Реабилитационные основания.Трудоустройство

Профессиональная реабилитация и трудоустройство инвалидов боевых действий и военной службы тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Реабилитационные основания.Трудоустройство

На правах рукописи

Я

С

Захарова Екатерина Анатольевна

Профессиональная реабилитация и трудоустройство инвалидов боевых действий и военной службы

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

11 ДЕК 2013

Москва – 2013

005543368

005543368

Диссертационная работа выполнена на кафедре экономики труда и персонала экономического факультета ФГБОУ ВПО «Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

кандидат экономических наук, доцент

кафедры экономики труда и персонала экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Луданик Марина Валерьевна

доктор экономических наук, профессор

кафедры политической экономии

экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Кадомцева Светлана Владимировна

кандидат экономических наук

председатель правления Межрегиональной общественной организации инвалидов «Пилигрим»

Белькова Надежда Михайловна

Ведущая организация:

Образовательное учреждение профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений»

Защита состоится «26» декабря 2013 г. в 11:00 часов в ауд. Пб на заседании диссертационного совета Д 501.001.17 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: РФ, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д.1, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, стр. 46, 3-й новый учебный корпус, Экономический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: 119234, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27.

Автореферат размещен в сета интернет на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru/ и экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова http://www.econ.msu.ru

Автореферат разослан «26» ноября 2013 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

Доктор экономических наук, профессор

Казаков В.Н.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы обусловлена тем, что сформировалась достаточно большая совокупность лиц с инвалидностью как в мире, так и в России.

По данным опубликованным в 2012 году в информационном бюллетене №352 Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)1 в мире насчитывается более 1 миллиарда людей (примерно 15% всего населения), имеющих какую-либо форму инвалидности.

Россия принадлежит к числу стран, где уровень инвалидности (16,4%) превышает аналогичный показатель стран ЕС (11,1%) на 5,3%2.

На уровень инвалидности могут влиять различные факторы: экономические, политические, исторические и др. Так, применение военной силы в вооруженной борьбе сопровождается жертвами и увеличением числа инвалидов среди военнослужащих и сотрудников спецслужб.

В нашей стране проживает большое число лиц – участников войн и боевых действий, в том числе и инвалидов военной службы (далее инвалиды БД и ВС), которые нуждаются в поддержке со стороны государства и общества в целом.

Если говорить о величине данной группы лиц с инвалидностью то, к примеру, в США число инвалидов БД и ВС в 2007 году насчитывалось почти 3,5 миллиона3, к 2012 году – 2,729 млн.человек4. По официальным данным, в нашей стране к 2007 году проживали свыше 77 тыс.

человек5, которые стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы. А к 2012 году в России инвалидов БД и ВС насчитывалось 47 тыс.человек6. Не смотря на

'Информационный бюллетень №352 ВОЗ, ноябрь 2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.mt/mediacentre/factsheets/fs352/ru/index.html (дата обращения 12.05.2012, 17:06)

2 Данные последнего Международном исследования состояния здоровья населения (World Health Survey, 2002-2004). Это самое крупное и масштабное исследование по проблемам здоровья и инвалидности за последние 10 лет, и оно отвечает требованиям единообразия и проводилось с использованием общего для всех стран вопросника.

Основу данного исследования составили две базы данных: Всемирное исследование состояния здоровья (World Health Survey, 2002-2004) и Международный обзор «Глобальное бремя заболеваний» (Global Burden of Disease, 2004). //«Всемирный доклад об инвалидности». ВОЗ и Всемирный Банк, 2011 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://whqlibdoc.who.

int/publications/201 l/9789240685215_eng.pdf (дата обращения 29.07.2013,12:45).

Источник: http://economy-lib.com/professionalnaya-reabilitatsiya-i-trudoustroystvo-invalidov-boevyh-deystviy-i-voennoy-sluzhby

Основания возникновения права на реабилитацию

Реабилитационные основания.Трудоустройство
04.10.2016  / Центральный аппарат

    В соответствии со ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

    В уголовном судопроизводстве право граждан на реабилитацию и порядок его реализации закреплены в нормах главы 18 УПК РФ.

   Под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.

   Согласно ч.1 ст.133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

   В соответствии с ч.2 ст.133 УПК РФ право на реабилитацию имеют:

  – подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пп.1, 2, 5, 6 ч.1 ст.24, пп.1, 4, 5 ч.1 ст.

27 УПК РФ (отсутствие события, состава преступления, непричастность к совершению преступления; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; наличие вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению или определения (постановления) суда о прекращении уголовного дела по тому же обвинению; наличие неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела и т.д.);

– подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор либо уголовное преследование прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;

– осужденный в случае полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пп.1, 2 ч.1 ст.27 УПК РФ;

– лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры;

– лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.

   Право на реабилитацию при постановлении оправдательного приговора либо прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, указанным в ч.2 ст.133 УПК РФ, имеют лица, привлекаемые к уголовной ответственности по делам частного, публичного и частно-публичного обвинения.

    Положения главы 18 УПК РФ не распространяются на лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено ввиду издания акта об амнистии; истечения сроков давности; недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, поскольку прекращение уголовного дела (освобождение от наказания) в указанных случаях не свидетельствует о незаконности или необоснованности уголовного преследования.

   Не относятся к лицам, имеющим право на реабилитацию, подозреваемый, обвиняемый, осужденный, преступные действия которых переквалифицированы или из обвинения которых исключены квалифицирующие признаки, ошибочно вмененные статьи при отсутствии идеальной совокупности преступлений либо в отношении которых приняты иные решения, уменьшающие объем обвинения, но не исключающие его, а также осужденные, мера наказания которым снижена вышестоящим судом до предела ниже отбытого.

   Основанием для возникновения у лица права на реабилитацию является постановленный в отношении его оправдательный приговор или вынесенное постановление (определение) о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, указанным в ч.2 ст.133 УПК РФ, либо об отмене незаконного или необоснованного постановления о применении принудительных мер медицинского характера.

   Право на реабилитацию признается за лицом дознавателем, следователем, прокурором, судом, признавшими незаконным или необоснованным его уголовное преследование по основаниям, перечисленным в ч.2 ст.133 УПК РФ, о чем в соответствии с требованиями ст.134 УПК РФ они должны указать в резолютивной части приговора, определения, постановления.

   После вступления в законную силу решений, на основании которых за лицом признано право на реабилитацию, данному лицу направляется извещение с разъяснением установленного статьями 133, 135, 136, 138, 139 УПК РФ порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.

   Возмещение имущественного вреда при реабилитации включает в себя возмещение: заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых лицо лишилось в результате уголовного преследования; конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда имущества; штрафов и процессуальных издержек, взысканных с реабилитированного лица во исполнение приговора суда; сумм, выплаченных за оказание юридической помощи; иных расходов, понесенных реабилитированным вследствие незаконного или необоснованного уголовного преследования.

   Возмещение морального вреда, помимо компенсации морального вреда в денежном выражении, предусматривает принесение прокурором реабилитированному официального извинения от имени государства за причиненный ему вред; а также по требованию реабилитированного размещение в средствах массовой информации сообщения о реабилитации, если сведения о применении мер уголовного преследования были распространены в средствах массовой информации; направление письменных сообщений о решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или по месту жительства.

    В соответствии с положениями статей 135 и 138 УПК РФ требования реабилитированного о возмещении имущественного и морального вреда (за исключением компенсации морального вреда в денежном выражении), восстановлении трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав разрешаются судом в уголовно-процессуальном порядке; о компенсации морального вреда в денежном выражении – в порядке гражданского судопроизводства.

   Указанные требования рассматриваются судом, принявшим решение об освобождении лица от уголовной ответственности по реабилитирующему основанию; либо судом по месту жительства реабилитированного, либо судом по месту нахождения органа, вынесшего постановление о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

    Реабилитированный вправе обратиться в суд с требованием о возмещении имущественного вреда в течение сроков исковой давности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, со дня получения извещения с разъяснением порядка возмещения вреда. Пропущенный срок исковой давности в соответствии со ст.205 ГК РФ может быть восстановлен.

Уголовно-судебный отдел

Источник: http://www.prokuror-tula.ru/prosecutors-office/explanation/central-office/31054/

Индивидуальная программа реабилитации инвалидов

Реабилитационные основания.Трудоустройство

Часто люди с ограниченными возможностями вынуждены вести замкнутый образ жизни, так как не могут выйти из дома, не могут передвигаться без посторонней помощи.

Однако в каждом случае возможно предпринять определенные меры, чтобы помочь таким людям почувствовать себя лучше, как в плане здоровья, так и в плане социализации.

Эти меры закрепляются в документе, который называется «Индивидуальная программа реабилитации инвалида» (ИПР).

Это документ, который определяет конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитационных мер, а также виды социальной помощи, является обязательным для исполнения соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и способов хозяйствования. Что включает в себя ИПР, и как она разрабатывается, читайте в данной статье.

ИПР разрабатывается в течение месяца со дня освидетельствования инвалида территориальным органом Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан с привлечением (в случае необходимости) работников медицинских организаций, органов занятости и социальных программ и других организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия.

Реабилитация инвалидов включает комплекс медицинских, социальных и профессиональных мероприятий, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

ИПР разрабатывается на срок установления инвалидности на основании следующих документов, предоставленных в Управление занятости и социальных программ г. Алматы:

  1. заявление на получение ИПР (инвалида или его законного представителя);
  2. документ, удостоверяющий личность;
  3. документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (копия книги регистрации граждан, справка сельских или аульных акимов);
  4. заключение врачебно-консультационной комиссии медицинской организации (в случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования);
  5. копия справки, подтверждающей инвалидность (в случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования);
  6. медицинская карта амбулаторного больного.
  1. Карта ИПР.
  2. Выписка из карты ИПР.
  3. Медицинская часть реабилитации.
  4. Социальная часть реабилитации (акт обследования социально-бытовых условий жизни инвалида, проводимого специалистами местного исполнительного органа).
  5. Профессиональная часть реабилитации (сведения о характере и условиях труда на производстве для работающих инвалидов).

     1. Медицинскую часть реабилитации проводят медицинские организации и другие специализированные организации. Она включает в себя:

      2. Мероприятия по медицинской реабилитации проводят организации здравоохранения и другие специализированные организации независимо от форм собственности.

      3. Санаторно-курортное лечение предоставляется инвалидам и детям-инвалидам согласно индивидуальным программам реабилитации в порядке, определяемом уполномоченным органом в области социальной защиты населения.

      4. Инвалиду, получившему трудовое увечье или профессиональное заболевание по вине работодателя, путевка на санаторно-курортное лечение предоставляется за счет работодателя в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      5. В случае прекращения деятельности работодателя – индивидуального предпринимателя или ликвидации юридического лица санаторно-курортное лечение инвалиду, получившему трудовое увечье или профессиональное заболевание по вине работодателя, предоставляется в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Социальную часть реабилитации проводят организации системы социальной защиты населения, специальные организации образования (психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции) и другие специализированные организации.

Социальная реабилитация инвалидов включает:

  1. обучение инвалидов основным социальным навыкам личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения;
  2. обеспечение инвалидов техническими вспомогательными (компенсаторными) и специальными средствами передвижения;
  3. предоставление специальных социальных услуг инвалидам на дому, в том числе детям-инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи;
  4. предоставление социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой реабилитации:
  • индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении;     
  • специалиста жестового языка для инвалидов по слуху – шестьдесят часов в год.

       5. предоставление специальных социальных услуг в медико-социальных учреждениях (организациях);

       6. оказание правовой помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

       7. иные виды социальной реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Профессиональную часть реабилитации проводят организации системы социальной защиты населения, а также организации, проводящие образовательную деятельность на основе лицензии, полученной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Профессиональная реабилитация инвалидов включает:

  1. профессиональную ориентацию;
  2. профессиональное обучение (переобучение);
  3. трудоустройство.

Профессиональная ориентация осуществляется организациями образования, социальной защиты населения.

Работодатели, создающие специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, участвуют в профессиональной ориентации инвалидов.

Профессиональное обучение (переобучение) инвалидов осуществляется организациями, проводящими образовательную деятельность на основе лицензии, полученной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Оценка эффективности проведенных мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной частям реабилитации осуществляется территориальным подразделением при очередном освидетельствовании инвалида или в порядке его динамического наблюдения. Для своевременной коррекции ИПР и разработки последующих мер реабилитации территориальное подразделение организует динамическое наблюдение, для чего определяет инвалиду контрольные сроки посещения территориального подразделения.

Источник: https://open-almaty.kz/ru/individualnaya-programma-reabilitacii-invalidov

Трудоустройство инвалидов и индивидуальная программа реабилитации

Реабилитационные основания.Трудоустройство

С развитием в России трудового и налогового законодательства компетентные государственные органы стали строже отслеживать соответствие условий работы инвалидов и записанных трудовых рекомендаций в их ИПР.

Как известно, законодательно понятие «индивидуальная программа реабилитации было закреплено в статье 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г.

№ 181-ФЗ, согласно которой «индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее по тексту ИПР) – разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или упущенных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.» Оказалось, что для того чтобы разработать и затем реализовать ИПР необходимы были научные разработки, реабилитационная индустрия и главное кадры. По существу новая социальная политика в части реабилитации инвалидов. И надо отдать должное до 2001 года хотя и со скрипом, но процессы, касающиеся реабилитации инвалидов имели положительную тенденцию. И дело не только в лекарствах, санаториях и проезде – о чем сейчас в основном говорят и пишут как о достижениях «монетизации» льгот. Главное в этот период на инвалида стали смотреть как на равноправного члена общества [13].

Государство старалось действовать в русле международных документов и помогало инвалидам, как на рынке труда, так и получении образования и в интеграции в жизнь общества. В социальной политике потихоньку и не без проблем росла государственная служба реабилитации инвалидов.

В этот период, ИПР разрабатывалась в основном для инвалидов, проходивших первичное освидетельствование. В 2004 году Всероссийское общество инвалидов провело социологический опрос инвалидов и специалистов региональных управлений с целью определения как количества инвалидов, прошедших освидетельствование во МСЭКах в период с 1999-2004 г.

и имеющихся ИПР, а также выявление основных факторов, определивших отсутствие ИПР у инвалидов. Опрос проводился в 10-и регионах, расположенных в разных зонах РФ: Республике Татарстан, Краснодарском и Хабаровском краях, Владимирской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Пермской и Тюменской областях и г.Санкт-Петербурге.

Всего в этих 10-ти регионах было опрошено 880 инвалидов и 49 экспертов-специалистов правлений ВОИ, занимающихся вопросами комплексной реабилитации инвалидов.

Данные опроса, проведенного ВОИ, показывают, что без ИПР остались едва ли не каждые двое из трех инвалидов, прошедших освидетельствование МСЭ в 1998-2002 г.г.

В соответствии с пунктом 22 «Положения о признании лица инвалидом» учреждения МСЭ обязаны разрабатывать ИПР в месячный срок после первичного или повторного признания лица инвалидом. Следовательно, крайне низкий уровень охвата инвалидов ИПР является в основном результатом прямого нарушения комиссиями МСЭ установленных правовых норм.

В целом этот факт можно рассматривать как первую и весьма существенную негативную характеристику деятельности МСЭ, связанной с внедрением ИПР в практику реабилитации инвалидов.

Основной причиной отсутствия у инвалидов ИПР является их элементарная неосведомленность о своем праве на разработку и реализацию ИПР.

69% инвалидов, не имеющих ИПР, просто не знали о своем праве на такую программу, не были поставлены в известность о ней и потому не подавали соответствующее заявление в комиссию МСЭ.

На крайне низкий уровень информированности инвалидов о праве и порядке разработки ИПР указывают и около 80% опрошенных экспертов – специалистов ВОИ.

Есть основания предположить, что такие масштабы плохой информационной работы с инвалидами со стороны медико-социальных служб – свидетельство не только недостаточно высокого уровня их профессионализма, но отчасти и осознанная позиция, призванная облегчить жизнь экспертных служб и подразделений реабилитации [20]. Две другие группы причин отсутствия у инвалидов ИПР связаны с их осознанным, добровольным отказом от разработки ИПР или от предложенного им комиссией МСЭ проекта индивидуальной программы. На эти основания указал 31% инвалидов, не имеющих на руках ИПР. Эта часть инвалидов либо изначально с недоверием и опаской относится к ИПР, либо отвергает предложенный им в проекте ИПР перечень реабилитационных средств и мероприятий.

На первом по значимости месте здесь стоит добровольный отказ инвалидов от разработки ИПР. На это указали 28% инвалидов, не имеющих ИПР.

Называя при этом одну, а то сразу и две-три причины отказа от разработки ИПР, инвалиды чаще всего ссылались на кажущийся им чисто формальным характер программы и невозможность ее выполнения в нынешних условиях (35%), а также на непонимание ими смысла и цели ИПР (31%).

С этими данными согласуется мнение более чем 80% опрошенных экспертов о том, что инвалиды не придают сколько-нибудь серьезного значения ИПР или не верят, что нынешнее состояние дел с ИПР можно изменить в лучшую сторону. У 17% инвалидов из отказавшихся от разработки ИПР причиной отказа стало опасение, что после реализации ИПР им будет снижена группа инвалидности.

Примерно каждый седьмой (15%) из инвалидов, отказавшихся от разработки ИПР, боится, что после принятия ИПР у него могут возникнуть проблемы с трудоустройством. 10% отказавшихся от разработки ИПР опасаются, что она будет носить принудительный для них характер. И лишь 5% «отказников» из этой группы инвалидов заявили, что в принципе не нуждаются в ИПР [3].

3% инвалидов, не имеющих на руках ИПР, отказались не от самой идеи разработки ИПР, а от предложенного им комиссией проекта программы.

Чаще всего (в 40% случаев отказа подписать предложенный проект ИПР) это мотивируется несогласием инвалидов с тем, что комиссия МСЭ сделала заключение об их неспособности к трудовой деятельности.

В каждом третьем случае инвалиды отказываются от предложенного проекта программы по тем основаниям, что комиссия МСЭ либо вообще не учла их просьбы и пожелания при разработке ИПР, либо их никак не устраивают конкретные перечни средств, мероприятий и услуг, записанные в разделах профессионально-трудовой и (или) социально-бытовой реабилитации. 20% отказавшихся инвалидов не приняли предложенного им проекта ИПР из-за недовольства программой их медицинской реабилитации.

20% процентов инвалидов из этой группы, будучи не согласны с некоторыми из мероприятий в проекте программы, отказались от предложенной ИПР в целом, просто не зная о своем праве на частичный отказ от рекомендаций ИПР без отказа от всей составленной программы.

У значительной части инвалидов, получивших на руки ИПР, в программе не заполнены по одному либо сразу по два из трех входящих в нее разделов. В 29% случаев пустующим оказался раздел социально-бытовой реабилитации, в 25% – раздел профессионально-трудовой реабилитации и в 14% случаев – раздел медицинской реабилитации.

В целом по данным ВОИ на начало 2004 года не более 20% всех российских инвалидов имело ИПР. Важно также и то, что до 2005 года ИПР не играла столь важной роли в жизни инвалида. Однако с принятием 122 федерального закона ситуация сильно изменилась. С 1 января 2005 практически большинство реабилитационных услуг и технических средств инвалид может получить лишь предъявив ИПР.

Усложнение жизни инвалидов с января 2005 года заставили по новому взглянуть на ИПР.

Стоит ли она тех мучений и беготни, а то и жизней людей, что бы ее иметь? Что она дает в реальности и кому все же они нужна – инвалиду или чиновнику? Выше приведены факты опроса, да и данные Минтруда говорят о том, что подавляющее число инвалидов ИПР не имеют и это не мешало им до 2005 года жить. Однако могут возразить, что с ИПР их жизнь станет лучше. Позвольте усомниться в этом. Согласно опросу, только небольшая часть инвалидов довольна ИПР и ее реализацией [3].

И дело даже не в мнениях людей, хотя в конечном счете это самое главное – ибо улучшение их жизни и есть цель ИПР. Есть объективные факты, позволяющие усомниться сегодня в эффективности ИПР.

Например, до 1995 года ни в Советском Союзе, ни в России не существовало ИПР, но лекарства, санаторно-курортное лечение, протезно-ортопедические изделия, технические средства реабилитации, включая автотранспорт инвалиды получали значительно проще, чем сегодня.

В связи с низким уровнем ИПР и сомнительной ее необходимостью встает вопрос и необходимости самих учреждений МСЭ, в том виде, в каком они сейчас существуют. Ведь эти комиссии, как правило, ничего нового не добавляют, а лишь смотрят медицинские документы, подготовленные лечащими врачами поликлиник и других медицинских учреждений.

Может быть, чтобы не гонять больных людей, комиссии уполномоченных медицинских учреждений могли бы сами определять группы инвалидности. Тем более, что и во МСЭ в основном работают те же врачи, невропатологи, хирурги и т.д. Сегодня ни один здравомыслящий человек не ставит под сомнение саму идею индивидуальной программы реабилитации.

Но как говорил классик современной бюрократической мысли «хотели как лучше – получилось как всегда». Хотели помочь инвалиду, а в действительности усложнили ему жизнь. По существу бюрократическая машина России дискредитировала саму идею ИПР.

Доводя механизм ее получения инвалидам до издевательства над его человеческим достоинством бюрократы сделали ее ненужной инвалиду.

Выход, прежде всего в том, что бы предельно упростить механизм получения ИПР инвалидом. Большой человек не должен бегать за костылем по четырем инстанциям. Да и вряд ли необходимо только из очевидных средств реабилитации, костыли, протезы, трости составлять документ и громко называть его ИПР.

Представляется, что ИПР – нужна, но качественно другая, особенно это касается детей-инвалидов и молодых инвалидов в трудоспособном возрасте. ИПР – это не только разработанная программа для выдачи костылей, протезов и т.д.

, а прежде сего программа понятных инвалиду и принятых им действий государства и комплекс мероприятий по восстановлению функций организма и его интеграции в жизнь.

Если это ребенок или молодой инвалид, то программа в частности должна включать процессы получения инвалидом образования, профессии, создание для него, если это необходимо рабочего места и т.д. Очевидно, что современная система социальной защиты или поддержки нуждается в серьезной реформе. Нужны новые исследования, кадры, инвестиции в социальную сферу.

Источник: https://studbooks.net/1055879/pravo/trudoustroystvo_invalidov_individualnaya_programma_reabilitatsii

Трудоустройство инвалидов. Часть I – Оформление ИПР

Реабилитационные основания.Трудоустройство

Найти работу человеку с ограниченными возможностями трудно. Но можно. Вариантов трудоустройства – множество, однако попробуем разобраться хотя бы с самыми распространенными и доступными.

Начнем с ИПР – индивидуальной программы реабилитации инвалидов. Опустим все, что связано с медицинской реабилитацией и получением технических средств реабилитации, а обратим внимание на профессиональную реабилитацию.

Сразу отметим, что без ИПР невозможно получить профессиональное обучение, трудоустроиться через федеральную государственную службу занятости, а также встать на учет в службе занятости населения и получать пособие по безработице.

Для поиска работы через федеральную государственную службу занятости населения человек должен быть признан трудоспособным медико-социальной экспертизой. Это отмечается установлением одной из трёх степеней ограничения способности к трудовой деятельности (СОСТД):

1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень – неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»)

Если у человека с инвалидностью нет ограничений к трудовой деятельности, ограничения способности к трудовой деятельности могут вообще не устанавливаться – своего рода «нулевая» степень.

Сразу оговоримся, что степень ограничения способности к трудовой деятельности влияет на размер социальных выплат и самый высокий размер этих выплат при 3, «нерабочей» степени ограничения способности к трудовой деятельности. Соответственно, при отсутствии ограничений способности к трудовой деятельности размер этих выплат минимален. По состоянию на 1 марта 2008 года размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности составлял:

1 СОСТД – 780 рублей в месяц

2 СОСТД – 1 560 рублей в месяц

3 СОСТД – 3 120 рублей в месяц

(Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Сейчас многие инвалиды не имеют установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности и размер выплат для них привязан к группе инвалидности, т.е. 1 группа инвалидности приравнивается к 3 СОСТД, 2 группа инвалидности – ко 2 СОСТД и 3 группа инвалидности – к 1 СОСТД.

Нетрудно заметить, что при формировании ИПР с указанием второй, «рабочей» СОСТД инвалиду 1 группы можно потерять около 1500 рублей в месяц.

Что ж, желание трудоустроиться нашим законодательством трактуется как наказуемое снижением социальных выплат, однако будем принимать это как факт.

Хотя заметим, что это можно компенсировать, получая пособие по безработице, если работу все же сразу найти не удастся.

ИПР формируется при первичном или очередном освидетельствовании на инвалидность в учреждении медико-социальной экспертизы. Однако, если группа инвалидности установлена бессрочно, то придется обращаться в службу медико-социальной экспертизы с письменным заявлением о формировании ИПР.

ИПР должна быть сформирована в течение месяца с момента обращения в учреждение медико-социальной экспертизы, при этом должна проводиться всесторонняя оценка состояния здоровья, социального положения и реабилитационного потенциала человека с инвалидностью.

На основании экспертной диагностики и реабилитационного прогноза определяются мероприятия, технические средства и услуги, позволяющие инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности, в т.ч. и к профессиональной деятельности.

Современная структура ИПР в разделе профессиональная реабилитация состоит из следующих мероприятий, услуг, технических средств реабилитации, необходимых для устранения причин, условий и факторов, обусловливающих инвалидность:

Рекомендации о доступных и противопоказанных условиях и видах труда

Вносится запись о противопоказанных производственных факторах и условиях труда, а также показанных условиях труда (в том числе, о необходимости создания специального рабочего места) и примерных видах труда, доступных по состоянию здоровья, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Профессиональная ориентация

Вносится запись о видах профессиональной ориентации (профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор и др.), в которых нуждается инвалид, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Профессиональное обучение (переобучение)

Вносится запись о профессии или специальности, рекомендуемой к приобретению; об уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка, переподготовка) и о форме обучения (очная, заочная, вечерняя, в интернате, надомная) согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Содействие в трудоустройстве

Вносится запись о конкретных мерах, реализуемых в целях содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места, в том числе квотируемого, организация трудоустройства по специальным программам содействия, включая содействие частному труду), согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда

Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, необходимых для обеспечения мероприятий по обучению, профессиональной тренировке, трудового процесса на рабочем месте и помощи по пути на место работы и с места работы согласно заключению федерального бюро МСЭ.

В Индивидуальную программу реабилитации с указанием в качестве исполнителей государственных структур может быть включено только то, что входит в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. № 2347-р. Все, что не включено в список Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, может быть включено в Индивидуальную программу реабилитации с записью «за счет средств инвалида».

При необходимости к формированию ИПР привлекаются специалисты из организаций, занимающихся социальной реабилитацией и федеральной государственной службы занятости населения.

Они могут помочь в подборе необходимых мероприятий, которые указываются в разделах социальной и профессиональной реабилитации.

Человек с инвалидностью или его законный представитель (родитель, опекун) имеет право участвовать в разработке ИПР.

Сформированная карта Индивидуальной программы реабилитации подписывается руководителем учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы и инвалидом (или его законным представителем), заверяется печатью учреждения и выдается на руки инвалиду (или его законному представителю).

Если инвалид (или его законный представитель) не согласен с содержанием карты ИПР, то имеет право не подписывать документ. В таком случае Индивидуальная программа реабилитации приобщается к акту освидетельствования на инвалидность и не выдается на руки инвалиду (или его законному представителю).

В случае несогласия инвалида (или его законного представителя) с содержанием сформированной Индивидуальной программы реабилитации (например, не все нужные технические средства и реабилитационные услуги были включены в ИПР) не надо ее подписывать.

Следующим шагом нужно оспорить сложившуюся ситуацию в Главном бюро медико-социальной экспертизы города или области, написав в месячный срок соответствующее заявление в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо напрямую в Главное бюро.

Бюро, проводившее МСЭ, в трехдневный срок со дня получения заявления гражданина должно направить его со всеми имеющимися документами в Главное бюро МСЭ.

В течение месяца должно быть проведено заседание новой комиссии, которая или примет точку зрения человека с инвалидностью и сформирует новую карту ИПР, или согласится с выводами бюро медико-социальной экспертизы и откажет инвалиду в его требовании.

В случае отказа можно обратиться в Федеральное бюро МСЭ, которое находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Решение Главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро МСЭ, Главного бюро МСЭ, Федерального бюро МСЭ могут быть обжалованы непосредственно в суде (Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Сегодня формирование Индивидуальной программы реабилитации слишком сильно зависит от различных факторов.

В настоящее время в Законодательстве РФ не прописаны критерии оценки инвалидности и критерии оценки потребностей инвалида в тех или иных реабилитационных услугах и средствах реабилитации.

Это отнесено к компетенции сотрудников службы медико-социальной экспертизы, а разный уровень их квалификации и разное личное отношение к людям с инвалидностью, к сожалению, может приводить к тому, что ИПР не всегда отображает истинные потребности человека с инвалидностью. И только настойчивость и правовая грамотность инвалида или его законного представителя позволяют добиться того, чтобы ИПР была полноценно сформирована и стала эффективным инструментом во всем дальнейшем реабилитационном процессе.

К сожалению, многие люди с инвалидностью пассивно участвуют или вовсе не принимают участия в формировании своей Индивидуальной программы реабилитации и, чаще всего, по истечении месячного срока они получают готовый документ, в котором мало учтены их реальные потребности и желания.

Чтобы избежать споров в вышестоящих инстанциях или в суде по поводу неудовлетворяющей Вас ИПР, необходимо активно включиться в этот процесс еще на стадии формирования реабилитационных мероприятий и услуг.

Прежде всего, нужно обозначить перед сотрудниками медико-социальной экспертизы те реабилитационные услуги и технические средства, которые Вам необходимы.

Попросите, чтобы к процессу формирования разделов по социальной и профессиональной реабилитации были привлечены специалисты из профильных учреждений (территориального органа социальной защиты населения и федеральной государственной службы занятости населения), которые в дальнейшем и займутся реализацией записанных в ИПР мероприятий.

В отдельных случаях, возможно, понадобятся письменные заключения независимых экспертов по тем или иным спорным вопросам. Сотрудники медико-социальной экспертизы не обязаны их учитывать, но вполне вероятно примут их во внимание, так как в этом случае они будут спорить не с самим инвалидом (или его законным представителем), а с другими специалистами в сфере реабилитации инвалидов.

Обязательный срок, на который разрабатывается Индивидуальная программа реабилитации, в действующем законодательстве не определен.

Обычно он привязывается к дате очередного переосвидетельствования на инвалидность и составляет один или два года.

В любом случае, при формировании карты ИПР определяется срок, на который она действует и по истечении которого должно быть сделано письменное заключение с оценкой ее результатов по всем сформированным реабилитационным программам.

Материал подготовлен при содействии РООИ «Перспектива»

Источник: https://dislife.ru/articles/view/847

Всё о кредитах
Добавить комментарий