Сколько человек на данный момент может обучаться в классе?

Кто может учиться в России

Сколько человек на данный момент может обучаться в классе?

В соответствии с п.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России.

Обучение в средней школе          

Обучаться в общеобразовательных учреждениях могут все граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня. Муниципальные органы образования должны брать под контроль всех детей беженцев и вынужденных переселенцев на своей территории и обеспечить их обучение в общеобразовательных учреждениях. Порядок приема детей-иностранцев в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения России устанавливает учредитель образовательного учреждения.

Органы местного самоуправления ответственны за обеспечение всем гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения (ст. 31 Закона Российской Федерации “Об образовании”

Если прием в общеобразовательные учреждения детей, слабо владеющих русским языком, осуществляется при наличии документов и сравнимости программ, то после предварительного собеседования они направляются в соответствующий класс.

При отсутствии документов для обучающихся 5 -7 классов определяется уровень их знаний по русскому языку и математике, а 8 -10 классов – по русскому языку, математике, физике, химии, с тем, чтобы определить возможность их обучения в соответствующем классе.

Государственная (итоговая) аттестация

Государственная (итоговая) аттестация проводится в следующих формах:

  • ЕГЭ (единый государственный экзамен)
  • Государственный выпускной экзамен.

ЕГЭ могут сдавать иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в очной, вечерней или заочной формах, а также в форме экстерната, семейного образования или самообразования и допущенные в текущем году к государственной (итоговой) аттестации, то есть имеющих положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения.Государственный выпускной экзамен проводится для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с общественно опасным поведением, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. Государственный выпускной экзамен для выпускников с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей выпускников и состояния их здоровья. Для таких выпускников государственная (итоговая) аттестация может по их желанию проводиться и в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации. Выбранные выпускником форма государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.  Желающие пройти государственную (итоговую) аттестацию, в том числе учившиеся в форме экстерната, должны подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения не позднее 1 марта.

Общий порядок проведения регулируется Положением о формах и порядке проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования

Прием в высшие учебные заведения (получение высшего образования впервые)

В российских вузах могут учиться иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе соотечественники за рубежом. Нормативными документами эти категории абитуриентов определены как иностранные граждане.

Порядок приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования  Российской Федерации в настоящий момент определяет соответствующий приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2009 г.

N 841 (зарегистрирован Минюстом России 10 марта 2010 г. регистрационный N 16582)

Иностранные граждане, прибывающие в Российскую Федерацию для обучения, принимаются в высшие учебные заведения:

Лица, проживающие в государствах, находящихся на территории бывшего СССР, могут приниматься в высшие учебные заведения на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств бюджета, в порядке, определяемом правилами приема в конкретное высшее учебное заведение.

При этом высшим учебным заведениям следует руководствоваться принципами социальной поддержки лиц, испытывающих затруднения в реализации своих прав на образование.

Минобрнауки России ежегодно информирует высшие учебные заведения о заключенных международных договорах, устанавливающих права иностранных граждан по приему в высшие учебные заведения.

Прием иностранных граждан на обучение в высшие учебные заведения по открытым наименованиям закрытых специальностей допускается только с разрешения Минобрнауки России после положительных решений внутривузовской и ведомственной комиссией экспортного контроля.

В соответствии с международными договорами и Порядком признания и установления эквивалентности иностранных документов об образовании, утвержденного Приказом Министерства образования и науки от 14.04.2009 г.

N 128 Рособрнадзор ежегодно издает информационное письмо “О признании иностранных документов об основном общем и среднем (полном) образовании”, согласно которому руководители образовательных учреждений должны осуществлять прием без свидетельства об эквивалентности документы об образовании государственного образца таких стран, как:

  • Азербайджанская Республика
  • Кыргызская Республика
  • Республика Абхазия
  • Республика Армения
  • Республика Беларусь
  • Республика Казахстан
  • Республика Молдова
  • Республика Таджикистан
  • Республика Южная Осетия
  • Туркменистан
  • Украина

Продолжение образования (второе высшее образование, аспирантура и т.д.

)Иностранные граждане, получившие образование за рубежом и желающие продолжить образование в России для получения второго высшего образования или получения ученой степени, включая граждан государств – участников СНГ, следует представлять свидетельство об эквивалентности документов иностранных государств об образовании диплому о высшем профессиональном образовании Российской Федерации, выданного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, для чего проводится процедура нострификации.      

Подробнее о ней читайте в разделе “Признание документов об образовании и квалификаций”

Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных российских учреждениях, равно как и граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

          Документы по теме:

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА Все материалы защищены законом об авторском праве

HTML-код ссылки:

Кто может учиться в России

Источник: http://www.russia.edu.ru/enter/who_is_eligible/

Санитарные нормы для школ

Сколько человек на данный момент может обучаться в классе?

Эти и многие другие тонкости регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, утвержденными Главным государственным санитарным врачом России Геннадием Онищенко. И все школы страны обязаны им соответствовать.

Гигантомания сегодня не в почете. По соображениям безопасности разрешено строительство лишь невысоких школ – максимум в три этажа.

Лишь в мегаполисах, где свободного места катастрофически не хватает, допускается четвертый этаж. Новые здания проектируются с расчетом, что грызть гранит науки в них будут не больше тысячи ребят.

А в классе могут учиться до 25 человек. Причем на одного школяра положено минимум 2,5 квадратных метра учебной площади.

Красиво смотрятся расставленные аккуратными рядами одинаковые парты. Только от этого единообразия страдают дети.

Ведь в классе учатся ребята разного роста, и каждый должен быть обеспечен подходящей ему мебелью. Парты для “коротышек” ставят ближе к доске. И еще один очень важный момент.

Плохо видящих и слышащих детей обязаны усаживать в первом ряду, а часто болеющих – подальше от наружной стены.

Важнейшим показателем для оценки санитарного состояния школы является чистота в туалетах. Но не менее важно и другое – число “посадочных мест” должно соответствовать количеству учащихся.

Врачи предписывают иметь 1 унитаз на 20 девочек, 1 унитаз на 30 мальчиков и 1 писсуар на 60 мальчиков.

Кроме того, для школьниц, начиная с 5-го класса, оборудуются помещения личной гигиены из расчета 1 комната – на 70 учениц.

В хорошей школе не бывает ни жарко, ни холодно. Температура воздуха в классе поддерживается в пределах 18-20 градусов, в коридорах – 16-18, в учебных мастерских – 15-17 градусов. Даже когда нет занятий, температура не опускается ниже 15 градусов. А относительная влажность может колебаться в интервале 40-60 процентов.

Во всех классах должно быть естественное освещение. Окна должны выходить на юг или восток. Лишь кабинеты черчения, рисования и информатики могут быть ориентированы на север. Строго регламентирована и окраска стен. Разрешены светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого и голубого цветов. Они не раздражают зрение и не привлекают к себе лишнего внимания учеников.

Администрация школы обязана обеспечить горячие завтраки для всех детей и двухразовое питание для групп продленного дня.

Особое внимание к меню: в нем не должно быть продуктов и блюд, которые могут вызвать массовые отравления.

Под запретом в школах макароны по-флотски, блинчики с мясом, студень, окрошка, паштеты, квас, грибы, яичница-глазунья, пирожные, кремовые торты, пончики и многое другое.

Большинство из вышеперечисленных правил в школах стараются соблюдать. Но одно требование нарушается повсеместно. В редком классе подоконники не заставлены цветочными горшками. Учителей, разводящих на окнах настоящие ботанические сады, обычно ставят в пример. Но цветы загораживают солнце, и место для них – кашпо в простенках окон.

– Почти 14 процентов школ мы относим к третьей группе санитарно-эпидемиологического благополучия, – рассказывает заведующая отделом гигиены детей и подростков Федерального центра госсанэпиднадзора Ольга Милушкина. – Чтобы дети могли в них нормально учиться, необходимы кардинальные изменения.

Во Владимирской и Кемеровской областях, Дагестане, Чечне, Якутии, Карачаево-Черкесии и Хабаровском крае таких школ больше 25 процентов. В некоторых из них выявлены нарушения вопиющие. До 1 сентября они должны быть устранены. Если нет – школа может быть временно закрыта. Такое, кстати, случается каждый год.

Скажем, прошлой осенью 15 российских школ открыли свои двери с опозданием.

Своя ноша тянет

Наверное, все видели малышей, бредущих в школу с согнутой под тяжестью ранца спиной. Чтобы немножко передохнуть, они прислоняются к стенам. Так что не надо удивляться, что сейчас почти нет детей с идеальной осанкой.

– Сам ранец первоклассника весит не больше 500 граммов, – говорит Ольга Милушкина. – Но дети в него часто запихивают множество нужных и ненужных вещей. Научить малыша брать с собой только действительно необходимое должны родители и учителя. Тому же первокласснику не следует носить за плечами больше двух килограммов.

Очень важен цвет ранца. Ведь в некоторых наших регионах дети полгода ходят в школу в сумерках. Яркий ранец хорошо заметен водителям машин, а рефлектирующее покрытие обеспечит отражение света фар, и школяр на дороге будет заметен издалека.

Учащиеся начальных классов, чей позвоночник еще очень гибок, должны носить только ранцы, а дети постарше – могут и портфель, не забывая менять руки. По мнению специалистов, максимальный вес ранца или портфеля учеников средней и старшей школы – 8-10 процентов от веса хозяина.

– Если вес собранного портфеля в первую очередь определяет сам ребенок, то вес учебников строго регламентирован, – продолжает Ольга Милушкина. – Учебники для 1-4-х классов должны весить не больше 300 г, для 5-6-х классов – 400 , для 7-9-х классов – 500 , для 10-11-х классов – 600 г.

Есть и другие ограничения. Например, в учебных пособиях для 1-6-х классов не допускается набор текста в две колонки. Также запрещена печать на цветном или сером фоне.

Санитарные нормативы запрещают использование учебников с полиграфическим браком: смазанными красками, склеенными страницами, поврежденным переплетом.

Понедельник – легкий день

Какой ребенок не жалуется на нелепое расписание уроков? Оказывается, составлять его надо по науке. Пик умственной активности школьника приходится на 10-12 часов утра. Поэтому самые трудные предметы должны идти вторым, третьим и четвертым уроками. А вот сдвоенная математика в конце учебного дня – это форменное безобразие и законный повод для жалобы директору.

Ученые доказали, что в понедельник и пятницу материал воспринимается хуже, чем в середине недели. Поэтому пик учебной нагрузки должен приходиться на вторник и среду. Это может быть максимальное количество уроков либо самые тяжелые предметы.

Самой-самой признана математика – 11 условных баллов. Для сравнения: иностранный язык – 10 баллов, физика и химия – по 9, русский язык и литература – по 7. Легкими считаются черчение – 3 балла, рисование – 2, пение – 1 балл.

А вот физкультура, вопреки расхожему мнению, совсем не легка – ей присвоено целых 5 баллов.

Правильным считается расписание, когда максимальная нагрузка по сумме баллов приходится на середину недели. Напротив, если она распределена равномерно или максимум приходится на понедельник и пятницу, расписание необходимо срочно менять!

В гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением отдельных предметов не допускается занятий в две смены. А первые, пятые и выпускные классы в любом случае учатся только с утра.

Уроки не должны начинаться раньше 8 часов, и никаких “нулевых” уроков, в том числе факультативов! Максимальная нагрузка зависит от возраста. Например, для учащихся 2-4-х классов это 22 часа при пятидневной учебной неделе и 25 часов – при шестидневке.

6-й класс – 29 и 32 часа, соответственно, 8-9-е – 32 и 35, 10-11-е – 33 и 36 часов.

Есть санитарные нормы даже для домашних заданий. Так, первоклассники не должны их делать дольше 1 часа, второклассники – 1,5 часа, учащиеся 3-4-х классов – 2 часов. В 5-6-х классах дети могут готовить уроки до 2,5 часа, в 7-8-х классах – до 3 часов, а в 10-11-х – до 4 часов. Лучшим временем для начала самоподготовки считается 4 часа дня.

Кстати

Специалисты Госсанэпиднадзора напоминают: соблюдение санитарных нормативов – обязанность школьной администрации. Если же она сидит сложа руки, родителям следует обратиться к местным санитарным врачам. Тревожные сигналы из школ проверяются в обязательном порядке.

Многие специалисты считают: ранец будущего – это миниатюрный компьютер. В Тайване уже продаются электронные школьные ранцы, которые весят чуть больше килограмма.

В их память легко умещаются тексты и иллюстрации из всех учебников, что избавляет ученика от необходимости таскать книги в школу.

Учитель же может посылать сразу всем учащимся учебные материалы и домашние задания, а потом автоматически проверять их.

Источник: https://rg.ru/2004/08/25/sannormy.html

Департамент образования

Сколько человек на данный момент может обучаться в классе?

Система общего образования города Омска включает 153 бюджетных общеобразовательных учреждения (далее — БОУ), из них: 19 гимназий, 13 лицеев, 16 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 99 общеобразовательных школ, 3 школы-интерната, 2 вечерних школы, 1 начальная общеобразовательная школа.

Действующая сеть общеобразовательных учреждений в целом обеспечивает равный доступ к полноценному образованию всех категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными интересами и способностями, состоянием здоровья.

©Фото из архива пресс-службы Октябрьского округа

Урок

Основная задача, стоящая перед учреждениями — предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам. При этом общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы, а также общеобразовательную программу дошкольного образования при наличии соответствующих лицензий.

В 2017–2018 учебном году в общеобразовательных учреждениях города Омска обучается 115 178 человека, из них по очной форме обучения в БОУ обучается 114 780 человек, в том числе: по основным образовательным программам начального общего образования — 51 411 человек; основного общего образования – 53 236 человек; среднего общего образования — 10 133 человек; по заочной форме обучения в БОУ обучается 398 человек.

Обучение организовано в различных режимах: пятидневной, шестидневной неделе и по смешанному варианту. В 2017–2018 учебном году в 95 общеобразовательных учреждениях города Омска (62% от общего количества общеобразовательных учреждений) 23 420 школьников (20,3%) обучается в две смены.

©Фото из архива пресс-службы Ленинского округа

Кто пойдет к доске?

Обеспечено поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования, который в настоящее время осваивают 77 343 обучающихся (69,8 % от общей численности обучающихся).

С 1 сентября 2016 года в БОУ города Омска реализуется федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Число детей, родители которых выбрали получение образование вне образовательной организации в семейной форме, в 2018 году составило 819 человек (увеличение на 334 человека по сравнению с 2017 годом).

Численность обучающихся, изучающих предметы на углубленном уровне в 2017 году составила 8 618 человек, из них гуманитарный профиль — 4 339 человек, естественно-научный профиль — 116 человек, социально-экономический профиль — 518 человек, технологический — 517, технический — 370, математический — 1 080, другие профили — 1 678 человек.

В 10-11-х классах сформировано 412 профильных классов, в том числе: технологических — 41, физико-математических — 58, физико-химических — 15, химико-биологических — 20, социально-экномических — 75, социально-гуманитарных — 51, филологических — 6, художественно-эстетических — 2, оборонно-спортивных — 4, других — 140. Всего в профильных классах обучается 9 261 человек.

Индивидуальные образовательные программы профильного обучения реализуются в 114 классах 2 684 обучающихся, в том числе в 9 профильных сетях (36 общеобразовательных организаций), а также в 4 общеобразовательных организациях реализуются индивидуальные образовательные программы профильного обучения через индивидуальные учебные планы.

По итогам 2016–2017 учебного года успешно освоили основные образовательные программы 98,8% обучающихся 1–11-х классов.

©Фото из архива пресс-службы Ленинского округа

Урок физкультуры

Мероприятия по поддержке одаренных детей

В 2017 году в муниципальной системе образования города Омска проведено более 200 мероприятий для обучающихся интеллектуально-творческой, духовно-нравственной, патриотической, художественно-эстетической, эколого-биологической, социально-педагогической, спортивной и технической направленности. В различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях, интернет-проектах приняли участие более 100 000 обучающихся, из них победителями, призерами, лауреатами стали более 13 000 обучающихся.

В течение трех последних лет 28 обучающихся получили денежное поощрение Губернатора Омской области. В 2017 году 19 обучающихся стали обладателями премии Губернатора Омской области за высокие результаты в интеллектуальной, творческой, спортивной, социальной деятельности.

В конкурсном отборе на присуждение именных стипендий Мэра города Омска в 2017 году приняли участие 80 обучающихся. Именные стипендии за высокие заслуги в интеллектуальной, спортивной и художественной деятельности присуждены 20 обучающимся.

Ежегодно обучающиеся БОУ города Омска участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиада проходит по 22 предметам.

©Фото из архива пресс-службы Октябрьского округа

В споре рождается истина

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2017 году город Омск представляли 29 обучающихся БОУ города Омска. Призерами стали 9 обучающихся из 6 БОУ: «Лицей № 64», «Гимназия № 19», «Гимназия № 85», «Гимназия № 88», «Гимназия № 115», «Средняя общеобразовательная школа № 151».

Этап Участники Победители Призеры
2016–2017 учебный год
Школьный 107 548 9 040 20 771
Муниципальный 7 403 139 1607
Региональный 909 33 215
Всероссийский 29 9
2017–2018 учебный год
Школьный 99 594 8 726 19 322
Муниципальный 6 145 126 1506

Создание условий в части приобретения учебно-лабораторного оборудования и учебно-производственного оборудования

Одним из приоритетных направлений функционирования муниципальной системы образования является создание условий, соответствующих требованиям современной инфраструктуры в части приобретения учебно-лабораторного оборудования и учебно-производственного оборудования.

В 45 (29,4%) бюджетных общеобразовательных учреждениях полностью оснащены кабинеты физики, химии, биологии учебно-лабораторным оборудованием.

В 114 БОУ (74,5%) кабинеты иностранного языка оснащены мобильной лингафонной системой.

92 учреждения (60%) имеют современное учебно-производственное оборудование в кабинетах технологии. В 2015 году оборудованы учебно-производственным оборудованием кабинеты технологии для мальчиков и девочек в двух БОУ города Омска №№ 7, 24.

В 2016 году во вновь построенную БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 53» поступили 6 новых лабораторных комплексов для учебной практической и проектной деятельности по физике, химии, биологии.

В учреждение поставлен один интерактивный компьютерный класс и специализированная мебель для компьютерного класса, 13 интерактивных досок, а также приобретено компьютерное оборудование, оборудование для сенсорной комнаты и игровое оборудование.

В 2016 году в кабинеты физики, химии, биологии, начальных классов БОУ г.

Омска «Средняя общеобразовательная школа № 7» поставлено учебно-лабораторное оборудование, в том числе: лабораторные комплекты по квантовым явлениям, по электролизу, электростатике, комплекты для подготовки к ГИА по физике №№ 1-8, микролаборатории для химического эксперимента, лабораторные комплекты для начального обучения химии, наборы по электрохимии, лабораторные комплекты по механике, молекулярной физике, термодинамике, оптике (базовые комплектации), лабораторные комплекты по электродинамике, биологические микролаборатории с микроскопами и микропрепаратами. В кабинет ОБЖ поставлены тренажер сердечно-легочной реанимации, противогазы, комплекты оборудования по предмету.

В 2017 году за счет бюджетных средств в БОУ г.

 Омска «Средняя общеобразовательная школа № 24» поставлены цифровые лабораторные комплекты, цифровые микролаборатории для учебных экспериментов по химии, биологии, электронные пособия и карты в кабинеты истории и географии, цифровые приборы и комплекты оборудования в кабинеты физики, химии, биологии, ОБЖ, начальных классов, в школу приобретены интерактивные доски, проекторы и компьютерное оборудование

В 2016 году за счет средств благотворительных программ ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» были произведены ремонт и оснащение спортивных площадок школ №№ 4, 31, 37, 41, а также ремонт и пополнение информационно-образовательной среды учебно-лабораторным оборудованием 3-х кабинетов физики БОУ №№ 66, 64, 140.

Реализация данных мероприятий позволила модернизировать материально-техническую базу общеобразовательных учреждений; создать комфортные условия в соответствии с санитарными требованиями для обучения, обеспечить двигательный режим при организации учебных занятий по физической культуре посредством оборудования спортивных площадок на территории школ.

Омск одним из первых в стране обеспечил доступ всем школам города к сети Интернет по высокоскоростным каналам. Продолжается обновление компьютерного оборудования.

Общее количество интерактивных досок, используемых в 2017 году в образовательной деятельности БОУ города Омска — 912, мультимедийных проекторов — 1 593. В образовательной деятельности школ города Омска используется 7 070 персональных компьютеров, из них 220 персональных компьютеров поставлены в школы города Омска в 2016–2017 учебном году.

Источник: https://admomsk.ru/web/guest/government/divisions/44/general-education

Школа в Германии

Сколько человек на данный момент может обучаться в классе?

Какие бывают немецкие школы, почему дети в Германии обязаны их посещать, что изучают в школах, когда каникулы и другая информация.

В Германии существуют как общественные школы, так и частные. Частных существенно меньше. Обычно они платные. Общественные школы всегда бесплатные для учеников. За обучение платит государство и земля, в которой школа находится.

Обучение в школе для немцев начинается с шести лет. До этого они обычно ходят в детский сад. Первый этап обучения, что-то вроде нашей начальной школы, называется Grundschule. В большинстве случаев этот этап длится четыре года, но порой может достигать и шести лет.

После окончания начальной школы родители детей должны принять решение, куда ребёнок пойдёт дальше. Чаще всего решение принимается на основании оценок. Оценки в Германии ставят по шестибальной системе, от 1 до 6.

Единица – это лучшая оценка, но ставят её крайне редко. Это вроде российской 5+. В первых двух классах оценки детям обычно вообще не ставят, потому что немцы считают, что это может помешать ребёнку развиваться.

Лишь с третьего класса начинаются первые контрольные работы.

После четвёртого класса немецкие дети могут пойти в главную школу (Hauptschule). Проучившись там до девятого класса школу можно закончить, получив самое низшее образование.

Обычно тот, кто идёт в главную школу, после её окончания учится дальше на рабочие специальности, такие как маляр, слесарь и тому подобное.

Поэтому в главной школе детей не нагружают лишними знаниями и преподают лишь то, что может пригодиться в обычной жизни.

Конечно, такой школой довольствуются не все. Как альтернатива ей существуют Realschule – если переводить буквально, настоящие школы. В них начинают учиться с шестого класса. То есть те, кто почувствовал, что учёба в главной школе идёт очень легко, может перейти в школу настоящую.

Здесь уже детей учат более сложным, но в то же время, практичным навыкам. Например, наряду с обычными предметами, как математика или иностранный язык, могут учить печати на компьютере десятипальцевым методом. Настоящая школа даёт среднее образование и заканчивается в 10 классе.

Если же в четвёртом классе у ребёнка только “двойки” и “единицы” по всем предметам (то есть, он очень хорошо успевает), то он имеет право учиться в гимназии. Здесь уже нагрузка примерно сопоставима с той, которую привыкли получать российские школьники. Тут детей учат физике, химии, нескольким иностранным языкам и тому подобное. Этот этап длится до 12 или 13 класса.

Последние два класса гимназии называются колледжем. Школьники могут специализировать себя по интересам. Кому нравится физика, может уделять больше внимания ей в ущерб какому-нибудь другому предмету. В каждой школе разные правила, но обычно от самого нелюбимого предмета можно совсем отказаться. Конечно, от самых важных предметов отказаться нельзя.

В колледже ученик должен написать курсовую работу по заданной теме, листов на 30. Это называется подготовкой к студенчеству.

Тот, кто заканчивает гимназию, получает так называемый абитур, с которым он может поступать в университет.

Абитур обычно получают в 18-19 лет, но в принципе случается, что и 55-ти летние бюргеры вдруг решают продолжить обучение и отправляются в гимназии, правда, в вечернее время.

В принципе, абитур можно получить и после окончания других видов школ, но сделать это сложнее, потому что требуемых для поступления в немецкий ВУЗ знаний ученикам обычных школ просто не преподают.

Абитур, пожалуй, самая общепринятая цель обучения. Получение абитура в Германии приравнивается к получению аттестата зрелости. Немцы бурно празднуют окончание школы, порой отправляясь всем классом на какой-нибудь европейский курорт. Также принято к окончанию гимназии покупать первый автомобиль, на котором обычно пишут дату окончания школы.

Особенности обучения в школах в Германии

В Германии действует закон, по которому все дети обязаны учиться в школах. В большинстве земель маленькие бюргеры обязаны окончить минимум 9 классов.

Лишь достигнув совершеннолетия, немцы получают возможность самостоятельно решать, учиться им дальше или нет. А до этого возраста избежать школы никак нельзя.

Если ребёнок не появился на занятиях без объявления причины, то разбирки будут суровыми.

Иностранцам часто эта деталь немецкой системы образования неизвестна. По старинке, родители могут оставить ребёнка дома, если тот приболел, не сходив к врачу и не получив справку. А потом сильно удивляются, когда у двери появляется полицейский и просит немедленно собрать ребёнка в школу. Хорошо, если ещё и не оштрафуют. Читайте подробнее о законе обязывающем посещать школу в Германии.

Большинство немецких детей ходит в школу в дообеденное время. Занятия начинаются в восемь утра и заканчиваются в час дня. Лишь в старших классах есть ещё и дневные занятия. На случай, если оба родителя работают, существуют “продлёнки”. Там детей кормят обедом и помогают делать домашние задания.

Система школьных каникул построена на принципе “лучше чаще, но короче”. Перерывы между каникулами обычно три-пять недель. Каникулы длятся от недели до двух месяцев летом. Учитывая, что в Германии закон запрещает оставлять ребёнка дома одного, пока ему не исполнится девять лет, кому-то из родителей приходится либо домохозяйничать, либо работать на половину ставки.

День начала занятий каждая земля определяет самостоятельно, но обычно учёба начинается во второй неделе сентября. График каникул также составляется на уровне федеральных субъектов. Во время каникул цены на европейских курортах подскакивают чуть ли не в два раза. Туристические компании пользуются тем, что пропускать школу нельзя, для получения выгоды.

Общее образование также подразумевает присутствие в школах детей-инвалидов. Обычно те дети, которые больны лишь физически, учатся вместе со здоровыми детьми. Для тех, кто отстаёт в умственном развитии, обычно предлагаются отдельные школы, где за места платят социальные службы.

О немецкой системе школьного образования идут постоянные дискуссии.

Самая критикуемая проблема заключается в том, что уже в десятилетнем возрасте ребёнок и его родители должны выбирать между главной школой, настоящей школой или гимназией.

И от этого выбора зависит очень многое, потому что сменить вид школы в сторону повышения уровня довольно проблематично. Не слишком ли рано приходится определяться со своим будущим?

Также часто критикуют то, что гимназия позволяет учиться до 13 класса. По европейским меркам – это уж слишком много. Поэтому в некоторых гимназиях и сократили обучение до 12 классов.

04-09-2008, Степан Бабкин

Источник: https://www.tupa-germania.ru/obrazovanie/nemetskaja-shkola.html

Школьное образование в Финляндии неожиданно для многих стало лидером в Европе в 2000-е годы, почти десять лет Финляндия занимала лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Детям здесь почти не задают уроков на дом, а учителя ценят главное – свободу. В День учителя, 5 октября, мы поговорили с бывшими российскими учителями, которые теперь работают в финской школе, о разнице в подходе к образованию и к самим детям.

– В России мы были учителями авторитарной школы: “сели-встали”. Но уже тогда внутри меня это было, что детям нужно давать возможность высказываться, их нужно выслушать. То есть этот авторитаризм (российской школы) во мне отсутствовал, хотя я в этой системе выросла и в ней работала, – рассказывает учитель Школы Восточной Финляндии в Йоэнссуу Наталья Степанова.

Наталья преподает в финской гимназии русский язык. Больше 20 лет назад она переехала в Финляндию с сыном. До переезда она семь лет отработала в петрозаводской школе.

Школа Восточной Финляндии, Йоэнссуу

– Когда я уходила из своей школы в Петрозаводске, мне подарили альбом, и мне там написали мои ученики и выпускники: “Наталья, вы как наша мама, которая может нас всегда выслушать”. То есть это знак того, что мне нравилось их слушать.

Я могла прервать урок тогда, закончить с причастиями-деепричастиями и просто поговорить с ними о чем-то другом, о чем как-то не особо было принято. Думаю, что это мне помогло понять, что происходит в финской школе.

Первый шок не был долгим, – говорит Наталья.

Первое время не могла понять: зачем же такая свобода?

Обстановку в финском классе Наталья называет “рабочим шумом”. Относиться легко к такому важному компоненту образовательного процесса ее научили финские коллеги.

– Я первое время не могла понять: зачем же такая свобода? Почему ученики свободно ходят по классу, почему не задают домашних заданий в таком объеме, как у нас [в России]? Почему шум в классе все время? Постепенно я находила ответы на свои вопросы, и первый шок довольно быстро прошел. Хотя он и не был шоком в плохом смысле, просто это было непривычно.

Наталья Степанова

При этом совсем отказываться от российских школьных правил Наталья не стала. И в ее классах ученики всегда начинают урок с приветствия учителя.

– Мы все равно начинаем урок с того, что мы встаем и приветствуем учителя стоя, говорим: “Здравствуйте”. Это может быть в веселой форме: потянулись, головой покрутили, поприветствовали сели, записываем число. Это такой отправной момент.

Потом может быть базар-вокзал, с какими-нибудь паровозиками игра, но все равно какой-то отправной момент нужен.

Они спрашивают: “А зачем нам это число писать?” Говорю: “Понимаете, вы зарегистрировали этот день, зафиксировали”, – рассказывает Наталья.

“Ребенок в школе не только учится”

8 утра. Звонок на урок больше похож на рингтон “Нокии”. К этому времени в классе еще не все ученики, но и те, что пришли, не торопятся доставать учебники и садиться за парты. Во-первых, парты еще можно поменять местами, сдвинуть-раздвинуть.

Геометрия класса постоянно меняется: это один из способов добавить в образовательный процесс динамики, дать ученикам самостоятельно определить расположение классной мебели. Во-вторых, по мнению финских учителей, день должен начинаться с приятных ощущений – болтовни с друзьями, шуток.

Времени для этого достаточно: урок длится 75 минут, в том числе для первоклашек, так что начинать и заканчивать непосредственно образовательную часть со звонком спешки нет.

Елена Саастамойнен

Елена Саастамойнен – учитель русского языка в Школе Восточной Финляндии. Педагогическое образование она получила еще в советское время – несколько лет работала в российской школе в начале 90-х. Но потом переехала в приграничный город Йоэнссуу. Уже 20 лет Елена работает учителем в финской школе.

Ее рабочий день начинается в 8 утра и заканчивается в 14. После этого – заполнение электронного дневника и подготовка к следующему дню. Елена считает, что ее лекционная нагрузка, 24 часа в неделю, довольно серьезная. При этом она признает, что в сравнении с российской школой эта нагрузка не так велика. О загруженности учеников в финской школе и вовсе говорит с улыбкой.

– Мы почти не задаем домашних заданий, это правда. Концепция такова, что ученики должны учиться в школе, а не дома. Общеизвестно, что российских школьников перегружают и в школе, и домашними заданиями. И при этом многие занимаются с репетиторами дополнительно. У меня тогда возникает вопрос: чем же занимается школа? – спрашивает Елена.

На урок к первоклассникам Елена пришла первой: к тому моменту, когда все дети собрались и расселись по местам, она успела обойти класс, немного поговорить с каждым учеником. Начало урока совсем не означает, что в классе становится тихо и двадцать пар глаз смотрят на учителя или на доску.

У меня тогда возникает вопрос: чем же занимается школа?

Ученики могут запросто встать, пройтись по классу, наточить карандаш, заглянуть в учебник или тетрадь соседа, взять бутылку с водой из своего шкафчика, выйти в туалет. В классе на уроках не царит тишина, мало кто сидит на месте, но при этом никто не бездельничает. Добиваться серьезного отношения к учебе через строгую дисциплину – это не про финскую школу.

В этом отличие: они никуда не торопятся. Но они делают все

– Для всех россиян, кто впервые заходит в финский класс, это шок. Но такова концепция: ребенок в школе не только учится, но и растет. Поэтому он может вести себя во время урока довольно раскованно. Но это не значит, что он не должен учиться.

Я заметила, что детям, приехавшим из других стран, где авторитарная система обучения, требуется больше руководства: нужно стоять рядом, чтобы ребенок что-то делал. А финские школьники пойдут, поточат карандаш, попьют воду, спросят, можно ли сходить в туалет, но все равно все сделают.

В этом отличие: они никуда не торопятся. Но они делают все. И их не надо контролировать.

“Никто никого не контролирует”

– Я не знаю, можно ли назвать финское школьное образование лучшим в мире, но если это и так, то его основа – это доверие. Доверие между всеми участниками системы. Родители доверяют школе, учителя доверяют ученикам, министерство образования доверяет учителям. Это основа основ, – считает Елена Саастамойнен.

Родители финских детей редко приходят в школу, чтобы разговаривать с учителями или директором, хотя такая возможность есть всегда, в том числе взрослые могут прийти на любой урок. Всю необходимую информацию про процесс обучения и другие школьные события, например, поход в театр или в музей или поездку на ферму, родители получают на родительских собраниях, которые проходят раз-два в год.

Я не знаю, можно ли назвать финское школьное образование лучшим в мире, но если это и так, то его основа – это доверие

Также раз в год проводят личное собеседование, куда семья обычно приходит всем составом и обсуждает с учителем индивидуальные цели и задачи. Также еженедельно классный руководитель отправляет сообщения в специальную общегосударственную электронную систему: в ней описывают основные моменты прошедшей недели и планы на следующую.

На тот же вопрос – “Можно ли считать финское образование одним из лучших в мире?” – у Натальи Степановой ответ уверенно утвердительный, и такое объяснение:

– Основа финского образования – это свобода. Свобода [ученика] в школе, свобода общения учителя и ребенка. Это то, что бросилось в глаза. В России мы были учителями авторитарной школы: “сели-встали”.

Хотя я всегда понимала, что детям нужно давать возможность высказываться, их нужно выслушать. Авторитаризм [российской школы] во мне отсутствовал, хотя я в этой системе выросла и в ней работала.

Поэтому приспособиться здесь было не сложно.

Зона отдыха в школе

Доверие и свобода проявляется и в том, что работу финской школы и финского учителя никто не контролирует – школа и учителя ни перед кем не отчитываются. Никто не приходит на уроки, не просит заполнять планы учебной, воспитательной, внеклассной работы.

Никому не придет в голову контролировать мою работу

Елена Саастамойнен рассказала, что у нее бывает много “бумажной” работы, но конкретно со школьной программой это не связано: периодически приходится оформлять для класса визовые документы для поездок в Россию, и это занимает много времени.

– Я специалист с профессиональным образованием, никому не придет в голову контролировать мою работу, и никто не оценивает ее на основе успеваемости моих учеников, – говорит Елена.

Школьный коридор

Наталья Степанова несколько лет была заместителем генерального директора Школы Восточной Финляндии: специально изучала эволюцию финской системы образования. Она считает, что основы того рывка, который финская школа совершила в 2000-е годы, были заложены еще реформой 40-летней давности.

Главное новшество реформы: упразднение школьных инспекторов, которые проверяли эффективность работы школ. С того времени вся ответственность лежит на директоре школы, которого чаще всего назначает муниципалитет.

Директор набирает учителей, отвечает за педагогический процесс, работодатель директору полностью доверяет.

Больше 50 человек на место на направление “учитель начальных классов”

В ходе реформы сильно повысился статус учителя: государство платит хорошую зарплату, на педагогические факультеты очень большой конкурс. Несколько лет назад, по словам Натальи, она проверяла конкурсы при поступлении в педколледж: было больше 50 человек на место на направление “учитель начальных классов”.

– Выбирая профессию, финны долго думают, прежде чем принять окончательное решение. Но если они решили и если они поступили при таком конкурсе, они очень сильно мотивированы, – говорит Наталья Степанова.

Та же реформа обеспечила равнодоступность школьного обучения: сейчас ребенок получает одинаковое образование и в Хельсинки, и в лапландской деревне. С такими же учебниками, с такими же обедами, с такими же компьютерами и так далее. Человек из-под Рованиеми может поступить в университет так же, как ребенок из Хельсинки.

Отменили оценки до восьмого класса – убрали соревновательность, потом вернули

При этом государство не боится признавать ошибок и прислушиваться к мнению директоров, учителей и родителей. Например, в 2014 году в Финляндии приняли новые учебные планы и изменили систему оценивания.

Точнее, вообще отменили оценки до восьмого класса – убрали соревновательность.

По мнению Натальи Степановой, именно оценки стали самым проблемным моментом: соревновательность нужна не столько для оценивания знаний, сколько для тебя самого.

– Эту систему ввели в 2015 году, и родители начали обращаться в школы, а школы – в министерство. Думаю, что это было одной из причин того, почему в последние годы финские школы стали показывать худшие по сравнению с 2000-ми годами результаты, – говорит Наталья. В итоге систему оценок в финские школы вернули.

Мари Килпеляйнен

Результаты общеевропейских тестирований в последние годы действительно показывают, что качество финского школьного образования снижается.

Директор отделения ШВФ в Йоэнсуу Мари Килпеляйнен считает, что этому есть еще одно объяснение: несмотря на концепцию positive pedagogy, которая считается основой финской педагогики, в последние годы изменилась система работы с особенными учениками.

Важно, чтобы всем ученикам был предоставлен шанс на нормальное среднее образование и общение со сверстниками

Если раньше им оказывали дополнительную поддержку и с ними работали отдельно от других учеников, то теперь детей с особенностями развития отправляют учиться в обычные классы.

Следовательно, такие ученики попадают в тестирование наряду с остальными, но объективно они не могут показать высокие баллы.

Судя по всему, финское правительство идет на такие шаги осознанно, понимая вероятность снижения показателей.

– Но ведь не в показателях дело. Важно, чтобы всем ученикам был предоставлен шанс на нормальное среднее образование и общение со сверстниками, даже если это идет вразрез с поддержанием имиджа “лучшей школьной системы в мире”, – говорит Мари Килпеляйнен.

Директор признает, что не только русские ученики, но и учителя с российским бэкграундом отличаются от финских:

– У тех, кто приходит к нам с опытом работы в российской школе, заметно большее стремление к субординации и формальным отношениям.

Когда после нескольких лет работы в ШВФ учителем и заместителем директора я стала директором школы, в тот же день русскоязычные коллеги стали называть меня на “вы”, что в Финляндии нонсенс.

Со временем эти различия стираются, конечно, но в целом они по первому времени менее самостоятельны, стараются согласовывать свои шаги с руководством школы. Финские коллеги в этом смысле гораздо более самостоятельны.

Школа Восточной Финляндии в Йоэнссуу

Со временем, по словам Мари, эти различия стираются, и сегодня директора гораздо больше заботит набор учеников в первый класс, чем различия в подходах к работе разных учителей.

– ШВФ – частная школа, в том смысле, что мы набираем учеников не по географическому признаку (кто живет поблизости от школы, тот и идет туда учиться, и школа не имеет права отказать), а по заявлениям.

Это означает, что если не ученики, то родители точно выбирают нашу школу, потому что хотят, чтобы их дети учили русский язык, – говорит директор. – В остальном мы не отличаемся от других школ: обучение у нас бесплатное, и мы обеспечиваем школьников всем необходимым.

А “подушевое” финансирование получаем от финских муниципалитетов: сколько набрали учеников, столько и получили денег от муниципалитета.

Источник: https://www.severreal.org/a/30199845.html

Всё о кредитах
Добавить комментарий