринбурга свидетельствует о том, что отыскиваемое жилое помещение, как правило, приобретается администрацией г. Екатеринбурга на вторичном рынке жилья за счет средств, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, поскольку в г. Екатеринбурге не имеет места социальное строительство жилых домов, а участие в долевом (коммерческом) строительстве так называемых элитных жилых домов выливается муниципалитету «в копеечку».

Для оценки уважительности причин неисполнения должником исполнительного документа о предоставлении жилого помещения судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать, в частности: — наличие-отсутствие на момент возбуждения исполнительного производства у администрации-должника свободной жилой площади; — при наличии свободной жилой площади — «расторопность» администрации к предложению гражданину-взыскателю жилого помещения, отвечающего предусмотренным решением суда требованиям (выдача «смотрового ордера» и пр.); — при отсутствии свободной жилой площади — обращение местной администрации в суд, выдавший исполнительный лист, с ходатайством об отсрочке его исполнения (ст. ст. 203, 434 ГПК РФ, ст. 18 Закона об исполнительном производстве); — при отсутствии свободной жилой площади — выход администрации в представительный орган муниципалитета с ходатайством о выделении дополнительных бюджетных средств на обеспечение гражданина жилым помещением. Указанные обстоятельства являются предметом проверки при рассмотрении судами дел по жалобам администраций-должников на постановления судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора. Изменение способа исполнения решения суда. В соответствии со ст. ст. 203, 434 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон и других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Аналогичная норма содержится в ст. 18 Закона об исполнительном производстве. Приведенные нормы допускают субсидиарное исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений, имея в виду возможность изменения способа исполнения решения: предоставление жилого помещения на взыскание рыночной стоимости присужденного жилого помещения . Судебная практика, производя такое изменение способа исполнения, исходит из того, что гражданин, получивший жилое помещение по договору социального найма, имеет право впоследствии его приватизировать, став его собственником (ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон о приватизации)). ——————————— См.: БВС РФ. 1999. N 6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам ВС РФ» (п. 19) // БВС РФ. 1998. N 8 — 10. БВС РФ. 1991. N 28. Ст. 959.

Между тем реализация права на приватизацию жилого помещения на безвозмездных началах ограничена 1 января 2010 г. . Кроме того, жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2010 г., не подлежат приватизации (ст. 4 Закона о приватизации (в ред. Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»)) .

——————————— Закон о приватизации признан утратившим силу с 1 января 2010 г. (см.: ст. 2 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 15. Следует иметь в виду, что положение ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации (в ред.

ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.

, признано не соответствующим Конституции РФ и утратило силу (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г.

N 6-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. ст. 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М. Ш. Орлова, Х. Ф. Орлова и З. Х. Орловой» // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2876).

В связи с изложенным возникает вопрос о возможности изменения способа исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения по договору социального найма: возможно ли изменение такого способа на взыскание денежной компенсации с 1 марта 2010 г.

Полагаем, что данный вопрос может быть разрешен следующим образом: 1) если решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вступило в законную силу до 1 марта 2010 г.

, то изменение способа его исполнения на взыскание денежной компенсации возможно, поскольку до указанной даты гражданин получил право на жилое помещение, хотя и не оформленное в порядке, установленном ЖК РФ (заключение договора социального найма).

Не имеет, по нашему мнению, юридического значения здесь и факт обращения решения суда к исполнению; 2) если решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вступило в законную силу после 1 марта 2010 г.

, то изменение способа его исполнения на взыскание денежной компенсации невозможно, поскольку гражданин, ставший нанимателем (членом его семьи) жилого помещения по договору социального найма после 1 марта 2010 г., лишен права на его приватизацию. В любом случае вопрос об изменении способа исполнения решения суда может ставить перед судом только взыскатель (гражданин).

У судебного пристава-исполнителя и у должника (местной администрации) материального (законного) интереса в этом не имеется. Это обусловлено также принципом диспозитивности в гражданском процессе и исполнительном производстве. Фактическое исполнение исполнительного документа.

Практике известны случаи отказа граждан-взыскателей от получения жилого помещения, предложенного должником-администрацией. Мотивы такого отказа различны: не тот административный район, не тот этаж, отсутствие надлежащей социальной инфраструктуры и пр. Данная проблема исходит из резолютивной части решения суда.

Зачастую суды, разрешая дела о предоставлении жилых помещений, в резолютивной части решения указывают на необходимость предоставления «жилого помещения, равноценного ранее занимаемому».

Что понимать под «равноценностью»: только общую площадь жилого помещения, расположенность его в данном населенном пункте и благоустроенность применительно к нему или также количество комнат (например, в коммунальной квартире), выход окон на ту же сторону (например, на юг), тот же этаж, наконец, строительство жилого дома, в котором предоставляется жилое помещение, из того же материала (кирпичный или панельный) и пр.? Очевидно, что последние обстоятельства юридического значения при исполнении решения суда не имеют. Не стоит забывать, что любая квартира (комната) — вещь индивидуально-определенная, единственная в своем роде, и найти абсолютно равнозначное жилое помещение объективно невозможно. В связи с указанным, если гражданин-взыскатель отказывается от предложенного ему жилого помещения по мотивам, не имеющим юридического значения, исполнительное производство подлежит окончанию возвращением исполнительного листа взыскателю по основанию, предусмотренному подп. 6 п. 1 ст. 26 Закона об исполнительном производстве (взыскатель своим бездействием препятствует исполнению исполнительного документа), что не препятствует гражданину предъявить такой исполнительный лист к взысканию заново в пределах установленного Федеральным законом срока исполнительной давности — трех лет (подп. 1 п. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/a1358.html

Принудительная реализация права на жилое помещение

Препятствие исполнению решения суда по предоставлению квартиры

Ежегодно наблюдается динамика по увеличению количества исполнительных производств об обязании должников предоставить гражданам жилые помещения.

Можно было бы предположить, что такой существенный рост количества исполнительных производств обусловлен повышением юридической грамотности граждан, все чаще обращающихся за защитой своего права на жилище в органы судебной власти. Однако есть и другие причины.

Дело не только в приставах

Если бы со стороны соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которые непосредственно возложены функции по обеспечению граждан жилыми помещениями, реализация закрепленного в законе права на жилище осуществлялась надлежащим образом, то даже самый юридически грамотный гражданин не обращался бы к судебной защите своего права, поскольку в этом не было бы никакой нужды.

Таким образом, причиной существенного увеличения исполнительных производств данной категории является именно отсутствие надлежащей реализации права (реализации, не требующей участия органов судебной власти и органов принудительного исполнения) граждан на жилище со стороны ответственных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Практика принудительного обеспечения граждан жилыми помещениями наиболее распространена в крупных городах, что связано, с одной стороны, с большей концентрацией граждан, имеющих в силу своего социального положения право на обеспечение жилым помещением (детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей и т. д.), а с другой – с отсутствием необходимого государственного (муниципального) жилищного фонда, за счет которого возможно было бы исполнить судебные решения.

Например, общая площадь всего жилищного фонда г. Волгограда составляет 21 448,40 тыс. кв. м, из которого приватизировано 86,2%, в государственной собственности находится 1,2%, в муниципальной собственности – 12,6%.

При этомс учетом продления сроков бесплатной приватизации жилья, по данным Комитета по жилищной политике администрации г. Волгограда, прогнозируемое уменьшение объема муниципального жилищного фонда в ближайшее время дойдет до 3,5%.

Только в г. Волгограде в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на учете числится 11 895 семей, из которых 9810 принято на учет до 01.03.2005.

Средний период ожидания получения социального жилья здесь составляет 25 лет, притом что семья, находящаяся первой в общем едином списке очередников, состоит на учете нуждающихся 44 года.

Основной причиной сложившейся проблемы, как уже было обозначено, является отсутствие необходимого количества муниципального жилья, способного обеспечить реализацию жилищных прав граждан.

Это обусловлено тем, что муниципальный жилищный фонд пополняется незначительно, в основном за счет освобождения жилых помещений вторичного жилищного фонда.

Как следствие, количество очередников с каждым годом увеличивается из-за отсутствия возможности органов местного самоуправления обеспечить их жильем.

Однако получение на руки судебного решения о предоставлении жилого помещения само по себе жилищной проблемы не решает.

Объем исполненных судебных решений, предъявляемых для принудительного исполнения, за последние семь лет не достигает и 30%.

При исполнении указанных судебных решений судебные приставы-исполнители сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих, а порой делающих невозможным фактическое исполнение вступившего в законную силу судебного акта.

Недостаточность правового регулирования

Исполнительные производства о предоставлении гражданам жилых помещений являются наиболее сложными с точки зрения процедуры принудительного исполнения, обусловленной необходимостью обеспечения баланса мер принудительного исполнения с регламентированной жилищным законодательством процедурой перераспределения жилого фонда.

Сложности исполнения прежде всего связаны с ненадлежащим правовым регулированием процедуры принудительного исполнения предоставления гражданам жилья, а также с организацией перераспределения материальных ресурсов между бюджетами различных уровней при исполнении данных исполнительных документов.

Проблемы правового регулирования обусловлены отсутствием до настоящего времени четкого, урегулированного федеральным законодательством механизма принудительного исполнения исполнительных документов данной категории, учитывающего его специфику.

Глава 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирующая порядок исполнения исполнительных документов неимущественного характера, содержит общие нормы (ст.

105), распространяющиеся на все категории исполнительных документов неимущественного характера, и специальные нормы, определяющие особенности исполнения исполнительных документов неимущественного характера отдельных категорий (ст. 106–109.

3), а именно: о восстановлении на работе, вселении взыскателя, выселении должника, об административном приостановлении деятельности и т. д.

Специальных норм, определяющих особенности исполнения исполнительных документов о предоставлении гражданам жилых помещений, в законодательстве нет.

Нормативное регулирование порядка принудительного исполнения исполнительных документов о предоставлении гражданам жилых помещений ограничено положениями общей нормы, содержащейся в ст. 105 Закона № 229-ФЗ, анализ которой показывает, что меры принуждения предусмотрены лишь санкциями в виде исполнительского сбора (ст. 112 Закона № 229-ФЗ) и административных штрафов (ст. 17.15 КоАП РФ).

Таким образом, весь механизм принудительного исполнения сводится к тому, что после возбуждения исполнительного производства и по истечении срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель взыскивает с должника исполнительский сбор и устанавливает новый срок для исполнения. Если во вновь установленный срок требования исполнительного документа не удовлетворены, то применяются административные санкции по ст. 17.15 КоАП РФ; затем устанавливается очередной новый срок и т. д.

Но даже и этот механизм (если взглянуть на сущность явления, на субъекта, участвующего в качестве лица, в пользу которого поступают финансовые санкции, и в качестве лица, уплачивающего денежные средства) фактически не является механизмом принуждения по существу.

В подавляющем большинстве случаев должником по данной категории исполнительных производств являются органы государственной власти и местного самоуправления.

Но они действуют не сами по себе, а от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования – в общем, публично-правового образования, полностью (в том числе и в части уплаты финансовых санкций) финансируемого из бюджета.

Административный штраф, налагаемый за совершение правонарушения (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ), как и исполнительский сбор (ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ), подлежат уплате в соответствующий бюджет.

Следовательно, если Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования свести к единому субъекту права – публично-правовому образованию (каковыми они и являются), то механизм принудительного взыскания исполнительского сбора и административных штрафов представляет собой следующую процедуру.

Один и тот же субъект – публично-правовое образование через свой орган, федеральный орган исполнительной власти (ФССП России) налагает исполнительский сбор (административный штраф) на себя же – публично-правовое образование, действующее через соответствующий орган власти, являющийся должником по исполнительному документу.Словом, сумма исполнительского сбора или административного штрафа в качестве уплаты наложенной финансовой санкции переходит из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня.

Дальнейшее же перемещение денежных средств между бюджетами, в том числе обратно в бюджет нижестоящего уровня, из которого данные средства были изъяты, осуществляется через такие механизмы, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, как межбюджетные трансферты, бюджетные субсидии, дотации и т. д.

Но если рассматривать все межбюджетные правоотношения через призму консолидированного бюджета как свода бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ), то даже и такого перемещения не происходит: денежные средства как были в составе соответствующего консолидированного бюджета, так в нем и остаются.

Применение данных финансовых санкций не побуждает, а, напротив, затрудняет исполнение вступившего в законную силу судебного акта, поскольку фактически представляют собой дополнительную нагрузку на бюджет соответствующего уровня. В результате и без того дотационный региональный или муниципальный бюджет теряет денежные средства, которые можно было направить на приобретение жилого помещения для исполнения судебного акта.

Так, в 2016 году, по данным Комитета строительства Волгоградской области (органа, ответственного за предоставление жилья детям-сиротам на территории Волгоградской области), на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в бюджете области было предусмотрено 171,9 млн руб.

За неисполнение этих же судебных решений в отношении указанного государственного органа судебными приставами-исполнителями в 2016 году было вынесено 697 постановлений о наложении административных штрафов по ст. 17.15 КоАП РФ на сумму 34,8 млн руб., что составляет 20,24% от объема финансирования на данные мероприятия.

При этом из 454 судебных решений, по которым должником выступал данный государственный орган, в 2016 году было исполнено лишь 63 судебных акта.

Объективная в большинстве случаев невозможность исполнения решений суда в установленные сроки (ввиду отсутствия необходимого жилищного фонда, а также в бюджете денежных средств на приобретение жилья) вызывает затруднения в привлечении руководителей-должников к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

Данный фактор нивелирует злостность неисполнения вступившего в законную силу судебного решения, являющегося обязательным признаком состава преступления согласно ст. 315 УК РФ.

Иных мер воздействия по данной категории исполнительных производств на должника законодательством судебному приставу не предоставлено.

Представляется, что по данной категории исполнительных документов (должники по которым финансируются из соответствующего бюджета) необходимо ввести специальный порядок принудительного исполнения, включающий в себя прежде всего меры воздействия на личность руководителя соответствующего государственного (муниципального) органа.

Например, предусмотреть механизм непосредственной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления и государственной власти за неисполнение судебного решения с возможностью применения непосредственно судебным приставом-исполнителем санкций как финансового, так и нефинансового характера, связанных с возможностью решения вопроса дальнейшего нахождения в должности соответствующего лица.

Подобный механизм по освобождению ответственного должностного лица органа местного самоуправления за неисполнение судебного акта в настоящее время предусмотрен в ст. 74, 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и даже имеет определенное практическое применение.

Так, на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам и в Центральном районном отделе судебных приставов г.

Волгограда УФССП России по Волгоградской области находились исполнительные производства об обязании администрации г. Волгограда предоставить жилые помещения гражданам.

Несмотря на принятые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения, требования, содержащиеся в исполнительных документах, должником не исполнены.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/341861/

Всё о кредитах
Добавить комментарий