Жилищные условия, вынужденное ухудшение

Жк рф ухудшение жилищных условий

Жилищные условия, вынужденное ухудшение

Сегодня намеренное ухудшение жилищных условий используют для получения недвижимости в пользование с помощью государственных программ.

После подтверждения недостатка площади по нормативам на человека появляется возможность встать в очередь.

Чтобы исключить возникновение проблем в ходе реализации подобных планов рекомендуется ознакомиться с действующим законодательством и судебной практикой.

Что такое ухудшение условий проживания

Четкая формулировка и расшифровка понятия «ухудшение жилищных условий» в законодательстве РФ отсутствует, но в некоторых региональных нормативно-правовых актах определены некоторые факторы, указывающие на ухудшение условий, в которых проживают люди. Некоторые факторы могут быть весьма спорными и не свидетельствовать о намеренном ухудшении условий проживания.

Если в семье рождается ребенок, или владелец жилплощади зарегистрировал официальный брак, после чего на вверенной ему территории он прописал нового члена своей семьи, это в принципе не может расцениваться как злоумышленное действие, осуществленное с целью получения статуса нуждающегося в государственной поддержке. Учитывая, что разделение между намеренным ухудшением жилищных условий и вынужденным бедственным положением нуждающейся в улучшении условий проживания семьи слишком размытое, то оцениваются такие действия индивидуально в каждом конкретном случае и чаще всего в судебном порядке.

Основными характерными признаками ухудшения жилищных условий являются:

  1. Наличие умысла завладеть правом на получение бесплатного жилья или материальной помощи для улучшения жилищных условий.
  2. В результате осуществленных действий условия проживания были на самом деле ухудшены, и человек действительно стал нуждающимся в получении субсидии или жилья от государства.
  3. В момент совершения действия, влекущего за собой возникновение нужды в жилье, человек не является нуждающимся и не состоит на учете в очереди на квартиру.

Согласно статье 53 ЖК РФ, те, кто для получения права на бесплатное жилье намеренно ухудшают существующие условия проживания, могут встать на учет не ранее, чем по истечении пяти лет с момента их «злодеяния» и при условии, что к тому времени их положение не улучшится.

Что является ухудшением жилищных условий по ЖК РФ

Согласно положениям ЖК РФ, ухудшение жилищных условий — это действия семьи, которые приводят к тому, что все ее члены или некоторые из них получают жилье более низкого качества.

Часто это происходит в результате развода, когда супруги продают свою квартиру с цель приобрести две небольших. Предусмотрено два случая снижения качества жизни: непреднамеренное и умышленное.

Стоит рассмотреть их более подробно.

Непреднамеренное ухудшение жилищных условий

Оно сводится к тому, что в силу различных жизненных обстоятельств семья или отдельные ее члены становятся малоимущими. Также возможно ухудшение жилищных условий по другим объективным причинам:

  • увеличение числа членов семьи;
  • выселение в судебном порядке;
  • развод;
  • пожар или затопление соседями;
  • различные стихийные бедствия, которые привели к снижению качества объекта недвижимости;
  • выделение детям доли в квартире, в результате чего снижается доля родителей;
  • покупка жилья, качество которого ниже, в результате невозможности содержать имеющееся.

Все это считается объективными причинами, которые влекут к снижению уровня жизни. Они позволяют обратиться в жилищный отдел районной администрации для постановки на очередь с целью получения жилья от государства.

Стоит понимать, что необходимо полностью соответствовать предъявляемым требованиям. В зависимости от региона понадобится предъявить различные документы. Рекомендуется заранее позвонить и уточнить, что нужно предъявить для постановки на льготную или общую очередь.

Умышленное ухудшение качества жизни

Оно происходит с корыстной целью. Если граждане не попадают под условия программы помощи нуждающимся, они часто умышленно разводятся, чтобы доказать, что являются малоимущими. Согласно ст. 53 ЖК РФ, если будет доказано желание супругов таким образом получить недвижимость от государства, то их снимают с очереди на жилье, а также запрещают обращаться с данным вопросом в течение 5 лет.

Есть несколько нюансов, которые могут рассматриваться как умышленное ухудшение жилищных условий:

  • покупка недвижимости, которая в дальнейшем используется не по назначению (в качестве магазина, салона красоты и так далее);
  • совершение обмена или продажи, в результате чего общая и жилая площадь уменьшаются;
  • выселение жильцов в судебном порядке из-за того, что объект недвижимости используется не по назначению;
  • заселение новых жильцов;
  • умышленное затопление или поджог жилья;
  • фиктивный развод;
  • изменение долей собственника.

Если у специалистов жилищного отдела, в котором кандидат встал на очередь на получение жилья от государства, возникнут сомнения в действительности статуса малоимущего, то может начаться расследование.

При наличии весомых доказательств подлога данных дело передается в суд. Если будет доказано, что действия по ухудшению качества жизни были умышленными, то право на получение муниципального жилья теряется.

Что это такое

С целью решения жилищных проблем необходимо стать на учет в муниципалитете. Однако местным властям приходится решать задачи расселения аварийного и пришедшего в негодность по естественным причинам жилья. Этим объясняется не только большое количество очередников, но и условия включения в список.

Базовое требование – недостаток квадратных метров в имеющемся объекте недвижимости. Каждый регион устанавливает собственные нормативы. Кроме действительного закон устанавливает понятие преднамеренного ухудшения жилищных условий. О нем без подробного пояснения упоминается в ЖК РФ (статья 53).

С учетом отсутствия четких определений в федеральном законодательстве субъекты РФ утверждают собственные правила. По состоянию на 2020 г. в 15 регионах действуют нормативы учета граждан, соответствующих данной категории.

Главным признаком намеренного ухудшения жилищных условий является наличие целевого умысла для получения недвижимости (государственной материальной помощи). Соответствующие намерения подтверждает отсутствие нужды в дополнительной площади до выполнения определенных действий. Также учитывают факт действительного ухудшения условий для проживания, что стало основанием для получения господдержки.

Статья 53. последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Государственные программы поддержки молодых семей действуют на федеральном и региональном уровнях. Что относится к намеренному ухудшению жилищных условий, выясняют с учетом особенностей определенной программы. В общем случае намеренными действиями могут быть признаны:

  • заключение (расторжение) брака с уменьшением доли собственности и возникновением прав на получение субсидий;
  • дарение, другие формы отчуждения собственности с регистрацией в «Росреестре»;
  • постоянная регистрация третьих лиц по адресу жилья без достаточных законных оснований.

Сегодня намеренное ухудшение жилищных условий используют для получения недвижимости в пользование с помощью государственных программ. После подтверждения недостатка площади по нормативам на человека появляется возможность встать в очередь.

Чтобы исключить возникновение проблем в ходе реализации подобных планов рекомендуется ознакомиться с действующим законодательством и судебной практикой.

Соответствующие намерения подтверждает отсутствие нужды в дополнительной площади до выполнения определенных действий. Также учитывают факт действительного ухудшения условий для проживания, что стало основанием для получения господдержки.

Смотря что это за квартира. Если это не приватизированное ранее государственное жилое помещение, а приобретено в дар, по наследству, тогда положения [quote]ст. 53 ЖК РФ[/quote] не действуют, т.к. считается, что граждане не реализовали своё право на улучшение жилищных условий.

Профессиональные юридические консультации и защита граждан. Бесплатная помощь юристов в вопросах наследства. Круглосуточная помощь автоюриста (оспаривание действий ГИБДД, возврат водительского удостоверения, оспаривание виновности в ДТП) Споры со страховыми компаниями.

Конституционный суд РФ заявляет, что указанные в документах действия не отражают правовой сущности правонарушения и не дают возможности ограничить его от смежных категорий. Из-за некорректности классификации правоохранительные инстанции обязаны подробно изучать и распределять каждый случай неправомерных действий.

Однако решением Московского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2010 г. военнослужащему П. было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решения жилищной комиссии воинской части об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

При этом в договоре отсутствует условие о том, что его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с даты, когда фактически началось его исполнение.

Из-за специфики законодательства судебные инстанции обычно разделяют действия по снижению уровня условий проживания в зависимости от категорий населения.

Если человек уже числился в списке тех, кто претендует на получение социального жилья, то даже намеренное ухудшение состояния площади не будет считаться правонарушением.

Обмен своей недвижимости на меньшую жилплощадь с худшими условиями проживания Продажа жилой квартиры или дома Но все эти действия будут являться преднамеренными, если после их совершения военнослужащий обращается в местные органы самоуправления и выражает желание поучаствовать в какой-либо госпрограмме.

Что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется

Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий. У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:

  • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
  • разделение лицевых счетов;
  • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
  • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
  • договора найма жилого помещения (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
  • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
  • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
  • перевод части жилья в нежилое помещение;
  • отказ от пользования социальным жильем.

Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Источник: https://rajonnyj.okd1.ru/konsultacziya/zhk-rf-uhudshenie-zhilishhnyh-uslovij/

Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 01 февраля 2012 г. по делу N 33-831 (ключевые темы: ветеран великой отечественной войны

Жилищные условия, вынужденное ухудшение

Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 01 февраля 2012 г. по делу N 33-831

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Кудриной Я.Г., Ильиных Е.А.

при секретаре Перун А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Деминой А.П.

об оспаривании постановления администрации города Владивостока по кассационной жалобе администрации города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 23 ноября 2011 года, которым заявленные требования удовлетворены, на администрацию города Владивостока возложена обязанность принять заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении как вдову ветерана Великой Отечественной войны.

Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., пояснения представителей заявителя Булдаковой В.Ф., Пуц Н.В., поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Демина А.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Владивостока от 10 августа 2011 года N об отказе ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении указав, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны …, умершего …, имеет инвалидность …

, нуждается в постороннем уходе, проживает у дочери … по адресу: “адрес” в жилом помещении общей площадью 56,0 кв.м., где зарегистрировано 5 человек. Заявитель 26 мая 2011 года подала заявление в администрацию г.

Владивостока о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии со статьей 21 Федерального Закона “О ветеранах”, однако оспариваемым постановлением ей отказано в принятии на учет по тем основаниям, что 21 июля 2010 года Демина А.П.

снялась с регистрационного учета по адресу: “адрес” и не истек срок, предусмотренный статей 53 ЖК РФ со дня совершения действий, направленных на ухудшение жилищных условий.

Не соглашаясь с постановлением, заявитель указала, что она проживала в городе Омске в ветхом доме, являющемся самовольной постройкой, она была вынуждена продать дом в связи с переездом по состоянию здоровья 1 августа 2010 года в город Владивосток к дочери. Просит признать незаконным постановление администрации города Владивостока от 10 августа 2011 года N и обязать администрацию поставить её на учет нуждающихся в получении жилого помещения.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, просили удовлетворить их в полном объеме.

Представитель администрации города Владивостока с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что заявителю отказано в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, продав дом в городе Омске.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация города Владивостока, в кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения.

В судебном заседании установлено, что Демина А.П. является вдовой участника и ветерана Великой Отечественной войны и проживает на основании договора найма в доме “адрес”, принадлежащем ее зятю … Общая площадь дома составляет 56 кв.м., жилая – 37 кв.м., согласно выписке из домовой книги в доме проживают 5 человек.

Как следует из материалов дела, 31 марта 2011 года Демина А.П. обратилась в администрацию г. Владивостока с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как вдова умершего ветерана Великой Отечественной войны для получения жилья.

Постановлением администрации г. Владивостока N от 10.08.2011 Деминой А.П. отказано в принятии на учет в связи с тем, что не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок со дня совершения Деминой А.П. намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, выразившихся в реализации своего жилья в г. Омске.

Давая правовую оценку оспариваемому постановлению, суд верно исходил из положений законодательства, регулирующего спорные отношения.

Указом Президента Российской Федерации N от 7 мая 2008 г.

“Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов” постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах” (пункт 1).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона “О ветеранах” члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г.

, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма являются члены семьи собственника жилого помещения обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Однако судом не выявлены такие действия заявителя, направленные на ухудшение жилищных условий. Напротив, судом установлено, что реализация дома г Омске, являющегося предыдущим местом жительства заявителя была вынужденной.

Состояние здоровья и престарелый возраст заявителя свидетельствуют о нуждаемости в постороннем уходе, так как самостоятельно проживать и содержать дом она не может, вырученные от продажи дома средства 300000 рублей не достаточны для приобретения жилого помещения.

В связи с изложенным выводы администрации о намеренности действий заявителя по ухудшению своих жилищных условия не могут быть признаны обоснованными, поскольку они не нашли подтверждения при рассмотрении дела.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/100376132/

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 февраля 2013 г. N 33-2917/2013 (ключевые темы: квартира

Жилищные условия, вынужденное ухудшение

Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 26 февраля 2013 г. N 33-2917/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Корсаковой Ю.М.

судей

Лебедева В.И.,

Литвиновой И.А.,

при секретаре

Дакуко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2013 года апелляционную жалобу С.А. на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2012 года по делу N 2-1911/12 по иску С.А. к Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М., объяснения С.А.О. и его представителя П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

С.А. обратился в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, в котором с учетом уточнений требований по правилам ст.

 39 ГПК Российской Федерации просил обязать Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договорам социального найма и включить в список семьи, состоящей из четырех человек (С.О., С.У., С.А.А., С.К.), с учетом льготы многодетная семья.

В обоснование заявленных требований истец указал, что совместно со своей семьей из пяти человек зарегистрирован и проживает в квартире, площадью кв. м., расположенной по адресу: , помимо семьи истца в указанной квартире также зарегистрированы и проживают Д.В.Н., Д.В.А., Н.С., Н.В., Н.В.В.

В супруга истца обратилась в жилищный отдел Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке семьи из пяти человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма, однако письмом N…

от Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга указала, что семья из пяти человек не может быть поставлена на учет, поскольку истец самостоятельно ухудшил свои жилищные условия, распоряжением Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга N…

на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма была поставлена супруга истца С.О. и их дети (С.У., С.А.А., С.К.), с учетом льготы многодетная семья.

В истец самостоятельно обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако получил отказ в связи с тем, что он самостоятельно ухудшил свои жилищные условия. Указанное решение Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга истец считает неправомерным.

Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2012 года в удовлетворении исковых требований С.А. отказано.

В апелляционной жалобе С.А. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил. В связи с изложенным судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.

 51 ЖК Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.ч.4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.

 3 Закона Санкт-Петербурга N 407-65 от 19.07.2005 г. “О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге”, учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

Пункт 5 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга N 407-65 от 19.07.2005 г. “О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге” предусматривает, что отказ в принятии на учет допускается в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.

Так, в соответствии ст.

 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности, в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.

Судом при разрешении спора установлено и из материалов дела следует, что С.А.О. состоит в браке с С.О. с .

С.А.О., С.О. вместе со своими детьми С.У., С.А.А., С.К. зарегистрированы в квартире , в указанной квартире также зарегистрированы Д.В.Н., Д.В.А., Н.В., Н.С., Н.В.В. Общая площадь квартиры составляет кв. м.

С.О. обратилась с заявлением в Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга о принятии семьи из 4 человек (С.О., С.У., С.А.А., С.К.) на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С.О. отозвала своё заявление от .

С.О. обратилась в Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии семьи из пяти человек (С.О., С.У., С.А.А., С.К., С.А.О.) на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением районной жилищной комиссии от С.О. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С.О. вновь обратилась с заявлением в Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга о принятии семьи из 4 человек (С.О., С.У., С.А.А., С.К.) на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга N… от С.О. с семьей из четырёх человек поставлена на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма, как многодетная семья.

С.А.О. отказано в приёме на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма.

При этом, принимая решение об отказе истцу в постановке на учет, Администрация ссылалась на то, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, и не истекло пять лет с момента перерегистрации на занимаемую жилую площадь.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу.

Как усматривается из материалов дела, истец С.А.О. до был постоянно зарегистрирован в квартире , снят с регистрационного учёта по личному заявлению в адрес: .

Согласно справке о регистрации в квартире , до были зарегистрированы 5 человек – истец С.А.О., его отец С.О.И. и мать С.А.А., а также брат С.К.О. с женой К., при этом, общая площадь квартиры составляет 62,49 кв. м.

Оценивая данные обстоятельства дела на основании положения ст.

 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящее время истец не может быть поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, это возможно только через пять лет после регистрации по новому адресу, поскольку С.А.О. до был зарегистрирован по иному адресу в жилом помещении, где не имел оснований для постановки на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма.

Довод апелляционной жалобы со ссылкой на положение ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года, которым были внесены изменения в ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 г.

N 409-61, предусматривающие, что вселение в занимаемое гражданами жилое помещение супругов и их несовершеннолетних детей, не являются действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, повторяет позицию истца, изложенную в суде первой инстанции и получившую надлежащую оценку в обжалуемом решении.

Указанный Закон Санкт-Петербурга N 409-61 “О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан” спорные отношения не регулирует, а согласно положениям ч. 2 ст. 3 этого Закона перечень действий, признаваемых действиями, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан, приведен и подлежит применению в целях этого Закона Санкт-Петербурга.

Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закон Санкт-Петербурга “О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге” N 407-65 от 19 июля 2005 года такого перечня не содержит.

При анализе положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и применении по аналогии положений ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 г. N 409-61 можно выделить следующие признаки намеренного ухудшения жилищных условий:

1) действия совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

3) действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);

4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.

Ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, т.е. совершая данные действия, лица осознают либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Действия совершаются гражданами с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, для применения в отношении гражданина последствий нормы ст.

 53 Жилищного кодекса Российской Федерации следует иметь объективные данные о том, что гражданин: а) совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; б) данные действия носили умышленный, а не вынужденный характер; и в) данные действия искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.

Данный вывод основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г.

N 258-О-О, в котором указано, что по, смыслу этой нормы Закона, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Истец фактически в добровольно отказался от прав на жилое помещение по адресу: , должен был осознавать, что в результате он ухудшает свои жилищные условия и это может привести его к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти в обеспечении его другим жильем, что и произошло в конечном результате. При таком положении недобросовестным является притязание истца, требующего участия со стороны государственной власти в обеспечении его другим жильем в настоящее время, до истечения предусмотренного законом срока.

Кроме того, недобросовестность притязаний истца также подтверждает то обстоятельство, что до его регистрации по адресу места жительства супруги, последней было отозвано ранее представленное в Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга заявление от о принятии семьи из 4 человек (С.О., С.У., С.А.А., С.К.) на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и впоследствии после регистрации супруга представлено новое заявление о принятии на учет семьи уже из пяти человек, включая истца.

На основании изложенного, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, – оставлению без удовлетворения.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/35293513/

Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения – Управление персоналом

Жилищные условия, вынужденное ухудшение

Соавторы:

1. И.В. Максимчук, начальник управления по жилищной политике администрации г. Волгограда, кандидат экономических наук, действительный муниципальный советник Волгоградской области 1 класса;

2. Р.Н. Мальцев, главный специалист отдела нормотворческой деятельности и представительства в судебных органах управления по жилищной политике администрации г. Волгограда.

Намеренное ухудшение жилищных условий является новеллой Жилищного кодекса РФ. Статья 53 Жилищного кодекса РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий» установила новые правила, неизвестные прежнему жилищному законодательству.

Так, из содержания указанной статьи следует, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К сожалению, законодатель не предусмотрел, какие именно действия могут послужить основанием для применения данной нормы. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

В настоящее время на вопросы, что признавать намеренным ухудшением жилищных условий, в каких случаях следует отличать реализацию прав граждан от ухудшения своих жилищных условий, какие действия не могут расцениваться, как намеренное ухудшения жилищных условий, не может быть дан четкий ответ.

К примеру, семья из 3 человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 14 кв. м. Затем в указанную квартиру переезжает и регистрируется по месту жительства родственник и количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, уменьшается до 10,5 кв. м.

Важно пояснить, что Жилищный кодекс РФ в отличие от ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР большинство отношений, связанных с признанием нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлением жилых помещений, регулирует исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой площади.

Так, учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (части 4, 5 статьи 50 ЖК РФ)

К примеру, в Волгограде в соответствии с пунктом 1.1 постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.06.2005 г.

№ 19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде» с 01 марта 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

В указанном примере до вселения четвертого члена семьи граждане были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (14,2 кв.

м на каждого) и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на соответствующий учет.

Но после вселения обеспеченность стала менее учетной нормы, и у органов местного самоуправления возникла обязанность по постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Действительно, как справедливо отмечают авторы, обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ч.1 ст.51 ЖК РФ) будет служить основанием для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако одного только уменьшения размера общей площади жилого помещения не достаточно для принятия граждан на учет, поскольку согласно ч.2 ст.

52 ЖК РФ состоят на учете имеют право только определенные категории граждан: 1) малоимущие (ими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению) и 2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (например, сотрудники милиции, педагогические работники образовательных учреждений).

В связи с изложенным сразу возникает несколько существенных вопросов:

  • Считаются ли подобные действия намеренным ухудшением жилищных условий или же это реализации права на свободу передвижения?

  • Как определить и юридически констатировать, что совершенное действие является намеренным ухудшением жилищных условий?

  • Какими нормативными актами руководствуются органы местного самоуправления при разрешении указанных ситуаций?

Для юридической оценки всех обстоятельств и дачи правового заключения следует учитывать, что установление перечня действий, являющих намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ.

В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.

Само по себе перечисление в Законе субъекта Российской Федерации действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также последствий таких действий, не свидетельствует о противоречии данной нормы статье 53 Жилищного кодекса.

Данной федеральной нормой непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий, не установлен, а, следовательно, нет правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта Российской Федерации этого перечня.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?129

Всё о кредитах
Добавить комментарий