Расселение дома в соответствии с законодательством

Содержание
  1. Как ускорить снос аварийного дома?
  2. Отвечает руководитель проекта «Рамблер/финансы» Николай Косяк:
  3. Отвечает адвокат, к. ю. н. Юлия Вербицкая:
  4. Отвечает ведущий юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания» Елена Вожова:
  5. Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 – 2025 годы, Постановление Правительства Ярославской области от 29 марта 2019 года №224-п
  6. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 – 2025 годы
  7. Паспорт региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 – 2025 годы
  8. Общая потребность в ресурсах
  9. I. проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
  10. II. Цель и задача Программы
  11. III. Требования к проектируемым (строящимся) или приобретаемым жилым помещениям
  12. Законопроект о расселении пятиэтажек позволит мэрии принудительно переселять жителей и компании
  13. Уральский застройщик: в маленьких городах могут перестать возводить многоквартирные дома
  14. Живите дальше: ветхие дома оставят в эксплуатации
  15. Программа-максимум
  16. Прикрыть лазейки
  17. Реальность и цифры

Как ускорить снос аварийного дома?

Расселение дома в соответствии с законодательством

Только путем обращения в соответствующие органы местного самоуправления или государственной власти. Одновременно следует написать письмо в прокуратуру. Правда, срок ответа на заявления граждан, в соответствии с законодательством, составляет месяц.

Как доказать, что жилье аварийное, и переехать в новый дом

Какие вторичные квартиры не стоит покупать? Качественные характеристики

Отвечает руководитель проекта «Рамблер/финансы» Николай Косяк:

Сроки расселения дома фиксируются в специальной программе, которая принимается чиновниками на местах. При этом в законодательных актах этот срок обозначен размыто – «в разумный период».

Именно поэтому встречаются случаи, когда чиновники на местах не торопятся предоставлять новое жилье вместо аварийного. Жильцы могут оспорить сроки сноса жилья. Для этого требуется доказать, что проживание в аварийном доме представляет угрозу их жизни и здоровью.

Нужно привлечь независимых экспертов для оценки состояния дома, составить подробные акты, после чего передать документы в межведомственную комиссию.

Помимо заключения эксперта, также требуется предоставить техпаспорт помещения, план жилого помещения, копии документов, подтверждающих законное владение имуществом. Также рекомендуется приложить жалобы жильцов, их подписи.

Комиссия обязана рассмотреть заявление граждан в течение месяца. Если с вердиктом чиновников жильцы многоквартирного дома не согласны, тогда рекомендуется обращаться в прокуратуру и в суд.

Как правило, рассмотрение таких дел в суде составляет порядка трех месяцев. С решением суда можно обращаться к муниципальным властям.

Если же и в этом случае предоставление жилья затягивается, тогда можно идти в суд повторно для изменения способа решения суда – то есть получить не недвижимость, а деньги.

Как купить квартиру в доме под снос?

Квартиры-студии в старом фонде: главные риски

Отвечает адвокат, к. ю. н. Юлия Вербицкая:

Обязанность по расселению многоквартирного дома, признанного аварийным, отнесена к компетенции органов муниципальной власти. При этом расселение аварийного дома, как правило, связано с наличием у муниципального образования бюджета и жилой площади, которую необходимо дать жителям аварийного дома.

К сожалению, на практике довольно часто встречается ситуация, когда в отсутствие средств, необходимых на расселение, или отсутствие достаточного количества квартир аварийные дома, несмотря на критическое состояние и фактическую опасность нахождения в них, существуют в нерасселенном виде довольно долго. При этом обращения и жалобы, как правило, остаются без внимания, поскольку не могут повлиять на увеличение бюджета или квадратных метров, необходимых для того чтобы расселить аварийный жилой дом.

Что же могут предпринять жители, чтобы защитить себя? Ответ очевиден: вам нужны все проявления физической или аварийной опасности. Например, фиксируйте утечку газа или обвал кирпичной кладки, угрожающий жизни, здоровью и безопасности людей.

Как только до исполнительной власти региона доходит информация о том, что аварийный дом может стать (или стал) источником непосредственной опасности для окружающих, во избежание уголовной, административной ответственности, а также огласки этого неприглядного факта, чиновники действуют активнее.

В этом случае уместно обратиться адресно к главе администрации района, в прокуратуру и, конечно, в СМИ.

Почему ваш дом могут снести?

Как лучше распорядиться ¼ долей квартиры в ветхом доме?

Отвечает ведущий юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания» Елена Вожова:

В Российской Федерации существует очередность передачи гражданам жилья для проживания. Так, в первую очередь жилье предоставляется тем гражданам, которые живут в домах, официально признанных аварийными.

Если в квартира в аварийном доме гражданин живет по договору соцнайма, после официального признания строения непригодным для проживания жильцу должны предоставить новое жилое помещение.

Если аварийное жилье находится у гражданина в собственности, он вправе претендовать на компенсацию со стороны государства (в размере рыночной стоимости жилья) либо другое благоустроенное жилье.

Часто процесс значительно затягивается из-за отсутствия у властей подходящей жилплощади или денежных средств. Для граждан, не готовых тратить время на ожидание, возможны следующие варианты.

  1. Переселение в имеющиеся свободные квартиры. По закону гражданину должна быть предоставлена квартира, по площади и иным характеристикам не уступающая предыдущей. Но в законе не сказано, что это требование распространяется именно на жилую площадь помещения. Нередки случаи, когда жильцам аварийного дома предлагается жилье с большими лоджиями, кладовыми, но маленькими жилыми комнатами, и часто граждане соглашаются на такие условия, чтобы не тратить время на ожидание своей очереди. Также при согласии гражданина, подтвержденного письменным заявлением, местные власти могут принять решение предоставить жилье в другом населенном пункте. Стоит помнить, что и собственник, и наниматель жилья вправе отказаться от переезда в квартиру, уступающую по характеристикам предыдущей. Но часто переезд в то жилье, которое есть на данный момент, решает проблему.
  2. Получение денежной компенсации. Этот вариант подойдет собственникам жилья, которые вместо переселения вправе претендовать на получение денежной выплаты. Если предоставление нового жилья значительно затягивается, есть смысл подумать о получении денежной компенсации, чтобы на эти деньги самостоятельно купить квартиру. Правда, квартира в аварийном доме по объективным причинам стоит дешево, поэтому на покупку равноценной квартиры средств может не хватить.
  3. Обращение в суд. Нередко чиновники затягивают расселение аварийного дома без объективных причин. В такой ситуации собственники и наниматели жилых помещений смогут отстоять свои права, обратившись в суд с иском к представителям власти о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Перед посещением судебной инстанции разумно обратиться в органы прокуратуры.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Кто должен устранять трещины в стенах многоэтажки?

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?

Нужно ли платить за капитальный ремонт?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/kak_uskorit_snos_avariynogo_doma/6967

Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 – 2025 годы, Постановление Правительства Ярославской области от 29 марта 2019 года №224-п

Расселение дома в соответствии с законодательством

В целях реализации на территории Ярославской области Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 – 2025 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Неженца В.С.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

ПредседательПравительства области

Д.А.СТЕПАНЕНКО

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 – 2025 годы

УтвержденапостановлениемПравительства области

от 29.03.2019 N 224-п

Паспорт региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 – 2025 годы

Наименование Программырегиональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 – 2025 годы (далее – Программа)
Заказчик ПрограммыПравительство области
Основания разработки ПрограммыФедеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ);Жилищный кодекс Российской Федерации
Куратор Программызаместитель Председателя Правительства области Неженец Виктор Станиславович
Ответственный исполнитель Программыдепартамент строительства Ярославской области,департамент финансов Ярославской области – в части финансирования мероприятий Программы
Исполнители Программыдепартамент строительства Ярославской области;органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее – органы местного самоуправления)
Основной разработчик Программыдепартамент строительства Ярославской области
Цель Программыфинансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов при условии, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение показателей реформирования жилищно-коммунального хозяйства, определенных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ
Задача Программыобеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 01 января 2017 года, в том числе за счет привлечения финансовой поддержки государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд)
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы– общая площадь расселенных жилых помещений в рамках реализации Программы;- количество расселенных жилых помещений;- число жителей, переселенных в результате реализации Программы
Сроки (этапы) реализации Программы2019 – 2025 годы
Объемы и источники финансирования Программыобщая потребность – 4286431467,42 рубля;справочно: потребность в средствах Фонда составляет 4114974208,72 рубля;областного бюджета – 151690136,89 рубля;местных бюджетов – 19767121,81 рубля;внебюджетных источников финансирования – 0,00 рубля
Ожидаемые конечные результаты реализации Программыобщая площадь расселенных жилых помещений – 97001,41 кв. метра, в том числе:по I этапу (2019 и 2020 годы) – 8831,74 кв. метра;по II этапу (2020 и 2021 годы) – 8931,47 кв. метра;по III этапу (2021 и 2022 годы) – 8931,47 кв. метра;по IV этапу (2022 и 2023 годы) – 23435,58 кв. метра;по V этапу (2023 и 2024 годы) – 23435,58 кв. метра;по VI этапу (2024 и 2025 годы) – 23435,57 кв. метра;количество расселенных жилых помещений – 2811 единиц, в том числе:по I этапу (2019 и 2020 годы) – 236 единиц;по II этапу (2020 и 2021 годы) – 252 единицы;по III этапу (2021 и 2022 годы) – 264 единицы;по IV этапу (2022 и 2023 годы) – 660 единиц;по V этапу (2023 и 2024 годы) – 695 единиц;по VI этапу (2024 и 2025 годы) – 704 единицы;число переселенных жителей – 6011 человек,в том числе:по I этапу (2019 и 2020 годы) – 535 человек;по II этапу (2020 и 2021 годы) – 554 человека;по III этапу (2021 и 2022 годы) – 599 человек;по IV этапу (2022 и 2023 годы) – 1419 человек;по V этапу (2023 и 2024 годы) – 1500 человек;по VI этапу (2024 и 2025 годы) – 1404 человека
Ответственные лица для контактовЖучков Виктор Евгеньевич – первый заместитель директора департамента строительства Ярославской области, тел. 40-04-40;Жгулева Татьяна Васильевна – начальник отдела реализации государственных капитальных вложений департамента строительства Ярославской области, тел. 40-06-25
Электронный адрес размещения информации о Программе в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”http://www.yarregion.ru/depts/str/tmpPages/programs.aspx

________________

* Потребность в средствах Фонда носит предварительный характер, подлежит изменению после принятия закона о федеральном бюджете и доведения лимитов до Ярославской области.

Общая потребность в ресурсах

Этапы реализации ПрограммыОбъем финансирования, тыс. руб.
финансовые ресурсыобластной бюджетместный бюджетФонд
I этап (2019 и 2020 годы)362175,79512856,2731630,822347688,70
II этап (2020 и 2021 годы)397521,86613771,4172129,449381621,00
III этап (2021 и 2022 годы)397521,86714063,1711837,696381621,00
IV этап (2022 и 2023 годы)1043070,79537671,7274051,0891001347,979
V этап (2023 и 2024 годы)1043070,79536919,2284803,5881001347,979
VI этап (2024 и 2025 годы)1043070,34936408,3205314,4781001347,551
Итого4286431,467151690,13619767,1224114974,209

________________

* С учетом средств Фонда, областного и местных бюджетов (средства Фонда будут внесены в сводную бюджетную роспись и Закон Ярославской области от 24 декабря 2018 г. N 93-з “Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов” при доведении лимитов предоставления финансовой поддержки Ярославской области за счет средств Фонда).

I. проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

По состоянию на 01 января 2017 года жилищный фонд Ярославской области, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, по информации муниципальных образований области, составляет 97001,41 тыс. квадратных метров.

Ввиду несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, аварийное жилье не только не обеспечивает комфортного проживания граждан, но и создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем людей.

Владельцы аварийного жилья не могут в полной мере реализовать свои права на управление жилищным фондом, предусмотренные действующим жилищным законодательством, получать полный набор жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества.

Аварийные дома ухудшают внешний облик городов и поселков, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территорий.

Значительную часть аварийного жилищного фонда Ярославской области составляет жилье, занимаемое на условиях социального найма и являющееся муниципальной собственностью.

Однако органы местного самоуправления, являющиеся собственниками жилых помещений и исполняющие полномочия по обеспечению жильем проживающих на территории муниципальных образований области граждан, не располагают достаточными финансовыми ресурсами для решения проблемы ликвидации аварийного жилого фонда. Поэтому решение данной проблемы требует консолидации финансовых ресурсов федерального и местного уровней.

Программа разработана в рамках реализации регионального проекта “Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда”, утвержденного протоколом заочного заседания регионального проектного комитета от 14.12.2018 N 2018-2.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ предусматривается расселение всех многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года, за период 2019 – 2025 годов.

При расселении аварийного жилья в рамках Программы учитывается необходимость развития малоэтажного строительства. Малоэтажное строительство характеризуется быстротой возведения, удобством планировки земельных участков, применением современных энергоэффективных технологий, что обеспечивает удобство и комфорт для проживания граждан.

Применение программного метода решения проблемы ликвидации аварийного жилья обеспечит управляемость процесса, достижение целевых показателей реализации проводимых мероприятий, контроль за целевым и эффективным использованием средств, направляемых на расселение аварийного жилищного фонда как в Ярославской области в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях области в частности.

II. Цель и задача Программы

Целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в Программе, при условии, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение показателей реформирования жилищно-коммунального хозяйства, определенных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийных многоквартирных домов, в том числе за счет привлечения финансовой поддержки Фонда.

III. Требования к проектируемым (строящимся) или приобретаемым жилым помещениям

Требования необходимо учитывать муниципальным заказчикам при подготовке документации на проведение закупок в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, за исключением соглашений на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию.

Требования к жилым помещениям, приобретаемым по контрактам на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию, устанавливаются муниципальным заказчиком самостоятельно.

Nп/пНаименование требованиятребования
123
1Требования к проектной документации на строящийся многоквартирный домв проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики жилья, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть установлены таким образом, чтобы в процессе строительства и эксплуатации жилье было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды.Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями:- Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”;- Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”;- постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию”;- СП 42.13330 “СНиП 2.07.* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1034/пр “Об утверждении СП 42.13330 “СНиП 2.07.* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”;

Источник: http://docs.cntd.ru/document/553255177

Законопроект о расселении пятиэтажек позволит мэрии принудительно переселять жителей и компании

Расселение дома в соответствии с законодательством

Москва возьмет все, что ей нужно для ударной стройки /Максим Стулов

В Госдуму внесен законопроект, регулирующий вопросы сноса «ветхих» пятиэтажек и переселения москвичей в новые дома.

Он предполагает поправки в несколько законов, в том числе о статусе столицы: к ее функциям добавится реновация жилищного фонда. Москва собирается снести 25 млн кв.

м устаревшего жилья, переселив 1,6 млн человек в современные дома, – о готовящейся программе сноса хрущевок мэр Сергей Собянин объявил на встрече с президентом России Владимиром Путиным 21 февраля.

Реализовать масштабную программу реновации без внесения изменений в законы не представляется возможным, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Процесс подготовки территории, проектирования, строительства и ввода в соответствии с нынешним законодательством занимает 3,5 года, Москва хочет уложиться в два года.

Для этого предлагается ограничить права жителей пятиэтажек и кардинально изменить градостроительное регулирование в Москве.

Специально под эту программу Москва создаст фонд содействия реновации жилищного фонда (см. врез). Механизм расселения следующий. Сначала городские власти принимают решение о выводе из эксплуатации дома, попавшего в программу реновации.

Затем со всеми собственниками и нанимателями квартир подписываются договоры о переходе права собственности на их имущество.

Если такой договор не заключен в течение 60 дней со дня направления предложения о предоставлении нового жилья, то право собственности может быть прекращено в судебном порядке.

Если суд удовлетворит требование Москвы (о понуждении к заключению договора о переходе права собственности и освобождении помещения. – «Ведомости»), это решение должно быть удовлетворено немедленно, говорится в законопроекте.

При этом собственник квартиры сможет оспорить решение суда только в части равнозначности предоставляемого жилья. Оспаривание в суде решений Москвы «не является препятствием» для вынесения решений по искам о понуждении к заключению договоров о переходе права собственности и выселении, говорится в документе.

По сути, сразу после первого суда права на помещения переходят к городу Москве.

Москва фактически пытается ограничить функции суда и лишить граждан права на судебную защиту, считает партнер КА «Юков и партнеры» Сергей Сорокин. По сути, это мораторий на обеспечительные меры на период судебных разбирательств и фактический отказ от рассмотрения судебных дел по существу, комментирует другой юрист.

Документ предполагает, что жители пятиэтажек получат равнозначное жилье. Под ним понимается жилое помещение, общая площадь которого не меньше освобождаемого, а количество комнат такое же.

Жилая площадь квартир метр в метр, прихожая, кухня и санузел – «по новым стандартам, как правило, больших размеров», описывал условия Собянин.

Жилье должно быть расположено в том же районе или соседнем, за исключением Центрального округа, Зеленограда и присоединенных территорий (в них жилье будет предоставлено в пределах округа). Пояснительная записка обещает увеличение стоимости новых квартир до 35%.

Фонд может выступать как заказчиком нового строительства, так и непосредственно застройщиком, указано в пояснительной записке. Для строительства фонду могут быть предоставлены участки в аренду без торгов или в безвозмездное пользование. Фонд также получит право привлекать средства граждан по договорам долевого участия.

А вот собственнику нежилого помещения в пятиэтажке будет предоставлено помещение такой же площади, но уже в любом районе города.

В случае отказа его ждет такая же процедура понуждения, как и владельца квартиры.

«Собственники нежилых помещений в пятиэтажках потеряют свой бизнес, ведь компенсация метрами в другом месте может быть неравнозначной», – опасается учредитель S. Holding Алексей Шепель.

В корне меняются правила градостроительных и земельных отношений. В частности, власти могут обойти правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые вступят в силу 1 июля 2017 г. ПЗЗ регламентируют застройку каждого квартала, и править их можно только после публичных слушаний, проводя изменения через Мосгордуму.

Для пятиэтажек предлагается принимать решения по планировке территории без учета ранее утвержденной документации и установленных земельным законодательством России требований к участкам.

Если власти примут решения о застройке территории, а виды разрешенного использования на ней не будут соответствовать ПЗЗ, изменения в правила будут утверждаться одновременно с документами по планировке территорий (постановлением правительства Москвы).

Также при реновации кварталов власти допускают выдачу градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) без образования самого земельного участка (определения границ и постановки на кадастровый учет).

Если при расселении пятиэтажек для создания инфраструктуры понадобятся какие-то земельные участки, находящиеся в частной собственности, власти могут установить на них публичный сервитут – ограниченное право пользования землей, уточняется в законопроекте.

Предлагается отменить требование предоставлять правоустанавливающие документы на земельный участок при выдаче разрешения на строительство линейных объектов инженерной инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию, осуществление кадастрового учета.

Достаточно приложить решение об установлении сервитута.

Если же для подготовки документации по планировке территории потребуется отступить от требований технических регламентов, пожарной безопасности и проч., то город может выдать специальные технические условия, которые сам и разработает, говорится в проекте.

«Получается, можно изъять любой участок земли или нежилое помещение под застройку жильем для переселения, поменять ВРИ, отменить утвержденный ППТ [проект планировки территории], без регистрации права собственности получить ГПЗУ и застроить чужую землю жильем под переселение, главное – включить в границы реновации», – комментирует Шепель.

Предлагаемые изменения в закон о статусе столицы, по словам Сорокина, фактически ставят региональные нормативные правовые акты в приоритет перед федеральным законодательством, что прямо противоречит основам конституционного строя.

«Как бывший чиновник, отвечавший за проектирование муниципального жилья в Москве, считаю, что это лучший закон по недвижимости.

Создается государственная монополия на строительство и продажу всех типов жилья в Москве по образцу бывшего ДИПСа [департамент инвестиционных программ строительства Москвы, строил жилье за счет бюджета], но в 25 раз больше и без каких-либо федеральных или законодательных ограничений», – комментирует Шепель.

«Если цель – реальное улучшение жилищных условий москвичей, то эти предложения нужно серьезно корректировать – в отношении и жителей пятиэтажек, и владельцев нежилой недвижимости.

Иначе возникнут конфликты с жителями. Принудительного переселения быть не должно. Предлагаемая конфигурация может создать и имиджевые, и политические риски накануне выборов мэра и президента в 2018 г.

», – считает политолог Дмитрий Орлов.

Источник: https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2017/03/13/680816-rasselenii-pyatietazhek-prinuditelno

Уральский застройщик: в маленьких городах могут перестать возводить многоквартирные дома

Расселение дома в соответствии с законодательством
https://www.znak.com/2019-11-01/uralskiy_zastroychik_v_malenkih_gorodah_mogut_perestat_vozvodit_mnogokvartirnye_doma

2019.11.01

Яромир Романов / Znak.com

В небольших свердловских городах назревает кризис в строительной отрасли из-за новых правил переселения жителей из аварийных домов, утверждает депутат думы Талицы, местный застройщик Андрей Яровиков.

Он пожаловался депутату Госдумы, единороссу Максиму Иванову на областной минстрой, который принял решение выплачивать деньги людям, которых переселяют из аварийного жилфонда, а не покупать им квартиры в новостройках.

Яровиков утверждает, что из-за этого становится невыгодно строить новое жилье, так как в небольших городах его в основном покупали как раз для переселенцев. Компании Яровикова, отметим, регулярно получали муниципальные контракты на строительство квартир для переселения жителей аварийных домов.

Как говорится в обращении Яровикова к депутату Госдумы, начальник жилищного отдела свердловского минстроя Илья Кисин при общении с представителями муниципалитетов «в категоричной форме настаивает на отказе в предоставлении собственникам жилых помещений аварийных домов новых квартир взамен изымаемых».

Он мотивирует это тем, что статья 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает только компенсационную выплату. Однако Яровиков обращает внимание на определение, утвержденное президиумом Верховного суда 24 апреля 2019 года.

Из этого документа следует, что «собственник жилого помещения имеет право выбора»: выплата или новая квартира.

Но, по словам талицкого депутата, минстрой, не учитывая права выбора, заложил в региональную программу переселения на 2019–2025 год 6,79 млрд рублей на выкуп аварийного жилья. Таким образом, у муниципалитетов сейчас нет возможности покупать переселенцам новые квартиры.

Отметим, помимо депутатской деятельности, Андрей Яровиков является руководителем и единственным владельцем нескольких талицких строительных компаний: ООО «ТСК-1», ООО «ТСК-2», ООО «Талинвестстрой».

В 2016 году ООО «ТСК-1», по данным СПАРК, получила муниципальные контракты на общую сумму 48,1 млн рублей на строительство 30 жилых помещений для переселения жителей аварийных домов.

ООО «ТСК-2» в 2019 году получила контракты на сумму 107,9 млн рублей для строительства жилья для сирот и для переселенцев из аварийного жилфонда. В 2016 году компания выполняла контракты на переселение из аварийного жилья на сумму 88,5 млн рублей.

Также эта компания выполняла и другие контракты, например: строила детские сады и ремонтировала улицы. В 2014 году объем муниципальных контрактов превысил более 400 млн рублей.

В обращении к депутату Госдумы Андрей Яровиков утверждает, что в небольших свердловских городах основными покупателями жилья в новостройках являются органы власти. Ранее новые квартиры покупали для сирот и для переселенцев из аварийного жилфонда. При этом в федеральном законодательстве есть ограничение: количество квартир в доме для сирот не может превышать 25%.

В итоге жилье, по мнению депутата, остается невостребованным.

«Реальный пример: в Талице в марте 2019 года построили дом на 36 квартир с площадями квартир по 33 квадратных метра для предоставления сиротам (текущая потребность — 50 квартир), Фонд [жилищного строительства] купил только девять квартир, 11 квартир купил муниципалитет для социального найма переселенцам, 16 квартир „зависли“.

В августе 2019 года завершено строительство дома на 33 квартиры с площадями от 33 до 65 квадратных метров в соответствии с квартирограммой двух аварийных домов. Часть квартир выкупил муниципалитет — опять же только для переселения граждан из муниципальных квартир», — пишет депутат. 

По его словам, сейчас в Талице есть 41 квартира в новостройках, и строить на перспективу нет смысла, хотя в городе есть площадки, обеспеченные инфраструктурой, и 14 тыс. квадратных метров аварийного жилья.

По мнению депутата, такая политика в отношении переселения из аварийного жилья приведет к увеличению оттока населения из небольших городов. Также это опасно прекращением строительства многоквартирных домов в таких населенных пунктах, где стоимость жилья ниже себестоимости строительства, уверен Андрей Яровиков.

Депутат Госдумы Максим Иванов сообщил, что готовит запрос губернатору по этому поводу. «Практика показывает, что, получая деньги, люди нередко тратят их в первую очередь на погашение кредитов, приобретение техники. А когда дело доходит до покупки новой квартиры, средств остается максимум на утлую избушку в деревне.

В такой ситуации получается, что и граждане без новой квартиры, и застройщик без денег, и муниципалитет без новых домов, и нацпроект „Жилье и городская среда“ (в нем заложены показатели по объемам жилья, которое необходимо построить, и по сокращению аварийного жилфонда. — Znak.com) под угрозой срыва», — отметил Иванов.

По его словам, в Камышлове, где он был сегодня, ситуация аналогичная.

В правительстве региона сообщили, что механизм получения квартир, а не компенсационной выплаты, остался.

По данным свердловского минстроя, расселение проводится в соответствии с законодательством и «гражданин самостоятельно принимает решение о способе улучшения своих жилищных условий».

Но, согласно Жилищному кодексу РФ, «претендовать на получение жилья взамен аварийного могут лишь те, кто проживает по договору социального найма», уточнили в министерстве. Им предоставляют квартиры взамен изымаемого жилья в обязательном порядке.

В остальных случаях процедура другая. «Собственники жилых помещений могут рассчитывать на получение компенсации за свое аварийное жилье.

Второй вариант — покупка жилья по соглашению с собственником жилого помещения.

Собственнику может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение», — добавили в ведомстве.

В ведомстве добавили, что если у собственника есть желание получить квартиру, администрация может предоставить ему жилье, причем необязательно в новостройке. «Если новый вариант стоит дороже, то собственник доплачивает разницу», — уточнили в министерстве.

Оценку жилья и размер компенсации определяет специализированный оценщик исходя из трех составляющих: оценки помещения, стоимости земельного участка, где располагается аварийный дом, а также расходов, связанных с переездом граждан.

Кроме того, как рассказали в министерстве, сейчас проходят согласования поправки в Жилищный кодекс РФ, в соответствии с которыми собственники помещении смогут получать субсидии на покупку жилья или на возмещение части расходов по кредитам.

Источник: https://www.znak.com/2019-11-01/uralskiy_zastroychik_v_malenkih_gorodah_mogut_perestat_vozvodit_mnogokvartirnye_doma

Живите дальше: ветхие дома оставят в эксплуатации

Расселение дома в соответствии с законодательством

Правительство готовит серьезные изменения механизмов переселения граждан из аварийного жилья. До конца июня планируется закончить работу над поправками в Жилищный кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которые подготовил Минстрой.

После этого документ будет внесен на рассмотрение Госдумы, сообщила «Известиям» представитель вице-премьера Виталия Мутко.

Проект поправок предполагает закрепление в законе понятия «ветхое жилье», которое не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому будет эксплуатироваться и включаться в программу капремонта.

Документом предусмотрен и ряд мер господдержки — как для инвесторов, так и для жителей расселяемых домов, которые хотят не просто получить недвижимость взамен аварийной, но и улучшить условия. Однако некоторые эксперты уверены: латать дыры в действующем механизме уже поздно — пора менять его парадигму.

С 2019 года переселение из аварийного жилья выполняется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». В соответствии с паспортом проекта, к 2024 году количество переселенных граждан должно составить почти 531 тыс. человек, а объем расселенного непригодного жилья — 9,54 млн кв. м.

— В этом году еще используются механизмы переселения, которые существуют с начала реализации программы.

Но одновременно с этим мы проанализировали лучшие практики регионов и их методы расселения, которые были наиболее успешны, и подготовили ряд изменений в существующие законы, — пояснили «Известиям» в Минстрое.

— Наши предложения по корректировке законодательства поддержали и представители регионов, и Госдумы, и ОНФ. В настоящее время эти предложения рассматриваются в правительстве РФ.

Законопроект находится «в высокой степени готовности», в свою очередь, уточнила представитель вице-премьера Виталия Мутко, курирующего вопросы строительства и регионального развития.

— До конца июня планируется завершить работу над законом и внести его в Госдуму, — сообщила она.

Программа-максимум

Документ предполагает внесение существенных поправок в Жилищный кодекс и 185-ФЗ. Во-первых, Минстрой предложил ввести понятие «ветхое жилье», которое раньше в законодательстве закреплено не было.

— По сути, ветхое жилье — это значительно изношенное жилье, но по своим эксплуатационным параметрам еще не ставшее аварийным, — пояснили в Минстрое. — Разница между аварийным и ветхим жильем существенная.

Первое создает угрозу жизни и здоровью граждан и требует обязательного отселения, второе таких угроз не создает, поэтому при соответствующем ремонте и последующем регулярном мониторинге технического состояния может эксплуатироваться.

Согласно поправкам в Жилищный кодекс, ветхие дома останутся в программе капитального ремонта -— для них будет утверждаться краткосрочный план необходимых работ.

— Предполагается, что ремонт будет выполняться за счет фонда капремонта. Эти дома будут под постоянным наблюдением их технического состояния, — уточнили в ведомстве.

Сейчас дома с высоким уровнем износа по решению региональных властей могут быть исключены из программы капремонта, невзирая на то что такое жилье требует особых условий эксплуатации.

Во-вторых, в документе проработаны инструменты господдержки граждан, которых расселяют из аварийных домов.

— Изменения в 185-ФЗ позволят направлять федеральные средства и на субсидирование самих граждан, в частности на приобретение жилья и на возмещение процентов по ипотечным кредитам, — рассказали в Минстрое.

Прикрыть лазейки

В прошлом году правила получения недвижимости взамен той, которая сносится, уже претерпели определенные изменения. В частности, граждане, которые не желают переселяться в равноценное жилье, получили право доплатить из собственных средств за улучшение условий.

Новые поправки предоставляют возможность для этих целей воспользоваться государственной субсидией, например, для снижения ипотечной ставки.

Объем и правила такой поддержки определят на региональном уровне, а средства будут предоставляться из федерального бюджета через Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

— Мы также проработали инструменты поддержки инвесторов, реализующих проекты развития территорий.

Прежде всего, считаем необходимым расширить перечень возможных объектов, которые могут находиться на территориях развития, и тем самым расширить круг земельных участков, куда смогут зайти инвесторы.

Другой вариант господдержки — до 25% от затрат инвестора на расселение жителей аварийных домов, — сообщили в Минстрое.

Кроме того, поправки позволят «прикрыть лазейки» для злоупотреблений со стороны местных администраций и застройщиков при расселении целых участков. Об этом «Известиям» на ПМЭФ-2019 рассказал министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев.

Он привел конкретный пример из региональной практики. Так, на участке может находиться шесть домов, четыре из которых признаны аварийными, а два — нет. При этом застройщику интересна вся площадка для использования в коммерческих целях.

Поэтому под снос идут все дома.

— Мы в данном случае прописываем в законе, что в случае изъятия такого земельного участка для использования в коммерческих целях все деньги от его реализации должны вернуться в программу сноса аварийного жилья.

Это позволит предотвратить описанную ситуацию, поскольку муниципалитет при принятии решения будет осознавать, что все денежные средства будут возвращены в программу, а не в местный бюджет, — пояснил Владимир Якушев.

Реальность и цифры

По данным Минстроя, на 1 января 2019 года признано аварийным и требует расселения 15,3 млн кв. метров жилья. При этом некоторые эксперты считают, что этот показатель не отражает реальности.

— Полагаю, что на самом деле такого жилья в разы больше, — уверен председатель комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП Андрей Широков.

— Просто для того, чтобы признать дом аварийным, нужно пройти большое количество согласований.

При этом местные власти затягивают всячески эту процедуру, поскольку после этого приходится вешать на себя проблему по расселению, а зачастую этот процесс проблематичен.

По мнению эксперта, любые изменения законодательства по этому вопросу — лишь лакировка проблем, которые копились два десятка лет.

— Пора перестать латать дыры в существующем механизме, надо сменить парадигму, — считает он.

В решение проблемы аварийного и ветхого жилья, подчеркнул Андрей Широков, нужно активнее вовлекать собственников, например, переводя в их собственность земельные участки.

— А уже потом хозяева недвижимости в многоквартирном доме могут сами решить его судьбу. И выбрать — или через управляющую компанию проводить ремонт, или вступать в переговоры с застройщиком, — пояснил он.

Поправки положат конец нерациональной трате средств на уровне регионов, выразила надежду в разговоре с «Известиями» и член центрального штаба «Общероссийского народного фронта», координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды Светлана Калинина. По ее словам, на встречах с Минстроем эксперты уже неоднократно поднимали эту тему.

Источник: https://iz.ru/889955/anna-kaledina/zhivite-dalshe-vetkhie-doma-ostaviat-v-ekspluatatcii

Всё о кредитах
Добавить комментарий