Является ли фото объекта искусства нарушением авторских прав?

Содержание
  1. Авторское право и творчество (на примере фотографирования)
  2. Оригинальность и уникальность объекта авторского права
  3. Какая фотография охраняется авторским правом?
  4. Практика: авторские права и перефотографирование сцены
  5. Авторское право на фотографии
  6. 1. Нужно ли регистрировать авторские права?
  7. 2. Каждая ли фотография является объектом авторского права?
  8. 3. Что делать, если я хочу использовать в своей работе чужую фотографию, которую нашел в Интернете? Нужно ли искать автора?
  9. 4. Какие права есть у авторов на свои фотографии?
  10. 5. Обязательно ли заключать письменный договор с автором на использование его фотографий?
  11. 6. Если в организации есть штатный фотограф, как регулируются вопросы авторского права в такой ситуации?
  12. 7. Могу ли я использовать фотографию, если на ней нет знака копирайта?
  13. 8. Достаточно, если указать имя автора или ссылку на страницу, чтобы использование фотографии стало законным?
  14. 9. Может ли цель использования фотографии оправдать нарушение авторских прав?
  15. 10. Как защитить свои права, если вы – автор?
  16. 11. Есть ли у человека, изображенного на фотографии, авторские права на данный снимок?
  17. 13. Когда можно использовать чужие фотографии без согласия автора?
  18. Использование фото из Интернета без разрешения автора является нарушением авторских прав
  19. Что нужно знать СМИ об авторском праве?
  20. Фотография как объект авторских прав // Часть 2
  21. Авторское право на фото и коллекции фотографий

Авторское право и творчество (на примере фотографирования)

Является ли фото объекта искусства нарушением авторских прав?

Знание и понимание теоретической основы авторских прав – залог правильной квалификации действительности и правильного разрешения споров по авторским правам. Знание того, что охраняет авторское право и в каких пределах, позволяет понять, какое произведение охраняется авторским правом и в каких пределах можно использовать чужие идеи и работы.

Согласно п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

В п. 1 ст. 1259 ГК РФ говорится, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Эти и другие нормы закона позволяют сделать вывод о том, что для определения того, охраняется ли та или иная фотография авторским правом, нужно анализировать прежде всего процесс ее создания, творческий вклад фотографа, то как фотография создавалась. Результат – это лишь проявление творчества.

Оригинальность и уникальность объекта авторского права

Нередко часть юристов по авторским правам выражает крайне спорное мнение, что охраняться должны и в соответствии с нашим законом охраняются авторским правом лишь оригинальные, уникальные, новые и отличающиеся от уже созданных произведения.

Таким образом, указанные юристы переносят акцент с творческой деятельности на ее результат, хотя закон четко указывает: достоинства произведения не влияют на его способность быть охраняемым авторским правом объектом.

К сожалению, и в судебной практике нередко встречается подход, что ценность и уровень произведения являются ключевыми критериями при оценке его охраняемости авторским правом (если такой вопрос поднимается в процессе) вне зависимости от процесса создания.

Мотивы, лежащие в основе такого искажения норм закона, понятны. Так, по мнению юристов, выступающих за обязательную оригинальность охраняемых авторским правом произведений, непонятно, как охранять практически идентичные фотографии популярных объектов (объектов природы, всемирно известных архитектурных творений и т.п.).

Но и отказать в охране фотографий, ориентируясь исключительно на их ценность, достоинство и качество, вероятно, неправильно. По крайней мере, незаконно с учетом действующих в России норм авторского права.

Какая фотография охраняется авторским правом?

Отсутствие оригинальности, уникальности, простота сами по себе не означают, что такое произведение не охраняется авторским правом.Читать о других нюансах авторского права »

При решении вопроса, является ли конкретная фотография объектом авторского права, а равно является ли она оригинальным произведением или представляет собой переработку чужого произведения, нужно анализировать субъективные факторы в виде деятельности фотографа, его вклада в созданную фотографию. Результат (сама фотография) должны быть предметом изучения лишь в той степени, в какой позволяют судить о деятельности фотографа при ее создании.

Ценность фoтoгрaфии, ее уникальность и оригинальность как таковые могут учитываться, например, при определении размера компенсации за нарушение авторских прав на такую фотографию.

При этом хотелось бы обратить внимание, что необходимость анализа деятельности фотографа при создании фoтoгрaфии не подразумевает, что фотография, созданная за 5 секунд и не подвергшаяся какой-либо значительной обработке после, не будет охраняться авторским правом.

Творческий вклад фотографа необязательно должен проявляться в многочасовой работе над снимком.

Достаточно творческого порыва, творческого восприятия конкретной сцены, желания зафиксировать ее именно так и не иначе, выбора ракурса съемки, композиции, световых сочетаний, момента съемки и много другого.

Практика: авторские права и перефотографирование сцены

В качестве практического исследования хотелось бы выбрать авторский спор, рассмотренный 28.11.2011 судьей лондонского Патентного суда графства Birss (дело 1CL 70031). Дело интересно, во-первых, сложностью вопроса, во-вторых, глубоким и, как представляется, обоснованным и правильным подходом к анализу.

Фотография истца, mr. Fielder (верхняя), и ответчика, mr. Houghton (нижняя).

Вопрос перед судом: нарушил ли ответчик авторское право истца, создав свою фотографию.

Истец осуществил значительную постобработку фотографии: усилил красный цвет автобуса, полностью удалил небо, перевел снимок (за искл. автобуса) в монохромный, удалил несколько человек с переднего плана, растянул оригинал, исправив перспективу с целью выровнять здания по вертикали. В общей сложности (с учетом поездки на съемки) на создание спорной фотографии ушло 80 часов.

Фотография истца стала популярной и лицензировалась многим для создания производной продукции (сувениров, футболок и т.д.).

Фотография ответчика была создана из нескольких снимков ответчика и фотографии с iStockphoto.

Очевидно, что банального копирования чужого произведения здесь нет.

В деле было упомянуто решение Верховного суда Австрии от 16.12.2003 по делу O (Peter) против F KG ([2006] ECDR 9). В нем говорилось, что охраняемое авторским правом произведение должно быть результатам собственной интеллектуальной деятельности, без обязательного наличия какого-либо уровня оригинальности.

Что же делает фотографию творческой? Как может проявляться личность автора в фотографии всемирно известных объектов, фотографируемых ежедневно тысячами туристов?

  • Ракурс съемки, световое решение, тени, экспозиция, различные эффекты, достигаемые в т.ч. при использовании фильтров, постобработка и т.д.
  • Создание или участие в создании фотографируемых объектов, сцены, особое видение сцены.
  • Фотографирование в нужном месте в нужное время исходя из личного видения.

Конечно, постобработка сделанной фотографии, как правило, свидетельствует о продолжении воплощения творческих мыслей фотографа.

Суд постановил, что фотография истца, безусловно, объект авторских прав как в части самого процесса фотографирования (лейтмотив, ракурс, световое решение, экспозиция и т.д.), так и постобработки фотографии с целью воплощения замысла автора.

Нарушением авторских прав считается не только полное копирование, но и копирование охраняемых частей произведения. То, в какой части можно скопировать, – вопрос не количества, а качества.

Сравнивать нужно не только и не столько результат, сколько те действия, которые привели к появлению результата (произведения). Использовались ли при создании фoтoгрaфии чужие работы и в какой степени. При этом надо понимать, что объективно видимым является, конечно, сам результат, а не деятельность.

Автобус на мосту на фоне здания Парламента и Биг-Бена – популярная композиция. Не является уникальной и выделение ключевого объекта цветом на черно-белом фоне.

Один из основных аргументов ответчика сводился к тому, что место популярное, сюжет очевидный, множество туристов делают снимки здания Парламента и автобуса с такого места. К слову, увлекаюсь фотографией, гулял на том “месте”, но такого кадра делать не хотелось. Мне больше понравился другой ракурс, как оказалось, не менее популярный.

Ответчик утверждал, что фотография истца вовсе не уникальна и не оригинальна, она настолько проста, что нарушить авторское право на нее можно только путем копирования, а не перефотографирования.

Истец же обращал внимание на такую совокупность, являющуюся результатом собственных творческих изысканий в спорной фотографии, как: композиционное соотношение автобуса и здания Парламента (угол, точка съемки, направление движения автобуса), ахроматический фон, белое небо, – а также на то, что ответчик подтвердил, что знал о фотографии истца до создания собственной.

Суд большое внимание уделил тому, что ответчик хотел создать похожую фотографию, но так, чтобы не нарушить авторских прав истца. По сути, хотел “обойти” авторское право истца. Таким образом, именно фотография истца лежала в основе его действий.

Суд признал, что вопрос непростой, но констатировал, что фотографии имеют сходство.

Признавая разницу во множестве элементов двух спорных фотографий, суд подчеркнул, что, на его взгляд, не простое совпадение, что на фотографии ответчика, знавшем о фотографии истца, также присутствует Биг-Бен и здание Парламента в черно-белом, ярко-красный автобус, двигающийся справа налево и как бы обрамленный зданием Парламента (выравненный с ним), белое небо, отсутствуют другие транспортные средства. Несмотря на разницу в большинстве деталей композиции двух фотографий, суд счел, что в ключевых элементах, подлежащих охране авторским правом, они совпадают, в тех элементах, которые делают фотографию истца отличительной от большинства других.

К слову сказать, представленные ответчиком “схожие” фотографии третьих лиц сыграли против него же, т.к. суд увидел, насколько разным может быть воплощение одной и той же сцены.

Суд также отметил, что, если бы ответчик хотел создать новую, оригинальную фотографию той же сцены, то он бы нанял фотографа и так бы и поставил задачу, однако сделано было иначе.

Во всем анализе английского судьи усматривается правильный подход: анализ не столько результата творческой деятельности, сколько самой творческой деятельности, действительно носящей субъективных характер.

Суд настолько далеко пошел в чистоте своего анализа авторского спора, что не стал рассматривать в качестве доказательства представленные снимки сувениров истца с его фотографией и чая ответчика с его спорной фотографией, которые были размещены в магазинах на одной полке и могли, конечно, вызывать смешение у потребителей, а соответственно, явиться актом недобросовестной конкуренции. Ибо недобросовестная конкуренция не имеет отношения к авторским правам, и ей свойственны иные основания и критерии выявления.

Фотографируйте! Не используйте чужие произведения, дабы не попасть под ответственность за нарушение авторских прав! Заранее подумайте о защите собственных авторских прав, в том числе на фотографии!

Источник: https://kolosov.info/kommentarii/avtorskoe-pravo-tvorchestvo-fotografiya

Авторское право на фотографии

Является ли фото объекта искусства нарушением авторских прав?

Каждый из нас задавался вопросом, «как опубликовать чужую фотографию, не нарушая авторских прав? А что делать, если мое фото разместили в социальных сетях, не получив согласия?» Не имеет значения, пересекается ли ваша профессиональная деятельность с журналистикой. Знать авторское право и уметь применять эти знания на практике сегодня должен каждый. Давайте рассмотрим часто задаваемые вопросы в данной сфере.

1. Нужно ли регистрировать авторские права?

Нет, в этом нет необходимости. Уже сам факт создания произведения делает вас полноправным автором. Согласно российскому законодательству, автором может быть исключительно физическое лицо, юридическое лицо является только правообладателем. Лицо, которое указано в качестве автора в оригинале произведения (или экземпляре) признается его автором, если не доказано иное.

2. Каждая ли фотография является объектом авторского права?

Все фотографии и иллюстрации (картинки, открытки, инфографики) являются объектами авторского права. Даже если фотография сделана некачественно (неумело завален горизонт), а на инфографике представлены недостоверные данные. Ст.

1259 ГК РФ прямо указывает: «Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения».

Верховный суд РФ дополняет данную норму, указывая, что «само по себе отсутствие новизны, уникальности или оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

3. Что делать, если я хочу использовать в своей работе чужую фотографию, которую нашел в Интернете? Нужно ли искать автора?

Перед тем как использовать чужую фотографию в своей работе, необходимо связаться с автором и получить согласие на использование его работы. Именно такой порядок действий соответствует законодательству.

В случаях, когда найти автора не удается (а именно такая ситуация встречается чаще всего), юристы советуют использовать бесплатные стоки изображений (например, pixabay).

В лучшем случае, всегда можно прикрепить свои работы: будь то фотография или инфографика!

4. Какие права есть у авторов на свои фотографии?

Российским законодательством предусматривается три группы прав: личные неимущественные права, исключительные права на произведение, а также иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения).

5. Обязательно ли заключать письменный договор с автором на использование его фотографий?

Исходя из судебной практики, договором с автором произведения признается любая форма договоренности (переписка по e-mail, в мессенджерах, расписка). Главное, соблюсти обязательные условия:

  • В переписке необходимо определить предмет договора (конкретная фотография)
  • Цена договора (если использовании фотографии бесплатно, то это обязательно нужно прописать)
  • Срок, на который будут переданы авторские права (если не установлен конкретный срок, по общему правилу, фотографию можно использовать в течение 5 лет)
  • Территория действия (если не установлена конкретная территория, фотографию можно использовать на территории России).

Письменный договор рекомендуется заключить, если вы планируете заказать у фотографа серию снимков или целый репортаж для неоднократного и разнообразного использования.

6. Если в организации есть штатный фотограф, как регулируются вопросы авторского права в такой ситуации?

Если в редакции или компании есть свой фотограф, в таком случае правообладателем всех снимков является организация, а фотограф – автором. Можно публиковать служебные произведения без указания авторства, если такое право фотографа было прописано в трудовом договоре. То же касается использования фотографий после увольнения фотографа из организации.

7. Могу ли я использовать фотографию, если на ней нет знака копирайта?

«©» – всем знакомый символ? Копирайт – это знак охраны авторского права. Однако его отсутствие или наличие не влияет на порядок использования чужой фотографии. По сути, данный знак информирует пользователей о наличии у произведения автора. Однако если автор не поставит знак копирайта, это не лишает его исключительного права собственности на произведения.

Следует помнить, что удаление знака копирайта – это нарушение права на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ), за которое следуют штрафные санкции.

8. Достаточно, если указать имя автора или ссылку на страницу, чтобы использование фотографии стало законным?

Нет, подобные действия не спасают от нарушения авторских прав, однако снижают риск обращения автора в суд. Авторские права нарушаются в случае, когда СМИ или иная организация использует чужое произведения без согласия автора. Однако законом установлены ситуации, когда допускается свободное использование фотографий, подробнее в п. 13.

9. Может ли цель использования фотографии оправдать нарушение авторских прав?

Зачастую СМИ в спорах из-за использования чужого произведения заявляют, что фотографии были размещены в информационных целях. Согласно ст.

1274 ГК РФ, допускается свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Однако нужно понимать, что для признания факта нарушения авторских прав вовсе не важно, с какой целью было размещено данное изображение.

Следует знать, что использование чужой фотографии в коммерческих целях является своего рода отягчающим обстоятельством. Это увеличивает размер компенсационных выплат собственнику изображения. Так что настоятельно не рекомендуется использовать чужое фото без согласия автора на сувенирной или иной продукции для дальнейшей продажи. 🙂

10. Как защитить свои права, если вы – автор?

Если вы занимаетесь фотографией и активно публикуете свои снимки в социальных сетях, не исключено, что однажды столкнетесь с подобной ситуацией: ваше изображение будет украшать статью какой-нибудь местной газеты.

В конце страницы, конечно, будут прописаны авторские права, но там не окажется ни вашей фамилии, ни ссылки на страницу в социальных сетях.

С одной стороны пробирает гордость, ваши труды оценены по достоинству и достигли уровня публикации в местной газете! Но с другой стороны, фотографии нагло скачаны и размещены без указания автора. Что же делать в такой ситуации?

  1. Посмотрите, попадает ли изображение под случаи свободного использования фотографии (см. п. 13).
  2. Определите, какие конкретно авторские права были нарушены при использовании изображения (не указано имя или вовсе написаны чужие данные, не спросили согласия на размещения или же допустили изменения снимка).
  3. Установите, кому следует предъявлять претензию (администратор сайта или группы, редакция СМИ).
  4. Направьте претензию в письменном виде.
  5. Если ваше письмо осталось без ответа или же последовал отказ, обратитесь в суд.

Направление претензии – это не обязательный пункт в указанной выше цепочке действий. Однако в любой ситуации рекомендуется сперва урегулировать спор мирным путем. Вероятно, редакция той самой местной газеты пойдет навстречу и, либо удалит снимок, либо укажет настоящего автора.

11. Есть ли у человека, изображенного на фотографии, авторские права на данный снимок?

Нет, сфотографированный человек является лишь объектом фотографии, но никак не автором снимка. У него есть другое право – право на само изображение. Поэтому при использовании портретной фотографии следует помнить, что нужно получить согласие не только автора снимка, но и человека, изображенного на этой фотографии.

13. Когда можно использовать чужие фотографии без согласия автора?

Несмотря на значительное количество запретов, российским законодательством все же устанавливается перечень ситуаций, когда СМИ или иная организация может использовать чужое произведения без получения согласия собственника. Рассмотрим основные.

  • Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публикация изображений объектов искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. За исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли. Об этом прямо прописано в ст. 1276 ГК РФ.
  • Допускается цитирование в учебных целях, а также перепечатка статей по текущим экономическим, политическим, социальным или религиозным вопросам без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора. Об этом прямо прописано в ст. 1274 ГК РФ.

Следует отметить, что в 2017 году Суд по интеллектуальным правам постановил, что данное правило касается не только статей, но и распространяется на фотографии:

«Изложенная норма права не ограничивается лишь свободным использованием статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир, но и предусматривает свободное использование доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера. При этом согласно изложенным выше нормам права произведение может относиться к областям науки, литературы и искусства независимо от его достоинства и назначения, а также способа выражения. То есть статья, фотография и так далее, являются способом выражения произведения.

С учетом изложенного фотографические изображения соответствующей тематики (характера) также могут быть свободно использованы по правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ. (Постановление СИП от 7 сентября 2016 г. по делу N А60-54898/2015).

Пока юристы отмечают, что судебная практика в сфере цитирования фотографии еще не устоялась, поэтому не рекомендуют ссылаться на данную норму. «Пока российские суды склонны расценивать заимствованные фотографии как иллюстрацию, а не цитату».

Помните, что правомерное использование чужих снимков и произведений намного облегчает дальнейшую работу. Это исключает возникновение споров и судебных прений. А согласование с автором на использование его снимков позволяет настроить хорошую базу контактов 😉

Источник: https://mmdc.ru/consulting/common/chto-nuzhno-znat-ob-avtorskom-prave/

Источник: https://vk.com/@oblako_vozmozhnostey-avtorskoe-pravo-na-fotografii

Использование фото из Интернета без разрешения автора является нарушением авторских прав

Является ли фото объекта искусства нарушением авторских прав?

  • Вопрос юристу по авторским правам

    Нашел в Интернете несколько фотографий с изображениями красот природы Дальнего Востока (горы, леса и т.д.). К сожалению, не могу найти каких-либо данных об авторе этих фотографий, написал письмо на сайт, где обнаружил эти фотографии, но никакого ответа не получил, на других сайтах не могу найти такие же фото. Какого-либо указания на автора фотографий или значка авторства на сайте и фото нет, ни на сайте, ни на фото нет никакого запрета на использование этих фотографий.

    В качестве ИП я занимаюсь производством изделий из дерева, предназначенных для домашнего использования. Могу ли я использовать эти фотографии, размещая их на упаковках своих товаров. Не будет ли это нарушением каких-либо прав неустановленного лица?

  • Ответ юриста по авторским правам

    В силу ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются произведения науки, литературы и искусства.

    В соответствии со ст.

    1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежит в том числе исключительное право на произведение.

    Как следует из положений ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

    Согласно ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

    Таким образом, обнаруженные Вами фото также являются объектами авторского права, а автору принадлежит авторское право на фото.

    В соответствии со ст.

    1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если ГК РФ не предусмотрено иное. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

    Следовательно, автор фото не обязан публиковать запрет на использование фото, и при отсутствии запрета автор является правообладателем.

    Согласно указанной статье правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

    Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

    Приведенный Вами пример не относится к случаю, предусмотренному ГК РФ.

    В соответствии со ст.

    1229 ГК РФ использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ. Ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена ст. 1301 ГК РФ.

    Согласно ст. 1270 ГК РФ автору произведения принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). В соответствии с п. 2 ст.

    1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме.

    Многие из нарушителей авторских прав, в том числе использующие фотографии без согласия автора, ссылаются на то, что имелся свободный доступ к фото в сети Интернет. Однако суды отклоняют данный довод, аргументируя вывод о нарушении авторских прав, следующим образом.

    Как следует из разъяснений Президиума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от 23.09.2015 г.

    , сеть Интернет – это информационно-телекоммуникационная сеть, которая не является местом, открытым для свободного посещения, по смыслу ст. 1276 ГК РФ.

    Следовательно, использование размещенных в сети фотографий без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения не допускается.

    Таким образом, использование Вами фотографий без разрешения правообладателя, в том числе на упаковках производимых товаров, является нарушением авторских прав.

  • Источник: https://uslugijurista.ru/ispolzovanie-foto-iz-interneta-bez-razresheniya-avtora-yavlyaetsya-narusheniem-avtorskih-prav

    Что нужно знать СМИ об авторском праве?

    Является ли фото объекта искусства нарушением авторских прав?

    ​Законодательство предусматривает следующие ситуации:

    Случай №1: согласие автора не требуется при использовании изображений объектов искусства, находящихся в открытых для свободного посещения местах (парки, выставки, музеи, кафе и т.п.). Однако фотография внутри фотографии не должна являться основным объектом использования или использоваться в коммерческих целях. Например, в репортаже с фотовыставки нельзя использовать крупные снимки одной фотографии.

    Случай №2: допускается перепечатка статей по текущим экономическим, политическим, социальным или религиозным вопросам либо иных произведений такого же характера – если перепечатка специально не запрещена автором: «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем» (пп. 3, п.1, ст. 1274 ГК РФ).

    Изначально эта норма касалась только печатных статей, но Суд по интеллектуальным правам (СИП) постановил, что правило распространяется и на фотографии: «Изложенная норма права не ограничивается лишь свободным использованием статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, но и предусматривает свободное использование доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера. При этом согласно изложенным выше нормам права произведение может относиться к областям науки, литературы и искусства независимо от его достоинства и назначения, а также способа выражения. То есть статья, иное текстовое произведение, фотография и так далее, являются способом выражения произведения. С учетом изложенного фотографические изображения соответствующей тематики (характера) также могут быть свободно использованы по правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ» (Постановление СИП от 7 сентября 2016 г. по делу N А60-54898/2015). Поводом для разъяснения СИП стал судебный процесс блогера Ильи Варламова против интернет-портала 66.ru. Портал опубликовал ряд фотографий, изначально размещенных на странице блогера. В суде СМИ настаивало, что авторство Варламова и источник указаны, а публикация является перепечаткой снимков, касающихся важных текущих событий. В рамках кассации дело дошло до СИП. Разъяснив норму закона, СИП вернул дело в суд первой инстанции, который учел постановление, но пришел к выводу, что характер использованных фотографий не касается текущих экономических, политических, социальных вопросов. Поэтому юристы рекомендуют строго соблюдать все указанные в законе условия при перепечатке фотографий (например, репортажей).

    Случай №3: цитирование. В оригинале нормы (пп.1, п.1, ст. 1274 ГК РФ) речь идет о цитировании «правомерно обнародованных произведений , включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати». Суд по интеллектуальным правам уточнил, что норма в том числе подразумевает цитирование фотографий. Так СИП прокомментировал судебный процесс блогера Ильи Варламова против портала Архи.ру, опубликовавшего несколько фотографий из блога: «Фактически спор в данном деле сводился к оспариваемому истцом утверждению ответчика, согласно которому спорные фотографии были использованы в информационных целях в порядке цитирования фоторепортажей истца, размещенных им в своем блоге, что является допустимым случаем свободного использования произведений» (Постановление СИП от 15 сентября 2016 г. по делу N А40-142345/2015).

    Верховный суд также разрешил цитирование фотографий в Интернете без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с указанием имени автора и источника заимствования (Определение ВС РФ №305-ЭС16-18302 от 25 апреля 2017 года): «Любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения при наличии четырех условий: использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях; с обязательным указанием автора; источника заимствования и в объеме, оправданном целью цитирования».

    Юристы отмечают, что судебная практика в отношении цитирования фотографий пока не устоялась, и не рекомендуют ссылаться на эту норму: пока российские суды склонны расценивать заимствованные фотографии как иллюстрацию, а не цитату.

    Источник: https://anri.org.ru/2018/03/25/chto-nuzhno-znat-smi-ob-avtorskom-prave-3/

    Фотография как объект авторских прав // Часть 2

    Является ли фото объекта искусства нарушением авторских прав?

    Фотография как воспроизведение (форма) другого произведения

    В некоторых нормах ГК РФ фотография упоминается в ином контексте: как способ воспроизведения другого произведения, как разновидность формы произведения.

    См. пп. 5 п. 1 ст. 1274 (воспроизведение произведений средствами фотографии), п. 2 ст. 1276 (использование путем воспроизведения в форме изображений произведений архитектуры…), п. 2 ст. 1292 ГК РФ.

    Видимо, это не случайно. Нередко фотография является чуть ли не единственным способом фиксации “скоропортящихся”, “одноразовых” произведений. Это относится, например, к

    – так называемому искусству на грязных автомобилях (Dirty Car Art):

    Фото взято с сайта http://fishki.net/auto/1296529-risunki-na-grjaznyh-avtomobiljah.html. Автор и/или правообладатель мне неизвестны, хотя я особо и не старался их установить :). Там же есть много других примеров.

    – известным с детства рисункам мелками на асфальте:

    Фото взято с сайта http://tworismelo.com/art/ylichnii-art/obemnye-risunki-melkami-na-asfalte.html/. Автор Рустам Валеев. Там же есть другие примеры.

    – другим проявлениям уличного искусства (street art):

    Фото взято с сайта http://www.bugaga.ru/interesting/1146698244-znamenitye_3d_risunki_melkami_na_asfalte__novye.html# . Автор и/или правообладатель мне не известны. Там же есть другие примеры.

    – лично мною любимым замкам или другим фигурам из песка: 

    Фото взято с сайта http://www.vulibke.ru/topics/221. Автор Calvin Seibert. Там же есть другие примеры.

    Фотография также служит прекрасным способом распространения изображений других, более долговечных, произведений: зданий, статуй, скульптур, картин, произведений декоративно-прикладного искусства и т. д. и т. п.

    Как квалифицировать такие фотографии? Получает ли фотограф, который в большинстве случаев не является автором сфотографированного произведения, исключительное право на свою фотографию, как на всякие другие фотографии?

    Если да, то должен ли автор фотографии получать согласие правообладателя сфотографированного произведения на воспроизведение такого произведения в форме фотографии?

    Если такого согласия не требуется, то не подменяет ли такая охрана фотографии исключительное право автора самого сфотографированного рисунка или другого произведения? Ведь достаточно сфотографировать чужое произведение и использовать его (пускай только в форме фотографии) любыми способами без необходимости получать согласие правообладателя и уплачивать ему вознаграждение. Можно ли сфотографировать чужую фотографию и получить авторское право на такую фотографию фотографии? Получится некий обход исключительного права на произведение.

    Давайте разбираться.

    Фотография самостоятельного произведения подпадает под определение воспроизведения (пп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), в частности её можно считать изготовлением одного и более экземпляра произведения в любой материальной форме или изготовлением в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения (фотография зданий, скульптур и др.).

    В п. 3 ст. 1259 ГК РФ содержится общее требование о том, что авторские права распространяются только на произведения, выраженные в объективной форме. Фотография как разновидность объективной формы в этой норме прямо не названа, но судя по определению фотографии, приведённому в толковом словаре Ушакова, фотографию можно смело отнести к объективной форме произведения.

    Фотография – “Получение изображений предметов с помощью оптического аппарата (камеры) на светочувствительных пластинках” https://slovari.yandex.ru/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

    Таким образом, казалось бы, само по себе воспроизведение произведения в форме фотографии требует согласия правообладателя, а фотография (распечатанный экземпляр), снятая без разрешения правообладателя, должна считаться контрафактным экземпляром произведения (п. 4 ст. 1252 ГК РФ).

    Но после этих рассуждений я зашёл в тупик. Я не нашёл какого-либо развития этой темы ни в практике, ни в литературе. Ни у нас, ни за рубежом. Буду рад, если кто-либо приведёт ссылки на соответствующие работы/практику.

    Видимо, придание фотографии статуса самостоятельного произведения попросту исключает такую проблему.

    Фотография – отдельный вид искусства, что, видимо, не позволяет признать фотографию контрафактным экземпляром другого произведения.

    Мол, должно быть что-то одно: либо это просто форма другого произведения, либо самостоятельное произведение. Коль скоро фотографии присвоили ранг произведения, нельзя “низводить” её до простой копии, формы другого произведения. 

    Более того, фотография вряд ли может быть “чистой” копией другого произведения. Так, например, чтобы фотография была просто воспроизведением картины или здания, фотография должна только включать только саму картину или здание без окружающей обстановки, людей и предметов.

    Но и этого недостаточно. Как считают американские суды, любая фотография содержит минимальный уровень творчества автора, как бы “добавленную стоимость”, что выражается в выборе места для съёмки, угла съёмки, соотношения цвета и тени и т. д. (а посему не может быть “чистым” копированием другого произведения – вывод мой). См. показательные разъяснения суда Девятого округа:

    In view of the low threshold for the creativity element, and given that the types of decisions Ets-Hokin made about lighting, shading, angle, background, and so forth have been recognized as sufficient to convey copyright protection, we have no difficulty in concluding that the defendants have not met their burden of showing the invalidity of Ets-Hokin's copyright, and that Ets-Hokin's product shots are sufficiently creative, and thus sufficiently original, to merit copyright protection. See also Bleistein, 188 U.S. at 250 (“The least pretentious picture has more originality in it than directories and the , which may be copyrighted.”). Finally, although Ets-Hokin took photos that undoubtedly resemble many other product shots of the bottle–straight-on, centered, with back lighting so that the word “Skyy” on the bottle is clear–the potential for such similarity does not strip his work of the modicum of originality necessary for copyrightability. Indeed, the fact that two original photographs of the same object may appear similar does not eviscerate their originality or negate their copyrightability. See Feist, 499 U.S. at 345-46 (“Originality does not signify novelty; a work may be original even though it closely resembles other works so long as the similarity is fortuitous, not the result of copying. To illustrate, assume that two poets, each ignorant of the other, compose identical poems. Neither work is novel, yet both are original and, hence, copyrightable.”).

    https://www.law.cornell.edu/copyright/cases/225_f3d_1068.htm

    Источник: https://zakon.ru/blog/2015/5/7/fotografiya_kak_obekt_avtorskix_prav__chast_2

    Авторское право на фото и коллекции фотографий

    Является ли фото объекта искусства нарушением авторских прав?

    Авторское право на фото предусмотрено согласно Закону Украины “Об авторском праве и смежных правах”. Об этом указано в п. 10 ст. 8 Закона, которая к объектам авторского права относит фотографические произведения, в том числе произведения, выполненные способами, подобными фотографии.

    При этом наибольшим недостатком украинского законодательства видится отсутствие определения самого термина “фотография”. А это уже стает проблемой при судебной защите авторского права на фото.

    Мы предлагаем свою трактовку термина “Фотографическое произведение”:

    Фотографическое произведение – произведение, которое фиксируется на любом материальном носителе (бумажном носителе, фотопленке, негативе, позитиве, магнитной пленке, магнитном диске, компакт-диске, компьютерных устройствах для записи изображений в цифровом виде и т.п.) в виде изображения (аналоговых или дискретных сигналов, которые отображают или кодируют изображение), восприятие которого возможно визуально на материальном носителе или с помощью определенных технических средств.

    Фотографы не сразу были признаны обладателями авторских прав на свои произведения. В течение долгого времени вопрос о статусе фотографических произведений как самостоятельного вида объектов авторского права был предметом дискуссии.

    Многие рассматривали фотографию лишь как результат технического копирования с помощью фотоаппарата и набора химикатов.

    На самом же деле вклад фотографа в создание фотографии носит творческий характер, ведь он сам выбирает сюжет, формирует композицию, оценивая эстетическую выразительность создаваемого кадра.

    Ст. 96 Разд.

    IV Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, введенных в действие с 1 мая 1962 года относительно произведений, на которые распространяется авторское право указывала, что “Авторское право распространяется на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Авторское право распространяется на произведения, выпущенные в свет или не выпущенные в свет, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора (рукопись, чертеж, изображение, публичное произнесение или исполнение, пленка, механическая или магнитная запись и т. п.)”.

    В Украине без каких-либо исключений и дополнительных условий фотографии стали признаваться в качестве объектов авторского права только с 23 февраля 1994 года. Согласно нормам ч. 2 ст.

    473 ГК УССР, действовавшим до принятия Закона Украины “Об авторском праве и смежных правах”, в качестве условия правовой охраны фотографий предъявлялось требование об обязательном указании на каждом экземпляре произведения имени автора, места и года выпуска фотографии в свет.

    Если это требование не выполнялось, на произведение не распространялось авторское право, а опубликованные фотографии становились общественным достоянием.

    Слайд-фильмы и диафильмы также представляют собой по сути фотографические произведения, поскольку отличаются от иных аудиовизуальных произведений тем, что содержащиеся в них образы и информация воспринимаются прерывисто, дискретно, и следовательно эти произведения могут охраняться авторским правом, как фотографические произведения.

    Проблема защиты прав и интересов авторов произведений фотографии в последнее время стала весьма актуальной.

    К сожалению, нарушения, связанные с использованием этой категории объектов авторского права, как нигде многочисленны и, можно утверждать, повсеместны.

    В прессе, на телевидении, в книгоиздании, в шоу-бизнесе права фотографов практически не соблюдаются, а отдельные претензии и судебные иски по фактам нарушений до сих пор являются исключением, а не правилом.

    Актер, певец или другое публичное лицо, которое приглашает фотографа для того, чтобы тот сделал ряд снимков, как правило, никаких договоров с фотографом не заключает. Фотограф выполняет работу, отдает снимки заказчику и получает обусловленное вознаграждение.

    Между тем, фотографии представляют собой объект авторского права, и соответственно, права на этот объект остаются за автором фотографии.

    Если заказчик передаст фотографии самого же себя в издательство для публикации, в издательство может обратиться фотограф с претензией о том, что с ним договор о воспроизведении произведения не заключался.

    Заплатив деньги, заказчик приобрел лишь материальный носитель графию, слайд или фотопленку. Авторское право осталось за фотографом. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

    Передача права собственности на конкретный фотоснимок сама по себе не влечет передачи авторских прав на это произведение. То есть, если лицу подарили фотоснимок, то оно имеет право поместить его, к примеру, в личный альбом для просмотра в семейном кругу, но не вправе публиковать его в СМИ, не получив на то согласия автора.

    По нарушениям такого характера в судебной практике было несколько прецедентов. И претензии фотографов в этом случае вполне правомерны.

    Издателям не следует забывать, что любое использование охраняемых законом произведений допускается только на основании авторского договора с правообладателем. Во избежание конфликтов в будущем заказчик может заключить с фотографом договор о передаче исключительных имущественных прав, и тогда он приобретет право распоряжаться фотографиями в полном объеме.

    Редакция печатного издания, даже если фотограф непосредственно сам отдал ей снимок, не имеет прав на снимок без наличия между сторонами письменных договорных отношений. Как правило, автор приносит снимки для того, чтобы редакция их просмотрела и сообщила свое мнение о возможности публикации снимков.

    Если что-то из предложенного редакцию устраивает, то она должна письменно согласовать с фотографом условия будущего использования путем заключения авторского договора.

    Гражданский кодекс Украины не допускает устной формы договора о распоряжении материальными правами авторского права путем публикации фотографического произведения в периодической печати.

    Кодекс четко устанавливает, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами о распоряжении материальными правами авторского права в обязательном порядке должны совершаться в письменной форме.

    Однако важно отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом несоблюдение простой письменной формы сделки не влечет ее недействительности. Оно лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

    Следовательно, в интересах редакции периодического издания заключать письменные договоры с авторами, в том числе с фотографами (не обязательно на каждое использование, ведь можно подписать договор на право использования определенных сторонами снимков в течение, к примеру, года). В отсутствие письменного авторского договора в случае судебного разбирательства редакция печатного издания вряд ли сумеет доказать факт наличия договорных отношений с фотографом..

    Отметим, что в большинстве случаев конфликты возникают не из-за того, что автор не хотел бы, чтобы снимок был опубликован, а по другим причинам: невыплата в течение длительного времени гонорара за публикацию, не указано имя автора, а также внесение в фото несанкционированных автором  изменений.

    Охраняются фоторгафии как обычные авторского права. И опять же – без выполнения каких-то особенных формальностей относительно них и независимо от их назначения, ценности и завершенности, а также формы или способа  их создания.

    Но, тем не менее, даже если вы рискнете НЕ регистрировать свое литературное произведение, то настоятельно советуем при публикации проставлять знак авторского права © предупреждающий о наличии у вас прав.

    Регистрация авторского права на Фотографическое произведение происходит путем подачи Заявки.

    Документы для регистрации прав на Фотографию необходимы следующие:

  • Доверенность установленного образца на нашего юриста;
  • Заявление на украинском языке (заполняется нашим Агентством);
  • Экземпляр произведения;
  • Документы, который свидетельствуют о факте и дате публикации произведения;
  • Документ об оплате сбора за подготовку к регистрации прав на произведение (готовится нашим Агентством);
  • Документ об оплате государственной пошлины за выдачу свидетельства (готовится нашим Агентством);
  • Для регистрации АП мы осуществляем все необходимые действия:

  • Консультации автора о регистрации объекта АП
  • Правильное заполнение Заявки на регистрацию;
  • Оплату сборов и пошлин;
  • Правильное оформление всех документов, прилагаемых к Заявке;
  • Получение Решения о регистрации;
  • Получение Свидетельства;
  • Отправку автору Решения и Свидетельства;
  • Рекомендуем также информацию о регистрации авторского права на визуальное произведение есть здесь

    Регистрация авторского права – наиболее эффективный способ фиксации ваших прав на объект интеллектуальной собственности.

    Источник: http://copyright.ua/foto.php

    Всё о кредитах
    Добавить комментарий