Является ли политическая партия бюджетной организацией?

Государство, НКО и миллиардеры: кто спонсирует политические партии

Является ли политическая партия бюджетной организацией?
Финансовая деятельность партий остается непрозрачной, а главным источником финансирования основных политических сил является государственный бюджет, следует из материалов финансовых отчетов, опубликованных на сайте ЦИК РФ. «Актуальные комментарии рассказывают об общих финансовых показателях политических партий, а также разбирают реальные источники финансирования основных политических сил.

Общие характеристики

Подавляющее большинство российских партий сегодня — это юридическое лицо, которое существует только на бумаге. У них нет реально действующих региональных отделений, они не участвуют в выборах, у некоторых из них даже нет обновляющегося сайта. Лишь 13 партий в России в 2018 году получили более 10 млн рублей. А свыше 100 млн рублей получили только парламентская четверка во главе с «Единой Россией» и «Яблоко», которое после выборов 2016 года потеряло государственное финансирование, однако продолжает существовать за счет пожертвований, прозрачность которых остается под вопросом. Об абсолютном отсутствии поступающих средств в 2018 году отчиталось 30 партии, это практически половина от существующего числа. В ЦИК уже заявляли о намерении упразднить треть политических партий за отсутствие какой-либо деятельности, но как можно заметить, практически половина партий не получают денег на осуществление своей деятельности. Какие партии оказались в 2018 году самыми богатыми, и кто их поддерживал? Финансирование партий
Infogram

«Единая Россия»

Партию власти традиционно поддерживают крупные строительные организации, а также фонды регионального сотрудничества и развития. Максимально разрешенными пожертвованиями (43,3 млн) отличились ООО «Неватранспроект», ООО «Экспертстройпроект» и другие. Также крупные суммы денег на счета партии перевели Московский областной фонд поддержки регионального сотрудничества и развития (21 млн), Свердловский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития (20 млн). Стоит отметить, что у «Единой России» довольно большое количество относительно мелких жертвователей среди юрилических лиц. Всего на счета «Единой России» пожертвования свыше 300 тысяч рублей поступили от 347 юридических лиц. А переводами менее 300 тысяч рублей партии пожертвовали 41,5 млн. Крупнейшим жертвователем среди физических лиц стал самый богатый депутат Владимирской области Павел Антов. За 2018 год он заработал практически 10 млрд рублей, на счет партии перевел 5 млн. Крупный бизнесмен Вадим Дымов перевел партии 2 млн рублей. Всего от физических лиц в счет партии поступили 95 переводов свыше 100 тысяч рублей, еще 7,8 млн собраны за счет переводов, не превышающих 100 тысяч.

КПРФ

Крупнейшими жертвователем коммунистов стали некоммерческие организации.

Фонд содействия развитию гражданского общества, социальному и экономическому развитию «Национальный проект XXI века», организация перевела в счет партии 45 млн рублей, что превышает допустимый законом предел, однако в отчете не указано, что часть средств была возвращена жертвователю, ЦИК также не выявил никаких нарушений.

Примечательно, что в  финансовом отчете Фонда нет информации о переводах на счет КПРФ. Фонд развития социальной ответственности «МИТАКОМ» перевел на счет партии 30 млн рублей. ЗАО «Совхоз имени Ленина» экс-кандидата на пост президента РФ от КПРФ Павла Грудинина перевел на счет КПРФ 5 млн рублей. Всего в счет КПРФ поступили переводы (свыше 300 тысяч рублей) от 18 юридических лиц.

Среди физических лиц у КПРФ не так много крупных жертвователей. Самый большой перевод — 3 млн рублей от Андрее Кузнецова, три перевода на сумму чуть больше 1 млн рублей, остальные переводы — менее миллиона. 28 граждан пожертвовали деньги КПРФ.

ЛДПР

Как и в 2017 году ЛДПР получила наименьшие суммы пожертвований среди всех парламентских партий. Основным источником доходов стали поступления из федерального бюджета. АО «Клин» перевело ЛДПР 600 тысяч рублей, еще 9 физических лиц перечислили партии 3,5 млн рублей.

«Справедливая Россия»

Как и КПРФ партия получила довольно крупные переводы от некоммерческих организаций. Фонд содействия развитию гражданского общества и политической системы государства «Инициатива» перевел СР 7,2 млн рублей, Самарская региональная общественная организация по развитию патриотизма и духовности «Общественно-патриотический комитет Самарской области» — 4,2 млн рублей. Крупнейшим жертвователем среди физических лиц стала Казанцева Алла, которая в 2017 году реготделением партии выдвигалась в едином списке кандидатов в депутаты Совета нардепов Мариинского Муниципального района четвертого созыва. Она перевела 6,5 млн рублей. Член президиума центрального совета партии Руслан Татаринов перевел СР 4 млн рублей. В счет партии поступило 52 перевода свыше 100 тысяч рублей на сумму более 50 млн.

«Яблоко»

Основу бюджета партии составляют переводы от общественных организаций с непрозрачной историей. Тенденция сохраняется не первый год. АК подробно разбирали финансовые показатели партии за прошлый год.

Партию поддерживает Ассоциация «Футбольный клуб „Искра-1“» (14,6 млн), Региональная общественная организация «Клуб изучения развития экономических школ „Экономика“» (28,2 млн). Крупнейший жертвователь — Региональная общественная организация «Поддержки развития образования регионов Крайнего Севера» (38,6 млн).

О том, кто стоит за некоммерческими организациями, которые поддерживают «Яблоко», можно ознакомиться в нашем предыдущем материале.

«Партия перемен»

Партия Ксении Собчак и Дмитрия Гудкова до сих пор остается под названием «Гражданская инициатива». В 2018 году юридические лица не поддерживали партию. Крупнейшим жертвователем среди физических лиц стала сама Собчак, она перевела 4,3 млн рублей. Ювелир и подруга Собчак Яна Расковалова также пожертвовала 4,3 млн рублей. Всего на счет партии поступило 13 переводов свыше 100 тысяч рублей.

«Партия роста»

Основным спонсором «Партии роста» является дочерний для «Деловой России» Фонд поддержки и защиты предпринимателей и экономически активных граждан), который перевел 35 млн рублей. В 2017 году от этого Фонда поступило 19,7 млн рублей. Фонд Роста пожертвовал 12 млн. Физические лица перевели партии 6,5 млн рублей. Самое крупное пожертвование — 2 млн от Анатолия Цветкова.

Основные выводы

— Большую часть бюджетов политических партий по-прежнему составляют федеральные средства. Ключевым фактором жизнеспособности партии становится попадание в парламент или хотя бы преодоление трехпроцентного барьера, который позволяет партии также рассчитывать на финансовую поддержку от государства. Вне парламента формируется финансовое гетто, подавляющее большинство партий в 2018 году сдали нулевую отчетность, что говорит об отсутствии в них какой-либо деятельности. — Механизм государственной поддержки формирует диспропорцию в партийном поле. Создаются мега-крупные акторы, бюджеты которых в сотни, а иногда и тысячи раз превышают финансовые возможности оппонентов. Все это снижает конкуренцию среди партий. — Система пожертвований остается непрозрачной. КПРФ, «Справедливой России» и «Яблоку» огромные суммы переводят НКО, которые существуют только на бумаге. Понять реальные источники их финансирования — невозможно. — Мизерная доля пожертвований от физических лиц говорит о немассовом характере большинства политических партий. Поддержку, как правило, оказывают либо сами члены партии, любо лица, близкие к партийным структурам. Пожертвования менее 100 тысяч рублей (низовой уровень поддержки) значительно уступают по объемам переводов от крупных жертвователей. — Для партий характерно неравномерное распределение финансовых ресурсов. Например, в 2016 году ЛДПР получила более 350 млн рублей от жертвователей, но вот уже два года суммы пожертвований не превышают и 5 млн рублей. Очевидно, что партия мобилизует средства непосредственно перед выборами, однако все это ведет к эпизодическому характеру деятельности. Партия реально функционирует только полгода во время пятилетнего политического цикла.

Михаил Карягин, политолог

Источник: http://actualcomment.ru/gosudarstvo-nko-i-milliardery-kto-sponsiruet-politicheskie-partii-1906051420.html

Российские политические партии все больше зависят от бюджетного финансирования

Является ли политическая партия бюджетной организацией?

Парламентские партии зависят от государственной кассы, а не от избирателей /Ярослав Чингаев

За последние шесть лет парламентские партии получили напрямую из федерального бюджета более 31,5 млрд руб., подсчитали эксперты «Голоса», который публикует в пятницу аналитический доклад о финансировании парламентских партий России в 2012–2017 гг.

Все это время бюджет не просто был главным источником дохода для партий, его доля неуклонно росла. В 2012–2017 гг. средства бюджета по всем четырем парламентским партиям в среднем составляли 63,6% общего объема финансирования, а в 2017 г. – уже 81,5%.

Абсолютным рекордсменом стала ЛДПР, у которой эта доля составила 96,7% (вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев отказался обсуждать вопросы финансирования партии, как скучные), меньше всего зависит от бюджета «Справедливая Россия» – 73%. Рост госфинансирования сохранился и после выборов 2016 г.

, хотя даже за победившую партию проало на 2 млн человек меньше, чем в 2011 г., – зато цену голоса для партии в 2017 г. подняли со 110 до 152 руб.

С увеличением объемов госфинансирования партии сокращают объемы собранных пожертвований. Так, в сравнении с 2015 г.

у «Единой России» и ЛДПР произошло резкое сокращение объемов пожертвований, в то время как у потерявших часть бюджетных денег КПРФ и «Справедливой России» наблюдается обратная зависимость – объем привлеченных ими средств вырос в 1,5–2 раза.

К росту общественной поддержки партий не располагают ни политическая, ни экономическая обстановка, говорит руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев: доходы населения и предпринимателей падают.

В докладе отмечается, что такая модель госфинансирования не привела к усилению политических партий и их работы на местном уровне.

Напротив, эксперты говорят о растущей бюрократизации партаппарата и снижении зависимости функционеров от избирателей: так, в «Единой России» и КПРФ около половины расходов идет на содержание центрального аппарата и региональных отделений, т. е. партийной бюрократии.

А вот количество членов партий и вовлеченность их сторонников в деятельность не растет. Для сравнения: на участие в выборах и пропагандистскую деятельность «Единая Россия» за шесть лет потратила 29% своих расходов (в 2017 г. – 25,7%), а КПРФ – 35,4% (в 2017 г. – 22,9%).

Впрочем, почти двукратный разрыв в финансовой обеспеченности «Единой России» и всех остальных парламентских партий, вместе взятых, не оставляет шансов на формирование в России в ближайшее время конкурентного политического поля. Бюджет партии власти в 2017 г. в 1,8 раза превосходил суммарный бюджет трех остальных партий. В 2012 г. разрыв был всего 1,5 раза.

Официальное финансирование не единственный способ господдержки партий. Им (либо связанным с партиями организациям) также предоставляют на безвозмездной основе помещения, выделяют гранты, субсидии. Так, «Молодая гвардия Единой России» в 2012–2017 гг.

получила президентские гранты на сумму не менее 37 млн руб. Связанные с КПРФ организации «Лидерские проекты» и «Спортивный клуб КПРФ» получили за тот же срок президентские гранты на сумму почти 46 млн руб.

, а связанный со «Справедливой Россией» фонд «Центр защиты прав граждан» в 2017 г. получил из бюджета субсидию в размере 120 млн руб.

Эсеры ведут важный проект, он не электоральный и направлен на помощь гражданам и это одно из направлений пожертвований, объяснил эсер Михаил Емельянов. «В этом году крупные выборы – спонсоры под них приходят сами», – отметил он.

Учрежденному лидером ЛДПР Владимиром Жириновским Институту мировых цивилизаций должны были передать 14-этажное здание РАН, расположенное на Ленинском проспекте.

Кроме того, обнаружилось, что более 90% компаний, получающих госконтракты, являются донорами одной партии – «Единой России». Сохраняется и скрытое иностранное финансирование. И хотя его масштаб существенно сократился с 2015–2016 гг.

, среди спонсоров партии «Единая Россия» удалось обнаружить компании, конечными собственниками которых являются иностранные фирмы.

По мнению авторов доклада, система государственного финансирования политических партий нуждается в пересмотре – для стимулирования контактов с избирателями и активности на низовом уровне.

Можно подумать о замене прямой господдержки партий и НКО введением селективного налога, который бы позволил гражданам самостоятельно направлять часть уплачиваемых ими налогов на поддержку конкретной организации, предлагают авторы доклада.

По их оценке, граждане могли бы получить возможность распоряжаться 0,5% уплачиваемого ими НДФЛ – столько сейчас государство и тратит на поддержку партий и НКО.

Источник: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/07/27/776685-partii-zavisyat-ot-byudzhetnogo-finansirovaniya

Политические бюджетники

Является ли политическая партия бюджетной организацией?

Перед предстоящими выборами в Госдуму политические партии активизируют ресурсы, чтобы заручиться поддержкой избирателя. Однако финансовые возможности партий очень разнятся.

В то время как одним партиям все труднее находить деньги на предвыборную кампанию, другие продолжают безбедное существование, в первую очередь — за счет государственных средств, а иногда и благодаря скрытому иностранному финансированию.

Эксперты движения «Голос» опубликовали доклад об источниках финансирования партий. «Новая газета» посчитала исследование весьма любопытным и пересказывает самое интересное.

Сейчас рассчитывать на финансовую поддержку из бюджета могут все партии, набравшие на последних федеральных выборах более 3% . Такой барьер среди непарламентских партий тогда перешагнуло только «Яблоко». Сумма рассчитывается так: один голос избирателя на последних выборах дает политическому объединению 110 рублей госсредств на год. (До 2015 года эта сумма была вдвое меньше.)

Авторы доклада указывают на огромную разницу в доходах: «Единая Россия» в 2015 году «заработала» (не только из бюджета) 5,18 млрд рублей, что в 3-4 раза больше КПРФ, ЛДПР или «Справедливой России» и в 20 раз превышает доходы «Яблока» (250 млн).

При этом доходы «Яблока» на 99% состоят из бюджетных средств, в то время как меньше всех от господдержки зависит «Единая Россия» — бюджетные деньги составляют только 68,6% ее доходов.

Доноры

По закону средства в партийную кассу могут перечислять общественные организации, фонды, частные спонсоры и компании. Последние при этом часто становятся участниками схемы так называемого «скрытого бюджетного финансирования». Что это означает?

В финансовых отчетах политических организаций часто мелькают наименования компаний, которые добровольно жертвуют внушительные суммы на благо партии. Но не всегда дело лишь в поддержке курса. Эксперты «Голоса» обнаружили закономерность: став донором партии власти, компания начинает регулярно получать госконтракты.

Например, «Волгостальконструкция», пожертвовавшая в 2015 году в фонд «Единой России» 500 тысяч рублей, получила госконтракты на общую сумму более 1,7 млрд рублей. А «Магнитогорский металлургический комбинат», дочерняя компания которого пожертвовала единороссам 30 млн рублей, за 2015-2016 годы получил 91 госконтракт на общую сумму около 5,16 млрд рублей.

Как утверждает «Голос», сумма пожертвования в фонды партий составляет примерно  10% от суммы будущего контракта.

«Среди компаний-доноров политических партий, получивших в 2015–2016 гг. относительно крупные госконтракты, более 90% пришлось на компании-доноры «Единой России», остальные средства получили юрлица, финансирующие партии «патриотической» направленности», — отмечают эксперты «Голоса».

Иностранное финансирование и частные пожертвования

Помимо грантов и субсидий некоторые партии, вопреки закону, продолжают получать деньги от иностранных компаний, утверждают авторы доклада.

Внешне такие операции выглядят легально: зарегистрированная в России компания жертвует деньги партии, что не противоречит закону, однако иногда выясняется, что их конечными собственниками в разное время являлись офшорные фирмы, зарегистрированные на Кипре, Британских Виргинских островах и американском штате Делавер.

Скрытое иностранное финансирование, уверены эксперты «Голоса», получали «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «Родина».

Справедливости ради, в некоторых случаях часть средств или вся полученная сумма возвращались обратно жертвователям.

Например, из 17 млн, которые пожертвовали дочерние компании группы «ТНС Энерго», 2 миллиона были позднее возвращены одному из доноров, а «Мангазеи Строй» партия власти вернула 1 млн из трехмиллионного пожертвования.

Крупные пожертвования партии иногда получают от вполне конкретных физических лиц. У некоторых этот пункт составляет основную статью доходов: например 80% (25 млн) средств «Гражданской платформы» составляют пожертвования граждан.

Из них 5 человек (в том числе политтехнолог партии) перечислили 21 млн руб. Есть и другие случаи.

К примеру, 19-летний житель Екатеринбурга поддержал КПРФ взносом в 100 тысяч рублей, а в Карелии сразу три человека в возрасте 21-22 лет пожертвовали «Справедливой России» по 73 тысячи рублей.

На что тратятся деньги

Эксперты уверены: большую часть денег партии должны тратить непосредственно на политическую деятельность: пропаганду, предвыборную агитацию, проведение публичных мероприятий, и т.д. Но в реальности из всех партий, имеющих право выдвигать кандидатов без сбора подписей, этой модели придерживается только ЛДПР, которая на эти цели выделила почти 68% своего бюджета.

С большей охотой партии тратятся на содержание центральных органов и региональных отделений. За прошлый год на зарплату сотрудникам и аренду офисов КПРФ потратило почти 60% всех денег (860 млн), «Единая Россия» сосредоточилась на регионах и выделила на их содержание 45,5% (против 13,2% на зарплату федеральному руководству).

Больше всех в процентном соотношении (55,6%) из бюджета партии на содержание руководящих органов потратила партия «Парнас». На агитацию и партийные мероприятия руководство выделило только 4,8% (472 тыс рублей).

Мнение

ведущий эксперт движения «Голос»

«Совсем прямой зависимости между суммой, которой располагают партии, и их шансами на предстоящих выборах мы не увидим, потому что кроме партийных финансов есть и избирательные фонды, которые формируются дополнительно. Например, у «Гражданской силы» по документам за прошлый год не было ни рубля доходов, и если бы не избирательный фонд, то вообще не совсем понятно, на какие деньги она пойдет на выборы.

У «Единой России» и КПРФ большие суммы «в заначке» на этот год, и это дает им дополнительные возможности. В долгосрочной перспективе преимущества у «богатых» партий, конечно, есть: те, кто получает деньги из бюджета, в течение следующих четырех-пяти лет смогут расширить аппарат и содержать региональную сеть. Но то, как потратить эти деньги — остается на усмотрение каждой партии.

По-прежнему большой проблемой является скрытое иностранное и бюджетное финансирование партий, но по сравнению с прошлым годом ситуация улучшилась.

После нашего прошлогоднего доклада в Центризбиркоме признали, что в некоторых моментах они недоработали и начали принимать меры.

Насколько я знаю, нынешний состав ЦИКа начал заниматься этой темой: заключили договор с Росфинмониторингом, Федеральной налоговой службой.

У ЦИК нет полномочий собственноручно проверять такую информацию, а по их предыдущим ответам мы поняли, что налоговая работала с финансовыми документами партий спустя рукава.

Увы, у нас в законе нет четких положений о том, куда могут тратиться партийные средства.

Думаю, это вопрос для большой дискуссии о том, насколько это законно: почему мы, граждане России, которые платят налоги, должны скидываться деньгами на содержание руководства сразу нескольких партий, за которые мы даже на выборах не али? Получается, что мы, хоть и против нашей воли, но за свой счет плодим бюрократию в политических организациях».

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2016/08/04/69455-politicheskie-byudzhetniki

Закон КР от 12 июня 1999 года № 50

Является ли политическая партия бюджетной организацией?

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 12 июня 1999 года N 50

О политических партиях

Глава I
Общие положения

Статья 1. Понятие политической партии

В настоящем Законе под политической партией подразумевается добровольное объединение граждан Кыргызской Республики, которые имеют общие политические цели и задачи, способствующие осуществлению политической воли определенной части населения, и принимают участие через своих представителей в управлении делами государства.

Статья 2. Законодательные основы организации и деятельности политических партий

Законодательной основой организации и деятельности политических партий являются Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

Глава II
Цели и принципы создания и деятельности политических партий

Статья 3. Цели создания и деятельности политических партий

Политические партии создаются в целях реализации политической воли определенной части населения и ставят основной задачей участие в управлении делами государства в формах:

выдвижения своих кандидатов для избрания в Жогорку Кенеш, на государственные должности и в органы местного самоуправления;

формирования фракций в представительных органах.

Не допускается создание и деятельность политических партий, имеющих целью и методом действий свержение, насильственное изменение конституционного строя, подрыв суверенитета и нарушение целостности территории Кыргызской Республики, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и вражды, совершение иных деяний, противоречащих конституционному строю Кыргызской Республики и не совместимых с общепризнанными нормами международного права.

На территории Кыргызской Республики не допускается создание и деятельность политических партий зарубежных государств, а также их подразделений.

Статья 4. Принципы создания и деятельности политической партии

Основными принципами создания и деятельности политической партии являются:

свобода действий;

добровольность участия;

равноправие членов;

самоуправление;

законность и гласность;

гуманизм.

Статья 5. Условия создания политических партий

Политические партии создаются по инициативе не менее 10 граждан Кыргызской Республики.

Инициаторы создания политической партии созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и формируются руководящие органы.

Статья 6. Членство в политической партии

Политические партии имеют фиксированное и/или нефиксированное членство.

Членами политических партий могут быть дееспособные граждане Кыргызской Республики, достигшие 18-летнего возраста, добровольно вступившие в партию, признающие ее устав и программу.

Гражданин Кыргызской Республики может быть членом только одной политической партии.

Государственные служащие вправе осуществлять партийную деятельность вне связи со своей служебной деятельностью.

Статья 7. Права членов политической партии

Права членов политической партии определяются ее уставом и не могут противоречить Конституции Кыргызской Республики и законам Кыргызской Республики, международным правовым актам о правах и свободах личности, ратифицированным Кыргызской Республикой.

Участие или неучастие гражданина в деятельности политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод или для препятствования исполнению им установленных законом служебных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона.

Каждый член партии или группа ее членов имеют право на свободное волеизъявление.

Статья 8. Устав политической партии

Политическая партия должна иметь устав, открытый для всеобщего сведения.

В уставе отражаются:

название политической партии, ее местонахождение;

структура политической партии, порядок формирования, компетенция и сроки полномочия ее руководящих органов;

сроки созыва конференций, съездов;

условия и порядок приема в члены политической партии и выхода из нее;

права и обязанности членов политической партии;

порядок принятия решений, их осуществления и формы контроля;

источники образования средств и иного имущества политической партии;

порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии;

порядок прекращения деятельности политической партии и судьба ее имущества.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности политических партий и не противоречащие Конституции Кыргызской Республики и соответствующим законам Кыргызской Республики.

Статья 9. Наименование и символы партии

Наименование партии, ее сокращенное название и символика должны отличаться от наименования и символики других партий, зарегистрированных в Кыргызской Республике.

При изменении своего наименования партии должны перерегистрироваться в установленном законодательством порядке.

Партии могут иметь в качестве символов эмблемы, флаги, гимн, вымпелы и значки. Символы не должны служить пропаганде целей, указанных в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Статья 10. Государственная регистрация политической партии

Политическая партия регистрируется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава III
Политические партии и государство

Статья 11. Права и обязанности политических партий

Для осуществления целей и задач, определенных в их программных документах, иных актах, политические партии имеют право:

свободно распространять информацию о своих целях и деятельности, учреждать средства массовой информации, в установленном законом порядке проводить митинги, демонстрации, собрания и другие массовые мероприятия;

объединяться на добровольных началах в политические блоки, союзы, объединения;

участвовать, в выборах Президента, в Жогорку Кенеш и в другие выборные государственные органы Кыргызской Республики;

демократическим путем влиять на выработку решений государственных органов;

выдвигать своих претендентов в кандидаты на должность Президента Кыргызской Республики;

выдвигать своих кандидатов для избрания в Жогорку Кенеш и в органы местного самоуправления единым партийным списком, вести предвыборную агитацию, формировать группы поддержки;

осуществлять иные функции, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами Кыргызской Республики.

Руководящие органы партии должны обязательно находиться на территории Кыргызской Республики.

Статья 12. Права и обязанности государства в отношениях с политическими партиями

Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов политических партий, создание в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и законами Кыргызской Республики равных правовых условий для выполнения ими своих уставных задач.

Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность политических партий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Министерство юстиции Кыргызской Республики имеет право требовать от руководящих органов политической партии объяснения по вопросам, связанным с нарушением устава политической партии.

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства о политических партиях

Ответственность за нарушение настоящего Закона устанавливается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В случае совершения политической партией действий, выходящих за пределы определенных ее уставом целей и задач или не соответствующих действующему законодательству, руководящему органу этой партии может быть вынесено письменное предупреждение Министерством юстиции Кыргызской Республики.

Руководящий орган партии в месячный срок информирует о мерах, принятых для устранения отмеченных в предупреждении Министерства юстиции Кыргызской Республики нарушениях законодательства о политических партиях.

Статья 14. Приостановление деятельности политической партии

Государственный орган, зарегистрировавший политическую партию, за совершение действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных ее уставом, или нарушающих закон, может приостановить деятельность этой партии на срок до двух месяцев.

В этом случае политической партии запрещается пользоваться всеми средствами массовой информации, вести пропаганду и агитацию, организовывать митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия, принимать участие в выборах.

Также приостанавливается ее право пользоваться банковскими вкладами, за исключением расчетов по трудовым договорам, возмещения убытков, причиненных в результате ее деятельности, и уплаты штрафов.

По истечении указанного срока и устранения нарушений деятельность политической партии возобновляется.

Статья 15. Прекращение деятельности политической партии и ее роспуск

Прекращение деятельности политической партии может быть проведено путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации.

Реорганизация политической партии осуществляется по решению ее съезда (конференции). Регистрация вновь созданной после реорганизации политической партии осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Ликвидация политической партии осуществляется по решению ее съезда (конференции).

Политическая партия распускается по решению суда в случае совершения ею действий, предусмотренных частью второй статьи 3 настоящего Закона.

Представление о роспуске политической партии выносится Министерством юстиции Кыргызской Республики.

Глава IV
Финансовое и материальное обеспечение деятельности политических партий

Статья 16. Финансирование деятельности политических партий

Деятельность политических партий финансируется за счет средств этих партий без выделения ассигнований из государственного бюджета, за исключением финансирования избирательных компаний в соответствии с законом о выборах депутатов.

Запрещено финансирование деятельности партий иностранными государствами, зарубежными партиями, а также юридическими и физическими лицами иностранных государств.

Статья 17. Источники образования финансовых средств политических партий

Финансовые средства политических партий образуются за счет членских взносов, добровольных пожертвований, кредитов, доходов от имущества, от мероприятий, распространения печатных изданий и публикаций, а также других поступлений, не запрещенных законом.

Статья 18. Собственность политических партий

Политические партии и их организации могут иметь в собственности движимое и недвижимое имущество, оборудование, инвентарь, издательства, типографии, а также иное имущество, необходимое для выполнения уставных задач.

Партии вправе пользоваться зданиями и иным имуществом в соответствии с договором о ссуде или аренде, заключенным с юридическими или физическими лицами.

Партиям запрещается иметь, складировать и хранить оружие, взрывчатые вещества и иные материалы, представляющие угрозу для безопасности общества и экологии, а также для жизни и здоровья граждан.

Статья 19. Использование доходов

Политические партии создают в предусмотренном законодательством порядке предприятия и организации, обладающие правами юридического лица, лишь в целях выполнения их уставных задач.

Доходы от деятельности этих предприятий и организаций не могут распределяться между членами партии и используются лишь для достижения уставных задач.

Члены партии не имеют права на доходы и имущество этих предприятий и организаций, за исключением случаев, указанных в части второй настоящей статьи, а также не несут ответственности за их долги.

Допускается использование доходов на благотворительные цели и для актов милосердия вне зависимости от требований устава.

Статья 20. Финансовая отчетность

Финансовая отчетность политических партий ведется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 21. Порядок обращения материальных и финансовых средств политической партии в случае ее роспуска

Материальные и финансовые средства политической партии, решением съезда (конференции) объявившей о самороспуске, направляются только на цели, предусмотренные ее уставом.

Имущество политической партии, распущенной решением суда, обращается безвозмездно в пользу государства и направляется на цели, предусмотренные в статье 14 настоящего Закона.

Глава V
Заключительные положения

Статья 22. Контроль за деятельностью политической партии

Контроль за источниками доходов политической партии, размерами полученных ею средств и уплатой налогов осуществляют территориальные органы государственной налоговой службы Кыргызской Республики.

Статья 23. Порядок введения в действие настоящего Закона

Ввести в действие настоящий Закон со дня опубликования.

Считать утратившими силу пункты, касающиеся создания и деятельности политических партий в Законе Кыргызской Республики “Об общественных объединениях”.

Президент Кыргызской РеспубликиА.Акаев
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики25 мая 1999 года

Источник: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/215?cl=ru-ru

На бюджетной игле: к чему приводит госфинансирование российских партий

Является ли политическая партия бюджетной организацией?

Андрей Сошников Русская служба Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Гражданские контролеры не первый год пытаются выяснить, кто реально спонсирует российские политические партии

“Общественными объединениями” они называются только в законе.

К выборному 2016 году российские партии “большой пятерки” подошли как бюрократические структуры, все более зависимые от бюджетной подпитки и все больше тратящие на содержание самих себя, говорится в докладе движения “Голос”. Партии без госфинансирования – и того хуже – могут позволить себе значительные траты только в период агитации.

Эксперты движения в защиту прав избирателей “Голос” проанализировали финансовые отчеты партий, размещенные на сайте Центральной избирательной комиссии России. В результате получился доклад, копия которого есть в распоряжении Русской службой Би-би-си.

“На игле”

“Единая Россия”, КПРФ, “Справедливая Россия”, ЛДПР и “Яблоко”, получившие на последних выборах в Госдуму больше 3% , финансируются государством из расчета 110 рублей за один голос избирателя.

Общая сумма бюджетных вливаний в “большую пятерку” партий за 2015-2016 годы оценивается в 14 млрд рублей.

Больше всего от госфинансирования зависит “Яблоко”: в 2015 году оно принесло партии 99% всех доходов.

Среди крупных партий наименее зависимая от бюджета – “Единая Россия”: в структуре ее доходов госфинансирование составляет 68,6%. При этом значительная часть спонсоров партии власти зарабатывают на господрядах, нередко распределяемых членами этой же партии. Экспертам эта схема напоминает классический “откат”.

Каждая третья компания, в 2015 году пожертвовавшая “Единой России” более 1 млн рублей, получает от госзаказа куда большие суммы.

Всего таких компаний 80, главным их заказчиком на федеральном уровне в 2015 году стало министерство обороны с близкими ему предприятиями военно-промышленного комплекса.

Например, ООО “Волгостальконструкция”, пожертвовавшее в фонд партии власти 500 тысяч рублей, за тот же период получило государственные контракты на общую сумму более 1,7 млрд рублей.

Также активно жертвуют “Единой России” подрядчики Росавтодора и Росатома, местных и региональных властей Башкортостана, Татарстана, Ямало-Ненецкого автономного округа, Воронежской и Тюменской областей.

“Есть основания полагать, что в будущей Государственной Думе именно указанные структуры получат наибольшие лоббистские возможности”, – отмечают в “Голосе”.

Паранормальные доноры

Все реже российские политические партии финансируются – в нарушение закона – компаниями, владельцами которых являются юридические лица, зарегистрированные за рубежом.

Например, 8 млн рублей “Единой России” пожертвовало акционерное общество “Ковдорский горно-обогатительный комбинат”, которое принадлежит МКХ “ЕвроХим” – дочке швейцарской EuroChem Group. Нередко компании-доноры “Единой России” принадлежат офшорам с Кипра и Британских Виргинских островов, призванным скрыть личности реальных владельцев.

Правообладатель иллюстрации RIA Image caption В 1990-е годы партии собирали членские взносы наличными и регистрировали их от руки

Продолжают финансировать партии и физические лица, чьи реальные доходы вряд ли соразмерны объему оказанной помощи.

По 73 тысячи рублей карельскому отделению “Справедливой России” пожертвовали два гражданина 1993-1994 годов рождения. По 350 тысяч на партию “Зеленые” скинулись двое новосибирцев. 100 тысяч рублей КПРФ пожертвовал 19-летний житель Екатеринбурга Константин Акатьев.

“Самостоятельность таких доноров вызывает большие сомнения – скорее всего, эти люди просто стали посредниками между партией и ее реальными спонсорами”, – говорят в “Голосе”.

В целом доходы самой богатой “Единой России” в 20 раз превышают доходы “Яблока” – беднейшей партии “большой пятерки”. Партии, не получающие финансовый “спасательный круг” из бюджета, в финансовом плане играют во “второй лиге” и раскошеливаются на агитацию лишь непосредственно перед выборами.

Значительная же часть расходов “Единой России”, КПРФ и “Справедливой России”, обеспеченная за счет российских налогоплательщиков, идет на зарплаты сотрудников партийного аппарата, аренду офисов и прочие административные расходы, а не на политическую работу.

“Крупнейшие партии очевидным образом бюрократизируются”, – констатируют в “Голосе”.

“То, что партии все больше зависят от госфинансирования, – плохой признак. Получается, каждый гражданин России скидывается, чтобы поддержать партийных функционеров, за которых он, скорее всего, даже не ал. Если смотреть структуру расходов, партии занимаются не политическим просвещением или разработкой программ, а в основном получают зарплату и снимают офисы за деньги налогоплательщиков.

При этом партии еще и скрывают своих реальных спонсоров помимо государства, – это могут быть цепочки компаний, ведущие в офшоры (прямое нарушение буквы и духа закона).

Мы обнаружили, что в 2013 году “Единую Россию” на 3 млн рублей проспонсировала сотрудница профкома студентов Иркутского технического университета. В принципе, когда физические лица жертвуют партиям, – это хорошо, гораздо лучше, чем когда это делает государство.

Но у нас система искажена, и порой невозможно понять, кто реально стоит за спонсорской помощью партиям”.

Юрий Коргунюк, руководитель отдела политологии Фонда ИНДЕМ:

“Кремль прекрасно понимает железный закон олигархии, сформулированный Робертом Михельсом еще в 1911 году: чем больше организация, тем сильнее в ней олигархи, тем больше разрыв между низами и верхами.

Коллективные субъекты – партии как единое целое – существуют только в умах людей. Партии состоят из людей: одни управляют, другие в той или иной степени участвуют в управлении. Чем ближе человек к управлению, тем более он склонен отождествлять себя с партией.

Этого и добивался Кремль, когда вводил госфинансирование – чтобы организации полностью подпали под власть своей верхушки. С верхушкой легче договориться, чем с массой людей.

До КПСС, которая полностью слилась с государственным аппаратом, нашим партиям еще далеко, но они движутся в этом направлении”.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-36966822

Кошельки партий проверили на прозрачность

Является ли политическая партия бюджетной организацией?

Все четыре парламентские партии, получающие финансирование из госбюджета, «выводят деньги налогоплательщиков в аффилированные с ними или их руководителями структуры», говорится в докладе движения «Голос».

В отличие от партий, для таких организаций законом не предусмотрена подробная финансовая отчетность, и проследить судьбу средств невозможно, поясняют в движении.

В парламентских партиях претензии отвергают, утверждая, что действуют в соответствии с законом.

Партийные структуры «живут за счет средств налогоплательщиков — граждан России», говорится в докладе «Голоса». В 2017 году парламентские политические партии получили из федерального бюджета почти 7 млрд руб.

, при этом у «Единой России» и КПРФ эти деньги составляли 80% поступлений, у «Справедливой России» — 73%, а у ЛДПР — 97%.

При этом размер отчислений из бюджета партии определяют сами, и эта сумма привязывается к «стоимости» одного голоса, полученного партией на выборах в Госдуму, причем в сравнении с 2007 годом она выросла более чем в 30 раз, посчитал «Голос».

Вместе с тем, пришли к выводу в движении, вместо активного расходования этих средств на политическую деятельность, все четыре парламентские партии «выводят деньги налогоплательщиков в аффилированные с ними или их руководителями структуры».

Например, 235 млн руб. от «Единой России» в 2013 году получила «Управляющая дирекция», учредителем которой является сама партия, а руководит ею Наталья Орлова, первый заместитель руководителя Центрального исполкома «Единой России», сообщает «Голос».

А «для охраны помещений и мероприятий “Единая Россия” также использует фактически “свои” частные охранные предприятия», утверждают в движении: «С 2009 по 2016 год на охранные услуги партия потратила 106 млн руб.

Они достались ЧОП “Единство”, которое на 50% принадлежит Виктору Абрамову, до 2012 года занимавшему должность заместителя руководителя ЦИК партии по финансовым вопросам».

КПРФ с 2005 года потратила 352,3 млн руб. на телеканал «Красная линия» и еще 314,8 млн руб.— на «Редакцию газеты “Правда”». «Учредителем обоих юрлиц является сама партия»,— отмечают в «Голосе». ЛДПР с 2005 года передала 4,1 млрд руб.

своим подрядчикам, в том числе предпринимателю «Даниилу Бондарю, который с 2013 по 2017 год получил 839,8 млн руб. за “размещение информационных материалов”». Аналогичная ситуация, утверждает «Голос», и в «Справедливой России», которая «за доставку печатной продукции перечислила 99,3 млн руб.

ГК “Континент”, которая на тот момент принадлежала Валерию Гельжинису, в сентябре 2015 года избиравшемуся в городскую думу Нижнего Новгорода».

Типична для партий и практика перевода средств в некоммерческие организации или фонды. «В эти структуры, видимо, трудоустроены сотрудники партаппаратов, их силами реализуются партийные проекты.

Но при этом подробная финансовая отчетность, которая предусмотрена для партий, на эти структуры не распространяется»,— поясняет сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц.

Более того, добавляет он, часть этих НКО «получают дополнительные ассигнования по отдельным статьям федерального бюджета»: «Получается, сами партии, находящиеся в парламенте и участвующие в принятии бюджета, лоббируют интересы своих НКО. А мы в итоге теряем историю этих денег».

Например, одним из крупнейших получателей средств «Справедливой России» оказался «Центр защиты прав граждан», в который в 2017 году партия перечислила 108 млн руб. на «благотворительную деятельность». А КПРФ, отмечают в «Голосе», потратила с 2015 года на «Спортивный клуб КПРФ» 69,5 млн руб., при этом в 2014–2016 годах организация получила в виде грантов и субсидий почти 40 млн руб. из федерального бюджета.

Есть и обратный процесс — когда партия через фонды получает «обезличенные деньги», говорит господин Мельконьянц: «Мы не знаем, кому принадлежали эти деньги, может быть, они связаны с какими-то бенефициарами, может быть, это иностранное финансирование».

Так, «Единая Россия» использует Национальный фонд поддержки регионального сотрудничества и развития и сеть партийных фондов, чтобы «скрыть от общества реальных доноров партии», утверждается в докладе. «Мы обращаем внимание, что нужно повышать прозрачность расходов политических партий.

Речь идет о бюджетных средствах, и возникает вопрос: на что расходуются деньги налогоплательщиков»,— резюмирует Григорий Мельконьянц.

Все парламентские партии ежегодно сдают финансовые отчеты в Центризбирком, сообщили “Ъ” в пресс-службе «Единой России», и «если бы у ЦИК возникли претензии к отчетам, то она бы была обязана обратить внимание на нарушения и задать партии вопросы». «Поэтому наши уважаемые коллеги из “Голоса” немного лукавят, говоря о какой-то непрозрачности»,— добавили в пресс-службе партии.

Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Каргинов сказал “Ъ”, что «никакой аффилированности» в расходовании партией бюджетных средств он не видит: «Любая организация может работать с тем предпринимателем, который качественно выполняет свою работу».

Господин Каргинов также отметил, что ЛДПР «не ала за бюджет в предыдущие годы вообще, а в этом году поддержала его только в третьем чтении, когда были даны жесткие поправки».

«При ании в любом формате объем средств, которые должны быть выделены партиям, не изменится: он установлен федеральным законом “О политических партиях”»,— сказал депутат.

Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков сказал “Ъ”, что «партия тратит средства на информационную политику, так как продвигает свои идеи, сообщает избирателям об итогах работы, формулирует программу развития страны».

«Мы используем все средства коммуникации между КПРФ и населением, при этом экономно и рационально расходуем выделенные средства»,— заявил господин Новиков.

Он также отметил, что «КПРФ не голосует за бюджет, так как это принципиальная позиция партии».

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3925033

Всё о кредитах
Добавить комментарий